Психолого-педагогические и методические основы развития творческой деятельности школьников на уроках биологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 20:30, реферат

Краткое описание

Одно из самых распространенных определений сущность творчества – определение по продукту или результату. Творчеством в этом случае признается все, что приводит к созданию нового. Известный итальянский физик, посвятивший ряд своих работ психологии научного творчества, Антонио Дзикики дает весьма характерное для этого подхода определение: «Творчество - это способность генерировать что-то такое, что никогда раньше не было известно, не встречалось и не наблюдалось». Ссылка (номер источника, страница) Страница указывается в том случае, если приводится дословное цитирование.

Файлы: 1 файл

творческие способности школьника.doc

— 67.00 Кб (Скачать)

1. Накопление знаний и навыков,  необходимых для четкого изложения  и формирования задачи, возникновение  проблемы (постановка задач).

2. Сосредоточение усилий и поиски  дополнительной информации, подготовка  к решению задачи.

3. Уход от проблемы, переключение  на другие занятия (период инкубации).

4. Озарение или инсайт (гениальная  идея и простая догадка скромных  масштабов, то есть логический разрыв, скачок в мышлении, получения результата, не вытекающего однозначно из посылок)

5. Проверка и доработка замысла,  его воплощение.

Представленные этапы  можно назвать и по-другому, да и само число этапов можно увеличить  или уменьшить, но в принципе творческий процесс характеризуется именно такой структурой. Решением считается не просто хорошая идея, а непременно осуществленная идея, изящество и простота. [8, с. 51]

Наиболее известно сегодня  описание последовательности стадий (этапов) творческого мышления, которое дал англичанин Грэм Уоллес в 1926 году. Он выделил четыре стадии творческого мышления: [4, с. 29]

Подготовка - формулирование задачи; попытки её решения.

Инкубация - временное отвлечение от задачи.

Озарение - появление интуитивного решения.

Проверка - испытание и/или реализация решения.

Впрочем, это описание не оригинально и восходит к классическому  докладу А. Пуанкаре 1908 года.

Анри Пуанкаре в своём докладе  в Психологическом обществе в  Париже (в 1908 году) описал процесс совершения им нескольких математических открытий и выявил стадии этого творческого процесса, которые впоследствии выделялись многими психологами.

1. Вначале ставится задача и  в течение некоторого времени  делаются попытки решить её.

«В течение двух недель я пытался доказать, что не может существовать никакой функции, аналогичной той, которую я назвал впоследствии автоморфной. Я был, однако, совершенно неправ; каждый день я садился за рабочий стол, проводил за ним час или два, исследуя большое число комбинаций, и не приходил ни к какому результату».

2. За этим следует более или  менее продолжительный период, в  течение которого когда человек  не думает о так и не решённой  пока задаче, отвлекается от неё.  В это время, полагает Пуанкаре, происходит бессознательная работа над задачей.

3. И, наконец, наступает момент, когда внезапно, без непосредственно  предшествовавших этому размышлений  о задаче, в случайной ситуации, не имеющей к задаче никакого  отношения, в сознании возникает  ключ к решению. [5, с 67]

«Однажды вечером, вопреки своей привычке, я выпил черного кофе; я не мог заснуть; идеи теснились, я чувствовал, как они сталкиваются, пока две из них не соединились, чтобы образовать устойчивую комбинацию».

В противоположность  обычным сообщениям такого рода Пуанкаре описывает здесь не только момент появления в сознании решения, но и будто чудом ставшую видимой работу бессознательного, непосредственно предшествовавшую этому; Жак Адамар, обращая внимание на это описание, указывает на совершенную его исключительность: «Я никогда не испытывал этого чудесного чувства и я никогда не слышал, чтобы его испытывал кто- нибудь, кроме него (Пуанкаре)».

4. После этого, когда ключевая  для решения идея уже известна, происходит завершение решения,  его проверка, развитие.

«К утру я установил существование одного класса этих функций, который соответствует гипергеометрическому ряду; мне оставалось лишь записать результаты, что заняло только несколько часов. Я хотел представить эти функции в виде отношения двух рядов и эта идея была совершенно сознательной и обдуманной; мной руководила аналогия с эллиптическими функциями. Я спрашивал себя, какими свойствами должны обладать эти ряды, если они существуют, и мне без труда удалось построить эти ряды, которые я назвал тета- автоморфными».

Пуанкаре изображает творческий процесс как последовательность двух этапов: 1) комбинирование частиц - элементов знания и 2) последующий отбор полезных комбинаций.

Он замечает, что комбинирование происходит вне сознания - в сознании возникают уже готовые «действительно полезные комбинации и некоторые другие, имеющие признаки полезных, которые изобретатель затем отбросит». Возникают вопросы: что за частицы участвуют в бессознательном комбинировании и как происходит комбинирование; как действует «фильтр» и что это за признаки, по которым он отбирает некоторые комбинации, пропуская их в сознание.

Труд наполняет сферу  сознания содержанием, которое затем  будет перерабатываться бессознательной  сферой.

Бессознательная работа представляет собой отбор типичного; «но как та работа совершается, об этом, конечно, нельзя судить, это тайна, одна из семи мировых загадок». Вдохновение есть «перекладывание» из бессознательной сферы в сознание готового вывода.

Что же касается изобретений, то П. К. Энгельмейер полагал, что  работа изобретателя практически так же состоит из трёх актов: желание, знание, умение. Желание и интуиция, происхождение замысла. Эта стадия начинается с появления интуитивного проблеска идеи и заканчивается уяснением её изобретателем.

Возникает вероятный  принцип изобретения. В научном творчестве этому этапу соответствует гипотеза, в художественном - замысел.

Знание и рассуждение, выработка схемы или плана. Выработка  полного развёрнутого представления  об изобретении. Производство опытов - мысленных и действительных.

Умение, конструктивное выполнение изобретения. Сборка изобретения. Не требует творчества.

«Покуда, от изобретения  имеется только идея (I акт), изобретения  ещё нет: вместе со схемой (II акт), изобретение  даётся как представление, а III акт  даёт ему реальное существование. В первом акте изобретение предполагается, во втором - доказывается, в третьем - осуществляется. В конце первого акта - это гипотеза, в конце второго - представление; в конце третьего - явление. Первый акт определяет его телеологически, второй - логически, третий - фактически. Первый акт даёт замысел, второй - план, третий - поступок».

Так же и в художественном творчестве. Творческий процесс немыслим без  воображения, которое позволяет  комбинационно - творчески воспроизводить цепь представлений и впечатлений, хранящихся в памяти.

Таким образом, в творческом процессе взаимодействуют бессознательное  и сознательное, интуиция и разум, природный дар и приобретенный  навык.

 

Литература, использованная в данном параграфе

1. Бодалев, А.А. Вершина в развитии  взрослого человека: характеристики и условия достижения. М.: Наука, 1988

5. Выготский Л.С., Психология искусства.  Под ред. Ярошевского, М. Педагогика, 1987

6. Галин  А.Л. Психологические особенности  творческого поведения. М., 1996

7. Гончаренко  Н.В. Гений в искусстве и науке. М., Искусство, 1991

8. Дружинин  В.Н. Психология общих способностей. СПб, 1999

9. Лейтес, Н.С. Умственные способности и  возраст. М.: Знание, 1984.

10. Лук  А.Н. Мышление и творчество. М., Педагогика, 1976

15. Симонов  В.П. Эмоциональный мозг. М., Наука, 1986

 


Информация о работе Психолого-педагогические и методические основы развития творческой деятельности школьников на уроках биологии