Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 20:30, реферат
Одно из самых распространенных определений сущность творчества – определение по продукту или результату. Творчеством в этом случае признается все, что приводит к созданию нового. Известный итальянский физик, посвятивший ряд своих работ психологии научного творчества, Антонио Дзикики дает весьма характерное для этого подхода определение: «Творчество - это способность генерировать что-то такое, что никогда раньше не было известно, не встречалось и не наблюдалось». Ссылка (номер источника, страница) Страница указывается в том случае, если приводится дословное цитирование.
1. Накопление знаний и навыков,
необходимых для четкого
2. Сосредоточение усилий и
3. Уход от проблемы, переключение
на другие занятия (период
4. Озарение или инсайт (гениальная
идея и простая догадка
5. Проверка и доработка замысла, его воплощение.
Представленные этапы можно назвать и по-другому, да и само число этапов можно увеличить или уменьшить, но в принципе творческий процесс характеризуется именно такой структурой. Решением считается не просто хорошая идея, а непременно осуществленная идея, изящество и простота. [8, с. 51]
Наиболее известно сегодня описание последовательности стадий (этапов) творческого мышления, которое дал англичанин Грэм Уоллес в 1926 году. Он выделил четыре стадии творческого мышления: [4, с. 29]
Подготовка - формулирование задачи; попытки её решения.
Инкубация - временное отвлечение от задачи.
Озарение - появление интуитивного решения.
Проверка - испытание и/или реализация решения.
Впрочем, это описание не оригинально и восходит к классическому докладу А. Пуанкаре 1908 года.
Анри Пуанкаре в своём докладе в Психологическом обществе в Париже (в 1908 году) описал процесс совершения им нескольких математических открытий и выявил стадии этого творческого процесса, которые впоследствии выделялись многими психологами.
1. Вначале ставится задача и в течение некоторого времени делаются попытки решить её.
«В течение двух недель я пытался доказать, что не может существовать никакой функции, аналогичной той, которую я назвал впоследствии автоморфной. Я был, однако, совершенно неправ; каждый день я садился за рабочий стол, проводил за ним час или два, исследуя большое число комбинаций, и не приходил ни к какому результату».
2. За этим следует более или
менее продолжительный период, в
течение которого когда
3. И, наконец, наступает момент,
когда внезапно, без непосредственно
предшествовавших этому
«Однажды вечером, вопреки своей привычке, я выпил черного кофе; я не мог заснуть; идеи теснились, я чувствовал, как они сталкиваются, пока две из них не соединились, чтобы образовать устойчивую комбинацию».
В противоположность обычным сообщениям такого рода Пуанкаре описывает здесь не только момент появления в сознании решения, но и будто чудом ставшую видимой работу бессознательного, непосредственно предшествовавшую этому; Жак Адамар, обращая внимание на это описание, указывает на совершенную его исключительность: «Я никогда не испытывал этого чудесного чувства и я никогда не слышал, чтобы его испытывал кто- нибудь, кроме него (Пуанкаре)».
4. После этого, когда ключевая
для решения идея уже известна,
происходит завершение решения,
«К утру я установил существование одного класса этих функций, который соответствует гипергеометрическому ряду; мне оставалось лишь записать результаты, что заняло только несколько часов. Я хотел представить эти функции в виде отношения двух рядов и эта идея была совершенно сознательной и обдуманной; мной руководила аналогия с эллиптическими функциями. Я спрашивал себя, какими свойствами должны обладать эти ряды, если они существуют, и мне без труда удалось построить эти ряды, которые я назвал тета- автоморфными».
Пуанкаре изображает творческий процесс как последовательность двух этапов: 1) комбинирование частиц - элементов знания и 2) последующий отбор полезных комбинаций.
Он замечает, что комбинирование
происходит вне сознания - в сознании
возникают уже готовые «
Труд наполняет сферу сознания содержанием, которое затем будет перерабатываться бессознательной сферой.
Бессознательная работа представляет собой отбор типичного; «но как та работа совершается, об этом, конечно, нельзя судить, это тайна, одна из семи мировых загадок». Вдохновение есть «перекладывание» из бессознательной сферы в сознание готового вывода.
Что же касается изобретений, то П. К. Энгельмейер полагал, что работа изобретателя практически так же состоит из трёх актов: желание, знание, умение. Желание и интуиция, происхождение замысла. Эта стадия начинается с появления интуитивного проблеска идеи и заканчивается уяснением её изобретателем.
Возникает вероятный принцип изобретения. В научном творчестве этому этапу соответствует гипотеза, в художественном - замысел.
Знание и рассуждение, выработка схемы или плана. Выработка полного развёрнутого представления об изобретении. Производство опытов - мысленных и действительных.
Умение, конструктивное выполнение изобретения. Сборка изобретения. Не требует творчества.
«Покуда, от изобретения имеется только идея (I акт), изобретения ещё нет: вместе со схемой (II акт), изобретение даётся как представление, а III акт даёт ему реальное существование. В первом акте изобретение предполагается, во втором - доказывается, в третьем - осуществляется. В конце первого акта - это гипотеза, в конце второго - представление; в конце третьего - явление. Первый акт определяет его телеологически, второй - логически, третий - фактически. Первый акт даёт замысел, второй - план, третий - поступок».
Так же и в художественном творчестве. Творческий процесс немыслим без воображения, которое позволяет комбинационно - творчески воспроизводить цепь представлений и впечатлений, хранящихся в памяти.
Таким образом, в творческом процессе
взаимодействуют
Литература, использованная в данном параграфе
1. Бодалев, А.А. Вершина в
5. Выготский Л.С., Психология искусства.
Под ред. Ярошевского, М.
6. Галин
А.Л. Психологические
7. Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и науке. М., Искусство, 1991
8. Дружинин
В.Н. Психология общих
9. Лейтес, Н.С. Умственные способности и возраст. М.: Знание, 1984.
10. Лук А.Н. Мышление и творчество. М., Педагогика, 1976
15. Симонов В.П. Эмоциональный мозг. М., Наука, 1986