Психолого-педагогические и методические основы развития творческой деятельности школьников на уроках биологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 20:30, реферат

Краткое описание

Одно из самых распространенных определений сущность творчества – определение по продукту или результату. Творчеством в этом случае признается все, что приводит к созданию нового. Известный итальянский физик, посвятивший ряд своих работ психологии научного творчества, Антонио Дзикики дает весьма характерное для этого подхода определение: «Творчество - это способность генерировать что-то такое, что никогда раньше не было известно, не встречалось и не наблюдалось». Ссылка (номер источника, страница) Страница указывается в том случае, если приводится дословное цитирование.

Файлы: 1 файл

творческие способности школьника.doc

— 67.00 Кб (Скачать)

ГЛАВА 1. Психолого-педагогические и методические основы развития творческой деятельности школьников на уроках биологии

    1. Психолого-педагогическая сущность творческой деятельности

Прежде чем рассматривать  творческую деятельность, нужно определить, сущность понятия «творчество». Есть три основных подхода к его пониманию.

Одно из самых распространенных определений сущность творчества – определение по продукту или результату. Творчеством в этом случае признается все, что приводит к созданию нового. Известный итальянский физик, посвятивший ряд своих работ психологии научного творчества, Антонио Дзикики дает весьма характерное для этого подхода определение: «Творчество - это способность генерировать что-то такое, что никогда раньше не было известно, не встречалось и не наблюдалось». Ссылка (номер источника, страница) Страница указывается в том случае, если приводится дословное цитирование.

На первый взгляд, данное утверждение соответствует действительности. Однако, во-первых, психологию интересует внутренний мир личности, а не то, что рождается в итоге ее активности; во-вторых, не всегда ясно, что следует считать новым. Обратимся к примерам.

Грегор Мендель открыл законы генетики, но никто из его  современников не обратил на это  внимания. Прошло 35 лет, и эти законы «переоткрыли» независимо друг от друга другие ученые. Возникает вопрос: можно ли сказать, что последователи Г. Менделя немецкий ботаник Карл Эрих Корренс, голландский ботаник Хуго де Фриз трудились творчески и сами были творцами, раз они открывали нечто уже известное? С точки зрения психологии они творцы и, безусловно, работали творчески. А то, что открывали уже известное кому-то - это частность, характеризующая внешнюю социально-культурную ситуацию.

Есть и второй подход к определению и оценке творчества. В этом случае творчество выявляется не по продукту, а по степени алгоритмизации процесса деятельности. Если процесс деятельности имеет жесткий алгоритм, то творчеству в нем нет места. Справедливо считается, что такой процесс приводит к заранее известному результату. Однако данный подход допускает, что любой неалгоритмизированный процесс с неизбежностью приводит к созданию оригинального, не существовавшего ранее продукта. Несложно заметить, что здесь допускается возможность относить к актам творчества всякую спонтанно развивающуюся активность. Например, рисование природы, Такая активность не требует особых напряжений ума, больших знаний, мастерства, природного дара и всего того, с чем обычно ассоциируется человеческое творчество, в его высшем понимании. Ссылка (номер источника, страница), фамилии.

Третий, подход имеет философскую природу, согласно которому творчество определяется как необходимое условие развития материи, образование ее новых форм, вместе с возникновением которых, меняются и сами формы творчества [1].

Творчество можно характеризовать новизной продукта, его объективной ценностью, неалгоритмизированностью процесса. Важно и то, что оно универсально и «не привязано» к определенному виду деятельности.

Творчество может быть рассмотрено в различных аспектах: продукт творчества – это то, что создано; процесс творчества – как создано; процесс подготовки к творчеству – как развивать творчество.

Продуктами творчества являются не только материальные продукты – здания, машины и т.д., но и новые мысли, идеи, решения, которые могут и не найти сразу же материального воплощения. Другими словами, творчество – это создание нового в разных планах и масштабах.

При характеристике сущности творчества важно учитывать разнообразные  факторы, признаки, свойственные процессу создания.

Творчество имеет признаки технические, экономические (снижение себестоимости, повышение рентабельности), социальные (обеспечение условий  труда), психолого-педагогические (развитие в творческом процессе психических, нравственных качеств, эстетических чувств, интеллектуальных способностей человека, приобретение знаний и др.) [3, с.51].

С точки зрения психологии особенно ценным является сам процесс  творческой работы, изучение процесса подготовки к творчеству, выявление  форм, методов и средств развития творчества. Оно является целеустремленным, упорным, напряженным трудом. Так же требует мыслительной активности, интеллектуальных способностей, волевых, эмоциональных черт и высокой работоспособности. Творчество характеризуется как высшая форма деятельности личности, требующая длительной подготовки, эрудиции и интеллектуальных способностей. Оно является основой человеческой жизни, источником всех материальных и духовных благ.

В социальном, психологическом  и образовательном планах особенно ценно то, что человек способен испытывать и испытывает истинное удовольствие не только от результатов творчества, но и от самого процесса творческого, исследовательского поиска.

В рамках данного подхода  к описанию и объяснению природы  творчества обретают неожиданную и  вполне убедительную трактовку некоторые часто фиксируемые факты. Так при изучении множества биографий творцов: ученых, художников, политиков, представителей других профессий была выявлена возрастная динамика творческих достижений [6, с.41]. Подъем креативности у человека приходится на возраст 20-30 лет; пик творческой продуктивности наступает в 30-35 лет; спад к 45 годам (50% от первоначальной продуктивности); к 60-ти годам происходит утрата творческих способностей. Отмечается, что наиболее ярко эта тенденция выражена у мужской части популяции. Мужчины по сравнению с женщинами, как свидетельствует история открытий и изобретений, демонстрируют креативность в большей степени в самых разных видах деятельности, причем делают это в более агрессивной, соревновательной манере. Самое интересное то, что такое поведение имеет свои биологические корни и находит свое объяснение в рамках эволюционной психологии.

Специалист по эволюционной психологии Дж. Миллер, развивая постулаты  концепции неконтролируемого полового отбора, пришел к выводу о том, что здесь кроется основа всех уникальных качеств человеческой психики. Он утверждает, что подъем креативности и наступление пика продуктивности (соответственно 20-30 лет и 30-35 лет) совпадает с периодами максимальной половой активности. Согласно эволюционной теории, максимальное распространение своих генов в популяции – одна из важнейших задач биологической особи. Соперничество и ухаживание в этот период наиболее интенсивны, что и требует от мужчины высокой поисковой активности, воплощающейся в креативности. Высокие когнитивные способности женщины, также демонстрируемые в аналогичные возрастные периоды, имеют, как считается, несколько иную природу и связаны с необходимостью диагностики мужского интеллекта и разоблачению «мужской лжи». [6, c.118]

Здесь нужно  написать об особенностях творчества школьников…

Обобщая вышесказанное, отметим, что применительно к  творческой деятельности можно сказать, что основным фактором, побуждающим  генерирование творческих догадок, гипотез, является сила потребности (мотивация), а факторами, определяющими содержание гипотез, - качеств этой потребности и вооруженность творящего субъекта, запасы его навыков и знаний. Если решение научной проблемы для личности является лишь средством для достижения, например, социально престижных целей, его интуиция будет создавать гипотезы и идеи, связанные с удовлетворением соответствующей потребности. Вероятность получения принципиально нового научного открытия в этом случае сравнительно не велика.

Из всего выше сказанного следует отметить, что четкого и конкретного определения творчества не существует, однако хотелось бы подчеркнуть, что творчество есть, ни, что иное, как создание чего-то нового в не зависимости от того, является ли оно исключительно новым или же переработанным материалом.

В зависимости от вида творческой деятельности, творчество как таковое  издавна принято разделять на художественное и научное. Художественное творчество не имеет непосредственной нацеленности на новизну, не отождествляется с производством нового, хотя оригинальность обычно присутствует среди критериев художественного творчества и оценок художественного таланта. Художественное творчество начинается с обострённого внимания к явлениям мира и предполагает «редкие впечатления», умение их держать в памяти и осмыслять.

Важным психологическим фактором художественного творчества является память. У художника она не зеркальна, избирательна и носит творческий характер. Творческий процесс не мыслим без воображения, которое позволяет воспроизводить цепь представлений и впечатлений, хранящихся в памяти.

В художественном творчестве участвуют  сознание и подсознание, разум и  интуиция. При этом подсознательные  процессы играют здесь особую роль.

Американский психолог Ф. Беррон обследовал с помощью тестов группу из пятидесяти шести писателей - своих соотечественников и пришел к выводу, что у писателей эмоциональность и интуиция высоко развиты и преобладают над рассудочностью. Из 56 испытуемых 50 оказались «интуитивными личностями» (89%), тогда как в контрольной группе, где были представлены люди, профессионально далекие от художественного творчества, личностей, обладающих развитой интуицией, оказалось в три с лишним раза меньше (25%). [8] На значение интуиции в творчестве обращают внимание и сами художники.

Идеалистические концепции абсолютизировали роль бессознательного в творческом процессе.

В ХХ в. подсознательное  в творческом процессе привлекло  к себе внимание З. Фрейда и его  психоаналитической школы. Художник как  творческая личность был превращен  психоаналитиками в объект самонаблюдения и наблюдения критики. Психоанализ абсолютизирует роль бессознательного в творческом процессе, выдвигая в отличие от других идеалистических концепций на передний план бессознательное начало.

Таким образом, в творческом процессе взаимодействуют бессознательное и сознательное, интуиция и разум, природный дар и приобретенный навык. В. Шиллер писал: «Бессознательное в соединении с рассудком и делает поэта-художника».

Особенно плодотворен  творческий процесс, когда художник находится в состоянии вдохновения. Это – специфическое творчески-психологическое состояние ясности мысли, интенсивности её работы, богатства и быстроты ассоциаций, глубокого проникновения в суть жизненных проблем, могучего «выброса», накопленного в подсознании жизненного и художественного опыта и непосредственного включения его в творчество. Вдохновение рождает необыкновенную творческую энергию, она почти синоним творчества. Не случайно образом поэзии и вдохновения с древнейших времен является крылатый конь - Пегас. В состоянии вдохновения достигается оптимальное сочетание интуитивного и сознательного начал в творческом процессе [7, c.88].

У разных людей состояние  вдохновения имеет разную продолжительность, частоту наступления. Выяснено, что  продуктивность творческого воображения  зависит главным образом от волевых  усилий и является результатом постоянной напряженной работы. По словам И.Е.Репина, вдохновение - это награда за каторжный труд. [2]

Научное творчество, в  отличие от художественного, есть деятельность, направленная на производство нового знания, которое получает социальную апробацию и входит в систему науки. Творчество в науке требует, прежде всего, приобретения принципиально нового общественно значимого знания, в этом всегда состояла важнейшая социальная функция науки. Процесс творческой деятельности можно разбить на этап нахождения принципа решения и этап применения решения.

Причем считается, что  наиболее выраженным предметом психологического исследования являются события первого  этапа, так как научное творчество нельзя свести к логическим операциям  «применение решения». [4, c. 52]

Научное творчество невозможно без высокого уровня развития общего и профессионального интеллекта, пространственных представлений и воображения, способности к обучаемости и деловому общению, т.е. без проявления социальной активности личности. Творческая деятельность предполагает самостоятельность, гибкость, направленность на постановку и решение проблем, воображение, комбинационные способности и другие аналитико-синтетические мыслительные способности, а так же упорство, уверенность в себе, жажду знаний, стремление к изобретениям и экспериментам, готовность к риску.

Творец должен выйти  за пределы существующего наличного  бытия как созданного природой, так  и людьми. В литературе описываются смелые проекты ученых, изобретателей и инженеров, которые творчески рвут с устоявшимися канонами и представлениями, выходя за пределы бытующих сегодня представлений. Содержание этих проектов опирается не только на строгий учет возможностей развития техники и технологии, но и на воображение, порой мечту, фантазию инженеров, которые руководствуются гуманной идеей о том, что «нет оснований слепо верить тем, кто рисует наше будущее в мрачных тонах, кто постоянно твердит нам, что приближается конец света» [7, с. 94].

Новатор должен обладать определенной смелостью, чтобы подняться над привычным, отстоять необходимость изменения, доказать его целесообразность, быть готовым вступить за него в борьбу. Новое неизбежно встречает сопротивление отжившего. Чем более новое качественно отлично от устоявшегося, тем более ожесточенный отпор оно встречает. Без преодоления этого сопротивления, без борьбы невозможен подход к новому, качественный скачок. Далеко не всякая личность обладает качествами, которые позволили бы ей не только творить новое, но и отстоять результаты этого творения. Поэтому приходится согласиться с мнением: «Что не всякий способен на творчество. В этом нет ничего удивительного». [4, c.91]

Как художественное, так  и научное творчество является чем-то новым. Только если в художественном мы видим воображение, свободный полет мысли, не контролируемый сознанием, то в научном на первый плен выступают интеллектуальные действия, которые в последствие должны получить одобрение общества.

Проявление художественного  и научного видов творчества учащимися  характерно и для изучения школьных предметов…

Теперь, когда мы рассмотрели, основные понятия творчества и его виды, можно обсудить и этапы творческой деятельности. К которым относят:

Информация о работе Психолого-педагогические и методические основы развития творческой деятельности школьников на уроках биологии