МЕТОДЫ УБЕЖДЕНИЕ как
метод воспитания первой группы представляет
собой активное воздействие
на сознание человека с целью оказания
ему помощи в осмыслении сути предъявляемых
ему идей или требований, а также выработки
внутреннего согласия с ними. При этом
реализуются два пути - убеждение словом
и (или) убеждение делом. К средствам убеждения
относятся: логические доводы, цифры, факты,
примеры, а также поступки и действия воспитуемого
или текущие события в коллективе.
Основными
функциями, реализуемыми методом убеждения
являются: формирование знаний о морали,
труде и общении;формирование представлений,
понятий, отношений, ценностей, взглядов;
обобщение и анализ собственного опыта
воспитуемых; трансформация общественных
ценностей, норм и установок в индивидуальные.
Основными
функциями метода примера является:иллюстрация
и конкретизация общих проблем, а также
активизация собственной душевной работы
воспитанников.
Нет сомнения, что положительный опыт
поведения создается путем педагогически
правильно организованной деятельности
воспитуемых, которая является источником
воспитания в этой группе методов. Воспитание
в деятельности имеет ряд закономерностей,
на основе которых формируются требования
к ее организации. А.Н.Леонтьев обращал
внимание на то, что деятельность воспитывает
лишь тогда, когда она личностно значима
и имеет «личностный смысл». Позиция воспитуемых
должна быть активной, а их функции постоянно
меняться - все проходят роли исполнителей
и организаторов. Вот почему руководство
деятельностью воспитуемых должно быть
гибким, соответствующим педагогической
ситуации.В отечественной педагогике
последних лет организация деятельности
рассматривается в качестве ведущего
подхода в воспитании.
Группа этих методов включает в себя: педагогическое
требование, коллективное мнение, приучение,
упражнение, воспитывающие ситуации.
Педагогическое требование
понимается как предъявление к
выполнению определенных норм поведения,
правил, законов, традиций, принятых в
обществе и в его группах. Требование
может выражаться как совокупность норм
общественного поведения, как реальная
задача или как конкретное указание о
выполнении какого-либо действия. По средствам
требования бывают прямые и косвенные.
Первые имеют вид непосредственного указания
или инструкции. Косвенные требования
предъявляются в виде просьбы, совета,
намека, они апеллируют к переживаниям,
мотивам, интересам учеников. В развитом
коллективе предпочтительно применяются
косвенные требования.
Коллективное мнение как метод воспитания
представляет собой выражение группового
требования к деятельности или поведению
человека. Средствами его реализации
являются коллективное обсуждение и высказывание
мнения коллектива отдельными людьми.
Однако здесь очень важно, чтобы педагог
мог сформировать здоровое коллективное
мнение, стимулируя выступления воспитуемых
с оценкой их деятельности.
Приучение - это организация регулярного
выполнения воспитуемыми определенных
действий с целью их превращения в привычные
формы поведения. Оно содействует
формированию устойчивых привычек. Его
средствами выступает соблюдение установленных
этических и нравственных норм, а также
выполнение существующих правил (личной
гигиены, общения и др.). Приучение эффективно
на ранних этапах развития человека. Методика
требует объяснять воспитуемым, что, как
и зачем нужно делать. В то же время приучение
предполагает и проверку выполнения действий.
Упражнение представляет
собой многократное повторение
способов действий с целью формирования
привычки правильного поведения, оптимального
алгоритма деятельности в конкретной
ситуации. К числу средств метода упражнения
относится соблюдение установленного
порядка в семье, школе и т.д., правильно
организованная учебная деятельность,
целенаправленные общественные поручения.
В широком смысле это такая организация
жизни и деятельности людей, которая создает
условия для поступков в соответствии
с общественными нормами. Упражнение опирается
на приучение, тесно с ним связано и реализуется
через поручение, выполнение отведенной
роли в общей деятельности. Участие в коллективных
делах на всех стадиях (планирование, исполнение,
оценка) развивает способности и формирует
качества личности. Однако педагогу необходимо
учитывать, что приучение и упражнение
эффективны лишь тогда, когда опираются
на положительные мотивы деятельности
людей и в свою очередь формируют их.
Воспитывающие ситуации - это обстоятельства
затруднения, формирующие навыки правильного
поведения на основе самостоятельно сделанного
выбора. Они могут быть специально
организованы педагогом. Для этого используются
средства моделирования ситуаций, использования
конфликтов в группе, выбора решения и
пр.
Методы стимулирования:
Поощрение - совокупность приемов
и средств морального и материального
стимулирования воспитуемых с целью побуждения
их к личностному совершенствованию.
Этот метод также может рассматриваться
как выражение положительной оценки, одобрения
и признания качеств, поступков и поведения
воспитуемого или группы. Оно вызывает
чувство удовлетворения, уверенности
в своих силах, положительную самооценку,
стимулирует человека к улучшению его
поведения. К числу средств поощрения
относятся похвала, благодарность педагога
и взрослых, награждение книгами или другие
материальные награды. При этом эффективным
также считается применение в виде средств
поощрения соответствующих жестов, мимики
и оценочных суждений воспитателя, его
поощрительных обращений; выделение поступка
или действий воспитуемого как примера
для подражания.
Критика рассматривается как анализ отрицательных
личностных качеств воспитуемого или
результатов его деятельности. При
этом, в зависимости от целей, к числу ее
средств педагогика относит безличную
критику, критику-похвалу, стимулирующую
критику, критику-надежду, критику-сожаление,
критику-сопереживание, критику-аналогию,
критику-удивление и критику-упрек.
Принуждение - это выражение отрицательной
оценки, осуждения действий и поступков,
противоречащих нормам поведения.
С точки зрения отечественной педагогики
оно выступает крайним методов воспитания
и применяется лишь тогда, когда другие
не позволяют достичь желаемого воспитательного
эффекта.
В то же
время в практике опытных педагогов
достаточно эффективным является
применение методов воспитания
другой видовой группы - психологической.
Как уже отмечалось, их действие
направлено на подсознание воспитуемого.
Как показывает педагогический опыт наиболее
эффективными из них являются: метод невербального
воздействия (средства: мимика, жесты,
поза, движения, выражение глаз, интонация
голоса); метод эмоционального
воздействия (средства: сопереживание,
возмущение, поучение); метод рационального
воздействия (основное средство - внушение).
Выбор методов воспитания
и техника их применения
Практическое использование
методов воспитания ставит перед педагогом
вопрос о выборе адекватного метода и
техники его использования. Согласно педагогической
науке, это зависит от многих факторов:
цели и содержания воспитания;степени
воспитанности воспитанников;
уровня развития межличностных отношений;авторитета
и опыта педагога; возрастных и индивидуальных
особенностей воспитуемых. Так, в слабо
развитом коллективе будут необходимы
четкие требования. В группе со здоровым
коллективным мнением и традициями уместны
советы, индивидуальные беседы.
Абсолютно
«правильных» методов на все
педагогические ситуации не существует.
Воспитатель пользуется для достижения
целей обычно комплексом методов,
создавая стратегию педагогического
взаимодействия, рассчитанную на
определенное время. Педагог-мастер
владеет разными методами и
находит оптимальные их сочетания
для конкретной ситуации. Шаблон
здесь противопоказан.
Диагностика воспитанности
– это процесс определения
педагогом уровня сформированности личностных
свойств и качеств человека, реализуемых
в системе межличностных отношений.
На основе анализа ее результатов осуществляется
уточнение или коррекция направленности
и содержания основных компонентов воспитательной
технологии.
Современные отечественные концепции
воспитания (А.А. Бодалев, З.А. Малькова,
Л.И. Новикова, И.А. Колесников, А.С. Нагавкин,
Е.Н. Барышников и др.)
До начала 90-х годов прошлого столетия
общепринятой была единственная концепция
коммунистического воспитания молодежи,
хотя передовые педагоги ориентировались
в своей деятельности и на другие имеющиеся
в отечественной и зарубежной науке концепции.
В конце восьмидесятых годов двадцатого
века начался новый этап поиска концептуальных
подходов к воспитанию. Появились различные
научные школы и отдельные ученые, которые
разрабатывали теорию воспитания. Концепции
призваны были ответить на три основных
вопроса: каковы цели воспитания на современном
этапе развития общества, каковы содержание
и структура воспитательного процесса,
кто в большей степени выступает в качестве
субъекта воспитания?
В начале 90-х
годов коллективом ученых под
руководством Алексея Александровича
Бодалева, Зои Алексеевны Мальковой, Лидией
Ивановной Новиковой и других была предложена
концепция воспитания учащейся молодежи
в современном мире. Она ориентирует педагогов
на гуманистическое воспитание, социальное
взаимодействие с личностью.
Цель воспитания,
которая определяется в этой
концепции - всестороннее развитие
личности. Задачи воспитания были
сформулированы следующим образом:
приобщение учащихся к системе
ценностей, выявление творческого
потенциала детей; формирование
чувства свободы, уважения к правилам,
нормам совместной жизни, развитие
способности к объективной самооценке;
воспитание положительного отношения
к труду.
Идеи, предложенные
авторами: - личностный подход - признание
личности высшей социальной ценностью;
отношение к воспитаннику как
субъекту воспитания; - природосообразность
- учет половых и возрастных особенностей
учащихся; - культуросообразность - опора
на национальные традиции народа; - гуманизация
межличностных отношений; - опора на чувства
воспитанников.
В рамках
этой концепции выделены следующие
подходы: деятельностный, дихотомический,
дифференциальный, средовой, системный.
Одна из первых
концепций, которая появилась в
период демократической перестройки
школы, была разработана О.С. Газманом
и А.В. Ивановым и адресована классным
воспитателям.
Авторы обратились к проблеме
целей воспитания и, наряду с идеальной
целью - формирование гармонической, всесторонне
развитой личности, предложили реальную:
дать каждому школьнику базовое образование
и культуру и на их основе представить
условия для развития тех сторон личности,
для которых есть наиболее благоприятные
субъективные условия (желание индивида)
и объективные возможности семьи, школы,
общественности, государственной власти
на местах.
Базовая культура
понимается как некоторая целостность,
включающая в себя минимальное,
а точнее - оптимальное наличие
свойств, качеств, ориентации личности,
позволяющих индивиду развиваться
в гармонии с общественной
культурой (т.е. не только не вступать
в конфликт с ней, но и вносить
в ее развитие посильный вклад).
Понятие "культура" - есть гармония
культуры знания, культуры творческого
действия и культуры чувств
и общения. Культура - это достижение
личностью некоторой гармонии, дающей
ей социальную жизнь и труд,
а также личностный психологический
комфорт. Авторы подчеркивают, что воспитание
должно обеспечивать гармонию человека
с самим собой, через определение им гармонии
с другими людьми, обществом, природой,
человеческой деятельностью. Достижение
гармонии - такова суть психологического,
нравственного, физического здоровья
человека. Особое внимание авторы уделяют
формированию у ребенка культуры жизненного
самоопределения, способности к культурной
самореализации, самоорганизации и самореабилитации.
Концепция воспитания Игоря Михайловича
Ильинского предлагает в качестве
цели формирование жизнеспособной,
гуманистически ориентированной
индивидуальности по отношению
к обществу и самой себе. Жизнеспособность
- это наличие у человека (поколения)
таких свойств и качеств, которые
позволяют не только выжить, не
деградируя, в "жестких" и ухудшающихся
условиях социальной и природной
среды, но и жить и развиться,
духовно возвышаться, воспроизводить
и воспитывать потомство, не менее
жизнеспособное в биологическом
и социальном плане, чем он
сам. Задача жизнеспособной личности
- стать индивидуальностью, сформировать
свои смысложизненные установки, самоутвердиться,
реализовать свои задатки и творческие
возможности, преобразуя при этом в своих
интересах среду обитания, не разрушая
и не уничтожая ее. Жизнеспособность предполагает
высокую социальную активность личности
(поколения), направленную на преобразование
внешней природной и социальной среды
и на формирование самого себя в соответствии
с заданными целями. В социокультурном
плане жизнеспособность проявляется в
том, насколько личность и поколение отвечают
насущным запросам общества на данном
историческом этапе и насколько они могут
взять на себя ответственность за его
будущее.
По мнению И.М. Ильинского, молодой человек
должен обладать следующими личностными
и гражданскими качествами: - быстро приспосабливаться
к изменяющимся условиям жизни, уметь
ориентироваться в экономической, социально-политической
обстановке, сохраняя свою мировоззренческую
позицию, гуманистические идеалы и ценности;
- обладать высокой социальной активностью,
целеустремленностью и предприимчивостью,
стремлением к поиску нового и способностью
находить оптимальные решения жизненных
проблем в нестандартных ситуациях; - иметь
потребность в жизненных достижениях
и успехе, способности к самостоятельному
принятию решений, постоянному саморазвитию
своего интеллекта и профессиональных
качеств; - быть законопослушным, социально
ответственным, обладать развитым чувством
внутренней свободы и собственного достоинства,
способностью к объективной самооценке
и конкуренции с другими; - иметь в разумной
мере индивидуалистические установки,
ориентацию на себя, свои интересы и потребности,
обладать рациональным, альтернативным
мышлением и прагматическим отношением
к жизни; - иметь национальное сознание
российского гражданина, быть патриотом,
борющимся за сохранение единства России
и ее становление как великой державы,
занимающей одно из ведущих мест в мировом
сообществе. Кроме того, каждый жизнеспособный
человек должен уметь понимать и быть
готовым отстаивать интересы своей социально-возрастной,
профессиональной, этнической, социальной
общности, к которой он принадлежит по
своему происхождению и социальному статусу.
Воспитательная система школы № 825 г. Москвы
(директор Владимир Абрамович Караковский),
ориентированная на целостную педагогическую
концепцию «Мы – школа», опирается на
идеи системности, комплексного подхода
к воспитанию, интеграции педагогических
воздействий, приоритетности коллективного
творчества. Ее основными особенностями
выступают: 1) организационное строение,
включающее педагогический совет (администрация,
учителя, представители от старшеклассников)
и большой совет (директор, педагоги, представители
от каждого класса, начиная с шестого);
2) стиль взаимоотношений, основанный на
заинтересованном обсуждении детских
проблем, доброжелательном отношении
к каждому ребенку, отсутствии грубости,
резкого тона и серьезных конфликтов между
педагогами и школьниками, личных дружеских
связях между учителями и учениками; 3)
ключевые общешкольные дела (термин В.
А. Караковского), которые проводятся как
традиционные мероприятия, вносят организационную
упорядоченность в жизнь школы, но каждый
раз разрабатываются, подготавливаются
и проводятся на основе оригинального,
нетрадиционного, творческого подхода;
4) коммунарский сбор как главный функциональный
узел воспитательной системы, проводимый
в весенние каникулы в течение трех дней,
представляет собой комплекс коллективных
творческих дел, осуществляемых в условиях
высокой интенсивности, с обязательным
выездом за город. Это мощное средство
объединения коллектива и осознания чувства
«мы».