Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 14:30, реферат
Краткое описание
История воспитания. Понятие и система педагогического инструментария. Методы, приемы и средства воспитания. Выбор методов воспитания и техника их применения.
Психология
воспитания - область психологии, занимающаяся
разработкой психологических основ обучения
и воспитания.
История воспитания В Древней Греции сложилась особенная
спартанская государственная система
воспитания, целью которой было готовить
из детей спартиатов воинов, стойких и
закаленных, будущих рабовладельцев. Государство
контролировало семенное воспитание детей
с момента их рождения. Воспитанием руководили
педономы, люди, специально выделенные
государством. Наибольшее внимание они
уделяли военно-физической подготовке
детей, учили их бегать, прыгать, бороться,
метать диск и копье, приучали беспрекословно
подчиняться старшим, презирать рабов
и их главное занятие - физический труд,
быть беспощадными к рабам. Образование
в агеллах ограничивалось обучением письму
и счету. Особое внимание уделялось развитию
у детей умения четко и кратко отвечать
на вопросы.
Афины! Воспитанию и обучению детей и юношества
в Афинах придавалось большое значение.
Афиняне стремились при этом к сочетанию
умственного, нравственного, эстетического
и физического развития человека, поскольку
считали идеальным того, кто прекрасен
и в физическом, и в нравственном отношении.
Но в рабовладельческом обществе физический
труд считался обязанностью лишь рабов.
Общая направленность афинской воспитательной
системы - презрение к физическому труду
и рабам.Заботясь об умственном воспитании
маленьких граждан, им рассказывали сказки,
читали литературные произведения, играли
с ними. Жизнь афинян постоянно сопровождала
музыка, одним из любимых музыкальных
инструментов была флейта, на ней играли,
читая стихи. С малых лет детей водили
на общественные торжества и праздники,
спортивные состязания. С 7 лет мальчики
посещали различные школы. В школе
учителя обучали детей чтению, письму,
счету. Дети получали литературное образование,
здесь специально занимались их эстетическим
воспитанием - учили петь, декламировать,
играть на музыкальных инструментах. Разностороннее
воспитание и образование было доступно
лишь детям крупных рабовладельцев.
ПЛАТОН. Воспитание, по мнению Платона,
обозначает воздействие взрослых на детей,
формирование в детях нравственность
и добродетели. В понятие “учение он включал
приобретение знаний посредством изучения
наук, а главное свойство науки, по Платону,
состоит в том, что она “будит душу пользоваться
мышлением для истины”.Особое значение
как средству воспитания он придавал играм,
а также чтению и рассказыванию детям
литературных произведений, мифов. При
этом он считал необходимым установить
законодательно, что именно нужно читать
и рассказывать маленьким детям.
Аристотель видел цель воспитания
в гармоническом развитии всех сторон
души, тесно связанных природой, но особенно
важным считал развитие высших сторон
- разумной и волевой. При этом он полагал
необходимым следовать за природой и сочетать
физическое, нравственное и умственное
воспитание, а также учитывать возрастные
особенности детей. Большое внимание Аристотель
уделял воспитанию в дошкольном возрасте.
“Ко всему, к чему можно приучить ребенка,
лучше приучить его непосредственно с
пеленок”. Аристотель подчеркивал, что
школы должны быть именно государственные,
а не частные, потому что воспитание граждан
- забота государственная. В школах дети
прежде всего попадают к учителям гимнастики,
которые заботятся об их физическом воспитании.
Кроме того, в школе дети обучаются чтению,
письму, счету, рисованию и музыке.. В более
старшем возрасте юноши изучают литературу,
историю, философию, математику, астрономию.
Музыке Аристотель придавал очень большое
значение как средству воспитания и эстетического
и нравственного. Нравственное воспитание
детей, по Аристотелю, основывается на
упражнении в нравственных поступках
- частом повторении желательных действий,
в которых не должно быть крайностей, а
наоборот, которые должны быть продуманными
и умереннымиВзгляды Аристотеля оказали
большое влияние на античную педагогику
и последующее развитие педагогической
науки.
Квинтилиан наиболее известный римский
оратор и педагог, был основателем одной
из лучших школ риторов в Риме он критиковал
семейное воспитание в высших слоях римского-общества,
где дети допускались на пиршества и становились
свидетелями неблаговидного поведения
взрослых; осуждал родителей за потворство
детям и недооценку важности периода детства
для становления личности человека. Квинтилиан
требовал от родителей, кормилиц и нянь,
чтобы они помнили, что ребенок очень восприимчив
и в нем легко укореняется как хорошее,
так и дурное; следует учитывать это и
при выборе товарищей-сверстников и педагогов.
Римский педагог дал методические советы
по обучению детей грамоте. Он настаивал
на одновременном ознакомлении их с видом
ч названием букв с помощью наглядных
пособий (буквы из слоновой кости), настаивал
на соблюдении систематичности и последовательности
в обучении.
В Европе VI–XV вв.
большое влияние на формирование воспитательных
систем имели религиозные традиции (православная,
мусульманская, буддийская, иудейская),
согласно которым задачей воспитания
было достижение человеком гармонии между
земным и небесным существованием. Содержательную
основу такого воспитания составляли
религиозно установленные нравственные
нормы, отражающие вечные представления
человечества о добре и зле.
Параллельно
с этим в эпоху Средневековья
существовала система рыцарского
воспитания, которая включала в
себя жертвенность, религиозное
послушание в сочетании с личной
свободой, служение Прекрасной Даме,
соблюдение кодекса чести. В основе
содержания рыцарского воспитания
лежала программа «семи рыцарских
добродетелей»: владение копьем, фехтование,
езда верхом, плавание, охота, игра
в шахматы, пение и игра на
музыкальном инструменте
Особое
значение для развития теории
воспитания имели работы Яна
Амоса Коменского (1592 -1670) - выдающегося
чешского педагога. Он полагал, что человек
есть часть природы и подчиняется ее главнейшим,
всеобщим законам, действующим как в мире
растений и животных, так и в мире людей.
Принцип природосообразности полагает
при этом изучение законов духовной жизни
человека и согласования с ними всех педагогических
воздействий. Коменский был одним из первых,
кто разработал стройную теорию семейного
воспитания
Одной из первых авторских воспитательных
систем стала система воспитания джентльмена,
предложенная английским философом и
педагогом Джоном Локком (1632–1704) и легшая
в основу западной воспитательно-образовательной
традиции XVIII–XX вв. Он говорил о решающей
роли воспитания в формировании личности
и значении среды в процессе воспитания,
поскольку «душа человека – чистая доска
без всяких знаков и идей, которую надлежит
заполнить воспитанием». Идеалом воспитания,
согласно Локку, является высокообразованный
и деловой человек. Главными составляющими
в его воспитании выступают: 1) физическое
воспитание, выработка характера, развитие
воли; 2) нравственное воспитание и обучение
хорошим манерам; 3) трудовое воспитание,
основанное на знаниях по экономике и
сельскому хозяйству, владениях ремеслами;
4) развитие любознательности и интереса
к учению, которое должно иметь теоретическую
направленность и практический характер.
Воспитательная
система немецкого философа и
педагога Рудольфа Штейнера (1861–1925),
известная как вальдорфская педагогика
(по названию фабрики «Вальдорф-Астория»,
при которой была организована школа),
базируется на теории свободного воспитания.
Она может быть охарактеризована как система
самопознания и саморазвития личности,
которые осуществляются в партнерстве
с учителем, в гармонии души и тела. Воспитательная
система вальдорфских школ была призвана
одновременно развивать интеллект (дух),
тело и нравственность (душу) человека.
Главный принцип, лежащий в основе данной
воспитательной системы, – принцип свободы,
которая при этом обязательно предусматривает
ответственность. Школа представляет
собой социальный организм нового типа.
Прежде всего в ней нет директора. К решению
всех важных вопросов привлекаются родители.
Школа не имеет общих методик, точных учебных
планов, учебников. Учителям предоставляется
полная свобода в выборе содержания, форм
и методов образовательного процесса.Педагоги
вальдорфской школы были незаурядными
личностями, высокоэрудированными, прекрасно
подготовленными специалистами
Генрих Песталоцци (1746-1827) ставил перед
собой цель: развитие в детях истинной
человечности, их нравственное самоусовершенствование.
Он полагал, что необходимо развить все
природные силы и способности человека
(разносторонне и гармонично). Воспитание
должно находиться в согласии с природой
ребенка, то есть быть природосообразным.
Оказать детям помощь в развитии всех
человеческих сил должно правильно поставленное
воспитание. Оно начинается с рождения
ребенка в семье. Песталоцци различал
силы человеческой природы троякого рода:
умственные, физические, нравственные.
Эти силы следует развивать во взаимосвязи,
избегая односторонности.
Воспитательная
система итальянского педагога
Марии Монтессори (1870–1952) разработана
в русле идеи свободного воспитания и
раннего развития в детском саду и начальной
школе. Главную задачу школы Монтессори
видела в том, чтобы создавать окружающую
среду, способствующую естественному
процессу саморазвития ребенка..
Константин
Дмитриевич Ушинский (1824-1870) - великий
отечественный педагог, он обосновал
антропологическую концепцию воспитания,
утверждая, что воспитание человека
возможно только с учетом знаний
всех наук о человеке. Большая
заслуга К.Д. Ушинского в разработке
идеи народности воспитания. Реализация
принципа народности, по его мнению,
предполагала: - создание широкой
сети народных школ, обеспечивающих
обязательность обучения всех
детей, делом воспитания должен
руководить сам народ; - воспитание
должно давать детям реальное
образование, развивать их умственные
способности с тем, чтобы они
могли быть использованы в
интересах народа; - центральное
место в формировании человека
должен занимать родной язык--``сокровищница
духа народа''; - воспитание должно формировать
человека, для которого труд является
первой потребностью, Идею народности
Ушинский тесно связывает с религиозно-нравственными
устоями православия.
Создание
воспитательной системы, в которой оптимальным
образом взаимодействуют школа, природная
и социальная среда, занимала особое место
в педагогической теории и практике выдающегося
русского педагога Станислава Теофиловича
Шацкого – он считал, что развивающее
влияние воспитательной системы будет
тем выше, чем активнее дети включаются
в изучение и преобразование окружающей
среды. Организуя различные аспекты жизнедеятельности
личности – трудовое, физическое, умственное,
игровое пространство, – школа должна
быть инициатором социокультурных изменений,
«изучать жизнь и участвовать в ней в целях
ее преобразования». С. Т. Шацкий был уверен,
что только труд способен внести «смысл
и порядок в детскую жизнь».Воспитательная
система в педагогической практике С.
Т. Шацкого выступала как целостное социально-педагогическое
единство, в состав которого входили ясли
и детские сады, начальная и средняя школы,
школа-интернат, клуб, читальня
Воспитательная
система выдающегося педагога
советской эпохи Антона Семеновича
Макаренко. Особенностью воспитательной
системы Макаренко являлась диалектическая
взаимосвязь целей и средств
воспитания, что нашло выражение
в следующих основных принципах
деятельности: 1) гуманизм воспитательного
воздействия «Как можно больше
требования к человеку и как
можно больше уважения к нему»;
2) коллективный характер воспитания,
выступающий сердцевиной всей
системы деятельности детского
сообщества; 3) наличие «системы перспективных
линий», т. е. ближних, средних и дальних
целей, делающих жизнь детей осмысленной
и наполненной ожиданиями «завтрашней
радости»; 4) наличие параллельного действия,
при котором влияние на личность оказывает
не только педагог, но и коллектив на основе
общественного мнения; 5) вовлеченность
детского коллектива в интересный, содержательный
общественно полезный труд, способный
приносить радость и гордость за достигнутые
результаты; 6) организация досуговой деятельности
на основе разнообразных кружков по интересам
(хоровой кружок, драмкружок, спортивно-военный,
шахматно-шашечный, танцевальный, литературный,
кружок политграмоты, световая газета,
кружок сказок).Необходимо отметить, что
многие аспекты воспитательной системы
А. С. Макаренко до сих пор широко распространены
в мировой педагогической практике
Понятие и система педагогического
инструментария
Большинством педагогов под формами воспитания
понимается организационная
сторона этого вида педагогической деятельности,
раскрывающая определенные состав и группировку
воспитуемых, структуру воспитательных
мероприятий, место и продолжительность
их проведения. Иными словами, это
внешнее выражение воспитательного процесса,
имеющего различные аспекты проявления.
В результате достаточно сложно осуществить
классификацию форм воспитания. Однако
их можно объединить в три группы по количественному
критерию:
фронтальных (массовых); групповых (коллективных);индивидуальных
форм воспитания.
Методы воспитания, в отличие от форм, раскрывают
технологическую сторону и представляют
собой совокупность наиболее общих способов
(приемов и связанных с ними средств) осуществления
воспитательного взаимодействий.
В то же время И.Ф.Харламов
рассматривает методы воспитания как
совокупность способов и приемов воспитательной
работы для развития потребностно-мотивационной
сферы и сознания воспитуемых, выработки
привычек поведения, его корректировки
и совершенствования. Однако в этом случае
в способе воспитательного взаимодействия
отсутствует один важный элемент – средства
воспитания.
Приемы воспитания (иногда – воспитательные приемы) рассматриваются
как конкретные операции взаимодействия
воспитателя и воспитуемого (например,
создание эмоционального настроя в ходе
беседы) и обусловливаются целью их применения.
В педагогической литературе они часто
трактуются как наименьшая структурная
единица воспитательного взаимодействия,
цикл действий, направленных на решение
элементарных педагогических задач. При
этом одни и те же приемы могут реализовываться
в различных методах воспитания.
Средства воспитания - это относительно независимые источники
формирования и развития личностной сферы
человека, обеспечивающие реализацию
педагогического приема в рамках конкретного
метода воспитания. К ним относят различные
предметы (игрушки, ЭВМ), произведения
и явления духовной и материальной культуры
(искусство, общественная жизнь) и др. Два
вида методов воспитания:
педагогический и психологический