Психология воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 14:30, реферат

Краткое описание

История воспитания.
Понятие и система педагогического инструментария.
Методы, приемы и средства воспитания.
Выбор методов воспитания и техника их применения.

Файлы: 1 файл

ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ.docx

— 40.91 Кб (Скачать)

ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ

        Психология воспитания - область психологии, занимающаяся разработкой психологических основ обучения и воспитания.

          История воспитания  В Древней Греции сложилась особенная спартанская государственная система воспитания, целью которой было готовить из детей спартиатов воинов, стойких и закаленных, будущих рабовладельцев. Государство контролировало семенное воспитание детей с момента их рождения. Воспитанием руководили педономы, люди, специально выделенные государством. Наибольшее внимание они уделяли военно-физической подготовке детей, учили их бегать, прыгать, бороться, метать диск и копье, приучали беспрекословно подчиняться старшим, презирать рабов и их главное занятие - физический труд, быть беспощадными к рабам. Образование в агеллах ограничивалось обучением письму и счету. Особое внимание уделялось развитию у детей умения четко и кратко отвечать на вопросы.

            Афины! Воспитанию и обучению детей и юношества в Афинах придавалось большое значение. Афиняне стремились при этом к сочетанию умственного, нравственного, эстетического и физического развития человека, поскольку считали идеальным того, кто прекрасен и в физическом, и в нравственном отношении. Но в рабовладельческом обществе физический труд считался обязанностью лишь рабов. Общая направленность афинской воспитательной системы - презрение к физическому труду и рабам.Заботясь об умственном воспитании маленьких граждан, им рассказывали сказки, читали литературные произведения, играли с ними. Жизнь афинян постоянно сопровождала музыка, одним из любимых музыкальных инструментов была флейта, на ней играли, читая стихи. С малых лет детей водили на общественные торжества и праздники, спортивные состязания. С 7 лет мальчики посещали различные школы. В школе  учителя обучали детей чтению, письму, счету. Дети получали литературное образование, здесь специально занимались их эстетическим воспитанием - учили петь, декламировать, играть на музыкальных инструментах. Разностороннее воспитание и образование было доступно лишь детям крупных рабовладельцев.

            ПЛАТОН. Воспитание, по мнению Платона, обозначает воздействие взрослых на детей, формирование в детях нравственность и добродетели. В понятие “учение он включал приобретение знаний посредством изучения наук, а главное свойство науки, по Платону, состоит в том, что она “будит душу пользоваться мышлением для истины”.Особое значение как средству воспитания он придавал играм, а также чтению и рассказыванию детям литературных произведений, мифов. При этом он считал необходимым установить законодательно, что именно нужно читать и рассказывать маленьким детям.

              Аристотель  видел цель воспитания в гармоническом развитии всех сторон души, тесно связанных природой, но особенно важным считал развитие высших сторон - разумной и волевой. При этом он полагал необходимым следовать за природой и сочетать физическое, нравственное и умственное воспитание, а также учитывать возрастные особенности детей. Большое внимание Аристотель уделял воспитанию в дошкольном возрасте. “Ко всему, к чему можно приучить ребенка, лучше приучить его непосредственно с пеленок”. Аристотель подчеркивал, что школы должны быть именно государственные, а не частные, потому что воспитание граждан - забота государственная. В школах дети прежде всего попадают к учителям гимнастики, которые заботятся об их физическом воспитании. Кроме того, в школе дети обучаются чтению, письму, счету, рисованию и музыке.. В более старшем возрасте юноши изучают литературу, историю, философию, математику, астрономию. Музыке Аристотель придавал очень большое значение как средству воспитания и эстетического и нравственного. Нравственное воспитание детей, по Аристотелю, основывается на упражнении в нравственных поступках - частом повторении желательных действий, в которых не должно быть крайностей, а наоборот, которые должны быть продуманными и умереннымиВзгляды Аристотеля оказали большое влияние на античную педагогику и последующее развитие педагогической науки.

                   Квинтилиан наиболее известный римский оратор и педагог, был основателем одной из лучших школ риторов в Риме он критиковал семейное воспитание в высших слоях римского-общества, где дети допускались на пиршества и становились свидетелями неблаговидного поведения взрослых; осуждал родителей за потворство детям и недооценку важности периода детства для становления личности человека. Квинтилиан требовал от родителей, кормилиц и нянь, чтобы они помнили, что ребенок очень восприимчив и в нем легко укореняется как хорошее, так и дурное; следует учитывать это и при выборе товарищей-сверстников и педагогов. Римский педагог дал методические советы по обучению детей грамоте. Он настаивал на одновременном ознакомлении их с видом ч названием букв с помощью наглядных пособий (буквы из слоновой кости), настаивал на соблюдении систематичности и последовательности в обучении.

     В Европе VI–XV вв. большое влияние на формирование воспитательных систем имели религиозные традиции (православная, мусульманская, буддийская, иудейская), согласно которым задачей воспитания было достижение человеком гармонии между земным и небесным существованием. Содержательную основу такого воспитания составляли религиозно установленные нравственные нормы, отражающие вечные представления человечества о добре и зле.

      Параллельно  с этим в эпоху Средневековья  существовала система рыцарского  воспитания, которая включала в  себя жертвенность, религиозное  послушание в сочетании с личной  свободой, служение Прекрасной Даме, соблюдение кодекса чести. В основе  содержания рыцарского воспитания  лежала программа «семи рыцарских  добродетелей»: владение копьем, фехтование, езда верхом, плавание, охота, игра  в шахматы, пение и игра на  музыкальном инструменте

       Особое  значение для развития теории  воспитания имели работы Яна  Амоса Коменского (1592 -1670) - выдающегося чешского педагога. Он полагал, что человек есть часть природы и подчиняется ее главнейшим, всеобщим законам, действующим как в мире растений и животных, так и в мире людей. Принцип природосообразности полагает при этом изучение законов духовной жизни человека и согласования с ними всех педагогических воздействий. Коменский был одним из первых, кто разработал стройную теорию семейного воспитания

          Одной из первых авторских воспитательных систем стала система воспитания джентльмена, предложенная английским философом и педагогом Джоном Локком (1632–1704) и легшая в основу западной воспитательно-образовательной традиции XVIII–XX вв. Он говорил о решающей роли воспитания в формировании личности и значении среды в процессе воспитания, поскольку «душа человека – чистая доска без всяких знаков и идей, которую надлежит заполнить воспитанием». Идеалом воспитания, согласно Локку, является высокообразованный и деловой человек. Главными составляющими в его воспитании выступают: 1) физическое воспитание, выработка характера, развитие воли; 2) нравственное воспитание и обучение хорошим манерам; 3) трудовое воспитание, основанное на знаниях по экономике и сельскому хозяйству, владениях ремеслами; 4) развитие любознательности и интереса к учению, которое должно иметь теоретическую направленность и практический характер.

        Воспитательная  система немецкого философа и  педагога Рудольфа Штейнера (1861–1925), известная как вальдорфская педагогика (по названию фабрики «Вальдорф-Астория», при которой была организована школа), базируется на теории свободного воспитания. Она может быть охарактеризована как система самопознания и саморазвития личности, которые осуществляются в партнерстве с учителем, в гармонии души и тела. Воспитательная система вальдорфских школ была призвана одновременно развивать интеллект (дух), тело и нравственность (душу) человека. Главный принцип, лежащий в основе данной воспитательной системы, – принцип свободы, которая при этом обязательно предусматривает ответственность. Школа представляет собой социальный организм нового типа. Прежде всего в ней нет директора. К решению всех важных вопросов привлекаются родители. Школа не имеет общих методик, точных учебных планов, учебников. Учителям предоставляется полная свобода в выборе содержания, форм и методов образовательного процесса.Педагоги вальдорфской школы были незаурядными личностями, высокоэрудированными, прекрасно подготовленными специалистами

          Генрих Песталоцци (1746-1827) ставил перед собой цель: развитие в детях истинной человечности, их нравственное самоусовершенствование. Он полагал, что необходимо развить все природные силы и способности человека (разносторонне и гармонично). Воспитание должно находиться в согласии с природой ребенка, то есть быть природосообразным. Оказать детям помощь в развитии всех человеческих сил должно правильно поставленное воспитание. Оно начинается с рождения ребенка в семье. Песталоцци различал силы человеческой природы троякого рода: умственные, физические, нравственные. Эти силы следует развивать во взаимосвязи, избегая односторонности.

     Воспитательная  система итальянского педагога  Марии Монтессори (1870–1952) разработана в русле идеи свободного воспитания и раннего развития в детском саду и начальной школе. Главную задачу школы Монтессори видела в том, чтобы создавать окружающую среду, способствующую естественному процессу саморазвития ребенка..

     Константин  Дмитриевич Ушинский (1824-1870) - великий  отечественный педагог, он обосновал  антропологическую концепцию воспитания, утверждая, что воспитание человека  возможно только с учетом знаний  всех наук о человеке. Большая  заслуга К.Д. Ушинского в разработке  идеи народности воспитания. Реализация  принципа народности, по его мнению, предполагала: - создание широкой  сети народных школ, обеспечивающих  обязательность обучения всех  детей, делом воспитания должен  руководить сам народ; - воспитание  должно давать детям реальное  образование, развивать их умственные  способности с тем, чтобы они  могли быть использованы в  интересах народа; - центральное  место в формировании человека  должен занимать родной язык--``сокровищница духа народа''; - воспитание должно формировать человека, для которого труд является первой потребностью, Идею народности Ушинский тесно связывает с религиозно-нравственными устоями православия.

        Создание воспитательной системы, в которой оптимальным образом взаимодействуют школа, природная и социальная среда, занимала особое место в педагогической теории и практике выдающегося русского педагога Станислава Теофиловича Шацкого – он считал, что развивающее влияние воспитательной системы будет тем выше, чем активнее дети включаются в изучение и преобразование окружающей среды. Организуя различные аспекты жизнедеятельности личности – трудовое, физическое, умственное, игровое пространство, – школа должна быть инициатором социокультурных изменений, «изучать жизнь и участвовать в ней в целях ее преобразования». С. Т. Шацкий был уверен, что только труд способен внести «смысл и порядок в детскую жизнь».Воспитательная система в педагогической практике С. Т. Шацкого выступала как целостное социально-педагогическое единство, в состав которого входили ясли и детские сады, начальная и средняя школы, школа-интернат, клуб, читальня

      Воспитательная  система выдающегося педагога  советской эпохи Антона Семеновича  Макаренко. Особенностью воспитательной  системы Макаренко являлась диалектическая  взаимосвязь целей и средств  воспитания, что нашло выражение  в следующих основных принципах  деятельности: 1) гуманизм воспитательного  воздействия «Как можно больше  требования к человеку и как  можно больше уважения к нему»; 2) коллективный характер воспитания, выступающий сердцевиной всей  системы деятельности детского  сообщества; 3) наличие «системы перспективных линий», т. е. ближних, средних и дальних целей, делающих жизнь детей осмысленной и наполненной ожиданиями «завтрашней радости»; 4) наличие параллельного действия, при котором влияние на личность оказывает не только педагог, но и коллектив на основе общественного мнения; 5) вовлеченность детского коллектива в интересный, содержательный общественно полезный труд, способный приносить радость и гордость за достигнутые результаты; 6) организация досуговой деятельности на основе разнообразных кружков по интересам (хоровой кружок, драмкружок, спортивно-военный, шахматно-шашечный, танцевальный, литературный, кружок политграмоты, световая газета, кружок сказок).Необходимо отметить, что многие аспекты воспитательной системы А. С. Макаренко до сих пор широко распространены в мировой педагогической практике

               Понятие и система педагогического инструментария

                Большинством педагогов под формами воспитания понимается организационная сторона этого вида педагогической деятельности, раскрывающая определенные состав и группировку воспитуемых, структуру воспитательных мероприятий, место и продолжительность их проведения. Иными словами, это внешнее выражение воспитательного процесса, имеющего различные аспекты проявления. В результате достаточно сложно осуществить классификацию форм воспитания. Однако их можно объединить в три группы по количественному критерию:  
фронтальных (массовых); групповых (коллективных);индивидуальных форм воспитания.

            Методы воспитания, в отличие от форм, раскрывают технологическую сторону и представляют собой совокупность наиболее общих способов (приемов и связанных с ними средств) осуществления воспитательного взаимодействий.  
      В то же время И.Ф.Харламов рассматривает методы воспитания как совокупность способов и приемов воспитательной работы для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания воспитуемых, выработки привычек поведения, его корректировки и совершенствования. Однако в этом случае в способе воспитательного взаимодействия отсутствует один важный элемент – средства воспитания.  
     Приемы воспитания (иногда – воспитательные приемы) рассматриваются как конкретные операции взаимодействия воспитателя и воспитуемого (например, создание эмоционального настроя в ходе беседы) и обусловливаются целью их применения. В педагогической литературе они часто трактуются как наименьшая структурная единица воспитательного взаимодействия, цикл действий, направленных на решение элементарных педагогических задач. При этом одни и те же приемы могут реализовываться в различных методах воспитания. 
        Средства воспитания - это относительно независимые источники формирования и развития личностной сферы человека, обеспечивающие реализацию педагогического приема в рамках конкретного метода воспитания. К ним относят различные предметы (игрушки, ЭВМ), произведения и явления духовной и материальной культуры (искусство, общественная жизнь) и др. Два вида методов воспитания:  
педагогический и психологический

Информация о работе Психология воспитания