Психологические следствия несформированной самостоятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 15:22, реферат

Краткое описание

Гармоничное развитие дошкольника - важная государственная задача. И это закономерно. Ведь за последние годы в нашей стране значительно увеличилось число людей, страдающих психологическими нарушениями. Среди них немало детей дошкольного возраста. Ранний возраст является особо значимым для формирования «Я» ребенка. Оно должно освободиться от поддержки, которую ему оказывало «Я» матери, чтобы достигнуть отделения от нее и осознания себя как отдельного «Я».

Файлы: 1 файл

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СЛЕДСТВИЯ НЕСФОРМИРОВАННОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ.doc

— 75.00 Кб (Скачать)

43. Я разделяю  увлечения моего ребенка. 

44. Мой ребенок  кого угодно может вывести  из себя.

45. Огорчения  моего ребенка мне всегда близки  и понятны. 

46. Мой ребенок  часто меня раздражает.

47. Воспитание  ребенка — это сплошная нервотрепка. 

48. Строгая дисциплина  в детстве развивает сильный  характер.

49. Я не доверяю  своему ребенку. 

50. За строгое воспитание дети потом благодарят своих родителей.

51. Иногда мне  кажется, что я ненавижу своего  ребенка. 

52. В моем ребенке  больше недостатков, чем достоинств.

53. Мне близки  интересы моего ребенка, я их  разделяю.

54. Мой ребенок  не в состоянии сделать что-либо самостоятельно, и если он это делает, то обязательно получается не так, как нужно.

55. Мой ребенок  вырастет не приспособленным  к жизни. 

56. Мой ребенок  нравится мне таким, какой он  есть.

57. Я тщательно  слежу за состоянием здоровья моего ребенка.

58. Я восхищаюсь  своим ребенком.

59. Ребенок не  должен иметь секретов от родителей. 

60. Я невысокого  мнения о способностях моего  ребенка и не скрываю этого  от него.

61. Ребенок должен  дружить с теми детьми, которые  нравятся его родителям.  

Обработка и  оценка результатов 

Для каждого  из видов родительских отношений, выясняемых при помощи данного опросника, ниже указаны номера суждений, связанные  с данным видом.

Принятие —  отвержение ребенка: 3, 5, 6, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 23, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 52, 53, 55, 56, 60.

Кооперация: 21, 25, 31, 33, 34, 35, 36.

Симбиоз: 1, 4, 7, 28, 32, 41, 58.

Контроль: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.

Отношение к  неудачам ребенка: 9, 11, 13, 17, 22, 54, 61.

За каждый ответ  типа «да» испытуемый получает 1 балл, а за каждый ответ типа «нет» — 0 баллов. Высокие баллы свидетельствуют  о значительной развитости указанных  выше видов родительских отношений, а низкие баллы — о том, что  они сравнительно слабо развиты. Если говорить конкретно, то оценка и интерпретация полученных данных производятся следующим образом.

Высокие баллы  по шкале «принятие — отвержение»  — от 24 до 33 — говорят о том, что у данного испытуемого  имеется выраженное положительное  отношение к ребенку. Взрослый в данном случае принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы, проводит с ним достаточно немало времени и не жалеет об этом.

Низкие баллы  по этой же шкале — от 0 до 8 — говорят о том, что взрослый испытывает по отношению к ребенку в основном только отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, даже иногда ненависть. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко своим отношением третирует ребенка. Понятно, что имеющий такие наклонности взрослый не может быть хорошим педагогом.

Высокие баллы  по шкале «кооперация» — 7-8 баллов —  являются признаком того, что взрослый проявляет искренний интерес  к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу ребенка, старается быть с ним на равных.

Низкие баллы  по данной шкале — 1-2 балла — говорят  о том, что взрослый по отношению  к ребенку ведет себя противоположным образом и не может претендовать на роль хорошего педагога.

Высокие баллы  по шкале «симбиоз» — 6-7 баллов —  достаточны для того, чтобы сделать  вывод о том, что данный взрослый человек не устанавливает психологическую  дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удов­летворять его основные разумные потребности, оградить от неприятностей,

Низкие баллы  по этой же шкале — 1-2 балла —  являются признаком того, что взрослый, напротив, устанавливает значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало заботится о нем. Вряд ли такой взрослый может быть хорошим учителем и воспитателем для ребенка.

Высокие баллы  по шкале «контроль» — 6-7 баллов —  говорят о том, что взрослый человек  ведет себя слишком авторитарно  по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки. Он на­вязывает ребенку почти во всем свою волю. Такой взрослый человек далеко не всегда может быть полезным, как воспитатель, для детей.

Низкие баллы по этой же шкале — 1-2 балла — напротив, свидетельствуют о том, что контроль за действиями ребенка со стороны взрослого человека практически отсутствует. Это может быть не очень хорошо для обучения и воспитания детей. Наи­лучшим вариантом оценки педагогических способностей взрослого человека по этой шкале являются средние оценки, от 3 до 5 баллов.

Высокие баллы  по шкале «отношение к неудачам ребенка» — 7-8 баллов — являются признаком  того, что взрослый человек считает  ребенка маленьким неудачником  и относится к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся взрослому человеку несерьезными, и он игнорирует их. Вряд ли такой взрослый может стать хорошим учителем и воспитателем для ребенка.

Низкие баллы  по этой же шкале — 1-2 балла , напротив, свидетельствуют о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него. Такой взрослый, скорее всего, станет неплохим учителем и воспитателем. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Интернет-обзор  сайтов 

  1. www.academia-moscow.ru
  2. www.bibliofond.ru
  3. www.glossary.ru
  4. www.library.ru
  5. www.onlinedics.ru
  6. www.psy.msu.ru
  7. www.vocabulary.ru
  8. www3.vspu.ac.ru
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Цитаты  известных педагогов, психологов, философов о семье, детях, родителях. 

    *Не вправе наказывать ребенка тот, кого ребенок не любит.

                                                                                                              Джон Локк.

    *Ребенок - зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца.

                                                                                                В. А.Сухомлинский.

    *Дети, которых не любят, становятся взрослыми, которые не могут любить.

                                                                                                                  Перл Бак.

    *Ребенок становится счастливым, как только ощущает к себе искреннюю и бескорыстную любовь.

                                                                                                Ш.А. Амонашвили.

    *Детство - чужая страна: говоря на одном и том же языке, родители и дети нередко совершенно не понимают друг друга.

                                                                                                          Бел Кауфман.  

    * Родители  воспитывают, а дети воспитываются  той семейной жизнью, которая  складывается намеренно или ненамеренно.  Жизнь семьи тем и сильна, что  впечатления её постоянны, обыденны, что она действует незаметно, укрепляет или отравляет дух человеческий, как воздух, которым мы живы.

                                                                                                   А. Острогорский.

    * Залог семейного счастья в доброте, откровенности, отзывчивости.     

                                                                                                     Эмиль Золя.

       * В семейной жизни надо считаться с мыслями, убеждениями, чувствами, стремлениями любимого человека.

                                                                                               В.А. Сухомлинский.  

     * Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, которая складывается намеренно или ненамеренно. Жизнь семьи тем и сильна, что впечатления её постоянны, обыденны, что она действует незаметно, укрепляет или отравляет дух человеческий, как воздух, которым мы живы.

                                                                                                  А. Острогорский.

    * Не думайте,  что вы воспитываете ребёнка  только тогда, когда с ним  разговариваете, поучаете его или  приказываете ему. Вы воспитываете  его в каждый момент вашей  жизни, даже тогда, когда вас нет.

                                                                                                        А.Макаренко.

Информация о работе Психологические следствия несформированной самостоятельности