Психологические следствия несформированной самостоятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 15:22, реферат

Краткое описание

Гармоничное развитие дошкольника - важная государственная задача. И это закономерно. Ведь за последние годы в нашей стране значительно увеличилось число людей, страдающих психологическими нарушениями. Среди них немало детей дошкольного возраста. Ранний возраст является особо значимым для формирования «Я» ребенка. Оно должно освободиться от поддержки, которую ему оказывало «Я» матери, чтобы достигнуть отделения от нее и осознания себя как отдельного «Я».

Файлы: 1 файл

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СЛЕДСТВИЯ НЕСФОРМИРОВАННОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ.doc

— 75.00 Кб (Скачать)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СЛЕДСТВИЯ НЕСФОРМИРОВАННОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

 

  Гармоничное развитие дошкольника - важная государственная задача. И это закономерно. Ведь за последние годы в нашей стране значительно увеличилось число людей, страдающих психологическими нарушениями. Среди них немало детей дошкольного возраста. Ранний возраст является особо значимым для формирования «Я» ребенка. Оно должно освободиться от поддержки, которую ему оказывало «Я» матери, чтобы достигнуть отделения от нее и осознания себя как отдельного «Я». Таким образом, итогом развития в раннем возрасте должно стать формирование автономности, самостоятельности, а для этого матери необходимо отпустить ребенка на то расстояние, на которое он сам хочет отойти. А вот выбрать расстояние, на которое нужно отпустить ребенка, и темп, в каком это следует делать, обычно бывает достаточно трудно. Таким образом, к неблагоприятным типам взаимодействия матери с ребенком можно отнести: а) слишком резкое и быстрое отделение, которое может быть следствием выхода матери на работу, помещения ребенка в ясли, рождения второго ребенка и т. п.; б) продолжение постоянной опеки над ребенком, которую нередко проявляет тревожная мать. Кроме того, поскольку ранний возраст – это период амбивалентного отношения ребенка к матери и важнейшей формой детской активности является агрессия, то фактором риска может стать абсолютный запрет на проявление агрессивности, следствием чего может явиться полное вытеснение агрессивности. Таким образом, всегда добрый и послушный ребенок, который никогда не капризничает, – «гордость мамы» и всеобщий любимец часто платит за всеобщую любовь достаточно дорогой ценой – нарушением своего психологического здоровья.

    Следует также отметить, что важную роль в становлении психологического здоровья играет и то, как осуществляется воспитание опрятности ребенка. Это «основная сцена», где разыгрывается борьба за самоопределение: мать настаивает на соблюдении правил – ребенок защищает свое право делать то, что хочет. Поэтому фактором риска можно считать излишне строгое и быстрое приучение к опрятности маленького ребенка. Определим теперь место взаимоотношений с отцом для становления автономности ребенка. Как утверждает Г. Фигдор, отец в этом возрасте должен быть физически и эмоционально доступен ребенку, поскольку: а) подает ребенку пример отношений с матерью – отношений между автономными субъектами; б) выступает прообразом внешнего мира, т. е. освобождение от матери становится не уходом в никуда, а уходом к кому-то; в) является менее конфликтным объектом, чем мать, и становится источником защиты. Но как редко в современной России отец хочет и как редко имеет возможность быть рядом с ребенком! Таким образом, и отношения с отцом чаще всего неблагоприятно сказываются на формировании самостоятельности ребенка. Нам же нужно очень четко представлять, что несформированная самостоятельность ребенка в раннем возрасте может явиться источником многих трудностей младшего школьника и прежде всего источником проблемы выражения гнева и проблемы неуверенности. Педагоги и родители нередко ошибочно считают, что ребенок с проблемой выражения гнева – это тот, кто дерется, плюется, ругается. Стоит напомнить им, что проблема может иметь различную симптоматику. В частности, можно наблюдать вытеснение гнева, выражающееся у одного ребенка как страх взросления и депрессивные проявления, у другого – как чрезмерная тучность, у третьего – как резкие необоснованные вспышки агрессивности при выраженном стремлении быть хорошим, приличным мальчиком. Достаточно часто вытеснение гнева принимает форму сильной неуверенности в себе. Но еще более ярко несформированная самостоятельность может проявиться в проблемах подросткового периода. Подросток будет либо добиваться самостоятельности не всегда адекватными ситуации протестными реакциями, возможно даже в ущерб себе, либо продолжать оставаться «за маминой спиной», «расплачиваясь» за это теми или иными психосоматическими проявлениями. Дошкольный возраст (от 3 до 6-7 лет) столь значим для формирования психологического здоровья ребенка и столь многогранен, что трудно претендовать на однозначное описание факторов риска внутрисемейных взаимоотношений, тем более что здесь уже сложно рассматривать отдельное взаимодействие матери или отца с ребенком, а необходимо обсуждать факторы риска, исходящие от семейной системы. Следует отметить встречу в детском саду ребенка с первым чужим значимым взрослым – воспитателем, которая во многом определит его последующее взаимодействие со значимыми взрослыми. С воспитателем ребенок получает первый опыт полиадического (вместо диадического – с родителями) общения. Как показали исследования, воспитательница не замечает обычно около 50% направленных к ней обращений детей. И это может привести к росту самостоятельности ребенка, снижению его эгоцентризма, а может – к неудовлетворению потребности в безопасности, развитию тревожности, психосоматизации ребенка. Кроме того, в детском саду у ребенка может появиться серьезный внутренний конфликт в случае конфликтных отношений со сверстниками. Внутренний конфликт вызывается противоречиями между требованиями других людей и возможностями ребенка, нарушает эмоциональный комфорт, тормозит формирование личности. 
 
 

Автономность  (от греч. сам, закон, самоуправление) – характеристика высокоорганизованных, прежде всего живых и социальных, систем, означающая, что функционирование и поведение таких систем определяется их внутренними основаниями и не зависит от воздействия внешнего окружения. 

Амбивалентность- термин обозначает одновременное существование противоположных чувств, установок, стремлений, проявляемых в отношении других лиц, предметов, ситуаций. При таком широком понимании амбивалентность представляет собой универсальный и не слишком существенный феномен, поскольку привязанность часто осложнена враждебными чувствами, о многие враждебные отношения смягчаются привязанностью. Однако когда сила этих конфликтных чувств достигает уровня, при котором то или иное действие представляется неизбежным и в то же время неприемлемым, предпринимается некий защитный маневр, часто напрямую ведущий к психическому заболеванию (например, к психозу либо неврозу навязчивых состояний). При таких обстоятельствах амбивалентность вытесняется. Это означает, что только одно из конкурирующих чувств допускается в сознание. Чаще вытесняется враждебность, но иногда - привязанность. Успешное выявление вытесненного компонента и успешная демонстрация его пациенту обычно усиливают терапевтический эффект. 

Амбивалентность - (от лат. ambo - оба и valentia - сила) - двойственностьпереживания, когда один и тот же объект вызывает у человека одновременнопротивоположные чувства, напр. любви и ненависти, удовольствия инеудовольствия; одно из чувств иногда подвергается вытеснению имаскируется другим. Термин введен Э. Блейлером. 

Конфликт (conflict). Антагонизм между индивидами или группами в обществе. Конфликт может принимать две формы. Первая — когда происходит столкновение интересов между двумя или более индивидами или группами, вторая — когда люди вовлекаются в активную борьбу друг с другом. Конфликт интересов не всегда ведет к открытой борьбе. В то же время сильные конфликты иногда могут возникать между партиями, которые ошибочно считают свои интересы противоположными. 

Кризис  -(от греч. Krisis – решение, поворотный пункт, исход) – является одним из неизбежных и необходимых моментов жизни, одной из движущих сил развития, в том числе и развития личности, группы, общества. 

Общение - это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека (Психология…, 1996. С. 224) 

Психосоматизация  — развитие функциональных и органических расстройств, заболеваний, как специфических «патологических личностных защит». 

Самостоятельность - (Сам) - этап становления человеческой личности; в процессе своей жизнедеятельности человек периодически вынужден его преодолевать.  

 Самостоятельность - обобщенное свойство личности, появляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность м поведение . Самостоятельность личности связана с активной работой мысли, чувств и воли. Эта связь двусторонняя: 1) развитие мыслительных и эмоционально-волевых процессов – необходимая предпосылка самостоятельных суждений и действий; 2) складывающиеся в ходе самостоятельной деятельности суждения и действия укрепляют и формируют способность не только принимать сознательно мотивированные действия, но и добиваться успешного выполнения принятых решений вопреки возможным трудностям. 

Семья-Группа индивидов, связанных узами кровного родства, браком или отношением усыновления. Эти люди ведут общее хозяйство, а взрослые несут ответственность за воспитание детей. Во всех обществах существует институт семьи, хотя природа семейных отношений в каждом из них сильно отличается. Хотя основной формой в современных обществах является нуклеарная семья, существуют также многообразные варианты расширенной семьи. 

Упрямство- своеобразная защитная реакция против влияния взрослых. 
 

Диагностика родительско-детских  отношений для  возраста от 1 до 3 лет

Родительское  отношение понимается как система  разнообразных чувств и поступков  взрослых людей по отношению к  детям. С психологической точки  зрения родительское отношение — это педагогическая социальная установка по отношению к детям, включающая в себя рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Все они в той или иной степени оцениваются при помощи опросника, составляющего основу данной методики.

61 вопрос опросника составляет пять следующих шкал, выражающих собой те или иные аспекты родительского отношения:

1. Принятие —  отвержение ребенка. Эта шкала  выражает собой общее эмоционально  положительное (принятие) или эмоционально  отрицательное (отвержение) отношение к ребенку.

2. Кооперация. Эта  шкала выражает стремление взрослых  к сотрудничеству с ребенком, проявление с их стороны искренней  заинтересованности и участие  в его делах. 

3. Симбиоз. Вопросы  этой шкалы ориентированы на  то, чтобы выяснить, стремится ли взрослый к единению с ребенком или, напротив, старается сохранить между ребенком и собой психологическую дистанцию. Это — своеобразная контактность ребенка и взрослого человека.

4. Контроль. Данная  шкала характеризует то, как взрослые  контролируют поведение ребенка, насколько они демократичны или авторитарны в отношениях с ним.

5. Отношение  к неудачам ребенка. Эта, последняя  шкала показывает, как взрослые  относятся к способностям ребенка,  к его достоинствам и недостаткам,  успехам и неудачам.

    В заключение, после описания методики, мы вернемся к анализу и интерпретации ее результатов в терминах данных шкал.  

Текст опросника 

Отвечая на следующие  далее вопросы, испытуемый должен выразить свое согласие или несогласие с ними с помощью оценок «да» или «нет».  

1. Я всегда  сочувствую своему ребенку. 

2. Я считаю  своим долгом знать все, о  чем думает мой ребенок. 

3. Мне кажется,  что поведение моего ребенка  значительно отклоняется от нормы. 

4. Нужно подольше  держать ребенка в стороне  от реальных жизненных проблем,  если они его травмируют.

5. Я испытываю  к ребенку чувство симпатии.

6. Я уважаю  своего ребенка. 

7. Хорошие родители  ограждают ребенка от трудностей  жизни. 

8. Мой ребенок  часто мне неприятен.

9. Я всегда  стараюсь помочь своему ребенку. 

10. Бывают случаи, когда недоброе отношение к  ребенку приносит ему пользу.

11. По отношению  к своему ребенку я испытываю  досаду.

12. Мой ребенок  ничего не добьется в жизни. 

13. Мне кажется,  что другие дети потешаются над моим ребенком.

14. Мой ребенок  часто совершает такие поступки, которые заслуживают осуждения. 

15. Мой ребенок  отстает в психологическом развитии  и для своего возраста выглядит  недостаточно развитым.

16. Мой ребенок  специально ведет себя плохо, чтобы досадить мне.

17. Мой ребенок,  как губка, впитывает в себя  все самое плохое.

18. При всем  старании моего ребенка трудно  научить хорошим манерам. 

19. Ребенка с  детства следует держать в  жестких рамках, только тогда  из него вырастет хороший человек.

20. Я люблю,  когда друзья моего ребенка  приходят к нам в дом. 

21. Я всегда  принимаю участие в играх и  делах ребенка. 

22. К моему  ребенку постоянно «липнет» все  дурное.

23. Мой ребенок  не добьется успехов в жизни. 

24. Когда в  компании говорят о детях, мне становится стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как другие дети.

25. Я жалею  своего ребенка. 

26. Когда я  сравниваю своего ребенка со  сверстниками, то они кажутся  мне воспитаннее и разумнее, чем  мой ребенок. 

27. Я с удовольствием провожу с ребенком свое свободное время.

28. Я часто  жалею о том, что мой ребенок  взрослеет, и с нежностью вспоминаю  то время, когда он был еще  совсем маленьким. 

29. Я часто  ловлю себя на том, что с  неприязнью и враждебно отношусь  к ребенку.

30. Я мечтаю  о том, чтобы мой ребенок  достиг того, что лично мне  не удалось в жизни. 

31. Родители должны  не только требовать от ребенка,  но и сами приспосабливаться  к нему, относиться к нему с  уважением, как к личности.

32. Я стараюсь  выполнять все просьбы и пожелания моего ребенка.

33. При принятии  решений в семье следует учитывать  мнение ребенка. 

34. Я очень  интересуюсь жизнью своего ребенка. 

35. Я часто  признаю, что в своих требованиях  и претензиях ребенок по-своему  прав.

36. Дети рано  узнают о том, что родители могут ошибаться.

37. Я всегда  считаюсь с ребенком.

38. Я испытываю  дружеские чувства по отношению  к ребенку. 

39. Основная причина  капризов моего ребенка — это  эгоизм, лень и упрямство. 

40. Если проводить  отпуск с ребенком, то невозможно нормально отдохнуть.

41. Самое главное  — чтобы у ребенка было спокойное,  беззаботное детство. 

42. Иногда мне  кажется, что мой ребенок не  способен ни на что хорошее. 

Информация о работе Психологические следствия несформированной самостоятельности