Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 16:13, курсовая работа
Изучение потребности привязанности – одно из ведущих направлений зарубежной экспериментальной психологии на протяжении последних десятилетий. В русле этологического подхода связь мать — дитя трактовалась как форма запечатления, были получены доказательства того, что взаимодействие матери и новорожденного в первые часы после рождения оказывают влияние на последующее общение.
Введение…………………………………………………………………………..
1. Теоретический анализ психологических особенностей привязанности к матери детей дошкольного возраста…………………………………
1.1. Психологические особенности развития в дошкольном возрасте………..
1.2. Привязанность к матери – важнейший компонент психологического развития. Виды привязанности…………………………………………………
1.3. Роль общения в психическом развитии ребенка…………………………
Выводы по первой главе………………………………………………………..
2. Эмпирический анализ изучения психологических особенностей привязанности к матери детей дошкольного возраста………………………………
2.1. Программа и методы исследования………………………………………
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования…………………….
Выводы по второй главе ……………………………………………………….
Заключение ……………………………………………………………………...
Список литературы
Приложение
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Теоретический анализ психологических особенностей привязанности к матери детей дошкольного возраста…………………………………
1.1. Психологические особенности развития в дошкольном возрасте………..
1.2. Привязанность к матери
– важнейший компонент
1.3. Роль общения в психическом развитии ребенка…………………………
Выводы по первой главе………………………………………………………..
2. Эмпирический анализ изучения психологических особенностей привязанности к матери детей дошкольного возраста………………………………
2.1. Программа и методы исследования………………………………………
2.2. Анализ и интерпретация
результатов исследования………………
Выводы по второй главе ……………………………………………………….
Заключение …………………………………………………
Список литературы
Приложение
Введение
Изучение потребности
привязанности – одно из
В отечественной психологии
изучение привязанностей
Актуальность проблемы изучения психологических особенностей привязанности к матери детей дошкольного возраста определяется влиянием матери на формирование у ребенка эмоционального и психического развития.
Цель – выявить психологические особенности привязанности к матери детей дошкольного возраста.
Объект – психологическая привязанность.
Предмет – психологическая привязанность к матери детей дошкольного возраста.
Задачи:
1) выявить уровень
2) анализ научной и методической литературы;
3) выявить насколько детям комфортно пребывание в ДОУ;
4) обработать и проанализировать полученные результаты;
5) определить влияние
матери на особенности
6) проанализировать литературу по данной проблематике.
Гипотеза: привязанность к матери – важнейший компонент в психическом развитии ребенка.
Методики исследования: «Методика оценки привязанности. Типы детско-материнской привязанности» M.D. Ainworth, тест ЦТО М. Люшера, проективная методика «Детский сад».
Эмпирическая база исследования:
Практическая значимость: наши исследования могут пригодиться воспитателям и психологам при проведении занятий и в работе с родителями.
Структура исследования: состоит из введения, двух глав, выводов по ним, заключения, списка литературы и приложения.
Методика оценки привязанности. Типы детско-материнской привязанности
Общепринятой методикой
оценки привязанности и
- тип А – дети не возражают против ухода матери и продолжают играть, не обращая внимания на ее возвращение. Дети с подобным поведением обозначаются как «индифферентные» или «ненадежнопривязанные». Тип привязанности называется «ненадежноизбегающий». Он является условно-патологическим. Выявляется у 20% детей. После расставания с матерью «ненадежнопривязанные» дети не обеспокоены присутствием незнакомца. Они избегают общения с ним так же, как они избегают и общения с матерью.
- тип В – дети не очень сильно огорчаются после ухода матери, но тянутся к ней сразу же после ее возвращения. Они стремятся к физическому контакту с матерью, легко успокаиваются рядом с ней. Это «надежный» тип привязанности. Такой тип привязанности отмечается у 65% детей.
- тип С – дети очень сильно огорчаются после ухода матери. После ее возвращения вначале цепляются за мать, но практически сразу же ее отталкивают. Данный тип привязанности считается патологическим («ненадежноаффективный», «манипулятивный» или «двойственный» тип привязанности). Выявляется у 10% детей.
- тип D – после возвращения матери дети либо «застывают» в одной позе, либо «убегают» от пытающейся приблизиться матери. Это «дезорганизованный неориентированный» тип привязанности (патологический). Встречается у 5-10% детей.
Кроме указанных 4
типов, можно говорить также
о «симбиотическом» типе
Формирование привязанности
в большой степени зависит
от заботы и внимания, которое
уделяет ребенку мать. Матери
надежно привязанных младенцев
внимательны и чувствительны
к потребностям детей. В
ЦТО (цветовой тест отношений)
Назначение теста
Методика предназначена
для изучения эмоционального
отношения ребенка к
Описание теста
Для проведения ЦТО нужен лист белой бумаги (А4, 210 х 297 мм) и 8 карточек разного цвета (синяя, зеленая, красная, желтая, фиолетовая, коричневая, черная, серая). Исследование проводится индивидуально. Перед ребенком раскладывают на белой бумаге восемь цветных карточек в произвольном порядке.
Инструкция к тесту
Представь себе, что
это волшебный дом с
Далее называется
весь список понятий.
Примечание:
В протоколе фиксируется
цвет, который был выбран для
каждого понятия, и
Обработка результатов теста
При анализе результатов
необходимо соотнести цвет, присвоенный
каждому понятию, и
- Синий: добросовестный, спокойный, несколько холодный.
- Зеленый: самостоятельный, настойчивый, иногда упрямый, напряженный.
- Красный: дружелюбный, общительный, энергичный, уверенный, раздражительный.
- Желтый: очень активный, открытый, общительный, веселый.
- Фиолетовый: беспокойный,
эмоционально напряженный,
- Коричневый: зависимый, чувствительный, расслабленный.
- Черный: молчаливый, эгоистичный, враждебный, отвергаемый.
- Серый: вялый, пассивный, неуверенный, безразличный.
Опыт показывает, что
дети дошкольного возраста
Проективная методика "Детский сад"
Тест на проверку
психологической комфортности
Иногда педагогу бывает нужно понять, насколько комфортно чувствуют себя в группе его воспитанники.
Самый удобный вариант в этом случае - предложить детям нарисовать рисунок на тему `Я в своей группе детского сада`.
Это не отнимет у
воспитателя много времени в
течение рабочего дня, а
Предполагаемые рисунки детей можно условно разделить на три группы.
1. Ребенок рисует только здание.
2. Ребенок рисует здание с элементами игровой площадки.
3. Ребенок изображает на рисунке самого себя в комнате или на улице.
Первая группа рисунков
- самая тревожная. Если на
Больше всего оптимизма
внушает ситуация, когда ребенок
изображает на рисунке самого
себя. В этом случае можно поставить
напротив фамилии малыша
Их наличие позволяет
педагогу поставить еще один
крестик: ребенок отразил в
своей работе множество
Нужно попытаться
понять, что выражает ребенок,
рисуя воспитательницу. С
Информация о работе Психологические особенности привязанности к матери детей дошкольного возраста