Психологические особенности привязанности к матери детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 16:13, курсовая работа

Краткое описание

Изучение потребности привязанности – одно из ведущих направлений зарубежной экспериментальной психологии на протяжении последних десятилетий. В русле этологического подхода связь мать — дитя трактовалась как форма запечатления, были получены доказательства того, что взаимодействие матери и новорожденного в первые часы после рождения оказывают влияние на последующее общение.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..
1. Теоретический анализ психологических особенностей привязанности к матери детей дошкольного возраста…………………………………
1.1. Психологические особенности развития в дошкольном возрасте………..
1.2. Привязанность к матери – важнейший компонент психологического развития. Виды привязанности…………………………………………………
1.3. Роль общения в психическом развитии ребенка…………………………
Выводы по первой главе………………………………………………………..
2. Эмпирический анализ изучения психологических особенностей привязанности к матери детей дошкольного возраста………………………………
2.1. Программа и методы исследования………………………………………
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования…………………….
Выводы по второй главе ……………………………………………………….
Заключение ……………………………………………………………………...
Список литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

курсовая раб на 3 курс весна.docx

— 23.64 Кб (Скачать)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..

1. Теоретический анализ  психологических особенностей  привязанности к матери детей дошкольного возраста…………………………………

1.1. Психологические особенности развития в дошкольном возрасте………..

1.2. Привязанность к матери  – важнейший компонент психологического развития. Виды привязанности…………………………………………………

1.3. Роль общения в психическом  развитии ребенка…………………………

Выводы по первой главе………………………………………………………..

2. Эмпирический анализ  изучения психологических особенностей привязанности к матери детей дошкольного возраста………………………………

2.1. Программа и методы  исследования………………………………………

2.2. Анализ и интерпретация  результатов исследования…………………….

Выводы по второй главе  ……………………………………………………….

Заключение ……………………………………………………………………...

Список литературы

Приложение 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

  Изучение потребности  привязанности – одно из ведущих  направлений зарубежной экспериментальной  психологии на протяжении последних  десятилетий. В русле этологического  подхода связь мать — дитя  трактовалась как форма запечатления, были получены доказательства  того, что взаимодействие матери  и новорожденного в первые  часы после рождения оказывают  влияние на последующее общение.  В частности, было показано, что  эмоциональные связи ребенка  с матерью усиливаются благодаря  наличию взаимодействия в первые  часы жизни ребенка, а разлука  матери и ребенка в этот  период может привести к негативным  эффектам. Однако другие исследования  не подтвердили установления  специфических эмоциональных связей  между матерью и новорожденным  сразу после рождения. Основным результатом взаимодействия матери и ребенка Дж.Боулби считает появление у ребенка эмоциональной привязанности, заставляющей ребенка жаждать присутствия матери, ее ласки, особенно если он встревожен или испуган. В первые 6 мес. привязанности младенцев носят диффузный характер; после начинает явно проявляться привязанность к определенным людям, обычно первым объектом привязанности является мать. Формирование такой привязанности жизненно необходимо для развития ребенка. Она дает ему чувство безопасности, способствует развитию образа себя и социализации. Выбор объекта, а также сила и качество привязанности во многом зависят от поведения родителей по отношению к ребенку.

  В отечественной психологии  изучение привязанностей ребенка  к взрослому велось в рамках  психологии общения, в русле  концепции М.И.Лисиной. Избирательные  привязанности ребенка к взрослому  рассматривались как продукт  общения, зависящий от его содержания.

Актуальность  проблемы изучения психологических особенностей привязанности к матери детей дошкольного возраста определяется влиянием матери на формирование у ребенка эмоционального и психического развития.

Цель – выявить психологические особенности привязанности к матери детей дошкольного возраста.

Объект – психологическая привязанность.

Предмет – психологическая привязанность к матери детей дошкольного возраста.

Задачи:

1) выявить уровень психологической привязанности ребенка к матери;

2) анализ научной и  методической литературы;

3) выявить насколько детям  комфортно пребывание в ДОУ;

4) обработать и проанализировать  полученные результаты;

5) определить влияние  матери на особенности формирования  психического развития;

6) проанализировать литературу  по данной проблематике.

Гипотеза: привязанность к матери – важнейший компонент в психическом развитии ребенка.

Методики  исследования: «Методика оценки привязанности. Типы детско-материнской привязанности» M.D. Ainworth, тест ЦТО М. Люшера, проективная методика «Детский сад».

Эмпирическая  база исследования:

Практическая  значимость: наши исследования могут пригодиться воспитателям и психологам при проведении занятий и в работе с родителями.

Структура исследования: состоит из введения, двух глав, выводов по ним, заключения, списка литературы и приложения.

Методика оценки привязанности. Типы детско-материнской  привязанности

  Общепринятой методикой  оценки привязанности и определения  ее типа является методика  М. D. Ainworth. В эксперименте, разделенном на восемь эпизодов, изучается поведение ребенка в ситуации разлуки с матерью, ее влияние на поведение младенца и способность матери успокоить ребенка после ее возвращения. Особенно показательным является изменение познавательной активности ребенка при расставании с матерью. Для этого ребенок остается с незнакомым взрослым и новой игрушкой. Критерием оценки привязанности является особенность поведения ребенка после ухода матери и ее возвращения. В ходе исследования привязанности по методике М. Ainsworth выделено 4 группы детей (им соответствуют 4 типа привязанности):

- тип А – дети не возражают против ухода матери и продолжают играть, не обращая внимания на ее возвращение. Дети с подобным поведением обозначаются как «индифферентные» или «ненадежнопривязанные». Тип привязанности называется «ненадежноизбегающий». Он является условно-патологическим. Выявляется у 20% детей. После расставания с матерью «ненадежнопривязанные» дети не обеспокоены присутствием незнакомца. Они избегают общения с ним так же, как они избегают и общения с матерью.

- тип В – дети не очень сильно огорчаются после ухода матери, но тянутся к ней сразу же после ее возвращения. Они стремятся к физическому контакту с матерью, легко успокаиваются рядом с ней. Это «надежный» тип привязанности. Такой тип привязанности отмечается у 65% детей.

- тип С – дети очень сильно огорчаются после ухода матери. После ее возвращения вначале цепляются за мать, но практически сразу же ее отталкивают. Данный тип привязанности считается патологическим («ненадежноаффективный», «манипулятивный» или «двойственный» тип привязанности). Выявляется у 10% детей.

- тип D – после возвращения матери дети либо «застывают» в одной позе, либо «убегают» от пытающейся приблизиться матери. Это «дезорганизованный неориентированный» тип привязанности (патологический). Встречается у 5-10% детей.

  Кроме указанных 4 типов, можно говорить также  о «симбиотическом» типе привязанности.  В эксперименте по методике  М.D. Ainsworth дети не отпускают мать ни на шаг. Полное разлучение таким образом становится практически невозможным.

  Формирование привязанности  в большой степени зависит  от заботы и внимания, которое  уделяет ребенку мать. Матери  надежно привязанных младенцев  внимательны и чувствительны  к потребностям детей. В общении  с детьми они часто используют  средства эмоциональной экспрессии. Если взрослый хорошо понимает  ребенка, младенец чувствует заботу, комфорт и надежно привязывается  к взрослому.

ЦТО (цветовой тест отношений)

Назначение  теста 

  Методика предназначена  для изучения эмоционального  отношения ребенка к нравственным  нормам.

Описание  теста 

  Для проведения ЦТО  нужен лист белой бумаги (А4, 210 х 297 мм) и 8 карточек разного цвета (синяя, зеленая, красная, желтая, фиолетовая, коричневая, черная, серая). Исследование проводится индивидуально. Перед ребенком раскладывают на белой бумаге восемь цветных карточек в произвольном порядке.

Инструкция  к тесту 

  Представь себе, что  это волшебный дом с волшебными  окошками. В нем живут разные  люди. Я буду называть тебе  людей, а ты сам выберешь, кто  где будет жить. Договорились? Хорошо! В каком окошке живут добрые люди? А ленивые?

  Далее называется  весь список понятий. Желательно  чередовать положительные и отрицательные  (но не парные) нравственные качества. Например: добрый, ленивый, щедрый, лживый (обманщик), трудолюбивый… и т.  д. При этом цвета могут повторяться,  т. е. ребенок может выбрать  один и тот же цвет на  разные понятия. 

Примечание:

  В протоколе фиксируется  цвет, который был выбран для  каждого понятия, и комментарии  ребенка.

Обработка результатов  теста 

  При анализе результатов  необходимо соотнести цвет, присвоенный  каждому понятию, и эмоциональное  значение этого цвета. Ниже  приводится краткая характеристика  каждого цвета, его эмоционально-психологическое  значение:

- Синий: добросовестный, спокойный, несколько холодный.

- Зеленый: самостоятельный,  настойчивый, иногда упрямый,  напряженный. 

- Красный: дружелюбный,  общительный, энергичный, уверенный,  раздражительный. 

- Желтый: очень активный, открытый, общительный, веселый. 

- Фиолетовый: беспокойный,  эмоционально напряженный, имеющий  потребность в душевном контакте.

- Коричневый: зависимый,  чувствительный, расслабленный. 

- Черный: молчаливый, эгоистичный,  враждебный, отвергаемый. 

- Серый: вялый, пассивный,  неуверенный, безразличный.

  Опыт показывает, что  дети дошкольного возраста обычно  выбирают:

  • Добрый – желтый и красный цвета. Другими словами, дети считают, что добрый человек общительный, дружелюбный, открытый.
  • Злой – черный цвет. Пожалуй, комментарии здесь излишни – ведь этот цвет отражает эгоистичность, враждебность, отвержение.
  • Честный – желтый, фиолетовый и красный цвета. То есть для детей данное понятие ассоциируется с такими характеристиками, как потребность в душевном контакте, общительность, открытость, дружелюбность.
  • Лживый – черный цвет. Дети не случайно выбирают этот цвет, поскольку он ассоциируется с такими личностными характеристиками, как упрямство, враждебность, эгоистичность. При этом дети почти не выбирают красный и желтый цвета, то есть обманщик не воспринимается ими как открытый, общительный, дружелюбный, отзывчивый человек, с чем трудно не согласиться.
  • Щедрый – красный и фиолетовый цвета. Необходимо отметить, что для дошкольника щедрость является очень сложным понятием, отношение к нему достаточно противоречивое. Ребенок знает, что щедрым быть хорошо, но отдать свое, поделиться ему трудно. Особенно это заметно у детей до 5 лет: они нередко выбирают даже черный цвет. Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет) уже не выбирают черный и коричневый цвета, тем самым относя это качество к положительным, хотя отношение остается неопределенным. И только в младшем школьном возрасте становится возможным выделение определенных цветов.
  • Жадный – красный и черный цвета. То есть дети считают его решительным, сильным, может, даже агрессивным, враждебным.
  • Трудолюбивый – фиолетовый и желтый цвета. Другими словами, трудолюбивый человек очень активен, энергичен, готов к активным действиям, может быть суетлив.
  • Ленивый – коричневый, серый, синий цвет. То есть дети справедливо считают ленивого человека слабым, не вовлеченным в дело, вялым, пассивным, а также холодным.

 

Проективная методика "Детский сад"

  Тест на проверку  психологической комфортности пребывания  детей в группе детского сада.

  Иногда педагогу бывает  нужно понять, насколько комфортно  чувствуют себя в группе его  воспитанники.

 Самый удобный вариант  в этом случае - предложить детям  нарисовать рисунок на тему `Я  в своей группе детского сада`.

 Это не отнимет у  воспитателя много времени в  течение рабочего дня, а поразмыслить  над результатами он может  и на досуге.

  Предполагаемые рисунки  детей можно условно разделить  на три группы.

1. Ребенок рисует только  здание.

2. Ребенок рисует здание  с элементами игровой площадки.

3. Ребенок изображает  на рисунке самого себя в  комнате или на улице.

  Первая группа рисунков - самая тревожная. Если на рисунке  нет ничего, кроме здания, значит, малыш воспринимает детский сад  как нечто отчужденное, безликое. Значит, жизнь в детском саду  не вызывает в нем положительных  эмоций и он не отождествляется  с происходящими там событиями.

  Больше всего оптимизма  внушает ситуация, когда ребенок  изображает на рисунке самого  себя. В этом случае можно поставить  напротив фамилии малыша жирный  крестик: события, происходящие  в детском саду, являются для  него личностно значимыми. Но  этим анализ ситуации не ограничивается. Нужно обратить внимание на другие элементы картинки. Присутствуют ли на рисунке дети? Воспитатель? Игровое поле? Игрушки?

 Их наличие позволяет  педагогу поставить еще один  крестик: ребенок отразил в  своей работе множество разнообразных  связей и отношений. Игровое  поле, например, очень важный элемент.  Если ребенок изображает себя  стоящим на ковре, на полу, на  земле (дети часто изображают  свою опору в виде прямой  линии), это хороший показатель. Значит, он `крепко стоит на ногах`, чувствует  себя уверенно. Хорошо, если на  рисунке изображены цветочки, солнышко, птички - все это детали, свидетельствующие  о `мире` в душе.

  Нужно попытаться  понять, что выражает ребенок,  рисуя воспитательницу. С одной  стороны, ее появление на рисунке  - положительный момент. Значит, педагог  для ребенка - значимый персонаж, с присутствием которого он  должен считаться. Но важно,  как воспитательница развернута  к ребенку - спиной или лицом,  сколько места она занимает  на рисунке, как изображены  ее руки и рот.

Информация о работе Психологические особенности привязанности к матери детей дошкольного возраста