Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 12:04, реферат
Человеческое дитя «вооружено» от рождения гораздо слабее, чем детеныши большинства животных. И это не случайно: главные действия и поведенческие реакции, необходимые каждому виду животных, «записаны» в их мозге и появляются сами собой сразу или по мере созревания организма (изменяясь под влиянием окружающих условий). Мозг новорожденного содержит ограниченное число «записей» готовых действий. Зато большая часть детского мозга свободна и предназначена для присвоения («записи») того, чему ребенок научится от взрослых. Человеческие действия ребенок усваивает (присваивает) уже при жизни.
Введение 3
Врожденные особенности и тенденции развития новорожденного 3
Безусловные рефлексы и их значение для развития ребенка 6
Особенности развития органов чувств. Значение упражнения органов. 9
Развитие эмоциональной сферы. Комплекс оживления 11
Список используемой литературы
РЕФЕРАТ
Психологическая
характеристика кризиса
новорожденности.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Врожденные особенности и тенденции развития новорожденного 3
Безусловные рефлексы и их значение для развития ребенка 6
Особенности развития органов чувств. Значение упражнения органов. 9
Развитие эмоциональной
сферы. Комплекс оживления
Список используемой
литературы
ВВЕДЕНИЕ
Человеческое дитя родится совсем беспомощным. Долгое время новорожденный лежит не двигаясь, почти непрерывно спит, а в короткие промежутки бодрствования слабо сучит ручками и ножками.
Человеческое дитя «вооружено» от рождения гораздо слабее, чем детеныши большинства животных. И это не случайно: главные действия и поведенческие реакции, необходимые каждому виду животных, «записаны» в их мозге и появляются сами собой сразу или по мере созревания организма (изменяясь под влиянием окружающих условий). Мозг новорожденного содержит ограниченное число «записей» готовых действий. Зато большая часть детского мозга свободна и предназначена для присвоения («записи») того, чему ребенок научится от взрослых. Человеческие действия ребенок усваивает (присваивает) уже при жизни.
ВРОЖДЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ НОВОРОЖДЕННООГО
Первый критический период развития ребенка- период новорожденности.
Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и
она настолько сильна, что вся последующая жизнь человека проходит под знаком
этой травмы. Но вряд ли с этим можно согласиться, если учесть, что у
новорожденного ребенка еще отсутствует психическая жизнь, и крик
новорожденного есть переход к новой форме дыхания. Акт рождения в известном
смысле, есть переход от паразитарного типа существовавния к форме
индивидуальной жизни. Это переход от темноты свету, от тепла к холоду, от
одного типа питания к другому. Вступают в действие другие виды
физиологической регуляции поведения, многие физиологические системы начинают функционировать заново.
Кризис новорожденности - промежуточный период между внутриутробным и
внеутробным образом жизни. Если бы рядом с новорожденным не было взрослого человека, то через несколько часов это существо должно было бы погибнуть.
Переход к новому типу функционирования обеспечивается только взрослым. Взрослый охраняет ребенка от яркого света, защищает его от холода, оберегает от шума и т.д.
Ребенок наиболее беспомощен в момент своего рождения. У него нет ни
единой сложившейся формы поведения. В ходе антропогенеза практически исчезли какие бы то ни было инстинктивный функциональные системы. (Инстинктивные системы - это такие системы, в которых известный раздражитель вызывает заранее зaданные формы поведения). К моменту рождения у ребенка нет ни одного заранее сформированного поведенческого акта. Все складывается при жизни.
В этом и заключается биологическая сущность бесномощности. Потеря инстинктивных форм поведения происходила на протяжении сотен тысяч лет, она - чрезвычайное благо, расширившее возможности развития.
Как же современная наука отвечает на вопрос о сущности и значении
незрелости новорожденного для дальнейшего развития человека?
Рассмотрим сначала возможный ответ на этот вопрос с позиции
Антропологии. Благодаря антропогенезу не только возросли возможности
развития, но и изменился его тип Выдающийся советский антрополог Я. Я.
Рогинский подчеркивал значение в эволюции гоминид ломки автоматизмов их
поведения. По мнению Я. Я. Рогинского, ломка автоматизмов требовала "в виде
компенсации" способности к предвидению будущих ситуаций, тем самым она
толкала на поиски путей, которые делал и подобное предвидение возможным.
Я. Я. Рогинский разработал концепцию о двух поворотных пунктах в эволюции
человека современного типа. Первый поворотный момент соответствует началу,
лишь самому первому появлению социальных закономерностей, второй-
установлению их полного безраздельного и окончательного господства в жизни
человека". В результате первого поворота возникло новое качество в виде
производственного коллектива древнейших людей Можно даже сказать, что в
результате этого скачка и возникло само человечество. Следует представить
себе новое качество,- писал Я. Я. Рогинский, как еще слабый росток,
перспективная мощь которого была огромна, реальная же сравнительно невелика,
так как уровень развития трудовой деятельности еще зависел от физической
организации людей. Таким образом, в этот период антропогенеза действовали
как биологические, так и социальные закономерности.
Я. Я. Рогинский делает важный вывод о том, что "...все коллективы, ныне
входящие в состав человечества, обладают в полной мере теми свойствами,
которые необходимы и достаточны для безграничного развития производительных сил без каких-либо изменений наследственной природы, этих коллективов".
Основным биологическим итогом антропогенеза стало прекращение
морфологической эволюции человека. Тем самым, биологический процесс,
формировавший homo sapiens, как бы самоустранился "Совершился полный и
окончательный переход к подлинно человеческой истории", - писал Я. Я.
Рогинский.
Коренные
изменения форм поведения
с эволюцией их органов. "Человек в этом смысле исключение в органическом
мире , так как, оставаясь почти неизменным по своей анатомической структуре,
он глубочайшим образом в ходе своей истории изменил и содержание и форму
своей деятельности", - отмечал он.
Интересно, какой ответ на тот же вопрос о сущности и значения
беспомощности можно найти с позиции морфологии человека? Что собой
представляет мозг новорожденного ребенка? В науке среди прочих давно и
весьма перспективно разрабатывается архитектоническии подход к изучению
мозга человека. Его суть, с точки зрения одного из последователей этого
подхода В. Кесарева, состоит в следующем.
Раньше считали, что уровень развития нервной системы основном
определяется сложностью строения нервных элементов. В настоящее время
установлено, что пока очень трудно, практически невозможно отличить сложную
нервную клетку коры мозг человека от подобной клетки коры мозга обезьяны.
Думали, что эволюция шла по пути накопления числа элементов.
Мозг человека, как и прочих млекопитающих, состоит из двух систем: одна
обращена во внешний мир, другая - во внутренний. Информация из внешнего
мира передается в центральные отделы головного мозга, вплоть до коры больших
полушарий. Внутренний
мир организма тоже действует
на мозг, информация также поступает
в центральную нервную систему, а именно
- в центральные отделы головного мозга,
но в основном концентрируется в гипоталамусе.
БЕЗУСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА.
Рождение является для организма ребенка большим потрясением.
От вегетативного, растительного существования в относительно постоянной среде (организм матери) он вдруг переходит в совершенно новые условия воздушной среды с бесконечным количеством часто сменяющихся раздражителей, в тот мир, где ему предстоит стать разумной личностью.
Жизнь ребенка в новых условиях обеспечивают врожденные механизмы. Он рождается с определенной готовностью нервной системы приспосабливать организм к внешним условиям. Так, сразу после рождения включаются рефлексы, обеспечивающие работу основных систем организма (дыхания, кровообращения).
В первые дни можно также отметить следующее. Сильное раздражение кожи (укол, например) вызывает защитное отдергивание, мелькание какого-либо предмета перед лицом - зажмуривание, а резкое увеличение яркости света - сужение зрачка и т.д. Эти реакции - защитные рефлексы.
Кроме защитных, у новорожденных можно обнаружить реакции, направленные на контакт с раздражителем. Это ориентировочные рефлексы. Наблюдениями установлено, что уже в период от первого до третьего дня сильный источник света вызывает поворот головки: в детской комнате родильного дома в солнечный день головки большинства новорожденных, как подсолнухи, повернуты в сторону света. Доказано также, что уже в первые дни новорожденным свойственно следить за медленно перемещающимся источником света. Легко вызываются и ориентировочно-пищевые рефлексы. Прикосновение к углам губ, к щекам вызывает у голодного ребенка реакцию поиска: он поворачивает головку в сторону раздражителя, открывает рот.
Кроме
перечисленных у ребенка
Таким образом, ребенок вооружен определенным количеством безусловных рефлексов, которые проявляются в самые первые дни после рождения. За последние годы учеными доказано, что некоторые рефлекторные реакции проявляются еще до рождения. Так, уже через восемнадцать недель у плода образуется сосательный рефлекс.
Большинство врожденных реакций необходимы ребенку для жизни. Они помогают ему приспособиться к новым условиям существования. Благодаря этим рефлексам для новорожденного становится возможным новый тип дыхания и питания. Если до рождения плод развивается за счет организма матери (через стенки сосудов плаценты - детского места - из крови матери в кровь зародыша поступают питательные вещества и кислород), то после рождения организм ребенка переходит к легочному дыханию и так называемому оральному питанию (через рот и желудочно-кишечный тракт). Это приспосабливание происходит реф-лекторно. После того как легкие наполняются воздухом, целая система мышц включается в ритмические дыхательные движения. Дыхание осуществляется легко и свободно. Питание происходит с помощью сосательного рефлекса. Врожденные действия, включенные в сосательный рефлекс, на первых порах еще плохо согласованы между собой: ребенок при сосании захлебывается, задыхается, у него быстро иссякают силы. Вся его активность направлена на сосание ради насыщения. Очень большое значение имеет также установление рефлекторного автоматизма терморегуляции: организм ребенка все лучше приспосабливается к температурным перепадам.
Информация о работе Психологическая характеристика кризиса новорожденности