Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 17:14, контрольная работа
Долгое время в нашей стране преобладала концепция образования, которая впоследствии стала называться «авторитарной». Согласно этой системе в учебно-воспитательном процессе личности учителя и ученика не важны. Есть субъект - учитель, и объект, на который он воздействует, - ученик. Мастерство учителя заключается в его профессиональных знаниях, умениях и способностях, а не в личностных качествах и творческом подходе к делу. Доминирующую роль играет преподавание, деятельность учителя.
Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет»
Факультет психологии
Кафедра
психологии личности
и специальной
психологии
Специальность: 030301
Курс: 3
Отделение:
очное
Контрольная работа
По курсу «Педагогическая психология»
Вариант № 1
Шаманаева
Ксения
Новосибирск, 2011
1.Проведите сравнительный анализ авторитарной и гуманистической концепций образовательного процесса.
Долгое время в нашей стране преобладала концепция образования, которая впоследствии стала называться «авторитарной». Согласно этой системе в учебно-воспитательном процессе личности учителя и ученика не важны. Есть субъект - учитель, и объект, на который он воздействует, - ученик. Мастерство учителя заключается в его профессиональных знаниях, умениях и способностях, а не в личностных качествах и творческом подходе к делу. Доминирующую роль играет преподавание, деятельность учителя.
Как выяснилось в исследованиях А.Б.Орлова, только 10% учителей обладают достаточным уровнем развития таких профессионально важных качеств, как пристальное и постоянное внимание к личности другого человека, глубокое ее понимание, уважение к ней, искренность в выражении своих чувств и переживаний в межличностном общении [3].
Подавляющее большинство учителей не склонны вникать во внутренний мир детей, в контекст их проблем и переживаний, не склонны доверять детям. Отсюда постоянное стремление контролировать учащихся и навязчивое желание идентифицироваться с авторитарными ролями, что приводит к чрезмерной строгости и властности в преподавании и воспитании, к желанию учителя любой ценой утвердить свою доминирующую позицию в глазах учащихся.
К началу ХХ века эта система подверглась критике за авторитарность, книжность, оторванность от потребностей и интересов ребенка и от жизни, за то, что такая система обучения лишь передает ребенку готовые знания, но не способствует развитию мышления, активности, творчества, подавляет самостоятельность ученика.
Гуманистическая концепция образования - это, прежде всего педагогическое сотрудничество, т.е. совместная развивающая деятельность детей и педагогов на основе взаимопонимания, проникновения в духовный мир друг друга, коллективного анализа хода и результатов этой деятельности. Уроки сотрудничества, сотворчества - это длительный процесс перестройки мышления обучаемых от схемы «услышал - запомнил - пересказал» к схеме «познал - осмыслил - сказал - запомнил».
Ш. Л. Амонашвили сформулировал принципы гуманного учительского поведения и вообще всего учебно-воспитательного процесса.
Они таковы:
- любить ребенка;
- понимать ребенка;
-восполняться оптимизмом в отношениях к ребенку.
Руководящие принципы учителя:
- очеловечивание среды вокруг ребенка;
- уважение личности ребенка;
- терпение, когда происходит становление ребенка.
В гуманном педагогическом процессе учитель опирается на стремление ребенка к:
- развитию
- взрослению;
- свободе.
Доброта, откровенность, искренность и преданность ученикам - главные черты личности гуманного учителя. Определены и его заповеди: верить в безграничность возможностей ребенка, свои педагогические способности, силу гуманного подхода. Ш. А. Амонашвили предлагает учителю строить методику преподавания своего предмета на принципах гуманизма и личностного подхода к детям.
2. Достаточно ли сказать, что предметом педагогической психологии является процесс учения? Почему?
Современная педагогическая психология представлена разными психологическими школами и направлениями. И если в определении объекта педагогической психологии отражено единство его понимания, то в трактовке ее предмета и сегодня существуют разные взгляды и подходы. Рассматривая наиболее распространенные определения предмета педагогической психологии, можно обнаружить основной спектр направлений исследований этой науки.
С одной стороны, педагогическую психологию представляют пограничной комплексной областью знания, которая, по мнению Б.Г. Ананьева, заняла определенное место между психологией и педагогикой и стала сферой совместного исследования закономерностей воспитания, обучения и развития, а также их взаимосвязей.
С другой стороны, предмет педагогической психологии (Н.Ф. Талызина) определяется как процесс учения, со своей структурой, характеристиками, закономерностями протекания, а также возрастными индивидуальными особенностями учащихся и условиями, влияющими на эффективность развития личности в процессе обучения [2].
По мнению В.А. Крутецкого, педагогическая психология «изучает закономерности овладения знаниями, умениями и навыками, исследует индивидуальные различия в этих процессах, изучает закономерности формирования у школьников активного самостоятельного творческого мышления, те изменения в психике, которые происходят под влиянием обучения и воспитания» [4].
И.А. Зимняя отмечает многоаспектность и неоднородность предмета педагогической психологии. «Предметом педагогической психологии являются факты, механизмы, закономерности освоения социокультурного опыта человеком и вызываемые этим процессом освоения изменения в уровне интеллектуального и личностного развития человека (ребенка) как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса» [1].
Раскрывая
сформулированный в общем виде предмет
педагогической психологии, как изучение
психологических
Понимание образовательного процесса как сложного интегрированного социокультурного феномена приводит к необходимости принятия многоплановости предмета педагогической психологии, которая рассматривает образовательный процесс как специальным образом организованную социальную среду формирования личности.
Общим при формулировке предмета научной педагогической психологии является выделение:
а)
учебной деятельности как специальным
образом организованного
б) психических новообразований, интеллектуальных и личностных изменений, возникающих в этом процессе у ученика.
Но процесс обучения - субъект - субъектный процесс, процесс передачи и активного усвоения социокультурного опыта. Можно предположить, что в этом двухстороннем процессе личностным изменениям подвержены оба его субъекта (педагог и ученик). В формулировке задач педагогической психологии и в ее структуре педагог (его индивидуально-психологические, профессиональные качества и основы деятельности) выделается как отдельное направление исследований. Однако это не нашло четкого выражения в определении предмета педагогической психологии.
С учетом выше сказанного, предметам педагогической психологии является взаимодействие субъектов образовательного процесса, психологические изменения этих субъектов, обусловленные структурой, спецификой, содержанием, механизмами, закономерностями процесса передачи и освоения социокультурного опыта.
Учение
- специфическая форма
Исходя из этого, недостаточно сказать, что предметом педагогической психологии является процесс учения, т.к. это не полное, слишком узкое отражение сути понятия.
3. Фрагмент урока русского языка
Тема урока сегодня - безударные гласные.
Ваша задача работать по группам:
Первая группа будет работать над безударными гласными в приставке;
Вторая группа – в корне;
Третья группа – в окончании существительных и прилагательных.
Сейчас вам самим нужно будет сделать выбор, в какой группе работать. И это, наверное, самое трудное. Попробуйте вспомнить, правописание какой части слова у вас чаще всего вызывает затруднения, или вспомните, какие ошибки учитель исправляет у вас чаще всего.
Далее выберите для себя нужную карточку, такую, которая нужна, чтобы потренироваться в правописании гласной в приставке; корне; окончании.
Определите группу, в которой вы будете работать.
Займите места в группах.
Работа в группах:
Возьмите листки для работы. Дети берут карточки, где написаны тексты.
Посоветуйтесь и сформулируйте цель работы вашей группы на уроке.
Какие правила работы в группе нужно выполнять, чтобы работать быстро, результативно?
Далее подведение итогов урока. Что получилось, что не получилось.
Рефлексия:
-Подумайте, как бы вы продолжили предложение, записанное на вашем листке: «Сегодня на уроке я...» Запишите его.
-
Кто поделится своими
-
Спасибо за работу. Мы сегодня
очень хорошо поработали.
Литература