Просвещение и обучение на Руси в XIII—XV веках

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 12:42, доклад

Краткое описание

Развитие культуры, так высоко стоявшей в Киевском государстве, в XIII—XIV веках затормозилось вследствие нараставшей феодальной раздробленности и монголо-татарского нашествия на Русь. Горели осаждаемые захватчиками города и села, уничтожались бессчетные культурные ценности, в том числе рукописи сборников, поучений педагогического характера.

Файлы: 1 файл

Просвещение и обучение на Руси в XIII.docx

— 28.44 Кб (Скачать)

  Вокруг  образованного человека в ряде случаев  собирался своеобразный «книжный кружок», в котором обсуждали прочитанное. Этот способ приобретать знания создал тип древнерусского ученого, уважавшего книгу, прочитавшего существовавшие на Руси рукописи и по возможности выучившего их наизусть. Поскольку вся литература того времени почти исключительно носила религиозно-духовный характер, такая ученость сочеталась с фанатической религиозностью.

  Семейное  воспитание детей в этот период по-прежнему строилось на основе народных традиций, правда, стала заметной тенденция взять его под государственный контроль. Так, в Киевской Руси родители были обязаны готовить своих детей к трудовой и семейной жизни, о чем говорилось, в частности, в своде документов того времени – «Русской правде».

  Методы  и приемы семейного воспитания были достаточно разнообразны, что нашло отражение в народных песнях, сказках,притчах, былинах, загадках, считалках, скороговорках, обрядах, календарных праздниках и играх. В многочисленных пословицах говорилось о необходимости организации воспитания детей: «Гни деревце, пока гнется, учи дитятку, пока слушается»; «Ученье в детстве, как резьба по камню»; «Учить – ум точить». Школьное обучение в народе постепенно осознавалось как важное дело. В устной народной словесности те родители, которые заботились об обучении детей, представлялись людьми, достойными подражания, о них пелось в былинах: «А и будет Волх семи годов, отдавала его матушка грамоте учиться, а грамота Волху в наук пошла».

  В древнерусском изобразительном  искусстве устойчив иконописный сюжет «Приведение в учение». На иконах изображены мать и отец, которые приводят мальчика 6–7 лет к учителю, восседающему на возвышении. Они вручают сына учителю, в облике которого средствами живописи подчеркнута высокая духовность. Ученик, как правило, держит в руках книгу – азбуку.

  В целом анализ различных источников позволяет говорить о том, что  уровень освоения элементарной грамотности  в Древней Руси был достаточно высок, грамотность проникала почти  во все слои населения. Так, многочисленные берестяные грамоты, датированные XII–XIII вв., содержали обычные житейские записи: «Поклон от Якова куму и другу Максиму. Купи мне, кланяюсь, овса у Андрея, если он продаст. Возьми у него грамоту да пришли мне хорошего чтения». 

Оригинальным педагогическим памятником XII века является «Поучение  детям» князя Владимира Мономаха». Основной мотив этого произведения — призыв к труду и упрочнению нравственных норм. И по сей день современно звучат отрывки из этого великого произведения: «Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело. Напоите и накормите нищего. Не пропусти человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите…»

В плане содержания образования Владимир Мономах интересовался  вопросами естествознания и философии: «Како небо устроено, как ли солнце, како луна, и тьма, и свет, и земля на водах положена».

К середине XVII в. начинается постепенная "латинизация" отечествен-ного образования на западный манер, с внедрением соответствующих схоластических методов. Примером этому могут служить Киево-Могилянская (основатель П.Могила, 1632 г.) и Московская славяно-греко-латинская академии (основатель С.Полоцкий, 1687 г.).

 В противовес  этому в стране поднимается  движение старообрядцев, ратующих  за чистоту русского православия.  Их лидер протопоп Аввакум  требует отказаться от изучения "внешних наук" и мертвых  (греческого и латинского) языков  и следовать традициям старинного "учения книжного".

 Среднее положение между этими крайними позициями занимали сто-ронники так называемого греко-фильского направления (Е.Славинецкий, К.Истомин, Ф.Ртищев, И. и С.Лихуды), опиравшиеся на византийский педагогический опыт и призывавшие сочетать европейское школьное образование со сложившимися в веках на Руси образовательными традициями.

 

Информация о работе Просвещение и обучение на Руси в XIII—XV веках