Программы дошкольного образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 18:15, реферат

Краткое описание

В условиях новой образовательной политики вариативности образования, разработан ряд отечественных программ и педагогических технологий нового поколения. Все программы предусматривают разные подходы к организации педагогического процесса в детском саду.

Файлы: 1 файл

О российских программах дошкольного образования.doc

— 124.00 Кб (Скачать)

  Программа «Я, ты, мы»

Авторы: О. М. Князева, Р. Б. Стеркина.

Цель: социально-эмоциональное  развитие ребенка дошкольного возраста, формирование его эмоциональной  сферы и социальной компетентности.

Программа помогает решать комплекс задач, связанных воспитанием нравственных норм поведения, умением строить свои взаимоотношения с детьми и взрослыми, достойно выходить из конфликтных ситуаций, адекватно оценивать собственные возможности.

В программу входят следующие  разделы:

    • «Уверенность  в себе»;
    • «Чувства, желания, взгляды»;
    • «Социальные навыки».

Содержание программы  реализуется на основе нетрадиционных вариативных сценариев занятий  с использованием комплекта учебно – наглядных пособий для самостоятельной  деятельности детей.

Даны методические рекомендации педагогу и родителям. В комплект входят учебно-наглядные пособия: «Какой ты?», «Что тебе нравится?», «Веселые, грустные...», «Мы все разные», «Как вести себя?», «С кем ты дружишь?»

Рекомендована Министерством  образования РФ

Программа «Я — человек»

Автор С. А. Козлова.

Цель: помочь педагогу раскрыть ребенку окружающий мир, сформировать у него представление о себе как о представителе человеческого рода, о людях, живущих на Земле, об их чувствах, поступках, правах и обязанностях, разнообразной деятельности; на основе познания развивать творческую, свободную личность, обладающую чувством собственного достоинства и проникнутую уважением к людям.

Программа направлена на формирование у ребёнка мировоззрения  – своего видения мира, своей «картины мира», созвучной возможному уровню развития его чувств.

Программа включает четыре больших раздела: «Что я знаю о себе», «Кто такие взрослые люди», «Человек - творец», «Земля — наш общий дом». Каждый раздел имеет несколько подразделов, которые конкретизируют его содержание.  Все разделы программы взаимосвязаны, они дополняют друг друга, хотя каждый имеет свою специфику, свою воспитательно-образовательную цель.

В программе представлены требования к уровню усвоения всех разделов, также предлагаются рекомендации родителям, воспитателям и учителям начальных классов. Программа имеет методические комплекты состоящие из рабочих тетрадей, наборов дидактических карточек и методических пособий для взрослых.

Автором написано учебное пособие «Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью», которое может служить технологией реализации программы «Я — человек».

Программа допущена Департаментом  общего среднего образования Министерства образования РФ.

Программа «Приобщение детей  к истокам русской народной культуры»

Авторы: О. Л. Князева, М. Д. Маханева.

Цель: формирование у  детей дошкольного возраста (3-7 лет) базиса культуры на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.

Образовательная цель программы  состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства -от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра.

Программа состоит из трех частей. В первой содержатся конкретные рекомендации по реализации программы и организации развивающей среды в ДОУ, освещаются формы и приемы взаимодействия педагога с детьми. Во второй части даются перспективные и календарные планы работы с детьми всех возрастных групп, подробно описывается содержание всех занятий. В

третью часть включены приложения: литературные, исторические, этнографические, исторические тексты, словарь старославянских слов, наиболее часто употребляемых в сказках, пословицах, поговорках.

Программа рекомендована Министерством образования РФ.

 

Программа «Развитие у детей представлений  об истории и культуре» .

  Авторы: Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова.

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста основ духовной культуры, гуманного отношения к человеку и его труду, уважения к культурным ценностям разных народов; развитие познавательной активности, творческих способностей. Программа состоит из четырех разделов:

  • первобытные люди;
  • чудеса древнего мира;
  • путешествие со сказкой;
  • прежде и теперь.

Содержание занятий по каждому из перечисленных разделов изложено в отдельно изданном пособии, которое содержит иллюстрации, игры и несложные задания.

Программа на доступном  уровне обеспечивает знакомство детей  с жизнью людей в разные исторические эпохи, дает элементарные представления о техническом прогрессе.

Программа «Наследие»

Авторы: М. М. Новицкая, Е. В. Соловьева.

Цель: введение ребенка  в русскую культуру, приобщение к  таким духовным ценностям, которые  являются связующим звеном между  людьми.

Программа состоит из блоков, имеющих относительно самостоятельное значение и определенные задачи:

  • круг событий;
  • семейный круг;
  • круг чтения.

Авторами разработаны  содержательные материалы к этим блокам, сценарии праздников, народные игры, список литературы.   Авторы используют традиционный для русской культуры земледельческий календарь, в котором отражен ритм годовой жизни природы и человека во взаимодействии с ней. Православный календарь выступает как форма народных традиций и памяти об истории страны и мира. Календарь памятных дат напоминает о различных явлениях и событиях русской классической культуры.

Программы физического развития и  здоровья дошкольников

Программа «Играйте на здоровье»и технология её применения в ДОУ.

Авторы: Волошина Л.Н, Курилова Т.В.

Авторская программа «Играйте на здоровье», она базируется на использовании игр с элементами спорта. Программа  создана  на основе содержательной экспериментальной работы в ДОУ

№ 69   г.Белгорода. Она  адресована воспитателям детского сада, инструкторам по физической культуре, тренерам детских спортивных школ, центров, оздоровительных лагерей.

Игры и игровые моменты  включают самые разнообразные двигательные действия, создают целостную систему  обучения, доступную для взрослых и детей.

Использование предложенных в программе игр с элементами спорта, обогащает  двигательную активность детей, делает её разносторонней, отвечающей индивидуальному опыту и  их интересу. Дети  освоившие программу становятся инициаторами в организации подвижных игр  во дворе , охотно предлагают свой опыт малышам, включают в игры взрослых.

Практическая значимость  пособия определяется представленными  конспектами физкультурных занятий.

Программа «Искорка»

Автор Л. Е. Симошина.

В основе ее лежат положения  программы «Детство». Содержание учебного материала представлено в двух разделах: теоретическом и практическом.

Теоретические задания  в форме вопросов и ответов  даются на каждом занятии. В практической части занятий рекомендуется использовать комплексно шесть вариантов моторно-сенсорной организации занятий:

  • движения и дыхание;
  • движения и визуализация «картины мира природы»;
  • движения и музыкальное сопровождение;
  • движения и визуализация спортивного облика воспитателя;
  • движения и температурные контрасты окружающей среды;
  • движения и положительное эмоциональное состояние, а также упражнения разных видов: оздоравливающих, закаливающих, красивых, веселых, торжественных и соревновательных.

Автор утверждает и доказывает, что одним из условий улучшения  физического состояния дошкольника  является не объем физической нагрузки, а качество двигательных действий и последовательное взаимодействие с дозированным воздействием холода — закаливанием.

Технология реализации программы сводится к общей и  специальной подготовке индивидуального пластического образа ребенка в условиях сюжетно-ролевой среды и на воздухе.

Программа «Здравствуй!»

Автор М. Л. Лазарев.

Цель: помочь педагогам  и родителям организовать с детьми дошкольного возраста оздоровительную работу, направленную на формирование у них навыков здорового образа жизни. Программа и методическое руководство разработаны на основе современных подходов к воспитанию детей дошкольного возраста.

Материал программы  включает в себя не только оздоровительные, но и познавательные элементы, способствующие воспитанию личности ребенка. Важную роль в программе играет музыка, которая впервые в педагогической литературе о формировании здоровья является не дополнительным материалом, а интегральной основой всего курса.

Технология «Старт»

Автор Л. В. Яковлева.

В разработке программы  автору оказали помощь член Федерального экспертного совета по общему образованию Министерства образования РФ Р. А. Юдина и врач-ортопед, заведующая детской поликлиникой Центрального научно-исследовательского института травматологии и ортопедии доктор медицинских наук Л.К. Михайлова.

В содержании программы  отражен многолетний опыт практической работы с детьми-дошкольниками (начиная с ясельного возраста) по обучению здоровому образу жизни.

Автор отказалась от распределения  материала по возрастным группам, обосновывая это тем, что такой подход искусственно тормозит развитие ребенка. В технологии имеется материал об использовании акробатических упражнений, упражнений на нестандартном для дошкольников оборудовании, упражнений на растяжку.

В программе последовательно раскрываются вопросы:

  • как использовать стандартное и нестандартное оборудование в работе с дошкольниками;
  • методика диагностики двигательной деятельности детей для определения их спортивных интересов и способностей;
  • рекомендации по составлению системы работы, учитывая условия дошкольного учреждения;
  • особенности взаимодействия воспитателя по физической культуре и воспитателя группы;
  • конспекты физкультурных занятий на воздухе и в зале;
  • примерные комплексы оздоровительной гимнастики, упражнений на развитие дыхания.
  • Программа «Здоровье»

    Автор В. Г. Алямовская.

    Цель: воспитание дошкольника  физически здорового, разносторонне  развитого, инициативного и раскрепощенного, с чувством собственного достоинства.

    Автор предлагает систему, состоящую из четырех основных направлений, каждое из которых реализуется одной или несколькими подпрограммами:

    1. Обеспечение психологического  благополучия («Комфорт»).

    2. Охрана и укрепление  здоровья детей («Труппы здоровья»).

    3. Духовное здоровье («Город  мастеров», «Школа маленького предпринимателя»).

    4. Нравственное здоровье, приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям («Этикет», «Личность»).Программы познавательного развития дошкольников

    Программа «Дошкольник  и... экономика»

    Автор А. Д. Шатова.

    Программа рассчитана на работу с детьми старшего дошкольного i возраста и направлена на то, чтобы ребенок мог: •

     научиться понимать  и ценить окружающий предметный  мир (мир вещей как результат  труда людей); •

     уважать людей,  умеющих хорошо трудиться и  честно зарабатывать деньги;

    • осознавать на доступном дошкольнику уровне взаимосвязь понятий «труд - продукт — деньги»,

    то, что стоимость продукта зависит от его качества; видеть красоту человеческого творения;

    • способствовать формированию таких качеств, как бережливость, рациональность, расчетливость, экономность, трудолюбие, щедрость, благородство и т. д.

    Программа основана на комплексном  подходе к развитию личности дошкольника, предусматривает связь этического, трудового и экономического воспитания.

    Программа состоит из четырех разделов: труд — продукт; деньги, цена (стоимость); реклама; полезные навыки и привычки в быту.




    Информация о работе Программы дошкольного образования