Профориентационная работа в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 19:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель: теоретическое обоснование направлений профориентационной работы социального педагога в школе.
Задачи:
• Изучить научную литературу по профориентационной работе социального педагога в школе;
• Выявить направления профориентационной работы социального педагога в школе.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..
1. Рассмотрение ключевого понятия профориентационной работы….
2. Направления профориентационной работы…………………………
Заключение……………………………………………………………….
Список литературы………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая 2 курс.doc

— 139.00 Кб (Скачать)

        помощь родителей в организации временного трудоустройства учащихся в каникулярное время;

        избрание родительского комитета школы из представителей родительских комитетов классов, наиболее активных родителей учащихся, готовых в сотрудничестве с учителями оказывать педагогическую поддержку самоопределения школьников;

        создание попечительского совета, включающего работников общеобразовательного учебного заведения, родителей учащихся, частных предпринимателей, оказывающих спонсорскую помощь школе, представителей шефских организаций и т.д. [1].

Как оценивать эффективность профориентации школьников

К основным результативным критериям и показателям эффективности профориентационной работы, прежде всего, относится:

        достаточная информация о профессии и путях ее получения. Без ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии школьник не сможет сделать обоснованного ее выбора. Показателем достаточности информации в данном случае является ясное представление им требований профессии к человеку, конкретного места ее получения, потребностей общества в данных специалистах.

        Следующий результативный критерий — потребность в обоснованном выборе профессии. Показатели сформированности потребности в обоснованном профессиональном выборе профессии — это самостоятельно проявляемая школьником активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание (не обязательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил в конкретных областях деятельности, самостоятельное составление своего профессионального плана.

        Результативным критерием является и уверенность школьника в социальной значимости труда, т. е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности. По данным исследований жизненных ценностей учащихся 8 – 11 классов отношение к труду как к жизненной ценности прямо соотносится у них с потребностью в обоснованном выборе профессии.

        В качестве результативного критерия можно выделить также степень самопознания школьника. От того, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность его выбора. При этом следует учитывать, что только квалифицированный специалист может дать школьнику достаточно полную и адекватную информацию о его профессионально важных качествах.

        Последний результативный критерий — наличие у учащегося обоснованного профессионального плана [1].

Обоснованность профессионального выбора справедливо считается одним из основных критериев эффективности профориентационной работы. Критерий этот, однако, не самостоятелен, а обусловлен реализацией основных направлений профориентационной работы. Показателем обоснованности является умение соотносить требования профессии к человеку со знаниями своих индивидуальных особенностей, те из них, которые непосредственно влияют на успех в профессиональной деятельности, т. е. профессионально важные качества. Сформированность последних — дополнительный критерий обоснованности выбора профессии [1].

В качестве процессуальных критериев эффективности профориентационной работы выделяются следующие:

        индивидуальный характер любого профориентационного воздействия (учет индивидуальных особенностей школьника, характера семейных взаимоотношений, опыта трудовых действий, развития профессионально важных качеств);

        направленность профориентационных воздействий прежде всего на всестороннее развитие личности (предоставление свободы в выборе профессии, создание возможности для пробы сил в различных областях профессиональной деятельности, пробуждение активности в самостоятельном выборе сферы профессиональной деятельности и определении профессионального плана) [1].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        Заключение

Подготовка подрастающего поколения к созидательному труду на благо общества - важнейшая задача общеобразовательной школы. Ее успешное осуществление связано с постоянными поиском наиболее совершенных путей трудового воспитания и профессиональной ориентации. Передовой педагогический опыт, результаты научных исследований показывают, что только комплексный подход к решению вопросов трудового самоопределения школьной молодежи способствует успеху профориентационной деятельности [3].

Социальная роль школы как ведущего учебно-воспитательного учреждения по формированию всесторонне развитого, готового к трудовой деятельности подрастающего поколения обуславливает ведущую позицию педагогических коллективов в едином многогранном процессе профессиональной ориентации, осуществляемой школой, семьей, всей общественностью. Учитель помогает школьникам осознать им склонности и способности, направляет развитие их профессиональных интересов. Он помогает родителям разобраться в трудности правильного выбора профессии их ребенком. Учитель должен уметь в зависимости от педагогической ситуации, от своих собственных возможностей, интересов и способностей школьников подобрать комплекс школьников подобрать комплекс педагогических средств, методов воздействия на личность, чтобы достичь цели профориентации, реализовать тот широкий круг задач подготовки молодежи к выбору профессии, которые призвана решать школа [1].

И в то же время профессиональная ориентация содействует рациональному распределению трудовых ресурсов общества в соответствии с интересами, склонностями, возможностями личности и потребностями народного хозяйства в кадрах определенных профессий.

Профессиональная ориентация - это государственная по масштабам, экономическая по результатам, социальная по содержанию, педагогическая по методам сложная многогранная проблема.

Список литературы

 

1.      Бердюгина Е.А. Профориентациаонная работа в школе (методические рекомендации)

2.      Гусев Н. Г., Н. П. Калашников, А. В. Качанов и др. Профессиональная ориентация молодежи и организация приема в высшие учебные заведения. – М.: Высшая школа, 1982 – 128 стр.

3.      Взаимодействие общеобразовательной школы и специальных учебных заведений в профессиональной ориентации молодежи: Межвузовский сборник научных трудов. – Ярославль: ЯГПИ им. К. Д. Ушинского, 1984, стр. 98;

4.      Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников: учебное пособие для студентов. – М.: Просвещение, 1988 – 272 стр.;

5.      Кожухова С.Н. Организация предпрофильной подготовки учащихся // Справочник классного руководителя № 1, 2008

6.      Климов Е.А. Введение в психологию труда. – М.: ЮНИТИ, 1998 – 350 стр.

7.      Климов Е.А. Психология профессионала. – М.: Форум, 1996 – 350 стр.

8.      Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе. – М.: Академия, 2002 – 272 стр.

9.      Профессиональная ориентация учащихся: Учебное пособие для студентов педагогических институтов; под ред. А.Д. Сазонова. - М.: Просвещение, 1988-223 стр.

10.  Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. – М.: Академия, 2007 – 480 стр.

11.  Пряжников Н.С. Оcновы организации и планирования профориентационной работы в школе // Психологическая наука и образование. 2004. №4. – C.

12.  Резапкина Г.В. Я и моя профессия. Программа личностного роста для старшеклассников. – Балашиха, 1999 – 250 стр.

13.  Сазонов А. Д., Калугин Н. И., Меньшиков А. П. и др. Профессиональная ориентация молодежи. – М.: Высшая школа, 1989 – 272 стр.;

14.  Соснин В.А., Красникова Е.А. Социальная психология. – М.: Форум, 2009 – 336 стр.

15.  Столяренко А.М. Общая и профессиональная психология. – М.: ЮНИТИ, 2003 – 231 стр.

16.  Шиповская Л.П. Человек и его потребности. – М.: Альфа-М, 2009 – 432 стр.

17.  Цыганов М.Е.Шмидт В.Р. Методика работы с учащимися // Справочник классного руководителя, № 2, 2010

18.  www.redline.ru/education.old/rubricator



Информация о работе Профориентационная работа в школе