Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 19:02, курсовая работа
Цель: теоретическое обоснование направлений профориентационной работы социального педагога в школе.
Задачи:
• Изучить научную литературу по профориентационной работе социального педагога в школе;
• Выявить направления профориентационной работы социального педагога в школе.
Введение…………………………………………………………………..
1. Рассмотрение ключевого понятия профориентационной работы….
2. Направления профориентационной работы…………………………
Заключение……………………………………………………………….
Список литературы………………………………………………………
Под профессиональным отбором (подбором) понимают специально организованный исследовательский процесс, цель которого - выявить и определить с помощью научно обоснованных методов степень и возможность психофизиологической и социально-психологической пригодности претендентов на обучение и работу по сложным ответственным профессиям [ 10].
Профотбор (подбор) подразделяют на два вида - констатирующий и организующий. Констатирующий профотбор (подбор) предполагает решение вопросов о пригодности к профессии того или иного лица в форме “годен” и “негоден”. В случае отрицательного ответа человек предпринимает новую попытку решения вопросов трудоустройства. Организующий профотбор (подбор) имеет целью выявить и оценить индивидуальные особенности человека, являющиеся показаниями не к одной, а к нескольким профессиям, что в большей мере отвечает нуждам и задачам заведений, предприятий по своевременному заполнению вакантных мест [ 10].
Профессиональная адаптация - это “процесс приспособления учащихся к будущей профессии в общеобразовательных школах, профтехучилищах, техникумах, вузах и т.д. к условиям их профессионального труда в результате чего происходит закрепление кадров в народном хозяйстве” [10].
Многие исследователи считают, что процесс профессиональной адаптации начинается непосредственно на производстве, другие утверждают, что начало этого процесса закладываются еще в школе, и подразделяют его на четыре периода: подготовка к труду в школе, выбор профессии, профессиональная подготовка, начало трудовой деятельности.
Под профессиональной адаптацией понимают также “социально-экономический процесс приспособления человека к осваиваемой профессии”.
В процессе адаптации происходит активное включение личности в ту или иную социальную, профессиональную группу, освоение социально-психологических отношений в этой группе [10].
Следовательно, в профессиональной адаптации можно выделить две взаимосвязанные стороны: профессиональную и социально- психологическую.
Профессиональная адаптация включает в себя овладение необходимыми знаниями, умениями, навыками, умением быстро ориентироваться в различных производственных ситуациях, контролировать и программировать свои действия [10].
Социально-психологическая адаптация заключается в приспособлении молодого работника к правилам поведения, действующим в конкретной социально-профессиональной группе. Сюда входит ознакомление с целями и задачами коллектива, его традициями, отношениями между руководителями и подчиненными и т.п. [10].
В процессе профессионального становления будущего квалифицированного рабочего можно выделить три четко выраженных периода:
1. Период поступления в профессиональное учебное заведение (профессиональная ориентация в школе, мотивированный выбор старшеклассниками той или иной профессии, профессиональное обучение).
2. Период обучения в профессиональном учебном заведении (овладение соответствующими теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками, предварительная апробация правильности выбора, развитие профессиональных способностей).
3. Начало трудовой деятельности (профессиональная адаптация в период прохождения производственной практики, закрепление и развитие полученных в школе, профтехучилище, техникуме, вузе умений и навыков, приобретение опыта работы, окончательное утверждение в избранной профессии) [10].
Работа по решению задач, стоящих на каждом из этих этапов, и составляет сущность процесса профессионального воспитания.
Все формы профессионального воспитания можно объединить в три группы: индивидуальные, групповые, массовые.
Методы профессионального воспитания можно также объединить в три группы: методы формирования сознания личности; методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения; методы стимулирования поведения и деятельности [8].
В работе по различным направлениям определился круг форм и методов профориентационной работы - это рассказы о профессиях, беседы, экскурсии на предприятия и т.д.
При этом мы выделим несколько конкретных практических направлений:
1. Профинформационная работа с учащимися по вооружению подростков определенной совокупностью знаний о социально-экономических и психофизиологических особенностях разных профессий; об условиях правильного выбора одной из них; сведений о каналах трудоустройства, требований к приему на работу и т.д. Это направление работы, где систематизируются сведения содержании и перспективах современных профессий, форме и условиях овладения разными специальностями, состоянии и потребностях рынка труда. Профинформационная работа проводится на внеклассных мероприятиях, уроках-экскурсиях в вузы и на предприятия, использующие новейшие информационные и управленческие технологии. Учащиеся имеют возможность в библиотеке лицея получить сведения о мире профессий и рынка труда из периодических изданий и специальной научной литературы. Выпускники школы, ставшие успешными студентами ведущих вузов на встречах, по доброй традиции, передают информацию из первых уст абитуриентам – одиннадцатиклассникам [17].
Профконсультационная работа проводится с использованием компьютерных технологий.
Одним из главных направлений работы школы является информатизация учебно-воспитательного процесса благодаря применению новейших информационных технологий. В различных сферах учебного процесса, в частности, в профориентационной работе, при этом интегрируются усилия социального педагога с возможностями современных информационных технологий. На первом этапе исследуются индивидуальные психологические характеристики, профессиональные интересы ученика, потом проводится работа, направленная на определение пригодности к отдельным видам профессиональной деятельности [4].
Для учета индивидуальных психофизиологических особенностей проводится компьютерное тестирование. На основе результатов тестирования предоставляются рекомендации ученикам о выборе будущей специальности. Используются такие компьютерные тесты:
Методика "Мотивы выбора профессии" (В. Семиченко).
Диагностика профессиональных предпочтений.
Опросник профессиональной направленности Д. Голанда.
Опросник выявления структуры темперамента.
Методика выявления и оценки структуры интеллекта (ТИП).
Тест Равена.
Методика выявления административных способностей.
Тест на определение склонностей к предпринимательской деятельности.
Результаты компьютерного тестирования помогают ученикам самоопределиться в будущем профессиональном направлении. Благодаря этой работе ученики узнают об уровне своего интеллекта, характере и способностях, особенно о том, как применить свои индивидуальные возможности в выборе профессии. Особой "изюминкой" является организация работы учеников с тестами на уроках информатики, запланированных в текущем расписании занятий: не все дети хотят или могут выделить время для работы над собой во внеклассные часы. Таким образом, мы и воплощаем известное: "Учите детей через жизнь" (Аристотель) [5].
2. Профдиагностическая работа проводится как комплекс психологических, психофизиологических и других методов изучения личности с использованием глобальных телекоммуникационных сетей. Это позволяет подростку прибегнуть к поиску информации как в электронных библиотеках и базах данных вузов, так и сделать запрос по электронной почте, пройти компьютерное тестирования своих возможностей, интересов и наклонностей, определить наиболее интересные именно ему профессии и получить подробную информацию о них. Индивидуальная консультация у психолога по вопросам профессионального самоопределения расширяет возможности индивидуальной самоактуализации учащегося на рынке труда [5].
В результате учащиеся уже в школе узнают о требованиях к собственному успешному трудоустройству. То есть необходимость:
1. Овладения знаниями по своей будущей специальности и практический опыт в выполнении конкретных заданий.
Наиболее выгодным в нашем информационном обществе является возможность приобретать в сжатые сроки новые знания и использовать их на практике. На уроках большое значение уделяется применению полученных теоретических знаний в работе над практическими заданиями. На уроках математики и физики - это решение задач, формирующих культуру мышления, развивающих интеллектуальные способности. Технологически это внедрено в распределении времени: 70% выделяется на практические занятия. Это относится к предметам профильного цикла: математике, физике и информатике [18].
На уроках гуманитарного цикла вводятся такие формы работы как дискуссии, работа в группах, защита проектов, активизирующих усвоение материала и вызывающих стремление к творческому поиску. Систематически проводятся консультации по недельному расписанию и перед итоговой аттестацией по отдельному модулю программы. Важной целью в организации педагогического процесса является создание ответственного отношения к учебному процессу, формирование навыков самообучения и интеллектуальной работы. Всем ученикам предлагается выполнить научно-исследовательскую работу под руководством преподавателей [18].
2. Свободное владение компьютерными технологиями, способность за короткое время овладеть прикладными программами. По данным службы занятости, до 70% вакансий требуют от потенциальных работников знаний персонального компьютера и навыков работы с прикладными программами [18].
Высокая степень преподавания информатики в физико-техническом лицее позволяет значительной части выпускников выбирать свою профессию в области информационных технологий: программирование, Web-дизайн, администрирование сетей, Интернет-технологии, экономическая кибернетика, системная аналитика и др.
Также, для профориентации важно, что с помощью компьютера можно работать с моделями реальных объектов, связанных с деятельностью различных систем. Например, для исследования работы предприятия можно использовать информационную модель исходя из, допустим, базы данных. Создание электронной презентации своей будущей профессии - это тоже мощный ресурс для осознанного выбора будущей профессиональной специальности.
3. Владение одним, лучше несколькими иностранными языками.
В школе каждый ученик в обязательном порядке изучает иностранный язык: английский и французский, немецкий [18].
4. Овладение основами знаний по практической экономике и основам бизнеса.
Большой интерес у учащихся вызывают уроки экономики, наполненные практическими работами по созданию бизнес-планов, организации и развитию бизнеса, расчету риска инвестиций в различные проекты, основам маркетингового исследования украинского рынка товаров и услуг [18].
В профориентационной работе с учащимися сводится к минимуму так называемая теория и учебный процесс организовывается так, чтобы важные теоретические положения осознавались во время практических занятий. Онтологический потенциал явления применения теории (интеллектуальная практика) безотказно срабатывает через любые персональные методические вкусы любого педагога: жаль, что унаследованная постсоветская организация образования - как "гири на ногах" каждой личности, стремящейся к развитию. Понятно, что эти "гири" совершенно необходимы для создания авторитарного среды, но такая экономическая среда нам нужна как "пятое колесо к возу".
Например, такой явно "неактивный" метод, как лекция, можно хорошо реализовать, если ее прочитают преподаватели вузов или эрудированные родители с использованием мультимедийных компьютерных средств. При проведении внеклассных мероприятий используются методы, потенциал которых, в большинстве случаев, довольно высок, даже при работе с пассивными аудиториями. Это профориентационные игры с классом, профориентационные игровые упражнения и моделирование микроситуаций, карточные профконсультационные методики.
В период допрофессиональной подготовки учащихся совместно с педагогами решается проблема жизненного и профессионального самоопределения [5].
Системное психолого-педагогическое и профориентационное тестирования - в три этапа для параллелей 9-х, 10-х и 11-х классов. На первом этапе определяется сфера желаемой деятельности, на втором - уточняется профессиональный выбор с учетом психофизиологических возможностей, на заключительном этапе формируется список рекомендованных профессий. При необходимости предоставляются консультации психолога по поводу выбора будущей профессии [5].
Таким образом, главным критерием эффективности профориентационной работы служит мера сбалансированности количества учащихся, поступающих на работу, на учебу в СПТУ, техникумы и вузы по профессиям, отвечающим актуальным потребностям города, района, региона, общества в целом [9].
Формы работы
Организационно-методическая деятельность:
Работа координаторов по профориентационной работе с уч-ся.
Методическая помощь учителям в подборке материалов и диагностических карт.
Работа с учащимися:
Комплекс профориентационных услуг в виде профдиагностических мероприятий, занятий и тренингов по планированию карьеры;
Консультации по выбору профиля обучения (инд., групп.).
Анкетирование
Организация и проведение экскурсий (в учебные заведения, на предприятия)
Встречи с представителями предприятий, учебных заведений.
Работа с родителями:
проведение родительских собраний, (общешк., классн.);
лектории для родителей.
индивидуальные беседы педагогов с родителями школьников;
анкетирование родителей учащихся;
привлечение родителей школьников для выступлений перед учащимися с беседами;
привлечение родителей учащихся для работы руководителями кружков, спортивных секций, художественных студий, ученических театров, общественных ученических организаций;
помощь родителей в организации профессиональных проб старшеклассников на предприятиях;