Профильное обучение: реальный опыт и сомнительные нововведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 17:04, курсовая работа

Краткое описание

Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профильными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Оглавление

Введение
Глава 1. Организация профильного обучения
1.1. Основные аспекты профильного обучения
1.2. Системные подходы к решению проблем профильного обучения
Глава 2. Профильное обучение: реальный опыт и сомнительные нововведения
2.1. Проблема выбора
2.2. Повышение квалификации работников системы образования
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

профильное обучение.doc

— 149.00 Кб (Скачать)


Оглавление

 

Введение

Глава 1. Организация профильного обучения

1.1. Основные аспекты профильного обучения

1.2. Системные подходы к решению проблем профильного обучения

Глава 2. Профильное обучение: реальный опыт и сомнительные нововведения

2.1. Проблема выбора

2.2. Повышение квалификации работников системы образования

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Введение профильного обучения является актуальным и важным шагом в развитии системы школьного образования. Как и любое нововведение подобного масштаба, этот шаг должен быть максимально обдуман, проработан, выверен. Прежде всего, следует разграничить понятия “профильное обучение” и “профильная школа”.

Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профильными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Профильная школа есть институциональная форма реализации этой цели. Это основная форма, однако, перспективными в отдельных случаях могут стать иные формы организации профильного обучения, в том числе выводящие реализацию соответствующих образовательных стандартов и программ за стены отдельного общеобразовательного учреждения.

Профильное обучение направлено на реализацию личностно ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории. Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:

        обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;

        создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;

        способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;

        расширять возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к усвоению программ высшего профессионального образования.

Основная идея обновления старшей ступени общего образования в том, что образование здесь должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным. Многолетняя практика убедительно показала, что, как минимум, начиная с позднего подросткового возраста, примерно с 15 лет в системе образования должны быть созданы условия для реализации обучающимися своих интересов, способностей и дальнейших (послешкольных) жизненных планов. Социологические исследования доказывают, что большинство старшеклассников (более 70%) отдают предпочтение тому, чтобы “знать основы главных предметов, а углубленно изучать только те, которые выбираются, чтобы в них специализироваться”. Иначе говоря, профилизация обучения в старших классах соответствует структуре образовательных и жизненных установок большинства старшеклассников. К 15-16 годам у большинства учащихся складывается ориентация на сферу будущей профильной деятельности.

В настоящее время в высшей школе сформировалось устойчивое мнение о необходимости дополнительной специализированной подготовки старшеклассников для прохождения вступительных испытаний и дальнейшего образования в вузах. Традиционная непрофильная подготовка старшеклассников в общеобразовательных учреждениях привела к нарушению преемственности между школой и вузом, породила многочисленные подготовительные отделения вузов, репетиторство, платные курсы и др. Большинство старшеклассников считает, что существующее ныне общее образование не дает возможностей для успешного обучения в вузе и построения дальнейшей профессиональной карьеры.

Важнейшим вопросом организации профильного обучения является определение структуры и направлений профилизации, а также модели организации профильного обучения. Любая форма профилизации обучения ведет к сокращению инвариантного компонента. В отличие от привычных моделей школ с углубленным изучением отдельных предметов, когда один-два предмета изучаются по углубленным программам, а остальные – на базовом уровне, реализация профильного обучения возможна только при условии относительного сокращения учебного материала непрофильных предметов, изучаемых с целью завершения базовой общеобразовательной подготовки учащихся.

Модель общеобразовательного учреждения с профильным обучением на старшей ступени предусматривает возможность разнообразных комбинаций учебных предметов, что и будет обеспечивать гибкую систему профильного обучения. Эта система должна включать в себя следующие типы учебных предметов: базовые общеобразовательные, профильные и элективные. На протяжении нескольких лет в школах города были организованы классы с математическим, гуманитарным профилями, общеобразовательный класс.

Соответственно было выделено 6, 4 и 5 часов математики в неделю. В профильных классах велись элективные курсы.

Концепция профильного обучения исходит из многообразия форм его реализации. Возможна такая организация образовательных учреждений различных уровней, при которой реализуется не только содержание выбранного профиля, но и предоставляется учащимся возможность осваивать интересное и важное для каждого из них содержание из других профильных предметов.

Можно выделить несколько вариантов (моделей) организации профильного обучения.

1. Модель внутришкольной профилизации

Общеобразовательное учреждение может быть однопрофильным (реализовывать только один избранный профиль) и многопрофильным (организовать несколько профилей обучения).

2. Модель сетевой организации.

В подобной модели профильное обучение учащихся конкретной школы осуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечения образовательных ресурсов иных образовательных учреждений.

Решение об организации профильного обучения в конкретном образовательном учреждении принимает его учредитель по представлению администрации образовательного учреждения.

Чего от нас хотят? Кто мы и что можем сделать? Как мы это будем делать? Итак, государство хочет, чтобы мы создали условия для развития свободной, мыслящей, деятельной, социально-адаптированной личности, получившей качественное общее образование.

Макросоциум – хочет, чтобы мы выпускали из школы воспитанную личность, считающуюся с нормами и правилами поведения, сложившимися в обществе.

Микросоциум – хочет, видеть в нас школу, основанную на порядке и дисциплине, разумной требовательности к детям, где обеспечивается комфорт не только физический, но и душевный (100% опрошенных).

Родители – хотят, чтобы:

        школа обеспечивала подготовку в ВУЗ (65% опрошенных);

        ребенок получил образование в профильном классе (60% опрошенных);

        ребенок просто находился в школьном пространстве до 16лет, потому что куда ему еще деваться (26% опрошенных)

        ребенок занимался в кружках, секциях именно в школе (52% опрошенных) в связи с отдаленностью школы от центра досуговой деятельности, а то, что есть в микрорайоне не полностью их удовлетворяет.

Ученики – хотят, чтобы в школе было интересно учиться, чтобы к ним относились с уважением, иметь учебный успех, получить качественное образование.

Приоритетные направления работы школы.

Усиление личностной направленности образования (новые технологии).

Обновление содержания образования (введение пропедевтических курсов, предметов углубленного изучения, элективных курсов).

Совершенствование работы школы, направленной на сохранение и укрепление здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни. Модель школы.

        1 ступень – 1-4 классы – развивающее и традиционное обучение.

Миссия начальной школы – научить ребенка учиться, заложить способы учебной деятельности.

        2 ступень – 5-9 классы – общеобразовательные предметы, пропедевтические курсы.

Миссия среднего звена – развитие способов учебной, исследовательской деятельности, развитие познавательного интереса.

        3 ступень – 10-11 классы – общеобразовательные предметы, углубленные предметы естественно-математического и гуманитарного циклов.

Миссия старшей школы – создание условий для профессионального самоопределения.

Во всем мире идет поступательное движение от общества индустриального к обществу информационному. Будет ли это достигнуто, зависит, прежде всего, от образования, которое формирует общество: его ценности, цели, духовного и творческого потенциала. Для этого принципиально должен измениться взгляд на образование  – не овладение учащимися ЗУНами, а становление человека, обретение им себя, неповторимой индивидуальности. Всему этому способствует профильное обучение.

Модель общеобразовательной школы с профильным обучением на старшей ступени предусматривает возможность изучения разнообразных учебных курсов, которые должны включать в себя гибкую систему профильного обучения. Согласно рекомендациям Министерства образования РК могут существовать несколько вариантов или моделей профильного обучения. Модель внутришкольной профилизации - однопрофильная или многопрофильная отдельная школа. Модель сетевой организации, когда профильное обучение осуществляется за счёт целенаправленного и организованного использования образовательных ресурсов ряда образовательных учреждений. Например, объединение нескольких школ вокруг наиболее сильной школы, обладающей достаточным материальным и кадровым потенциалом, которая выполняет роль «ресурсного центра».

Возможна кооперация школы с иными образовательными учреждениями дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования.

Концепция профильной школы предполагает, что необходимым условием профилизации старшей школы является введение предпрофильной подготовки через организацию курсов по выбору, указывая, что их основная функция профориентационная. Число таких курсов должно быть достаточно значительным. Они должны носить краткосрочный и чередующийся характер, являться своего рода учебными модулями и вводиться постепенно.

Одна из ключевых проблем профильной школы изучение дисциплин, не относящихся к выбранному профилю. Речь идёт о базовом (в отличие от профильного) уровне изучения того или иного предмета. Базовые общеобразовательные курсы обязательные для всех учащихся во всех профилях обучения.

В условиях неизбежного дефицита учебных часов, отведенных на непрофильные дисциплины, проблемой является определение обязательного минимума содержания для базового уровня. А главное целей и задач изучения таких дисциплин в профильной школе.

Обязательный минимум содержания, определяемый стандартом, включает главные достижения естественных наук (ключевые идеи, открытия) и их практическую реализацию в технике и технологиях (энергетика, средства коммуникации, создание новых материалов, биотехнологии, медицина). Смысл стандарта состоит не в том, чтобы предоставить фундаментальное (теоретическое) знание, а наглядно показать, какую роль играют естественные науки в развитии цивилизации, формировании нашего материального окружения, наших знаний о самих себе.

При этом основные умения, ожидаемые от выпускников и сформулированные в виде требований к уровню их подготовки, сводятся, главным образом, к ориентации в научных понятиях, работе с информацией естественнонаучного характера, владению некоторыми элементами исследовательского метода, использованию знаний в практических ситуациях.


Глава 1. Организация профильного обучения

1.1. Основные аспекты профильного обучения

 

В соответствии Государственной программой развития образования РК ставится задача создания "системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы.

Приоритетным направлением функциональной деятельности старшей ступени среднего образования является введение профильного обучения                 (3 ступень образования) для осуществления углубленной допрофессиональной подготовки учащихся.

Принципиально новый подходов к построению третьей ступени среднего образования состоит в том, что обучение ведется на основе дифференциации, интеграции и профессионализации образования.

В 11-12 классах вводится профильная подготовка по:

            социально-гуманитарному,

            естественнонаучному,

            техническому и другим направлениям.

На 3 ступени должен быть обеспечен переход от установки на приобретение знаний к овладению систематизированными представлениями о мире, обществе и человеке, умении самостоятельно расширять и углублять их. Учащиеся 3 ступени могут выбирать формы и методы обучения, индивидуальные образовательные программы в которых особое место отводится творческой деятельности по созданию условий для развития индивидуальных способностей учащихся.

Прежде всего, следует разграничить понятия "профильное обучение" и "профильная школа".

Информация о работе Профильное обучение: реальный опыт и сомнительные нововведения