Профилактика наркотической зависимости среди детей сирот

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 22:43, курсовая работа

Краткое описание

Проблема наркомании – тема очень актуальная.
Что же такое наркомания? Это - (греч. narke — оцепенение + mania — безумие, страсть, влечение) — заболевание, возникающее в результате употребления наркотических средств, вызывающих в малых дозах эйфорию, в больших — оглушение, наркотический сон. Характеризуется непреодолимым влечением к приему наркотиков, тенденцией к повышению употребляемых доз, формированием абстинентного синдрома, психической и физической зависимостью.

Оглавление

Введение.
Раздел 1.Особенности детей-сирот как объекта социальной работы.
1.1Сущность и история развития наркомании
Раздел 2.Законодательная база. Социальная работа с детьми: нормативно – правовой и организационный аспекты.
2.1Сущность профилактики и современная история профилактики наркомании
Заключение.
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 51.89 Кб (Скачать)

Оглавление

Введение.

Раздел 1.Особенности детей-сирот  как объекта социальной работы.  

1.1Сущность и история развития наркомании

Раздел 2.Законодательная база. Социальная работа с детьми: нормативно – правовой и организационный аспекты.

2.1Сущность профилактики и современная история профилактики наркомании

Заключение.

Список используемой литературы.

 

 

Введение.

Проблема наркомании –  тема очень актуальная.

Что же такое наркомания? Это - (греч. narke — оцепенение + mania — безумие, страсть, влечение) — заболевание, возникающее в результате употребления наркотических средств, вызывающих в малых дозах эйфорию, в больших — оглушение, наркотический сон. Характеризуется непреодолимым влечением к приему наркотиков, тенденцией к повышению употребляемых доз, формированием абстинентного синдрома, психической и физической зависимостью. По мере развития болезни нарастают личностные изменения наркомана, изменения в его мотивационной структуре, отмечаются проявления социальной и психической деградации, появляются признаки физического неблагополучия: сомато-вегетативные расстройства, раннее одряхляние. В этой группе людей часты самоубийства.[1]

Наркомания, в широком  смысле, это проблема не только тех, кто употребляет или продает  наркотики. Наркомания – это проблема личного выбора каждого человека, проблема общества. Выбора - принимать  или не принимать наркотик? Бороться или не бороться с наркобизнесом? Отвечать или не отвечать перед обществом, совестью, Богом за последствия принимаемых  законов? [2]

Злоупотребление наркотиками  и алкоголем, известное с древнейших времен, сейчас распространилось в  размерах, тревожащих всю мировую  общественность. Полная, с точки  зрения наркологов, картина распространения  и злоупотребления наркотиков, включающая формы токсикоманий, еще более  трагична. Вещества и препараты, не включенные в список наркотиков, как  правило, еще более злокачественны, приводят к еще большему ущербу для  индивидуума, а затем и для  общества в целом. [3]

В международном антинаркотическом  центре в Нью-Йорке существует документ, указывающий на число наркоманов на земном шаре - 1 000 000 000 человек.

Наркомания, как подчеркивают эксперты Всемирной организации  здравоохранения, является большой  угрозой для здравоохранения  в мировом масштабе. [4]

Особенно гибельно злоупотребление  наркотиков в молодежной среде - поражается и настоящее, и будущее общества. От этого страдает все общество, но в первую очередь под угрозу ставится подрастающее поколение: дети, подростки, молодежь, а также здоровье будущих матерей. Ведь наркомания особенно активно влияет на не сформировавшийся организм, постепенно разрушая его. Наркомания не только опасна для здоровья человека, но и практически неизлечима. [4, 5]

 

Явление наркомании - предмет изучения моей работы.

     Объектом изучения – станут дети – сироты.

В настоящее время в  обыденной речи и в теоретических  исследованиях широко используются два понятия: сирота (сиротство) и  социальный сирота (социальное сиротство).

     Задача исследования – рассмотреть явление наркомании среди детей-сирот и понять его причины.

     Цель – попытаться выделить наиболее эффективные способы профилактики наркотической зависимости среди детей – сирот.

 

Раздел 1.Особенности детей-сирот  как объекта социальной работы.

     Дети-сироты - это дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.    

     Социальный сирота - это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. В этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство. Это и дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях.

 Социальное сиротство  - социальное явление, обусловленное  наличием в обществе детей,  оставшихся без попечения родителей  вследствие лишения их родительских  прав, признания родителей недееспособными,  безвестно отсутствующими и т.д.

      Обнаружилось  качественно новое явление - так  называемое "скрытое" социальное  сиротство, которое распространяется  под влиянием ухудшения условии  жизни значительной части семей,  падением нравственных устоев  семьи, следствием чего становятся  изменение отношения к детям,  вплоть до полного вытеснения  их из семей, беспризорность  огромного количества детей   и  подростков.

Почти 50% детского населения страны находится в зоне социального  риска. Можно долго искать причины наркомании, курения, преступности во влиянии «улицы» и социального окружения таких детей. Но статистика показывает, что детей, воспитанных в приютах постигает такое же будущее.

Вот, что по этому поводу думает одна из участниц межрегиональной научно-практической конференции «Общество против наркотиков» И. А. Бобылева: «Центральное место в профилактике употребления наркотических средств должно принадлежать работе с группами риска. Безусловно, к группе риска принадлежат дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Дети, воспитывающиеся вне  семьи, не реализуют свои основные потребности, особенно это касается потребности  в любви и признании. Блокирование основных потребностей – это один из факторов, определяющих формирование отклоняющегося поведения, в том  числе склонности к наркотикам.

Другой фактор – семейная предрасположенность к зависимому поведению. Значительная часть детей, оставшихся без попечения родителей, вышли из семей алкоголиков и  наркоманов. Они перегружены негативным жизненным опытом, демонстрируют  те же модели поведения, что и их родители, усваивая систему их ценностей, и не имея примера социально-позитивных моделей поведения. В условиях интернатного учреждения срабатывает феномен  «отчуждения своего опыта». Взрослый не становится для ребенка источником жизненного смысла. Воспитатели остаются лишь носителями знаний, образцов поведения, поощрений и наказаний, но не порождают  собственных стремлений и осознанных переживаний у детей. Поэтому  «передаваемые» ими знания и образцы  поведения чаще всего остаются формальными, отчужденными и не вызывают эмоционального субъективного отклика.

Ведущая роль в формировании зависимости принадлежит психической  травме, особенно в первые два года жизни. Травма может быть связана  с утратой матери или ее неспособностью удовлетворять потребности ребенка, с жестоким обращением родителей  с ребенком. Сироты, пережившие психические  травмы в раннем детстве, имеют существенно  больший риск стать зависимыми. Травму можно обнаружить по страху перед  любыми аффектами, неспособности их переносить, ощущению «небезопасности» и ожиданию неприятностей. Эта особенность  зависимых людей обозначается как  низкая аффективная толерантность. Такие люди не умеют заботиться о  себе и нуждаются в ком-то (чем-то), кто помог бы им справиться со своими переживаниями. Вместе с тем они испытывают глубокое недоверие к людям.

Ситуация лишения родительского  попечения приводит к формированию у ребенка субъективных ощущений брошенности, никому ненужности, никчемности, бесполезности, отсутствию веры в себя; трудностям развития субъективного  самопринятия. Анализ психических особенностей воспитанников интернатных учреждений позволяет говорить об их индивидуально-типологической ранимости. Часто их характеризует  повышенная чувствительность к внешним  воздействиям, резкие перепады настроения, импульсивность, низкая адаптивность, склонность к соматизации.

Психологическую предрасположенность  воспитанников интернатных учреждений к отклоняющемуся поведению определяют нарушения саморегуляции личности. Это находит выражение в преобладании у социальных сирот негативных эмоциональных  состояний (тревоги, бессилия, вины, отчаяния, агрессии, депрессии) и внутренних конфликтов; непонимании своих переживаний, неумение их сформулировать в словах; неспособности открыто выражать свои чувства, неумении отстаивать свои интересы; непродуктивных способах совладания со стрессом (уход, отрицание, изоляция); неумении ставить цели и их реализовывать; заниженной самооценке; проблемах самоидентичности; отклонении индивидуальных ценностей  от социальных норм и правил; отсутствии смысла жизни.

Наличие ресурсов личности, ее жизненно важных качеств и компенсаторных возможностей (духовность, здоровье, общительность, активность, интеллект, целеустремленность, высшие чувства, творчество, профессиональная квалификация, дело, личностные отношения, жизненный опыт) обеспечивает устойчивость личности к отклоняющемуся поведению, определяет способность личности бороться со своей склонностью к зависимости. Их отсутствие или слабая выраженность означает дефицит внутренних ресурсов и слабую способность бороться с зависимостью. В отношении детей, воспитывающихся не в семье, можно говорить о низких ресурсах личности. Они испытывают дефицит социально-поддерживающих систем. Прежде всего, это обусловлено отсутствием родительской семьи, родственных связей.

Фактором, способствующим формированию отклоняющегося поведения у воспитанников  интернатных учреждений, является расхождение  между идеальным и реальным образом  их родителей. В ситуации актуализации в сознании образа родителей поведение  детей-сирот меняется: снижается  ответственность за свои действия, возрастает внешняя агрессивность, снижается желание вести себя согласно групповым стандартам, происходит «застревание» в стрессовой ситуации.

Социально-психологическими условиями, запускающими и поддерживающими  отклоняющееся поведение для  детей, воспитывающихся не в семье, являются состояние социально-психологической  дезадаптации, состояние фрустрации жизненно важных потребностей, научение в референтной группе, давление со стороны». [6] 

Поэтому профилактика наркомании среди детей – сирот  должна начинаться с профилактики самого сиротства.

Таким детям необходима специализированная помощь в профилактике и борьбе с наркотической зависимостью.

 

1.1Сущность и история развития наркомании

 

Наркотики знакомы людям  уже несколько тысяч лет. Их потребляли люди разных культур, в разных целях: во время религиозных обрядов, для  восстановления сил, для изменения  сознания, для снятия боли и неприятных ощущений.

Около 2700 г. до н.э. в Китае  уже использовали коноплю (в виде настоя, как чай): император Шен  Нунг предписывал своим подданным  принимать ее в качестве лекарства  от подагры и рассеянности. Люди каменного века знали опиум, гашиш  и кокаин и использовали эти наркотики  для изменения сознания (в ходе религиозных обрядов) и при подготовке к сражению. На стенах погребальных комплексов индейцев Центральной и  Южной Америки есть изображения  людей, жующих листья коки (один из способов приема кокаина), датируемые серединой 3 тыс. до нашей эры. Нужно иметь  в виду, что факт использования  наркотика в одной культуре не дает нам права предполагать, что  и в других культурах в это  же самое время люди знали этот наркотик и употребляли его. Как  и сейчас, в употреблении наркотиков людьми разных культур есть и сходства и различия.

До начала 20 века практически  не существовало ограничений на производство и потребление наркотиков. Иногда делались попытки сократить или  вообще запретить использование  определенных веществ, но они были непродолжительными и, как правило, неудачными. Например, табак, кофе и чай были поначалу встречены  Европой в штыки. Первый европеец, закуривший табак - спутник Колумба  Родриго де Херес – по прибытии в Испанию был заключен в тюрьму, так как власти решили, что в  него вселился дьявол. Было несколько  попыток объявить вне закона кофе и чай.

Известны и случаи, когда  государство не запрещало наркотики, а наоборот содействовало процветанию  торговли ими. Лучший пример - вооруженные  конфликты между Великобританией  и Китаем в середине 19 века. Они  называются опиумными войнами, потому что английские торговцы ввозил в  Китай опиум. К середине 19 века несколько  миллионов китайцев пристрастились к опиуму. В это время Китай, безусловно, вышел на первое место  в мире по потреблению опиума, большая  часть которого выращивалась в Индии и переправлялась в страну англичанами. Китайское правительство приняло множество законов о контроле над импортом опиума, но, ни один из них (включая полное запрещение) не возымел желаемого действия.[7]

Америка страдала от волны  наркотиков. Наркомания захватила черный рынок еще в 20 годах этого века. Это колесо смерти прокатилось и  по Европе в 50-е годы и натолкнулось на "железный занавес" товарища Сталина. Он спас Россию от наркотиков, но не надолго. И в 90-е годы - перестройки, новая  забава вместе со всем западным пришла в ряды молодежи, распространяясь  по подвалам и темным улицам города! Но в один момент этого накопилось столько, что наше правительство  не было в состоянии сдержать поток  завоза наркотиков, и смерть с огромным напором вылилась на подростков. Ведь основная часть наркоманов - подростки, которые намного слабее психологически взрослых, и не в состоянии отказаться попробовать.

Безусловно, развитию наркомании в России способствовала разрушение Горбачевым тоталитарного строя, что  вызвало появление многих свобод, среди которых, к сожалению, и  наркотики. Кроме того, в ходе афганской  войны десятки тысяч солдат употребляли  наркотики. И возвратясь с неё, они  продолжали это делать. К концу  восьмидесятых уже сформировалось преступное сообщество наркоторговцев. Оборот наркотиков был тогда около 500 тонн в год. Стоимость наркотиков падает, а количество наркоманов растет. С 1996 года происходит сдвиг в сторону  дорогих наркотиков, таких как  опиум, героин. И наркотики входят в моду.[4]

Информация о работе Профилактика наркотической зависимости среди детей сирот