Профессиональная Я-концепция в работе педагога

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 00:01, реферат

Краткое описание

Воспитание личности ребенка воспринимается многими как процесс сам собой разумеющийся, и специально его организовывать не нужно. Но, обострение проблем социализации детей, их самоопределения в жизни заставляют педагогов по-новому взглянуть на организацию воспитательного процесса в широкой образовательной практике. Это, в свою очередь, требует хорошей профессиональной подготовки воспитателей, понимания ими своей роли и степени влияния в становлении личности, определения своей педагогической позиции в деятельности.

Оглавление

Введение стр. 3
Глава 1 стр.4- 6
Глава 2 стр. 7
Глава 3 стр.8-9
Глава 4 стр.10-12
Глава 5 стр.13
Заключение стр.14-15
Список использованной литературы с

Файлы: 1 файл

Профессиональная Я-концепция в работе педагога..doc

— 83.50 Кб (Скачать)

    Устойчивость  является положительной характеристикой самооценки, если она сочетается с динамичностью, сущность которой заключается в способности личности менять высоту самооценки на основании критического анализа результатов собственной деятельности и поведения, а также под воздействием объективных изменений в требованиях к ней окружающих или её собственных требований к себе.

    Проблема  исследования самооценки тесно связана  с осознанием уровня притязаний человека – степенью трудности целей, которые  он себе ставит (А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов и др.). Расхождение между притязаниями и реальными возможностями ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным – возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и пр. Самооценка внешне выражается в том, как человек оценивает возможности и результаты деятельности других

    Понятие самооценки непосредственно связано  с тем, как человек оценивает  свои собственные качества. Одни и  те же качества могут интерпретироваться одним человеком в позитивном плане (и тогда они повышают самооценку), а другим – в негативном. Профессиональная самооценка педагога может быть рассмотрена как важный элемент в структуре профессиональной «Я-концепции».

    В.А. Степанов в своих исследованиях  выделяет следующие виды самооценки:

  • прогностическая самооценка – оценка субъектом своих возможностей, определение своего отношения к ним (оценка будущих достижений);
  • актуальная самооценка – оценка и основанная на ней коррекция исполнительских действий по ходу развёртывания деятельности. Основой этого вида самооценки является самоконтроль (оценка педагогом своих сегодняшних возможностей);
  • ретроспективная самооценка – оценка субъектом достигнутых уровней развития, итогов деятельности, поступков. Одной из характеристик выступает мера критичности к себе (оценка вчерашних достижений);
  • выделяется ещё один вид: рефлексивная самооценка – предполагаемая оценка себя со стороны других.
   

 В структуре  самооценки вообще и профессиональной самооценки в особенности целесообразно  выделять аспекты:  
          а) операционально-деятельностный; 
          б) личностный. 
          
Операционально-деятельностный аспект самооценки учителя связан с оценкой себя как субъекта деятельности и выражается в оценке своего профессионально-педагогического уровня (сформированность умений и навыков) и уровня компетентности (системы знаний).           

    Личностный аспект профессиональной самооценки учителя выражается в оценке своих личностных качеств в связи с идеалом образа "Я-профессионального". Самооценка по этим двум аспектам не обязательно согласованна. Дискордантность (рассогласование) самооценки по операционально-деятельностному и личностному аспектам влияет на профессиональную адаптацию, профессиональную успешность и профессиональное развитие. 
     
     

                                                                    
     
     
     

                                                                   
     
     

                                                                
     

                                                            Глава 5.

    В процессе профессиональной деятельности педагог взаимодействует с коллегами, администрацией образовательного учреждения, воспитанниками. От степени удовлетворённости данным взаимодействием, присутствия положительных эмоций и чувства уверенности зависит формирование адекватной «Я-концепции» педагога. Адекватную «Я-концепцию» педагога можно приравнять к позитивному отношению к себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной ценности; синонимами неадекватной «Я-концепции» становятся в этом случае негативное отношение к себе, неприятие себя, ощущение своей неполноценности.

    У педагога, позитивно воспринимающего себя, повышаются уверенность в себе, удовлетворенность  профессией, эффективность работы в  целом. Педагог с низкой профессиональной самооценкой испытывает чувство незащищенности, негативно воспринимает окружающих через призму своих стрессов, тревог, обращается к авторитарному стилю как средству психологической самозащиты.

    Особенно  важно то, что положительная «Я-концепция» педагога способствует и развитию положительной «Я-концепции» воспитанников. Адекватная «Я-концепция» порождает конструктивные формы поведения и деятельности, педагог проявляет большую самостоятельность, инициативу, ответственность. Позитивно оценивая свои возможности, педагог пытается реализовать себя. Неадекватная «Я-концепция» приводит к деструктивной активности человека (самоутверждение за счет других, избегание и т. п.). Здесь выбор стратегии и тактики поведения и способов деятельности часто продиктован деструктивными побуждениями. 

                                                                      

                                                                   

                                                   Заключение.

    Значение Я-концепции  для понимания человеческой личности трудно переоценить. Появившееся в ходе многомиллионной эволюции двуногое существо стало настолько рациональным, что ни один поведенческий акт не прорывается наружу без предварительной цензуры разума. Человек над всем привык размышлять, все оценивать и пропускать через призму собственной выгоды и своих интересов. Так вот у Homo sapiens представление о самом себе, рефлексия над собой предшествуют и служат мотивационным базисом всего поведенческого комплекса. Проведено огромное число научных исследований, доказавших, что Я-концепция выступает мотивационной основой человеческого поведения. Люди, которые хорошо себя знают, способны строить весьма гибкую и приспособленную к самым разным обстоятельствам стратегию поведения, точно зная, что они могут сделать и чего не могут.

    Таким образом, можно сделать вывод, что Я-концепция представляет собой совокупность всех представлений индивида о себе и включает убеждения, оценки и тенденции поведения. В силу этого Я-концепцию можно рассматривать как свойственный каждому индивиду набор установок, направленных на самого себя.

    Я-концепция  является важным фактором организации  психики и поведения индивида, поскольку определяет интерпретацию  опыта и служит источником ожиданий индивида.

    На основании  рассмотренных вопросов сформулируем следующие выводы:

    1. Профессиональная  позиция педагога-воспитателя - одно  из важнейших условий развития  личности ребенка. Позиция - это  единство сознания и деятельности  человека, где деятельность выступает  одним из способов реализации  его базовых ценностей. 

    2. Рассматривая «точку зрения» и отношение к своей профессии, можно выделить следующие характеристики педагогической позиции: дистанционная, «уровневая», кинетическая; социальная. Эталоном можно считать позицию: рядом, наравне, вместе, но чуть впереди.

    3. Важное значение имеет сформированность гуманистической педагогической позиции воспитателя. Гуманистическое воспитание - это не только гуманистически ориентирующее воспитание (ориентирующее ребенка на гуманистические ценности), но и гуманистически ориентированное воспитание (ориентированное на ребенка как базовую для воспитателя ценность). Это означает, что именно данной ценностью определяется вся иерархия профессиональных ценностей педагога-воспитателя, что именно данная ценность определяет выбор средств и методов воспитания. Таким образом, вся воспитательная деятельность как бы пронизана ценностным отношением педагога к ребенку: к его телесной (физическому здоровью), душевной (психическому равновесию) и духовной (свободе) ипостасям.

    4. Развитие  у педагога ценностного отношения к ребенку и оформление этого отношения в гуманистическую педагогическую позицию имеет важное значение для практики воспитания, поскольку позиция выступает здесь своеобразным регулятором воспитательной деятельности. Она не позволяет процессу воспитания как события взрослого и ребенка трансформироваться в воспитание как «инженерию человеческих душ», где активностью субъекта обладает только педагог, а ребенок выступает лишь в качестве потенции, возможности, реализация которой полностью зависит от внешнего влияния.

    5. Изучение  профессиональной позиции педагога-воспитателя  имеет важное значение. Оно позволяет  выяснить: является ли воспитание  сознательно выбранной деятельностью  педагога (или педагог всего лишь  выполняет возложенную на него  кем-то обязанность, то есть попросту отбывает повинность); какие профессиональные ценности сформированы у педагогов (или такие ценности вовсе отсутствуют и педагог осуществляет свою работу формально, равнодушно.

                                     Список использованной литературы 

  1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии – М., 1989.
  2. Занина Л.В., Меньшикова Н.П. Основы педагогического мастерства: учебн. пособие. – Ростов-на-Дону, 2003.
  3. Основы педагогического мастерства: учебн. пособие / И.А. Зязюн, И.Ф Кривонос, Н.Н. Тарасевич и др. Под ред. И.А. Зязюна. – М., 1989.
  4. Рогинский В.М. Азбука педагогического труда. – М., 1990.
  5. Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства. – М., 2010.

Информация о работе Профессиональная Я-концепция в работе педагога