Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 00:01, реферат
Воспитание личности ребенка воспринимается многими как процесс сам собой разумеющийся, и специально его организовывать не нужно. Но, обострение проблем социализации детей, их самоопределения в жизни заставляют педагогов по-новому взглянуть на организацию воспитательного процесса в широкой образовательной практике. Это, в свою очередь, требует хорошей профессиональной подготовки воспитателей, понимания ими своей роли и степени влияния в становлении личности, определения своей педагогической позиции в деятельности.
Введение стр. 3
Глава 1 стр.4- 6
Глава 2 стр. 7
Глава 3 стр.8-9
Глава 4 стр.10-12
Глава 5 стр.13
Заключение стр.14-15
Список использованной литературы с
Устойчивость является положительной характеристикой самооценки, если она сочетается с динамичностью, сущность которой заключается в способности личности менять высоту самооценки на основании критического анализа результатов собственной деятельности и поведения, а также под воздействием объективных изменений в требованиях к ней окружающих или её собственных требований к себе.
Проблема исследования самооценки тесно связана с осознанием уровня притязаний человека – степенью трудности целей, которые он себе ставит (А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов и др.). Расхождение между притязаниями и реальными возможностями ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным – возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и пр. Самооценка внешне выражается в том, как человек оценивает возможности и результаты деятельности других
Понятие самооценки непосредственно связано с тем, как человек оценивает свои собственные качества. Одни и те же качества могут интерпретироваться одним человеком в позитивном плане (и тогда они повышают самооценку), а другим – в негативном. Профессиональная самооценка педагога может быть рассмотрена как важный элемент в структуре профессиональной «Я-концепции».
В.А. Степанов в своих исследованиях выделяет следующие виды самооценки:
В структуре
самооценки вообще и профессиональной
самооценки в особенности целесообразно
выделять аспекты:
а) операционально-деятельностный;
б) личностный.
Личностный
аспект профессиональной самооценки
учителя выражается в оценке своих личностных
качеств в связи с идеалом образа "Я-профессионального".
Самооценка по этим двум аспектам не обязательно
согласованна. Дискордантность (рассогласование)
самооценки по операционально-деятельностному
и личностному аспектам влияет на профессиональную
адаптацию, профессиональную успешность
и профессиональное развитие.
В процессе профессиональной деятельности педагог взаимодействует с коллегами, администрацией образовательного учреждения, воспитанниками. От степени удовлетворённости данным взаимодействием, присутствия положительных эмоций и чувства уверенности зависит формирование адекватной «Я-концепции» педагога. Адекватную «Я-концепцию» педагога можно приравнять к позитивному отношению к себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной ценности; синонимами неадекватной «Я-концепции» становятся в этом случае негативное отношение к себе, неприятие себя, ощущение своей неполноценности.
У педагога,
позитивно воспринимающего
Особенно
важно то, что положительная «Я-
Значение Я-концепции для понимания человеческой личности трудно переоценить. Появившееся в ходе многомиллионной эволюции двуногое существо стало настолько рациональным, что ни один поведенческий акт не прорывается наружу без предварительной цензуры разума. Человек над всем привык размышлять, все оценивать и пропускать через призму собственной выгоды и своих интересов. Так вот у Homo sapiens представление о самом себе, рефлексия над собой предшествуют и служат мотивационным базисом всего поведенческого комплекса. Проведено огромное число научных исследований, доказавших, что Я-концепция выступает мотивационной основой человеческого поведения. Люди, которые хорошо себя знают, способны строить весьма гибкую и приспособленную к самым разным обстоятельствам стратегию поведения, точно зная, что они могут сделать и чего не могут.
Таким образом, можно сделать вывод, что Я-концепция представляет собой совокупность всех представлений индивида о себе и включает убеждения, оценки и тенденции поведения. В силу этого Я-концепцию можно рассматривать как свойственный каждому индивиду набор установок, направленных на самого себя.
Я-концепция является важным фактором организации психики и поведения индивида, поскольку определяет интерпретацию опыта и служит источником ожиданий индивида.
На основании рассмотренных вопросов сформулируем следующие выводы:
1. Профессиональная
позиция педагога-воспитателя - одно
из важнейших условий развития
личности ребенка. Позиция - это
единство сознания и
2. Рассматривая «точку зрения» и отношение к своей профессии, можно выделить следующие характеристики педагогической позиции: дистанционная, «уровневая», кинетическая; социальная. Эталоном можно считать позицию: рядом, наравне, вместе, но чуть впереди.
3. Важное значение имеет сформированность гуманистической педагогической позиции воспитателя. Гуманистическое воспитание - это не только гуманистически ориентирующее воспитание (ориентирующее ребенка на гуманистические ценности), но и гуманистически ориентированное воспитание (ориентированное на ребенка как базовую для воспитателя ценность). Это означает, что именно данной ценностью определяется вся иерархия профессиональных ценностей педагога-воспитателя, что именно данная ценность определяет выбор средств и методов воспитания. Таким образом, вся воспитательная деятельность как бы пронизана ценностным отношением педагога к ребенку: к его телесной (физическому здоровью), душевной (психическому равновесию) и духовной (свободе) ипостасям.
4. Развитие у педагога ценностного отношения к ребенку и оформление этого отношения в гуманистическую педагогическую позицию имеет важное значение для практики воспитания, поскольку позиция выступает здесь своеобразным регулятором воспитательной деятельности. Она не позволяет процессу воспитания как события взрослого и ребенка трансформироваться в воспитание как «инженерию человеческих душ», где активностью субъекта обладает только педагог, а ребенок выступает лишь в качестве потенции, возможности, реализация которой полностью зависит от внешнего влияния.
5. Изучение
профессиональной позиции
Список использованной
литературы
Информация о работе Профессиональная Я-концепция в работе педагога