Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 00:01, реферат
Воспитание личности ребенка воспринимается многими как процесс сам собой разумеющийся, и специально его организовывать не нужно. Но, обострение проблем социализации детей, их самоопределения в жизни заставляют педагогов по-новому взглянуть на организацию воспитательного процесса в широкой образовательной практике. Это, в свою очередь, требует хорошей профессиональной подготовки воспитателей, понимания ими своей роли и степени влияния в становлении личности, определения своей педагогической позиции в деятельности.
Введение стр. 3
Глава 1 стр.4- 6
Глава 2 стр. 7
Глава 3 стр.8-9
Глава 4 стр.10-12
Глава 5 стр.13
Заключение стр.14-15
Список использованной литературы с
Введение
Глава 1
Глава 2
Глава 3
Глава 4
Глава 5
Заключение
Список использованной
литературы
Воспитание
личности ребенка воспринимается многими
как процесс сам собой
В современном цивилизованном обществе педагог является фигурой, требующей особого внимания. Если на месте педагога недостаточно профессионально подготовленный человек, то в первую очередь страдают дети. Причем потери, которые здесь возникают, обычно невосполнимы. Это требует от общества создания таких условий, чтобы среди педагогов и воспитателей оказывались люди, наиболее интеллектуально и морально подготовленные к работе с детьми.
Воспитатель - это, прежде всего, педагог.
В профессиональной деятельности педагога большое значение имеет сформированная адекватная «Я-концепция». Она выступает необходимым условием личностного развития педагога, его самоактуализации, самореализации, является также неотъемлемым компонентом педагогического мастерства и профессиональной компетентности. Педагог со сформированной адекватной «Я - концепцией» более успешно реализует все компоненты педагогической деятельности: постановка задач, контроль, самоанализ и т.д. Сформированная адекватная «Я-концепция» педагога – это важное условие установления положительных взаимоотношений педагога с педагогическим коллективом, в котором он работает: установления взаимодействия в системе «педагог – ребёнок» и, наконец, формирования адекватной «Я-концепции» личности и «Я-концепции» профессионала.
Существует много подходов к пониманию вопроса о построении профессиональной карьеры, как зарубежных исследователей, так и отечественных. Один из последних вариантов концепции профессионального самоопределения, созданный в Институте молодежи при РАО в 1993 году, основан на разработанной Р.Бернсом «Я - концепции» развития личности, которая известна с 1986 года. Сам процесс профессионального самоопределения (построения карьеры) - это постоянно чередующиеся выборы различных вариантов. «Я-концепция» лежит в основе как относительно целостное образование, постоянно изменяющееся по мере взросления человека.
Программа формирования положительной «Я-концепции», специально предназначенной для подготовки к педагогической профессии, заключается в формировании:
· индивидуальных умений - расширение понятия успеха; самоуважение и уважение других; знание себя, уверенность в себе, способность выражать свои чувства, давать и получать обратную связь, наблюдать и фиксировать результаты;
· групповых умений - понимание того, как работает группа; способность работать совместно; терпимо относиться к другим; поддерживать их; искать их сильные стороны, выявлять различные стили лидерства; способность получать информацию и делиться ею;
· управленческих умений - способность справляться с каждодневными задачами; устанавливать приоритеты; контролировать свое время; решать задачи и принимать решения; способность к переговорам;
· умений,
связанных с самореализацией
личности - точная самопрезентация, самооценка,
критичное и аналитическое
· умений, обеспечивающих эффективную взаимосвязь с другими людьми- коммуникация, эмпатия, кооперация, поддержка-помощь, дружба, лидерство, позитивное взаимодействие в группе.
«Я-концепция» (self-concept) — восприятие индивидом самого себя и его размышления по поводу своего «Я», собранные воедино и представляющие своеобразный центр управления внутри человека.
Что же означает термин «Я-концепция», какой реальный психологический смысл в него вкладывается? В литературе, как отечественной, так и зарубежной, нет единой трактовки, и ближе всего по смыслу находится самосознание. Но Я-копцепция — понятие менее нейтральное, включающее в себя оценочный аспект самосознания. Это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит как собственно осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов. Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный результат психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическое приобретение. Оно накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления человека — с самого детства до глубокой старости.
Я-концепция является важным фактором организации психики и поведения индивида, поскольку определяет интерпретацию опыта и служит источником ожиданий индивида.
Первоначальная зависимость Я-концепции от внешних влияний бесспорна, но в дальнейшем она играет самостоятельную роль в жизни каждого человека. Окружающий мир, представления о других людях воспринимаются нами сквозь призму Я-концепции, формирующейся в процессе социализации, воспитания, но имеющей и определенные соматические, индивидуально-природные детерминанты. С возрастом происходит развитие потребностей развивающейся личности. Именно в них и через них проявляется человек и соответственно преломляется его Я-концепция. В свою очередь и она служит для них значимой обратной связью. В отличие от ситуативных я-образов (каким индивид видит, ощущает себя в каждый данный момент), Я-концепция создает у человека ощущение своей постоянной определенности, самотождествленности. Так выглядит в общих чертах диалектика становления и проявления противоречивых, всегда незавершенных представлений о собственном Я — Я-концепции с ее интеллектуальным, эмоциональным, поведенческим компонентами.
Психологи
в составе человеческой личности,
т. е. нашего Я, выделяют два компонента,
а именно Я-концепцию (мысли о себе) и самооценку
(чувства по отношению к себе и оценка
себя). Иногда две составные части — мысли
о себе и оценку себя — не разводят, а сводят
воедино. Получившееся целое как раз и
называют Я-концепцией. В связи с этим
в психологической литературе можно встретить
определение этого феномена, ставшее уже
классическим: «Я-концепция» представляет
собой совокупность всех представлений
индивида о себе и включает убеждения,
оценки и тенденции поведения.
В последние
годы в отечественной психологии
активно исследуется
Профессиональная Я-концепция характеризует определенный уровень самоопределения личности. Личность, самоопределившаяся в профессиональном плане, индивид, осознающий свои жизненные цели, планы, связанные с самореализацией в профессиональной сфере, профессиональные намерения (что он хочет), свои личностные и физические качества (что он представляет собой как профессионал), свои возможности, способности, дарования (что он может, пределы его самосовершенствования), требования, предъявляемые деятельностью, профессиональной группой (что от него требуют).
Наиболее часто экспериментально изучаемым элементом самосознания является самооценка. Обычно испытуемым предлагается перечень качеств, способностей, черт характера, которыми надо охарактеризовать себя. Затем этих же испытуемых по тем же качествам оценивают компетентные судьи. Соотношение самооценки и судейской оценки называется адекватностью самооценки, которая показывает, насколько личность обоснованно и точно воспринимает и оценивает себя.
Самооценка профессиональных сп
В структуре
профессиональной самооценки целесообразно
также выделять: а) самооценку результата
и б) самооценку потенциала.
Самооценка результата связана
с оценкой достигнутого (в общем и парциальном
аспекте) и отражает удовлетворенность/
Самооценка потенциала связана
с оценкой своих профессиональных возможностей
и отражает, таким образом, веру в себя
и уверенность в своих силах. Низкая самооценка
результата вовсе не обязательно говорит
о "комплексе профессиональной неполноценности".
Напротив, низкая самооценка результата
в сочетании с высокой самооценкой потенциала
является фактором профессионального
саморазвития. Указанный самооценочный
паттерн лежит в основе позитивной
Самооценка не является постоянной, она изменяется в зависимости от обстоятельств. Источником оценочных представлений педагога о себе является его социокультурное окружение. В нём нормативно фиксируются языковые значения собственного «образа Я». Таким социальным окружением являются педагогический коллектив, студенты, родители. Источником оценочных представлений педагога могут быть также социальные реакции на какие-то его проявления и самонаблюдение. Самооценка отражает степень развития у педагога самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его «Я». Поэтому низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности. Завышенная самооценка, напротив предполагает чрезмерное самодовольство собственной личностью, высокую степень уверенности в своих силах.
Самооценка проявляется в сознательных суждениях педагога, в которых он пытается сформулировать свою значимость. Всякая попытка охарактеризовать себя содержит оценочный элемент, определяемый общепризнанными нормами, критериями и целями, представлениями об уровнях собственных достижений, моральными принципами, правилами поведения и т. д.
Основными измерениями, или параметрами, самооценки являются степень адекватности, критичность и мера устойчивости. Названные параметры являются количественными и качественными характеристиками самооценки. Адекватность характеризует самооценку относительно её соответствия или расхождения с фактической мерой определённого качества у субъекта самооценки. Важным критерием адекватности самооценки педагога может быть сравнение этой самооценки с оценками окружающих. В связи с этим самооценка может быть адекватной или неадекватной, заниженной или завышенной. Каждая из названных разновидностей самооценки может отличаться определённой мерой устойчивости. Устойчивой считается самооценка, высота которой на протяжении определённого временного интервала остаётся неизменной и автономной по отношению к ситуативным внешним воздействиям.
Информация о работе Профессиональная Я-концепция в работе педагога