Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 22:02, курсовая работа
Задачи данного исследования следующие:
1. Изучить и проанализировать массовую практику школьного самоуправления, выявить причины и обстоятельства, затрудняющие его организацию и функционирование в отечественной школе.
2. Проанализировать развитие идей школьного самоуправления в истории отечественной и зарубежной педагогики.
3. Выявить социально-педагогические условия эффективного функционирования органов самоуправления школы. Определить пути разрешения новой управленческой ситуации в школе.
4. Исследовать влияние школьного и ученического самоуправления на воспитание и развитие учащихся, их самоактуализацию.
Методический совет
организует работу по повышению научно-
Методическое объединение
педагогов организует самообразование,
наставничество педагогов работу над
методической темой, обмен опытом работы
учителей; занимается изучением и
реализацией нормативных и
Самоуправление ученического коллектива:
Высшим органом ученического самоуправления является общее собрание учащихся, проводимое по мере необходимости не реже 1 раза в год. Функции школьного ученического собрания:
1. рассматривает
и утверждает перспективный
2. решает вопросы, связанные с участием учащихся в управлении школой; обсуждает и принимает планы совместной работы органов самоуправления учащихся с педагогами, родителями, советом школы;
3. формирует органы самоуправления в школе;
4. вырабатывает
и формулирует предложения
5. рассматривает
и утверждает положения,
6. заслушивает отчеты
и информации, оценивает результаты
деятельности органов
Высшим органом ученического самоуправления школы между школьными ученическими собраниями является школьный ученический совет, который созывается по мере необходимости не реже 1 раза в четверть.
Школьный ученический совет:
1. координирует
деятельность всех органов и
объединений учащихся школы,
2. организует самообслуживание учащихся, их дежурство, поддерживает дисциплину и порядок в школе;
3. устанавливает шефство;
4. готовит и проводит
собрания или конференции
5. организует выпуск своих газет, радиопередач;
6. на своих заседаниях
обсуждает и утверждает планы
подготовки и проведения
7. решает вопросы
поощрения и наказания,
8. принимает решения об использовании заработанных ученическим коллективом денег и т.д.
Высшим органом
самоуправления класса и других первичных
ученических коллективов и
Высшим органом самоуправления в классе в период между ученическими собраниями является классный ученический совет, избираемый классным собранием и проводящий свои заседания по мере необходимости, не реже 1 раза в месяц [Бочкарев, с. 164].
Участие родителей в школьном самоуправлении:
Высшим органом самоуправления родителей в школе являются общие собрания, созываемые по мере необходимости, не реже 1 раза в учебный год.
В школах, в которых нет условий для работы родительского собрания, его функции выполняет школьная родительская конференция, на которую избираются делегаты в равном количестве от родительской учащихся каждого класса. Между школьными родительскими собраниями действует школьный родительский комитет, в классах - классные родительские собрания [Бочкарев, с. 170].
2.3 Школьное
самоуправление на примере сред
Школьное самоуправление учащихся в средней школе №23 г. Калуги направлено на вовлечение каждого школьника в общие дела, общий поиск и творчество.
В начале пути организации
самоуправления учащихся самоуправление
рассматривалось как
Структура ученического самоуправления МОУ «Средняя школа №23 г. Калуги»
3
Высшим органом
школьного самоуправления учащихся
является конференция, которая проводится
один раз в учебном году. В работе
конференции принимают участие
учащиеся 5-11 классов (по 8-10 человек
от каждого класса). Школьная конференция
предлагает и утверждает перспективный
план работы ученического коллектива
на учебный год, решает вопросы, связанные
с участием учащихся в управлении
гимназией, вырабатывает предложения
учащихся по совершенствованию учебно-
Совет старшеклассников - выборный орган ученического самоуправления, который создается с целью активных членов общества, умелых организаторов; привлечения учащихся к организации жизни своего коллектива; демократизации жизни школы и самоуправления.
Основными задачами старшеклассников являются:
1. организация досуговой деятельности учащихся;
2. вовлечение школьников
в сознательное и
3. создание сплаченного коллектива со своими традициями.
Основными направлениями работы совета старшеклассников является планирование досуговой деятельности совместно с классным руководителями, разработка сценариев конкурсов, праздников и других мероприятий, осуществление помощи педагогу-организатору в организации и проведении детских праздников, утренников для учащихся 1-7 классов. А так же проведение традиционных праздников, мероприятий в 8-11 классах, организация выпуска школьной газеты, организация дежурства по школе и столовой, оказание помощи кафедре физвоспитания и проведения спортивных праздников, соревнований, дней здоровья, организационная работа в классных коллективах по развитию самоуправления и пропаганде знаний.
Каждый класс
имеет представительство в
Высшим органом самоуправления класса является Дружинный сбор д. о. «Вятичи». Собрание проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. На классном ученическом собрании обсуждают вопросы жизни класса, предлагают и принимают план мероприятий, касающихся внеклассной работы, вносят предложения по улучшению учебного и воспитательного процесса в классе и в школе.
В период между классными
собраниями действует Совет дружины
«Вятичи». Совет избирается на Дружинном
сборе и состоит из 6-10 человек.
Совет проводит свои заседания не
реже одного раза в месяц.
Лидеры - кураторы обязаны выполнять решения
Дружинного сбора и школьной конференции,
организовывать дежурство по классу, самообслуживание,
питание, организовывать внеклассные
мероприятия, оказывать помощь неуспевающим
и отстающим.
Школьное самоуправление в средней школе №23 направлено на достижение следующих задач:
1. Предоставить
учащимся реальную возможность
вместе с педагогами
2. Формировать у
учащихся потребности и
3. Воспитать положительное
отношение к общечеловеческим
ценностям, нормам
4. Воспитать желание бороться за своих друзей и ровесников, помогать им найти себя, преодолевать трудности, приносить пользу людям, стать защитником правды, добра и справедливости.
5. Формировать умение самостоятельно найти дело, полезное обществу, государству, вести неустанную работу за сохранение мира, беречь и охранять природу.
Заключение
В российской школе
продолжают жить традиции авторитарного
воспитания. По-прежнему главной фигурой
в школе остается учитель, а не
ученик. Во многом учебно-воспитательный
процесс подчинен регламентациям и
формализован. Так, планы воспитательной
работы школ из различных регионов
страны во многом похожи один на другой.
В них мало учитывались конкретные
особенности школы, класса. Сохраняются
жесткие, грубые формы воспитания. Развивается
и иное воспитание, направленное на
поощрение самостоятельности, гуманности
подрастающего поколения. Все большую
популярность приобретает воспитание,
основанное на сотрудничестве. В этих
условиях ребенок оказывается
Существо школьного самоуправления в том, что в работу школы оно вносит начало целостности и индивидуальности. Задача школьного самоуправления состоит в том, чтобы распыленную ученическую среду претворить в целостный расчлененный организм, внутри которого каждый школьник приучался бы к добросовестному выполнению определенной общественной функции. Но нужно помнить, что школьное самоуправление вырождается тогда, когда, вместо цели организации ученического общества, оно себе ставит посторонние задачи (например, практическое обучение формам демократического государства и т.д.). Школьное самоуправление может реализоваться в самых различных конкретных формах, жизненность которых зависит от особенностей окружающей обстановки. Но всюду предпосылкой школьного самоуправления является широко развитая общественная жизнь учащихся, осуществляемая в добровольных союзах, организациях, предприятиях школьной молодежи. Юность имеет свои собственные интересы, свои задачи, наличие и значение которых школа должна признать и использовать в образовательных целях. Содействовать этому «движению молодежи» составляет первую и прямую задачу школы, гораздо более важную, чем введение радикального демократического «самоуправления», ибо и последнее будет жизненным только тогда, когда будет основываться на первом. В этом глубокая правда идеи «культуры юности» Винекена - школа должна стать действительно средоточием жизни, а не оставаться только местом механической к ней подготовки. В этом также завидная особенность американской, а отчасти и английской школы, являющейся, «домом молодежи», местом, в котором получают свое удовлетворение ее собственные интересы, запросы и мечты. Эта неофициальная, внепрограммная сторона школы должна быть, наконец, официально признана как одна из самых существенных ее сторон [Кричевский, с. 36].
Но этим также намечается предел, который школьное самоуправление, каковы бы ни были его внешние формы, не должно преступать. Оно должно организовать школьников, превратить их из распыленной, разрозненной массы в целостно-расчлененный организм. Поэтому проблемы, им разрешаемые, должны быть проблемами самой молодежи. Ибо только в разрешении ею выдвигаемых и доступных ей проблем может расти и развиваться к свободе личность отдельного юноши. Эти вопросы могут быть проще или сложнее, но так как жизнь, которую ему надлежит оформлять, есть жизнь молодежи, то эти вопросы должны быть вопросы юности, ее «культуры». Но именно потому школьное самоуправление должно оставаться самоуправлением молодежи, а не превращаться в управление школой. Так как чтобы создать свою, «новую» культуру, надо усвоить культуру настоящего, и авторитет как носитель культурной преемственности, как хранитель наследия отцов есть неотъемлемый в школе элемент. Пронизанный свободой, ею оправдываемый и ее созидающий, авторитет должен оставаться самим собой, т.е. авторитетом. Это означает, что все вопросы школы, связанные с усвоением наследия отцов, с организацией работы, направленной на это усвоение, и с обусловливаемой ею дисциплиной, т.е. с тем, что обыкновенно называется «управлением» школы, не являются предметом ученического самоуправления. В России проблему школьного самоуправления слишком часто сводили к вопросу о формах участия учеников в педагогическом совете школы. Но теперь ясно, что подлинная проблема ученического самоуправления этим даже не затрагивается. Даже в политике избирательное право имеет смысл не как голое формальное право, могущее быть переданным тому, кто больше заплатит деньгами или обещаниями, но как орудие организации народа и воспитания его к свободе. Тем менее способно воспитать к свободе и самодеятельности присутствие учеников в коллегии, большинство членов которой превосходят их по своему опыту и знаниям и которая решает вопросы, в обсуждении коих именно наиболее добросовестные ученики будут считать себя не в состоянии и не вправе участвовать. Заинтересованные вначале, быть может, новизной положения, ученики очень скоро начнут тяготиться своим правом, которое, как всякое неиспользуемое право, и умрет затем естественной смертью [Фролов, с. 150].
Информация о работе Проблемы самоуправления в современной школе