Проблемное обучение

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 20:35, реферат

Краткое описание

Проблемное обучение относится к активным технологиям обучения. В его основе лежит решение какой - либо задачи, проблемы (от гр. problema - «задача, задание»). В широком смысле проблема - это сложный теоретический и практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке - противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, процессов и требующая адекватной теории для ее разрешения.

Файлы: 1 файл

КОВШАРОВА проблемное обучение.docx

— 26.75 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТИТУЛЬНИК

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблемное обучение относится  к активным технологиям обучения. В его основе лежит решение какой - либо задачи, проблемы (от гр. problema - «задача, задание»). В широком смысле проблема - это сложный теоретический и практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке - противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, процессов и требующая адекватной теории для ее разрешения.

Проблемное обучение это  не абсолютно новое педагогическое явление. Элементы проблемного обучения можно увидеть в эвристических  беседах Сократа, в разработках  уроков для Эмилля у Ж.Ж.Руссо. Особенно близко подходил к этой идеи К.Д.Ушинский. Он, например, писал: «Лучшим способом перевода механических комбинаций в рассудочные мы считаем для всех возрастов, и в особенности для детского, метод, употреблявшийся Сократом и названный по его имени Сократовским. Сократ не навязывал своих мыслей слушателям, но, зная, какие противоречия ряда мыслей и фактов лежат друг подле друга в их слабо освещенных сознанием головах, вызывал вопросами эти противоречащие ряды в светлый круг сознания и, таким образом, заставлял их сталкивать, или разрушать друг друга, или примиряться в третьей их соединяющей и уясняющей мысли».

История собственно проблемного  обучения начинается с введения так называемого исследовательского метода, многие правила которого в буржуазной педагогике были разработаны Джоном Дьюи.

Глубокие исследования в  области проблемного обучения начались в 60-х годах. Идея и принципы проблемного  обучения в русле исследования психологии мышления разрабатывались советскими психологами С.Л.Рубинштейном, Д.Н.Богоявленским, Н.А.Менчинской, А.М.Матюшкиным, а в применении к школьному обучению такими дидактами, как М.А.Данилов, М.Н.Скаткин. Много этими вопросами занимались Т.В.Кудрявцев, Д.В.Вилькеев, Ю.К.Бабанский, М.И.Махмутов и И.Я.Лернер. Исследования в этой области ведутся сейчас и другими представителями педагогической науки.

Под проблемным обучением  В.Оконь понимает «совокупность таких действий, как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний».

Д.В.Вилькеев под проблемным обучением имеет в виду такой характер обучения, когда ему придают некоторые черты научного познания.

Сущность проблемного  обучения И.Я.Лернер видит в том, что «учащийся под руководством учителя принимает участие в решении новых для него познавательных и практических проблем в определенно системе, соответствующей образовательно-воспитатальным целям школы».

Т.В.Кудрявцев суть процесса проблемного обучения видит в  выдвижении перед учащимися дидактических  проблем, в их решении и овладении  учащимися обобщенными знаниями и принципами проблемных задач.

На основе обобщения практики и анализа результатов теоретических  исследований М.И.Махмутов дает следующее определение понятия «проблемное обучение»: «Проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением или готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование познавательной самостоятельности учащихся, устойчивости мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций».

Основные функции и  отличительные признаки (особенности) проблемного обучения были сформулированы М.И. Махмутовым. Он разделяет их на общие и специальные.

Общие функции проблемного  обучения:

  1. усвоение студентами системы знаний и способов умственной и практической деятельности;
  2. развитие интеллекта студентов;
  3. формирование диалектико-материалистического мышления студентов;
  4. формирование всесторонне и гармонично развитой личности.

         Специальные функции проблемного обучения:

  1. воспитание навыков творческого усвоения знаний (применение системы логических приемов или отдельных способов творческой деятельности);
  2. воспитание навыков творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умений решать учебные проблемы;
  3. формирование и накопление опыта творческой деятельности (овладение методами научного исследования, решения практических проблем и художественного отображения действительности);
  4. формирование мотивов учения, социальных, нравственных и познавательных потребностей.

Каждая из указанных функций  осуществляется в разнообразной  практической и теоретической деятельности студента и зависит от учета характерных особенностей проблемного обучения, которые одновременно являются и его отличительными признаками.

Первая и важнейшая  особенность - это специфическая  интеллектуальная деятельность студента по самостоятельному усвоению новых  понятий путем решения учебных  проблем, что обеспечивает сознательность, глубину, прочность знаний и формирование логико-теоретического и интуитивного мышления.

Вторая особенность состоит  в том, что проблемное обучение - наиболее эффективное средство формирования мировоззрения, поскольку в процессе проблемного обучения складываются черты критического, творческого, диалектического  мышления.

Третья особенность вытекает из закономерной взаимосвязи между  теоретическими и практическими  проблемами и определяется дидактическим  принципом связи обучения с жизнью. Связь с практикой и использование  жизненного опыта студентов при  проблемном обучении выступают не как  простая иллюстрация теоретических  выводов, правил, а главным образом  как источник новых знаний и как  сфера приложения усвоенных способов решения проблем в практической деятельности. По этой причине связь  с жизнью служит важнейшим средством  создания проблемных ситуаций и критерием  оценки правильности решения учебных  проблем.

Четвертой особенностью проблемного  обучения является систематическое  применение педагогом наиболее эффективного сочетания разнообразных типов  и видов самостоятельных работ  обучающихся.

Пятая особенность определяется дидактическим принципом индивидуального  подхода. При проблемном обучении индивидуализация обусловлена наличием учебных проблем  разной сложности, которые каждым обучаемым  воспринимаются по-разному.

Шестая особенность состоит  в динамичности проблемного обучения (подвижной взаимосвязи его элементов). Эта особенность обусловлена  динамичностью самой проблемы, в  основе которой всегда лежит противоречие, присущее любому явлению, факту действительности. Динамичность проблемного обучения заключается в том, что одна ситуация, переходит в другую естественным путем на основе закона взаимосвязи  и взаимообусловленности всех вещей  и явлений окружающего мира.

Седьмая особенность заключается  в высокой эмоциональной активности обучаемых, обусловленной, во-первых, тем, что сама проблемная ситуация является источником ее возбуждения, и, во-вторых, тем, что активная мыслительная деятельность обучаемого неразрывно связана с чувственно-эмоциональной сферой психической деятельности.

Восьмая особенность проблемного  обучения заключается в том, что  оно обеспечивает новое соотношение  индукции и дедукции и новое соотношение  репродуктивного и продуктивного  усвоения знаний.

Первые три особенности  проблемного обучения имеют социальную направленность (обеспечивают прочность  знаний, умение творчески применять  знания в жизни). Остальные особенности  носят специально-дидактический  характер и в целом характеризуют  проблемное обучение.

Опыт творческой работы, накапливаемый студентами в процессе обучения, позволяет повысить планку требований, внося в проблемные задачи качественные и количественные изменения.

В отечественной педагогике различают три основные формы  проблемного обучения:

  1. проблемное изложение материала в монологическом режиме лекции либо диалогическом режиме семинара;
  2. частично-поисковая деятельность при выполнении эксперимента, на лабораторных работах, в ходе проблемных семинаров, эвристических бесед;
  3. самостоятельная исследовательская деятельность, когда учащиеся самостоятельно формулируют проблему и решают ее с последующим контролем преподавателя.

Каждый вид проблемного  обучения имеет сложную структуру, дающую в зависимости от многих факторов различную результативность обучения. Эффективным может считаться  такой процесс обучения, который  обусловливает:

- увеличение объема знаний, умений, навыков у студентов;

- углубление и упрочение знаний, новый уровень обученности;

- новый уровень познавательных потребностей, обучения;

- новый уровень сформированности познавательной самостоятельности и творческих способностей.

Проблемная организация  учебного материала возможна в нескольких формах: проблемный вопрос, проблемная задача, проблемное задание, проблемная ситуация.

Проблемный вопрос - это  краткая форма обращения педагога к студентам в целях получения  ответа; это такое обращение, которое  побуждает студента к познавательному  действию. За академическое занятие  педагог задает от 30 до 70 вопросов. Вопрос в обучении - это основа диалога  педагога и студента. 80% задаваемых вопросов требуют не более чем  ответа по памяти. Проблемный же вопрос требует многоступенчатой познавательной деятельности, мысленного поиска, исследования и даже эксперимента.

Проблемная задача - это  такая форма организации учебного материала, которая требует особых условий своего исполнения: времени, дополнительной информации, умений и др. Задача - это всегда определенные условия, ограничивающие поиск ответа и сам ответ. Но нужно различать проблемные задачи и задачи математические, физические и химические. Примером проблемной задачи могут быть поисковые лабораторные работы, установление причинно-следственных связей, определение преемственности между фактами, определение степени прогрессивности явления и т. д.

Проблемное задание - это  более сложная форма организации  учебного материала, предназначенная  для самостоятельного выполнения. Это  поручение студентам что-то сделать, выполнить какое-то указание, установку, назначение. Проблемным задание становится только при условии, если его выполнение требует сложной познавательно-поисковой  деятельности. К проблемным заданиям относится всякая поисковая деятельность, эксперименты, сочинительство, изобретательство и т. д.

Проблемная ситуация - это  совокупность обстоятельств, обеспечивающих возникновение и разрешение (выполнение) проблемных вопросов, задач или заданий, может быть вызвана различными их типами. Она возникает в специфических  условиях процесса обучения, специально создается педагогическими приемами, методами и средствами. По сути, это  вид мыслительного взаимодействия педагога и студентов, характеризующийся  определенным психическим состоянием, полем интеллектуального и эмоционального напряжения, готовностью разрешать  проблемную ситуацию.

Проблемная ситуация - основной элемент проблемного обучения, с  помощью которого пробуждается мысль, познавательная потребность учащихся, активизируется мышление.

Наибольшим, признанием в  педагогической практике пользуется классификация М.И. Махмутова. Он указывает следующие способы создания проблемных ситуаций и, соответственно, определяет их типы:

- при столкновении обучаемых с жизненными явлениями, фактами, требующими теоретического объяснения;

- при организации практической работы обучаемых;

- при побуждении обучаемых к анализу жизненных явлений, приводящих их в столкновение с прежними житейскими представлениями об общих явлениях;

- при формулировании гипотез;

- при побуждении обучаемых к сравнению, сопоставлению и противопоставлению;

- при побуждении обучаемых к предварительному обобщению новых фактов;

- при исследовательских заданиях.

На данном этапе развития человечества проблемное обучение обеспечивает большие возможности для развития внимания, наблюдательности, активизации мышления, активизации познавательной деятельности студентов; оно развивает самостоятельность, ответственность, критичность и самокритичность, инициативность, нестандартность мышления, осторожность и решительность и т.п. Кроме того, что очень важно, проблемное обучение обеспечивает прочность приобретаемых знаний, ибо они добываются в самостоятельной деятельности. Но проблемное обучение связано с исследованием и поэтому предполагает растянутое во времени решение задачи. Человек попадает в ситуацию подобно деятелю, решающему творческую задачу или проблему. Он постоянно думает над ней и не выходит из этого состояния, пока ее не решит. Именно за счет этой незавершенности и формируется гармонически развитая творческая личность способная логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, способная систематизировать и накапливать знания, способная к высокому самоанализу, саморазвитию и само коррекции.

Информация о работе Проблемное обучение