Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 23:06, реферат
Проблемой определения статуса педагогики занимались выдающиеся российские деятели конца XVIII – начала XX веков, такие как С.И Гёссен, Л.Н Толстой, К.Д Ушинский, П.Ф Каптерев, Н.И Новиков и др.
Выдающиеся российские деятели стремились сохранить православную религиозную традицию в образовании и воспитании детей.
Несомненный вклад в педагогику внес С.И.Гессен, который показал неприемлемость национализма в системе общего образования.
1.Введение
2. Сущность педагогики, ее предмет в работах Гессена С.И, Ушинского К.Д, Каптерева П.Ф, Толстого Л.Н и Новикова Н.И
3.Заключение
4.Список литературы
Как бы предвидя процессы превращения педагогической науки в инструмент большой политики, направленной на манипулирование сознанием и поведением личности, Каптерев отвергал возможность осуществления советской, капиталистической или империалистической педагогики. Педагогика как наука универсальна, заявлял он, она фиксирует закономерности и принципы воспитания вообще, а не как они проявляются в отдельно взятой стране.
Каптерев продолжает заложенную Ушинским традицию народности педагогики. Не в противопоставлении целей воспитания различных групп общества видел Каптерев задачу педагогики, а в поиске вектора, объединяющего усилия всех социальных слоев, направленного на прогресс и демократию.
Сущность педагогики, её предмет в работе Л.Н Толстого
Л. Н Толстой старался
раскрыть закономерности образовательно-
Единственным критерием педагогики Толстой объявлял свободу, единственным методом - опыт. Толстой ставил перед собой задачу выстроить новую педагогическую систему. Для создания новой педагогики Толстым была использована Яснополянская школа - своеобразная педагогическая лаборатория, экспериментальная школа, но великий педагог хотел, чтобы каждая школа стала “опытом над молодым поколением, дающим постоянно новые выводы”. Исходя из принципа свободы в педагогике, Толстой обосновывал и всю педагогическую концепцию. Толстой по-новому подошел к пониманию сущности учебного процесса.
Толстой-педагог велик
тем, что глубже и всесторонне, чем
кто-либо из его современников, последователей
и предшественников, понял необходимость
изучения внутреннего мира ребенка,
его желаний, интересов и устремлений.
Помещая в центр своей
Толстой создал оригинальную
систему дидактических
Сущность педагогики, её предмет в работе Н. И. Новикова
Деятельность и взгляды
Н.И Новикова способствовали формированию
прогрессивной педагогической мысли в
России. Так, в статье “О сократическом
способе обучения впервые была выдвинута
проблема создания педагогики как науки.
В другой его статье “Об эстетическом
воспитании впервые рассматривалась задача
эстетического воспитания детей, как части
широкого процесса, охватывающего все
стороны формирования личности ребенка.
Особое значение имела статья “О воспитании
и наставлении детей. Для распространения
общеполезных знаний и всеобщего благополучия”.
Это, без сомнения, важнейший педагогический
труд того времени, в котором глубоко и
основательно рассмотрены вопросы физического,
умственного и нравственного воспитания.
В разделе “Об образовании разума Новиков
сформулировал ряд важных правил, психолого-педагогическая
ценность которых не обесценилась и последующим
развитием педагогической мысли: Правило
первое: не погашайте любопытство детей
ваших или питомцев. Правило второе: упражняйте
детей ваших или питомцев в употреблении
чувств; научайте их чувствовать справедливо.
Заключение
Обобщая вышеизложенное, необходимо обозначить основные идеи, которые были развиты в трудах русских педагогов и философов и в их практической деятельности. Это:
- определение статуса педагогики, как науки;
- потребность в осмыслении
философских, психологических,
- стремление сохранить
национальную культуру, родной язык,
народные традиции и веру, русский
менталитет, сохранить преемственность
многовековой русской культуры,
сливая ее с мировым
- стоявшие в центре
педагогических поисков
-создание новых учебных программ и учебников.
Общий обзор развития педагогической науки в России свидетельствует о ее значительном и пока малоизученном потенциале. И только системное изучение двух самостоятельно развивавшихся ветвей русской педагогики может дать объективное представление о целостном российском историко-педагогическом процессе постреволюционной эпохи.
Список литературы
1. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / отв. ред. и сост. П.В. Алексеев. – М.: Школа-Пресс, 1995.
2. Каптерев П.Ф. Педагогика - наука или искусство? // Избранные педагогические сочинения / под ред. А.М. Арсеньева. – М.: Педагогика, 1982.
3. Новиков Н.И. О воспитании
и наставлении детей // История
дошкольной педагогики в
4. Толстой Л.Н. Воспитание и образование // Педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1989.
5. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии (Введение) // Педагогическая антропология / В.И. Максакова. – М.: Академия, 2001.