Проблема определения статуса педагогики в работах выдающихся российских деятелей конца XVIII – начала XX веков

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 23:06, реферат

Краткое описание

Проблемой определения статуса педагогики занимались выдающиеся российские деятели конца XVIII – начала XX веков, такие как С.И Гёссен, Л.Н Толстой, К.Д Ушинский, П.Ф Каптерев, Н.И Новиков и др.
Выдающиеся российские деятели стремились сохранить православную религиозную традицию в образовании и воспитании детей.
Несомненный вклад в педагогику внес С.И.Гессен, который показал неприемлемость национализма в системе общего образования.

Оглавление

1.Введение
2. Сущность педагогики, ее предмет в работах Гессена С.И, Ушинского К.Д, Каптерева П.Ф, Толстого Л.Н и Новикова Н.И
3.Заключение
4.Список литературы

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 36.93 Кб (Скачать)

Как бы предвидя процессы превращения  педагогической науки в инструмент большой политики, направленной на манипулирование сознанием и  поведением личности, Каптерев отвергал возможность осуществления советской, капиталистической или империалистической педагогики. Педагогика как наука универсальна, заявлял он, она фиксирует закономерности и принципы воспитания вообще, а не как они проявляются в отдельно взятой стране.

Каптерев продолжает заложенную Ушинским традицию народности педагогики. Не в противопоставлении целей воспитания различных групп общества видел Каптерев задачу педагогики, а в поиске вектора, объединяющего усилия всех социальных слоев, направленного на прогресс и демократию.

Сущность  педагогики, её предмет в работе Л.Н Толстого

Л. Н Толстой старался раскрыть закономерности образовательно-воспитательного  процесса, определить характер педагогики как науки. Осуждая буржуазную педагогику с ее догмами, Лев Николаевич предлагал  учителям смело становиться на путь экспериментирования, что должно было содействовать развитию педагогики как науки. “Не философскими откровениями в наше время может подвинуться  наука Педагогика, но терпеливыми  и упорными повсеместными опытами...” 

Единственным критерием  педагогики Толстой объявлял свободу, единственным методом - опыт. Толстой  ставил перед собой задачу выстроить  новую педагогическую систему. Для  создания новой педагогики Толстым  была использована Яснополянская школа - своеобразная педагогическая лаборатория, экспериментальная школа, но великий  педагог хотел, чтобы каждая школа  стала “опытом над молодым  поколением, дающим постоянно новые  выводы”. Исходя из принципа свободы  в педагогике, Толстой обосновывал  и всю педагогическую концепцию. Толстой по-новому подошел к пониманию  сущности учебного процесса.

Толстой-педагог велик  тем, что глубже и всесторонне, чем  кто-либо из его современников, последователей и предшественников, понял необходимость  изучения внутреннего мира ребенка, его желаний, интересов и устремлений. Помещая в центр своей педагогической концепции личность ребенка, он выстраивает  вокруг нее систему дидактических  принципов, таких как принцип  сознательности и активности обучения; связи обучения с жизнью; доступности  обучения; прочности усвоения знаний; принцип природосообразности.

Толстой создал оригинальную систему дидактических взглядов, обогатившую науку новым подходом к решению основных проблем образования  и воспитания. Сообщение учащимся широкого круга знаний и развитие творческих сил ребенка, его инициативы и самостоятельности - такова основная задача Толстовской школы. Цель воспитания, по Толстому, должна заключаться в  стремлении к гармоническому развитию всех сил и способностей детей.

 

Сущность педагогики, её предмет  в работе Н. И. Новикова

Деятельность и взгляды  Н.И Новикова способствовали формированию прогрессивной педагогической мысли в России. Так, в статье “О сократическом способе обучения впервые была выдвинута проблема создания педагогики как науки. В другой его статье “Об эстетическом воспитании впервые рассматривалась задача эстетического воспитания детей, как части широкого процесса, охватывающего все стороны формирования личности ребенка. Особое значение имела статья “О воспитании и наставлении детей. Для распространения общеполезных знаний и всеобщего благополучия”. Это, без сомнения, важнейший педагогический труд того времени, в котором глубоко и основательно рассмотрены вопросы физического, умственного и нравственного воспитания. В разделе “Об образовании разума Новиков сформулировал ряд важных правил, психолого-педагогическая ценность которых не обесценилась и последующим развитием педагогической мысли: Правило первое: не погашайте любопытство детей ваших или питомцев. Правило второе: упражняйте детей ваших или питомцев в употреблении чувств; научайте их чувствовать справедливо.                                                                                                  Правило третье: остерегайтесь подавать детям ложные или не довольно точно определенные понятия о какой-нибудь вещи, сколько бы ни была она маловажна. Гораздо лучше не знать им совсем многих вещей, нежели несправедливые себе представлять; гораздо лучше вам совсем отрекаться ответствовать им на некоторые их вопросы, нежели давать двусмысленный и недостаточный ответ.                                                                                      Правило четвертое: не учите детей ничему такому, чего они по возрасту своему или по недостатку других предполагаемых при том познаний уразуметь не могут.                                                                                     Правило пятое: старайтесь не только умножить и распространить их познание, но и сделать его основательным и верным. Все эти правила получили в статье хорошее обоснование и были подкреплены многими результатами внимательных наблюдении за развитием детей.

 

 

 

 

 

Заключение

Обобщая вышеизложенное, необходимо обозначить основные идеи, которые были развиты в трудах русских педагогов и философов и в их практической деятельности. Это:

- определение статуса педагогики, как науки;

- потребность в осмыслении  философских, психологических, культурологических, религиозных проблем становления  и развития личности;

- стремление сохранить  национальную культуру, родной язык, народные традиции и веру, русский  менталитет, сохранить преемственность  многовековой русской культуры, сливая ее с мировым общечеловеческим  опытом;

- стоявшие в центре  педагогических поисков вопросы  нравственного и религиозного  воспитания подрастающего поколения;

-создание новых учебных  программ и учебников.

Общий обзор развития педагогической науки в России свидетельствует о ее значительном и пока малоизученном потенциале. И только системное изучение двух самостоятельно развивавшихся ветвей русской педагогики может дать объективное представление о целостном российском историко-педагогическом процессе постреволюционной эпохи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Гессен С.И. Основы  педагогики. Введение в прикладную  философию / отв. ред. и сост. П.В. Алексеев. – М.: Школа-Пресс, 1995.

2. Каптерев П.Ф. Педагогика  - наука или искусство? // Избранные педагогические сочинения / под ред. А.М. Арсеньева. – М.: Педагогика, 1982.

3. Новиков Н.И. О воспитании  и наставлении детей // История  дошкольной педагогики в России: Хрестоматия / сост. Н.Б. Мчелидзе и др. – М.: Просвещение, 1987 (1976).

4. Толстой Л.Н. Воспитание  и образование // Педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1989.

5. Ушинский К.Д. Человек  как предмет воспитания: Опыт  педагогической антропологии (Введение) // Педагогическая антропология / В.И.  Максакова. – М.: Академия, 2001.


Информация о работе Проблема определения статуса педагогики в работах выдающихся российских деятелей конца XVIII – начала XX веков