Проблема определения статуса педагогики в работах выдающихся российских деятелей конца XVIII – начала XX веков

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 23:06, реферат

Краткое описание

Проблемой определения статуса педагогики занимались выдающиеся российские деятели конца XVIII – начала XX веков, такие как С.И Гёссен, Л.Н Толстой, К.Д Ушинский, П.Ф Каптерев, Н.И Новиков и др.
Выдающиеся российские деятели стремились сохранить православную религиозную традицию в образовании и воспитании детей.
Несомненный вклад в педагогику внес С.И.Гессен, который показал неприемлемость национализма в системе общего образования.

Оглавление

1.Введение
2. Сущность педагогики, ее предмет в работах Гессена С.И, Ушинского К.Д, Каптерева П.Ф, Толстого Л.Н и Новикова Н.И
3.Заключение
4.Список литературы

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 36.93 Кб (Скачать)

Пермский Государственный  Педагогический Университет

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

 

«Проблема определения статуса педагогики в работах выдающихся российских деятелей конца XVIII – начала XX веков»

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка 553 группы

Кропачева С

Проверила:

Хохрякова Ю.М

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2012г

Содержание

1.Введение

2. Сущность педагогики, ее предмет в работах  Гессена С.И, Ушинского К.Д, Каптерева П.Ф, Толстого Л.Н и Новикова Н.И

3.Заключение

4.Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Проблемой определения статуса педагогики занимались выдающиеся российские деятели конца XVIII – начала XX веков, такие как С.И Гёссен, Л.Н Толстой, К.Д Ушинский, П.Ф Каптерев, Н.И Новиков и др.

Выдающиеся российские деятели  стремились сохранить православную религиозную традицию в образовании и воспитании детей.

Несомненный вклад в педагогику внес С.И.Гессен, который показал неприемлемость национализма в системе общего образования.

Педагогика, по мнению К.Д  Ушинского – это не наука, а искусство: наука изучает существующее или существовавшее, а искусство стремится творить то, чего еще нет.

В работе П.Ф Каптерева, педагогика не искусство, не набор рецептов воспитания на все случаи жизни, не нормативные заклинания и требования по поводу того, как воспитывать ребенка, а прикладное знание о педагогическом процессе.

В своих работах Л. Н Толстой старался раскрыть закономерности образовательно-воспитательного процесса, определить характер педагогики как науки.

Деятельность и взгляды  Н.И Новикова способствовали формированию прогрессивной педагогической мысли в России, он сформулировал ряд важных правил, психолого-педагогическая ценность которых не обесценилась и последующим развитием педагогической мысли

 

Одним из направлений педагогической мысли Российских деятелей стало изучение истории образования и педагогики в России с древнейших времен до октябрьского переворота, которое продолжало традиции русской истории педагогики П.Ф. Каптерева, М.И. Демкова и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сущность  педагогики, её предмет в работе С. И Гёссена

Особое место в педагогической концепции С. И. Гессена занимает проблема взаимоотношений внутренней свободы личности и внешней культуры. Развитие свободы в личности возможно через нравственное образование, задачи которого - отмена природного принуждения, воспитание внутренней силы свободы. Свобода, по мнению С. И. Гессена, есть «творчество нового, в мире дотоле нe существовавшего. Я свободен тогда, когда какую-нибудь трудную жизненную задачу, передо мной вставшую, разрешаю по-своему, так, как ее никто иной не смог бы разрешить». Система воспитания, предложенная С. И. Гессеном в «Основах педагогики», опирается на следующие принципы: учет личностных особенностей ребенка; последовательность в проведении воспитательных действий; организация силы и авторитет; учет физиологических и возрастных особенностей ребенка; трудовой принцип в воспитании; целостность умственного и физического воспитания.

Книга Сергея Иосифовича Гессена  «Основы педагогики. Введение в прикладную философию»– одна из лучших книг ХХ века по педагогике. Впервые издана в 1923 году за рубежом. Она широко использовалась при организации системы образования в Русском Зарубежье. В книге даётся анализ важнейших направлений педагогической мысли первой четверти века в России, Европе и США, обосновываются перспективные идеи педагогики.

В ней Гессен был одним  из инициаторов, а затем и одним  из редакторов журнала "Русская школа  за рубежом", выходившем в Праге с 1923 по 1931 год. Идея единства национального и общечеловеческого (по Гессену – "сверхнационального") была одной из стержневых идей его педагогической концепции, как и общей его социальной позиции. Он подчёркивал недопустимость узкого национализма и космополитизма в решении вопросов духовной культуры. Сверхнационализм нисколько не умаляет национального, но, наоборот, требует его многообразия. В книге "Основы педагогики" Гессен показал неприемлемость национализма в системе общего образования. Национальное, становясь самодовлеющим, начинает дробиться, переставая вообще быть  национальным. Задача этой книги – выяснение понятия и сущности образования. Задача эта имеет общий интерес. Ведь все мы воспитываем или образовываем кого-нибудь, в крайнем случае хотя бы самих себя. Все мы – участники этой всех нас бессознательно охватывающей деятельности образования. Образование – есть наша жизнь. Наука его – педагогика. Она есть не что иное, как осознание воспитания, то есть этого всем нам бессознательно уже известного процесса.

 Педагогика – наука.  Этим она отличается от самого  образования, служащего её предметом.  Педагогика относится к практическим, или техническим, наукам, устанавливающим  правила, или нормы нашей деятельности. Это науки не о сущем, а о должном, исследующие не то, что есть, а то, как мы должны поступать. Это наука об искусстве деятельности. Теоретические науки исследуют отношение основания и следствия или причины и действия. Напротив, основное отношение, преследуемое техническими науками, есть отношение цели и средства. Нет ни одной чистой науки, как бы отвлечена она на первый взгляд ни казалась, которая не могла бы получить своего практического применения. Напротив, науки практические предполагают чистое знание. Чтобы установить правила должного поведения, необходимо знать законы бытия. Ведь деятельностью нашей мы преобразуем бытие. Как же можно преобразовать его, не зная его законов?  Прикладная наука живет и развивается там, где господствует чистый интерес к познанию действительности.

Теоретические предпосылки  педагогики – это психология и  физиология. Ведь педагогика устанавливает  правила для искусства образования  человека. Живой человек есть материал работы учителя и воспитателя. Ведь педагогика устанавливает правила  для искусства образования человека. О науке о живом человеке и суть психология и физиология человека. Педагог погружен в духовный воздух, именуемый культурным сознанием среды. В основе науки педагогики должны лежать науки психология и физиология. Но исчерпываются ли психологией и физиологией теоретические предпосылки педагогики? Нет. Всякая норма деятельности имеет в виду какую-нибудь цель, которую она осуществляет на каком-нибудь материале, пользуясь в зависимости от последнего теми или иными средствами. Всякий воспитатель преследует какую-нибудь цель. Вряд ли кто будет оспаривать, что цели образования тесно связаны с целями жизни данного общества. Жизнь определяет образование, и обратно – образование воздействует на жизнь. Понять систему образования данного общества – значит понять строй его жизни. Всё животное царство имеет целью – самосохранение. В случае человека не простая жизнь, но достойная жизнь преподносится ему как цель существования. В отличие от первобытного человека он привык называть себя культурным. Культура представляется, таким образом, целью существования современного человека, самосохранение же – только необходимым предусловием культуры.  Задача всякого образования – приобщение человека к культурным ценностям науки, искусства, нравственности, права, хозяйства, превращение природного человека в культурного. Деление культуры определяет и деление образования на его виды. Соответственно и педагогика как общая теория образования распадается на соответствующее число отделов: теорию нравственного, научного, художественного, религиозного, хозяйственного образования. В основе проводимого Гессеном деления понятия образования лежит признак целей, преследуемых образованием.

Каковы же теоретические  предпосылки педагогики? Материал воспитания – живой человек, и знание его  черпается преимущественно из психологии и физиологии. Науками, работающими  с ценностями, являются различные  отделы философии. Каждой отдельной  культурной ценности соответствует  особый отдел философии и обратно: сколько отделов философии, столько  ценностей культуры.  Между понятиями  культуры, истории, философии, образования  и педагогики устанавливается тесное взаимоотношение. Педагогика так тесно  связана с философией, что в  известном смысле может быть названа  даже прикладной философией. Если проблема образования есть проблема культуры, то, очевидно, отрицание культуры, связанное  с отрицанием истории, ведёт и  к отрицанию преподавания.

 

Сущность педагогики, её предмет  в работе К. Д Ушинского

Педагогика, по мнению Ушинского  – это не наука, а искусство: наука  изучает существующее или существовавшее, а искусство стремится творить  то, чего еще нет. Всякое искусство  имеет свою теорию, которая предписывает правила для практической деятельности, черпая основания для этих правил в науке. Джон Стюарт Милль писал: "Где говорят в правилах и  наставлениях, а не в утверждениях относительно фактов, там искусство... Положения искусства не утверждают, что что-нибудь есть, но указывают  на то, что должно быть". Ясно, что  в таком смысле ни политику, ни педагогику нельзя назвать науками; ибо они  не изучают того, что есть, но только указывают на то, что было бы желательно видеть существующим, и на средства к достижению желаемого. Поэтому  педагогика - искусство, а не наука  воспитания. Два значения термина "педагогика":

1) Широкое:  педагогика - собрание  наук, которые содержат факты,  в которых обнаруживаются свойства  предмета воспитания, т.е. человека. К обширному кругу антропологических наук принадлежат:  анатомия, физиология и патология человека, психология, логика, филология, география, изучающая землю как жилище человека и человека как жильца земного шара, статистика, политическая экономия и история в обширном смысле, куда Ушинский относит историю религии, цивилизации, философских систем, литератур, искусств и собственно воспитания в узком смысле этого слова. "Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях".

2)Узкое: собрание правил  воспитательной деятельности, выведенных  из всех антропологических наук. Следовательно, педагогика в этом  значении целиком зависит от  состояния всех указанных наук. А поскольку Ушинский считал, что в его время сами эти  науки еще только в стадии  своего становления, то педагогика, естественно, находится в полном  младенчестве. Будут совершенствоваться  науки - будет совершенствоваться  и воспитательная теория, поскольку  она перестанет строить правила,  ни на чем не основанные, а  наоборот, каждое свое правило  станет выводить из фактов, добытых  наукой.

Три главные основы педагогики (в узком смысле): физиология, психология и логика.

Педагогика - высшее из искусств:

"...потому что она  стремится удовлетворить величайшей  из потребностей человека и  человечества - их стремлению к  усовершенствованиям в самой  человеческой природе: не к  выражению совершенства на полотне  или в мраморе, но к усовершенствованию  самой природы человека - его души  и тела..." ; стремится к недостижимому идеалу совершенного человека;

"...можно надеяться,  что человечество, наконец, устанет  гнаться за внешними удобствами  жизни и пойдет создавать гораздо  прочнейшие удобства в самом человеке, убедившись не на словах только, а на деле, что главные источники нашего счастья и величия не в вещах и порядках, нас окружающих, а в нас самих".

Сущность педагогики, её предмет  в работе П.Ф Каптерева

Выдвижение Каптеревым на первый план идеи антропологического обоснования воспитания ребенка, соответствующего его интересам и потребностям, усилило и обогатило «научное» направление русской педагогики. Он утверждал, что педагогика без физиологии и психологии немыслима. Чтобы стать идеальным учителем, необходимо хорошо знать антропологические основы воспитания. Каптерев высоко оценивал Локка именно потому, что последний «неразрывно связал ее с физиологией и психологией», внес в науку о воспитании «твердые научные приемы, фактичность, жизненность». Каптерева справедливо называют первооткрывателем в России глубинных связей между психологией и педагогикой, создателем «перехода от психологии к педагогике.

Педагогика не искусство, не набор рецептов воспитания на все  случаи жизни, не нормативные заклинания и требования по поводу того, как  воспитывать ребенка, а прикладное знание о педагогическом процессе.

По мнению Каптерева, Ушинский ошибался, утверждая, что педагогика не наука, а искусство, потому что она не изучает объективные факты, а предписывает, как надо воспитывать, опираясь на фундаментальные знания наук о человеке. Есть разного типа знания о человеке: естественнонаучные знания о том, что собой представляет человек; познание отношений с другими людьми, знания в области искусства. Вместе с тем существует знание о практической деятельности, направленной на решение прикладных проблем. Педагогика, как медицина и политология, - прикладная наука. Она синтезирует знания наук о человеке и на их основе разрабатывает практические рекомендации для учителя. Педагогика как наука еще очень молода, она только становится на прочную основу позитивной науки, но от ее успехов во многом будут зависеть благосостояние общества и государства, успешность подготовки новых поколений к жизни. (Каптерев П.Ф. Избр. пед. соч. М., 1982.).

Дискуссия о том, фундаментальная  или прикладная наука педагогика, длится уже более века. Многие ученые (А.Н.Леонтьев) настаивали на том, что педагогика - прикладная наука по отношению к рефлексологии, педологии, психологии, которые выступают базовыми науками. В защиту педагогики как самостоятельной науки, имеющей свой предмет и цели, выступил Макаренко. Любые попытки низвести педагогику до прикладной науки, использующей результаты фундаментальных исследований, всегда приводили, по мнению В.В.Краевского, к катастрофическим результатам. Только наука педагогика, обоснованная в своей методологии, теории, методике, может помочь педагогам эффективно донести культуру от одного поколения к другому. Ориентированная на рецептуру эмпирическая педагогика была чужда Каптереву. Он справедливо упрекал многочисленных авторов «обобщений личного опыта» в том, что они действуют как знахари и шаманы. Теоретически не осмысленный, не проанализированный в контексте физиологии и психологии личный опыт, учителя не больше, чем материал для обобщения, осмысления и анализа педагогического процесса. Отстаивая эту позицию, Каптерев внес важный вклад в развитие естественнонаучного направления отечественной педагогики, представленного прежде всего именами Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского, П.Ф. Лесгафта, В.П. Вахтерова, П.П. Блонского.

Информация о работе Проблема определения статуса педагогики в работах выдающихся российских деятелей конца XVIII – начала XX веков