Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 23:06, реферат
Проблемой определения статуса педагогики занимались выдающиеся российские деятели конца XVIII – начала XX веков, такие как С.И Гёссен, Л.Н Толстой, К.Д Ушинский, П.Ф Каптерев, Н.И Новиков и др.
Выдающиеся российские деятели стремились сохранить православную религиозную традицию в образовании и воспитании детей.
Несомненный вклад в педагогику внес С.И.Гессен, который показал неприемлемость национализма в системе общего образования.
1.Введение
2. Сущность педагогики, ее предмет в работах Гессена С.И, Ушинского К.Д, Каптерева П.Ф, Толстого Л.Н и Новикова Н.И
3.Заключение
4.Список литературы
Пермский Государственный Педагогический Университет
Реферат
«Проблема определения статуса педагогики в работах выдающихся российских деятелей конца XVIII – начала XX веков»
Выполнила:
студентка 553 группы
Кропачева С
Проверила:
Хохрякова Ю.М
2012г
Содержание
1.Введение
2. Сущность педагогики, ее предмет в работах Гессена С.И, Ушинского К.Д, Каптерева П.Ф, Толстого Л.Н и Новикова Н.И
3.Заключение
4.Список литературы
Введение
Проблемой определения статуса педагогики занимались выдающиеся российские деятели конца XVIII – начала XX веков, такие как С.И Гёссен, Л.Н Толстой, К.Д Ушинский, П.Ф Каптерев, Н.И Новиков и др.
Выдающиеся российские деятели стремились сохранить православную религиозную традицию в образовании и воспитании детей.
Несомненный вклад в педагогику внес С.И.Гессен, который показал неприемлемость национализма в системе общего образования.
Педагогика, по мнению К.Д Ушинского – это не наука, а искусство: наука изучает существующее или существовавшее, а искусство стремится творить то, чего еще нет.
В работе П.Ф Каптерева, педагогика не искусство, не набор рецептов воспитания на все случаи жизни, не нормативные заклинания и требования по поводу того, как воспитывать ребенка, а прикладное знание о педагогическом процессе.
В своих работах Л. Н Толстой старался раскрыть закономерности образовательно-воспитательного процесса, определить характер педагогики как науки.
Деятельность и взгляды Н.И Новикова способствовали формированию прогрессивной педагогической мысли в России, он сформулировал ряд важных правил, психолого-педагогическая ценность которых не обесценилась и последующим развитием педагогической мысли
Одним из направлений педагогической мысли Российских деятелей стало изучение истории образования и педагогики в России с древнейших времен до октябрьского переворота, которое продолжало традиции русской истории педагогики П.Ф. Каптерева, М.И. Демкова и др.
Сущность педагогики, её предмет в работе С. И Гёссена
Особое место в педагогической концепции С. И. Гессена занимает проблема взаимоотношений внутренней свободы личности и внешней культуры. Развитие свободы в личности возможно через нравственное образование, задачи которого - отмена природного принуждения, воспитание внутренней силы свободы. Свобода, по мнению С. И. Гессена, есть «творчество нового, в мире дотоле нe существовавшего. Я свободен тогда, когда какую-нибудь трудную жизненную задачу, передо мной вставшую, разрешаю по-своему, так, как ее никто иной не смог бы разрешить». Система воспитания, предложенная С. И. Гессеном в «Основах педагогики», опирается на следующие принципы: учет личностных особенностей ребенка; последовательность в проведении воспитательных действий; организация силы и авторитет; учет физиологических и возрастных особенностей ребенка; трудовой принцип в воспитании; целостность умственного и физического воспитания.
Книга Сергея Иосифовича Гессена «Основы педагогики. Введение в прикладную философию»– одна из лучших книг ХХ века по педагогике. Впервые издана в 1923 году за рубежом. Она широко использовалась при организации системы образования в Русском Зарубежье. В книге даётся анализ важнейших направлений педагогической мысли первой четверти века в России, Европе и США, обосновываются перспективные идеи педагогики.
В ней Гессен был одним из инициаторов, а затем и одним из редакторов журнала "Русская школа за рубежом", выходившем в Праге с 1923 по 1931 год. Идея единства национального и общечеловеческого (по Гессену – "сверхнационального") была одной из стержневых идей его педагогической концепции, как и общей его социальной позиции. Он подчёркивал недопустимость узкого национализма и космополитизма в решении вопросов духовной культуры. Сверхнационализм нисколько не умаляет национального, но, наоборот, требует его многообразия. В книге "Основы педагогики" Гессен показал неприемлемость национализма в системе общего образования. Национальное, становясь самодовлеющим, начинает дробиться, переставая вообще быть национальным. Задача этой книги – выяснение понятия и сущности образования. Задача эта имеет общий интерес. Ведь все мы воспитываем или образовываем кого-нибудь, в крайнем случае хотя бы самих себя. Все мы – участники этой всех нас бессознательно охватывающей деятельности образования. Образование – есть наша жизнь. Наука его – педагогика. Она есть не что иное, как осознание воспитания, то есть этого всем нам бессознательно уже известного процесса.
Педагогика – наука.
Этим она отличается от самого
образования, служащего её
Теоретические предпосылки
педагогики – это психология и
физиология. Ведь педагогика устанавливает
правила для искусства
Каковы же теоретические предпосылки педагогики? Материал воспитания – живой человек, и знание его черпается преимущественно из психологии и физиологии. Науками, работающими с ценностями, являются различные отделы философии. Каждой отдельной культурной ценности соответствует особый отдел философии и обратно: сколько отделов философии, столько ценностей культуры. Между понятиями культуры, истории, философии, образования и педагогики устанавливается тесное взаимоотношение. Педагогика так тесно связана с философией, что в известном смысле может быть названа даже прикладной философией. Если проблема образования есть проблема культуры, то, очевидно, отрицание культуры, связанное с отрицанием истории, ведёт и к отрицанию преподавания.
Сущность педагогики, её предмет в работе К. Д Ушинского
Педагогика, по мнению Ушинского – это не наука, а искусство: наука изучает существующее или существовавшее, а искусство стремится творить то, чего еще нет. Всякое искусство имеет свою теорию, которая предписывает правила для практической деятельности, черпая основания для этих правил в науке. Джон Стюарт Милль писал: "Где говорят в правилах и наставлениях, а не в утверждениях относительно фактов, там искусство... Положения искусства не утверждают, что что-нибудь есть, но указывают на то, что должно быть". Ясно, что в таком смысле ни политику, ни педагогику нельзя назвать науками; ибо они не изучают того, что есть, но только указывают на то, что было бы желательно видеть существующим, и на средства к достижению желаемого. Поэтому педагогика - искусство, а не наука воспитания. Два значения термина "педагогика":
1) Широкое: педагогика - собрание
наук, которые содержат факты,
в которых обнаруживаются
2)Узкое: собрание правил
воспитательной деятельности, выведенных
из всех антропологических
Три главные основы педагогики (в узком смысле): физиология, психология и логика.
Педагогика - высшее из искусств:
"...потому что она
стремится удовлетворить
"...можно надеяться,
что человечество, наконец, устанет
гнаться за внешними
Сущность педагогики, её предмет в работе П.Ф Каптерева
Выдвижение Каптеревым на первый план идеи антропологического обоснования воспитания ребенка, соответствующего его интересам и потребностям, усилило и обогатило «научное» направление русской педагогики. Он утверждал, что педагогика без физиологии и психологии немыслима. Чтобы стать идеальным учителем, необходимо хорошо знать антропологические основы воспитания. Каптерев высоко оценивал Локка именно потому, что последний «неразрывно связал ее с физиологией и психологией», внес в науку о воспитании «твердые научные приемы, фактичность, жизненность». Каптерева справедливо называют первооткрывателем в России глубинных связей между психологией и педагогикой, создателем «перехода от психологии к педагогике.
Педагогика не искусство, не набор рецептов воспитания на все случаи жизни, не нормативные заклинания и требования по поводу того, как воспитывать ребенка, а прикладное знание о педагогическом процессе.
По мнению Каптерева, Ушинский ошибался, утверждая, что педагогика не наука, а искусство, потому что она не изучает объективные факты, а предписывает, как надо воспитывать, опираясь на фундаментальные знания наук о человеке. Есть разного типа знания о человеке: естественнонаучные знания о том, что собой представляет человек; познание отношений с другими людьми, знания в области искусства. Вместе с тем существует знание о практической деятельности, направленной на решение прикладных проблем. Педагогика, как медицина и политология, - прикладная наука. Она синтезирует знания наук о человеке и на их основе разрабатывает практические рекомендации для учителя. Педагогика как наука еще очень молода, она только становится на прочную основу позитивной науки, но от ее успехов во многом будут зависеть благосостояние общества и государства, успешность подготовки новых поколений к жизни. (Каптерев П.Ф. Избр. пед. соч. М., 1982.).
Дискуссия о том, фундаментальная или прикладная наука педагогика, длится уже более века. Многие ученые (А.Н.Леонтьев) настаивали на том, что педагогика - прикладная наука по отношению к рефлексологии, педологии, психологии, которые выступают базовыми науками. В защиту педагогики как самостоятельной науки, имеющей свой предмет и цели, выступил Макаренко. Любые попытки низвести педагогику до прикладной науки, использующей результаты фундаментальных исследований, всегда приводили, по мнению В.В.Краевского, к катастрофическим результатам. Только наука педагогика, обоснованная в своей методологии, теории, методике, может помочь педагогам эффективно донести культуру от одного поколения к другому. Ориентированная на рецептуру эмпирическая педагогика была чужда Каптереву. Он справедливо упрекал многочисленных авторов «обобщений личного опыта» в том, что они действуют как знахари и шаманы. Теоретически не осмысленный, не проанализированный в контексте физиологии и психологии личный опыт, учителя не больше, чем материал для обобщения, осмысления и анализа педагогического процесса. Отстаивая эту позицию, Каптерев внес важный вклад в развитие естественнонаучного направления отечественной педагогики, представленного прежде всего именами Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского, П.Ф. Лесгафта, В.П. Вахтерова, П.П. Блонского.