Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 14:08, статья
Любая профессиональная деятельность, помимо тяжелых физических и психологических особенностей требует от человека еще и личностных качеств . В первую очередь это относится к профессиям , где объектом профессиональной активности работника выступает другой человек и взаимодействие «человек-человек» зависит от личностных качеств того и другого.
В отечественной литературе понятие «выгорание» появилось сравнительно недавно , хотя за рубежом этот феномен выявлен и активно исследуется уже четверть века. Согласно современным данным , под эмоциональным выгоранием понимается состояние физического , эмоционального и умственного истощения , проявляющиеся в профессиях социальной среды.
Проблема эмоционального выгорания современного педагога и его профилактика.
Чикова Анастасия,
студентка 2 курса факультета истории и права
ТГПУ им. Л.Н. Толстого.
Любая профессиональная деятельность, помимо тяжелых физических и психологических особенностей требует от человека еще и личностных качеств . В первую очередь это относится к профессиям , где объектом профессиональной активности работника выступает другой человек и взаимодействие «человек-человек» зависит от личностных качеств того и другого.
В отечественной литературе понятие
«выгорание» появилось
Эмоциональное выгорание - это полный упадок физических и душевных сил, который возникает в связи с исполнением человеком его профессиональных обязанностей.
С. Маслач говорит о трех составляющих эмоционального выгорания, это эмоциональную истощенность , деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных возможностей. И детализирует проявление этого синдрома: человек чувствует невозможность отдаваться работе так , как это было прежде. Дегуманизация , деперсонализация (тенденция развивать негативное отношение к клиентам ) . Негативное самовосприятие в профессиональном плане – недостаток чувства профессионально мастерства, усталость, утомление, истощение, бессонница, негативное отношение к работе, скудность репертуара рабочих действий и т.д.1
Синдромы эмоционального выгорания мы уже описали, а как же выглядят эти люди? «Выгорающих» описывают следующим образом : они - сочувствующие , гуманные, мягкие , увлекающиеся , идеалисты , ориентированные на людей , и – одновременно – неустойчивые, интровентированные , одержимые навязчивой идеей ( фанатичные)2 .
Так в чем же заключаются основные причины «выгорания» ?
Особый интерес представляют исследования выгорания в свете теории справедливости . В соответствии с ней люди оценивают возможности относительно окружающих в зависимости от факторов вознаграждения , цены и своего вклада . Люди ожидают справедливых взаимоотношений , при которых то , что они вкладывают и получают от них , пропорционально вкладываемому и получаемому другими. В профессиональной деятельности взаимоотношения не всегда строятся на основе фактора справедливости . Ученые установили тесную связь фактора несправедливости и синдрома выгорания: чем более выражены переживания несправедливости , чем сильнее выгорание.
При изучении мной этой проблемы мы заметили , что исследователи отмечают свойственное «выгорающим» снижение трудовой мотивации , которое проявляется в стремлении свести работу к минимуму , появление полного безразличия к обязанностям , хотя при этом очень важно подчеркнуть отличие выгорания от неудовлетворенности профессией.
Таким образом можно выделить следующие факторы , обусловливающие выгорание педагогов , относят ежедневную психическую перегрузку , самоотверженную помощь , высокую ответственность за учеников , поведение «трудных» учащихся, загруженность работой по дому и дефицит времени для семьи и детей, неудовлетворенность своей педагогической деятельности и т.д.
Я провела собственное
К методам профилактики эмоционального выгорания можно отнести педагогическую профилактику . Педагогическая профилактика – это содействие профессиональному развитию личности, предупреждение возможных кризисов и т.д. Основная задача педпрофилактики – создание условий , содействующих адекватному и компетентному реагированию личности на кризисные явления. Сущность педопрофилактики состоит в создании при помощи психолого-педагогических технологий условий для предотвращения ситуаций , факторов , вызывающих напряжения , стрессы и травмы , а так же повышение психологической толерантности (невосприимчивости) к ним.3
Аутогенную тренировку так же можно использовать в таких видах деятельности которые вызывают у человека повышенную эмоциональную напряженность . Педагогическая работа связана с интенсивным общением , как с детьми , так и с их родителями. Сам аутотренинг представляет собой систему упражнений для саморегуляции психических и физических состояний. Он основан на сознательном применении человеком различных средств психологического воздействия на собственный организм и нервную систему с целью их релаксации и активизации. Использование приемов аутотренинга позволяет человеку целенаправленно изменить настроение , самочувствие , что положительно отражается на его работоспособности , здоровье. Так же можно устраивать круглые столы на интересующие проблемы, лектории и вечера.
В качестве решения проблемы психологи
также предлагают устраивать дни
эмоциональных разгрузок, в которые
предлагается ограничить количество контактов,
ввести режим тишины и окружить себя
бело-голубой цветовой гаммой, которая
позволяет снять
К факторам, повышающим значимость педагогического труда и препятствующим выгоранию , относят возможности для творческого роста , повышение уровня заработной платы , интерес к работе в школе , использование технических средств обучения, способствующих эффективной работе, осознание полезности труда , стабильность положения учителя в школе , хорошие взаимоотношения в коллективе, высокий уровень ответственности за труд.
1 Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются. Статья 1978.
2 Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя / Т.В. Форманюк // Вопросы психологии. 1994.№6.с.57-64
3 Митина Л.М., Асмаковец Е.С. Эмоциональная гибкость учителя. М., издательство Флинта", 2001 г.
4 Скугаревская М.М. Диагностика, профилактика и лечение Синдрома эмоционального выгорания. Беларусский государственный медицинский университет. 2003г.
Информация о работе Проблема эмоционального выгорания современного педагога и его профилактика