Проблема эмоционального выгорания современного педагога и его профилактика

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 14:08, статья

Краткое описание

Любая профессиональная деятельность, помимо тяжелых физических и психологических особенностей требует от человека еще и личностных качеств . В первую очередь это относится к профессиям , где объектом профессиональной активности работника выступает другой человек и взаимодействие «человек-человек» зависит от личностных качеств того и другого.
В отечественной литературе понятие «выгорание» появилось сравнительно недавно , хотя за рубежом этот феномен выявлен и активно исследуется уже четверть века. Согласно современным данным , под эмоциональным выгоранием понимается состояние физического , эмоционального и умственного истощения , проявляющиеся в профессиях социальной среды.

Файлы: 1 файл

Проблема эмоционального выгорания современного учителя и его профилактика.docx

— 20.69 Кб (Скачать)

Проблема  эмоционального выгорания современного педагога и его профилактика.

Чикова Анастасия,

 студентка  2 курса факультета истории и права

ТГПУ  им. Л.Н. Толстого.

Любая профессиональная деятельность, помимо тяжелых физических и психологических  особенностей требует от человека еще и личностных качеств . В первую очередь это относится к профессиям , где объектом профессиональной активности работника выступает другой человек и взаимодействие «человек-человек» зависит от личностных качеств того и другого.

В отечественной литературе понятие  «выгорание» появилось сравнительно недавно , хотя за рубежом этот феномен выявлен и активно исследуется уже четверть века. Согласно современным данным , под эмоциональным выгоранием  понимается состояние физического , эмоционального и умственного истощения , проявляющиеся в профессиях социальной среды.

Эмоциональное выгорание - это полный упадок физических и душевных сил, который возникает в связи с исполнением человеком его профессиональных обязанностей.

С. Маслач говорит о трех составляющих эмоционального выгорания, это эмоциональную истощенность , деперсонализацию  (цинизм) и редукцию профессиональных возможностей. И детализирует  проявление этого синдрома: человек чувствует невозможность отдаваться работе  так , как это было прежде. Дегуманизация , деперсонализация (тенденция развивать негативное отношение к клиентам ) . Негативное самовосприятие  в профессиональном плане – недостаток  чувства профессионально мастерства, усталость, утомление, истощение, бессонница, негативное отношение к работе, скудность репертуара рабочих действий и т.д.1

Синдромы эмоционального выгорания  мы уже описали, а как же выглядят эти люди? «Выгорающих» описывают следующим образом : они - сочувствующие , гуманные, мягкие , увлекающиеся , идеалисты , ориентированные на людей , и – одновременно – неустойчивые, интровентированные , одержимые навязчивой идеей ( фанатичные)2 .

Так в чем же заключаются основные  причины «выгорания» ?

Особый интерес представляют исследования  выгорания  в свете теории справедливости . В соответствии с ней люди оценивают возможности относительно  окружающих в зависимости от факторов вознаграждения , цены и своего вклада . Люди ожидают справедливых взаимоотношений , при которых то , что они вкладывают и получают от них , пропорционально вкладываемому  и получаемому другими. В профессиональной деятельности  взаимоотношения  не всегда строятся на основе фактора справедливости . Ученые установили тесную связь  фактора несправедливости и синдрома выгорания: чем более выражены  переживания несправедливости , чем сильнее выгорание.

При изучении мной этой проблемы мы заметили , что исследователи отмечают свойственное «выгорающим» снижение трудовой мотивации , которое проявляется в стремлении свести работу к минимуму , появление полного безразличия к обязанностям , хотя при этом очень важно подчеркнуть отличие выгорания от неудовлетворенности профессией.

Таким образом можно выделить следующие  факторы , обусловливающие выгорание педагогов , относят ежедневную  психическую перегрузку , самоотверженную помощь , высокую ответственность за учеников , поведение «трудных» учащихся, загруженность работой по дому и дефицит времени для  семьи и детей, неудовлетворенность своей педагогической деятельности и т.д.

Я провела собственное исследование в ТПБОУ ТГПУ им. Л.Н. Толстого прибегая к помощи анкетирования. И результаты указывают на совсем не большую вероятность развития симптомов выгорания  среди педагогов . Был задан перечень вопросов. В анкетировании приняло участие 10 человек. Первые два вопроса были о имени и преподаваемой дисциплине. Участвовали 3 преподавателя истории России, 1 преподаватель физической культуры, 2 новой истории стран Запада, 1 культурного развития Льва Николаевича Толстого , 1 информатики и ИКТ, 1 КПРФ и один преподаватель конституционного права зарубежных стран.  Третий вопрос о участии в грандах, конкурсах и конференциях  выявил что 90% педагогов принимают активное участие в данных мероприятиях. Четвертый вопрос о ведении научно-исследовательской работы выявил что 80% педагогов занимается данными работами. Пятый вопрос о страдании бессонницей указал что таковых из опрошенных не было.   Шестой вопрос  о усталости и утомлении после работы показал что 70% чувствуют истощение после трудового рабочего дня. Седьмой вопрос о снижении трудовой мотивации говорит о том что 40% замечает в себе такие состояния. Восьмой вопрос о эмоциональной истощенности в преподавании своей дисциплины  показал результат 20%. И последний девятый вопрос о неудовлетворенности результатами  своей педагогической деятельности говорит о том что всего лишь 20% были в такой ситуации. Причем, что интересно, развитие синдрома выгорания не зависит от возраста( так как в анкетировании приняли участие преподаватели со стажем от 4 лет до 35) или пола обследованных учителей , а так же от региональных  условий организации педагогической деятельности.

К методам профилактики эмоционального выгорания можно отнести педагогическую  профилактику . Педагогическая профилактика – это содействие профессиональному развитию  личности, предупреждение возможных кризисов и т.д. Основная задача педпрофилактики – создание условий , содействующих адекватному и компетентному реагированию  личности  на кризисные явления. Сущность педопрофилактики состоит в создании при помощи психолого-педагогических технологий  условий для предотвращения  ситуаций , факторов , вызывающих напряжения , стрессы и травмы , а так же повышение психологической толерантности (невосприимчивости) к ним.3

Аутогенную тренировку так же можно  использовать в таких видах деятельности которые вызывают у человека повышенную эмоциональную напряженность . Педагогическая работа связана с интенсивным общением , как с детьми , так и с их родителями. Сам аутотренинг представляет собой систему упражнений для саморегуляции психических и физических состояний. Он основан на сознательном применении человеком различных средств психологического воздействия  на собственный организм и нервную систему с целью их релаксации и активизации. Использование приемов аутотренинга позволяет человеку целенаправленно  изменить настроение , самочувствие , что положительно отражается на его работоспособности , здоровье. Так же можно устраивать круглые столы на  интересующие проблемы, лектории и вечера.

В качестве решения проблемы психологи  также предлагают устраивать дни  эмоциональных разгрузок, в которые  предлагается ограничить количество контактов, ввести режим тишины и окружить себя бело-голубой цветовой гаммой, которая  позволяет снять психологическое  напряжение.4

К факторам,  повышающим  значимость  педагогического труда  и препятствующим выгоранию , относят возможности для творческого роста , повышение уровня заработной платы , интерес к работе в школе , использование технических средств обучения, способствующих эффективной работе, осознание полезности труда , стабильность положения учителя в школе , хорошие взаимоотношения в коллективе, высокий уровень ответственности за труд.

 

1 Маслач К. Профессиональное выгорание: как  люди  справляются.  Статья 1978.

2 Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя / Т.В. Форманюк // Вопросы психологии. 1994.№6.с.57-64

3 Митина Л.М., Асмаковец  Е.С.  Эмоциональная гибкость  учителя.  М.,  издательство  Флинта", 2001 г.

4 Скугаревская М.М. Диагностика, профилактика и лечение Синдрома эмоционального выгорания. Беларусский государственный медицинский университет. 2003г.


Информация о работе Проблема эмоционального выгорания современного педагога и его профилактика