Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 21:19, контрольная работа
Цель данной работы: изучить принципы формирования коллектива и его развитие в педагогической концепции А. ВС. Макаренко.
Задачи данной работы: найти и изучить литературу на тему «формирование коллектива», «Учение А. С. Макаренко о коллективе»;
раскрыть сущность понятия коллектив, его виды и принципы;
раскрыть значение психологической концепции А. С. Макаренко.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. Определение коллектива и его виды...………………………...……5
1.1 Принципы формирования коллектива…………………………….8
Глава 2.Педагогическая концепция А.С. Макаренко……………………….11
2.1 Воспитание в коллективе и через коллектив…………………….15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..19
Дисциплина есть соблюдение соглашений, имеющих предметом послушание, усердие, деятельность и внешние знаки уважения. Она обязательна как для самых крупных начальников, так и для самых скромных служащих. Без дисциплины в коллективе, он не сможет нормально выполнять свои функции. Ответственность за ее поддержание лежит на руководителях. Единство распорядительства еще называют «единоначалием». Любой коллектив должен иметь начальника, но только одного. И исполнять команды только этого начальника. Если этого не происходит, это ведет к дуализму. Чтобы избежать этого, необходимо четкое разграничение отделов.
Члены коллектива должны хорошо понимать цели организации и подчинять им свои интересы. Также большую роль играет вознаграждение или мотивация. Для того чтобы персонал хорошо выполнял свои функции его нужно правильно мотивировать. Для кого-то это высокая заработная плата, для кого-то – удовлетворение трудом. Справедливость также играет большую роль в коллективе. Справедливое отношение к работнику и оценка его стараний могут снизить, а может, и вообще подавить конкуренцию в коллективе.
Постоянство состава помогает закрепиться и наладиться отношениям в коллективе. После долгих лет сотрудничества между членами коллектива происходит окончательное разделение труда, они больше узнают друг друга и превращаются в настоящую команду. Возникает единство коллектива.
Поощрение инициативы в коллективе дает возможность самореализации работника, который может дать много новых и полезных идей для организации.
Придерживаясь этих принципов можно создать по-настоящему стабильный и продуктивный коллектив. [6; 499]
Глава 2. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ А.С. МАКАРЕНКО
Основные положения теории Макаренко активно применяются сегодня в современной педагогике. Эти знания необходимы для правильной организации коллектива, управления им и контролирования.
Антон Семёнович Макаренко родился 13 марта 1888 года в городе Белополье Сумского уезда Харьковской губернии в семье рабочего-маляра вагонных железнодорожных мастерских.
А. С. Макаренко - педагог-новатор, обогативший советскую педагогику ценными педагогическими идеями, методами и приемами. Он дал новое толкование ряду педагогических вопросов и детально разработал выдвинутые ранее, но недостаточно разработанные для него советской педагогикой проблемы (воспитание в коллективе, в семье). Макаренко был педагогом, успешно применявшим в теории и на практике воспитания диалектико-материалистические принципы. Руководящим принципом всей его жизни была преданность социалистической Родине и Коммунистической партии. В ходе исследования рассматриваются стадии организации коллектива и установление взаимоотношений. И как личность включается в работу коллектива, и становиться ее полноправным участником. [3; 79]
Чтобы стать коллективом, группа должна пройти нелегкий путь качественных преобразований. На этом пути АС. Макаренко выделяет несколько стадий (этапов).
Между стадиями нет четких границ - возможности для перехода к последующей стадии создаются в рамках предыдущей. Каждая последующая стадия в этом процессе не сменяет предыдущую стадию, а как бы добавляется к ней. Коллектив не может и не должен останавливаться в своем развитии, даже если он достиг очень высокого уровня. Поэтому некоторые педагоги выделяют четвертую и последующие стадии движения.
На всех стадиях развития коллектива возникают, крепнут и сплачивают коллектив большие и малые традиции. Традиции - это такие устойчивые формы коллективной жизни, которые эмоционально воплощают нормы, обычаи, желания воспитанников. В традициях можно выделить большие и малые. Большие традиции - это яркие массовые события, подготовка и проведение которых воспитывают чувство гордости за свой коллектив, веру в его силы, уважение к общественному мнению. Малые традиции не требуют особых усилий, их поддерживают установившийся порядок, всеми добровольно принятое соглашение. [7; 201]
Особенно важным считал А.С. Макаренко выбор цели. Практическую цель, которая способна увлечь и сплотить воспитанников, он называл перспективой.
В практике воспитательной работы А.С. Макаренко различал три вида перспектив: близкую, среднюю и далекую:
- близкая перспектива
выдвигается перед коллективом,
- средняя перспектива
заключается в проекте
- далекая перспектива
- это отодвинутая во времени,
наиболее социально значимая
и требующая значительных
Система перспективных линий
должна пронизывать коллектив. Выстроить
ее нужно так, чтобы в любой
момент времени коллектив имел перед
собой яркую увлекательную
2.1 ВОСПИТАНИЕ В КОЛЛЕКТИВЕ И ЧЕРЕЗ КОЛЛЕКТИВ
Центральная проблема педагогической практики и теории А. С. Макаренко — организация и воспитание детского коллектива. Большая заслуга А. С. Макаренко заключалась в том, что он разработал законченную теорию организации и воспитания детского коллектива и личности в коллективе и через коллектив. Макаренко видел главную задачу воспитательной работы в правильной организации коллектива. "Марксизм,— писал он,— учит нас, что нельзя рассматривать личность вне общества, вне коллектива". Важнейшим качеством советского человека является его умение жить в коллективе, вступать в постоянное общение с людьми, трудиться и творить, подчинять свои личные интересы интересам коллектива. [7; 250]
А. С. Макаренко настойчиво
искал формы организации
Важнейшим условием, обеспечивающим
сплоченность и развитие коллектива,
он считал наличие у его членов
осознанной перспективы движения вперед.
По достижении поставленной цели необходимо
выдвигать другую, еще более радостную
и многообещающую, но обязательно
находящуюся в сфере общих
перспективных целей,. А.С. Макаренко
впервые сформулировал и научно
обосновал требования, которым должен
отвечать педагогический коллектив
воспитательного учреждения, и правила
его взаимоотношений с
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении хотелось бы отметить, что с поставленными задачами, в принципе достигли цели.
Так же можно отметить, что Макаренко внес большой вклад в теорию и практику коммунистического воспитания, показал огромные возможности целенаправленного воспитательского воздействия. По Макаренко, цель воспитательской работы определяется закономерностями общественного развития, целью и задачами борьбы советского народа за коммунизм, политикой коммунистической партии и советского государства в области политического воспитания.
А. С. Макаренко сыграл огромную
роль в развитии советской педагогической
науки. Исходя из учения основоположников
марксизма-ленинизма и
Процесс формирования коллектива проходит три этапа: набор, еще незнакомых между собой сотрудников; знакомство между собой сотрудников, появление симпатий или антипатий друг к другу; последний этап характеризуется появлением непосредственных связей между сотрудниками.
Существует множество видов коллективов. В любом коллективе у его участников существуют свои роли, выполнение которых становится залогом отсутствия конфликтов в коллективе.
Как выяснилось, очень большую роль в производительности труда играет психологический климат в коллективе, чем он благоприятнее для сотрудников, тем выше производительность.
Существуют некоторые
принципы формирования коллектива, следование
которым позволяет создать
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ