Принципы формирования коллектива и его развитие в педагогической концепции А. С. Макаренко

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 21:19, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы: изучить принципы формирования коллектива и его развитие в педагогической концепции А. ВС. Макаренко.
Задачи данной работы: найти и изучить литературу на тему «формирование коллектива», «Учение А. С. Макаренко о коллективе»;
раскрыть сущность понятия коллектив, его виды и принципы;
раскрыть значение психологической концепции А. С. Макаренко.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. Определение коллектива и его виды...………………………...……5
1.1 Принципы формирования коллектива…………………………….8
Глава 2.Педагогическая концепция А.С. Макаренко……………………….11
2.1 Воспитание в коллективе и через коллектив…………………….15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..19

Файлы: 1 файл

Копия АЛМАТИНСКИЙ ФИЛИАЛ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.docx

— 44.24 Кб (Скачать)

Дисциплина есть соблюдение соглашений, имеющих предметом послушание, усердие, деятельность и внешние знаки уважения. Она обязательна как для самых крупных начальников, так и для самых скромных служащих. Без дисциплины в коллективе, он не сможет нормально выполнять свои функции. Ответственность за ее поддержание лежит на руководителях. Единство распорядительства еще называют «единоначалием». Любой коллектив должен иметь начальника, но только одного. И исполнять команды только этого начальника. Если этого не происходит, это ведет к дуализму. Чтобы избежать этого, необходимо четкое разграничение отделов.

Члены коллектива должны хорошо понимать цели организации и подчинять  им свои интересы. Также большую  роль играет вознаграждение или мотивация. Для того чтобы персонал хорошо выполнял свои функции его нужно правильно  мотивировать. Для кого-то это высокая  заработная плата, для кого-то –  удовлетворение трудом. Справедливость также играет большую роль в коллективе. Справедливое отношение к работнику и оценка его стараний могут снизить, а может, и вообще подавить конкуренцию в коллективе.

Постоянство состава помогает закрепиться и наладиться отношениям в коллективе. После долгих лет  сотрудничества между членами коллектива происходит окончательное разделение труда, они больше узнают друг друга  и превращаются в настоящую команду. Возникает единство коллектива.

Поощрение инициативы в коллективе дает возможность самореализации работника, который может дать много новых  и полезных идей для организации.

Придерживаясь этих принципов  можно создать по-настоящему стабильный и продуктивный коллектив. [6; 499]

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ А.С. МАКАРЕНКО

Основные положения теории Макаренко  активно применяются сегодня  в современной педагогике. Эти  знания необходимы для правильной организации  коллектива, управления им и контролирования.

Антон Семёнович Макаренко родился 13 марта 1888 года в городе Белополье  Сумского уезда Харьковской губернии в семье рабочего-маляра вагонных железнодорожных мастерских.

А. С. Макаренко - педагог-новатор, обогативший  советскую педагогику ценными педагогическими  идеями, методами и приемами. Он дал  новое толкование ряду педагогических вопросов и детально разработал выдвинутые ранее, но недостаточно разработанные  для него советской педагогикой  проблемы (воспитание в коллективе, в семье). Макаренко был педагогом, успешно применявшим в теории и на практике воспитания диалектико-материалистические принципы. Руководящим принципом  всей его жизни была преданность  социалистической Родине и Коммунистической партии. В ходе исследования рассматриваются  стадии организации коллектива и  установление взаимоотношений. И как  личность включается в работу коллектива, и становиться ее полноправным участником. [3; 79]

Чтобы стать коллективом, группа должна пройти нелегкий путь качественных преобразований. На этом пути АС. Макаренко  выделяет несколько стадий (этапов).

  1. Первая стадия - становление коллектива. В это время коллектив выступает прежде всего как цель воспитательных усилий педагога, стремящегося организационно оформленную группу превратить в коллектив, т. е. такую социально-психологическую общность, где отношения учеников определяются содержанием их совместной деятельности, ее целями, задачами, ценностями. Организатор коллектива - педагог, от него исходят все требования. Первая стадия считается завершенной, когда в коллективе выделился и заработал актив, воспитанники сплотились на основе общей цели, общей деятельности и общей организации.
  2. Для второй стадии характерна стабилизация структуры коллектива. Коллектив в это время выступает уже как целостная система, в ней начинают действовать механизмы самоорганизации и саморегуляции. На второй стадии развития коллектив уже выступает как инструмент целенаправленного воспитания определенных качеств личности. Основная цель педагога на этой стадии - максимально использовать возможности коллектива для решения тех задач, ради которых этот коллектив создается.
  3. Третья и последующие стадии характеризуют расцвет коллектива. Они отличаются рядом особых качеств, достигнутых на предыдущих этапах развития. Чтобы подчеркнуть уровень развития коллектива на этой стадии, достаточно указать на уровень и характер требований, предъявляемых друг к другу членами коллектива: более высокие требования к себе, чем к своим товарищам. На данной стадии коллектив превращается в инструмент индивидуального развития каждого из его членов. Общий опыт, одинаковые оценки событий - основной признак и наиболее характерная черта коллектива на третьей стадии.

Между стадиями нет четких границ - возможности для перехода к последующей стадии создаются  в рамках предыдущей. Каждая последующая  стадия в этом процессе не сменяет  предыдущую стадию, а как бы добавляется к ней. Коллектив не может и не должен останавливаться в своем развитии, даже если он достиг очень высокого уровня. Поэтому некоторые педагоги выделяют четвертую и последующие стадии движения.

На всех стадиях развития коллектива возникают, крепнут и  сплачивают коллектив большие и  малые традиции. Традиции - это такие  устойчивые формы коллективной жизни, которые эмоционально воплощают  нормы, обычаи, желания воспитанников. В традициях можно выделить большие  и малые. Большие традиции - это  яркие массовые события, подготовка и проведение которых воспитывают  чувство гордости за свой коллектив, веру в его силы, уважение к общественному  мнению. Малые традиции не требуют  особых усилий, их поддерживают установившийся порядок, всеми добровольно принятое соглашение. [7; 201]

Особенно важным считал А.С. Макаренко выбор цели. Практическую цель, которая способна увлечь и  сплотить воспитанников, он называл  перспективой.

В практике воспитательной работы А.С. Макаренко различал три  вида перспектив: близкую, среднюю и  далекую:

- близкая перспектива  выдвигается перед коллективом,  находящимся на любой стадии  развития, даже на начальной. Близкой  перспективой может быть, например, совместная воскресная прогулка, поход в цирк или театр.

- средняя перспектива  заключается в проекте коллективного  события, несколько отодвинутого  во времени. Для достижения  этой перспективы нужно приложить  усилия. Примерами средних перспектив, получивших распространение в  современной школьной практике, можно назвать подготовку к  проведению спортивного соревнования, школьного праздника, литературного  вечера.

- далекая перспектива  - это отодвинутая во времени,  наиболее социально значимая  и требующая значительных усилий  для достижения цель. В такой  перспективе обязательно сочетаются  личные и общественные потребности.  Пример наиболее распространенной  далекой перспективы - цель успешного  окончания школы и последующего  выбора профессии.

Система перспективных линий  должна пронизывать коллектив. Выстроить  ее нужно так, чтобы в любой  момент времени коллектив имел перед  собой яркую увлекательную цель, жил ею, прилагал усилия для ее осуществления. Развитие коллектива и каждого его  члена в этих условиях существенно  ускоряется, а воспитательный процесс  протекает естественно. Выбирать перспективы  надо с таким расчетом, чтобы работа закончилась с реальным успехом. Прежде чем ставить перед учениками  трудные задачи, необходимо учесть и общественные нужды, и уровень  развития и организованности коллектива, и опыт его работы. Непрерывная  смена перспектив, постановка новых и все более трудных задач - обязательное условие прогрессивного движения коллектива.

2.1 ВОСПИТАНИЕ В КОЛЛЕКТИВЕ И ЧЕРЕЗ КОЛЛЕКТИВ

Центральная проблема педагогической практики и теории А. С. Макаренко  — организация и воспитание детского коллектива.  Большая заслуга  А. С. Макаренко заключалась в  том, что он разработал законченную  теорию организации и воспитания детского коллектива и личности в  коллективе и через коллектив. Макаренко  видел главную задачу воспитательной работы в правильной организации  коллектива. "Марксизм,— писал  он,— учит нас, что нельзя рассматривать  личность вне общества, вне коллектива". Важнейшим качеством советского человека является его умение жить в коллективе, вступать в постоянное общение с людьми, трудиться и  творить, подчинять свои личные интересы интересам коллектива. [7; 250]

 А. С. Макаренко настойчиво  искал формы организации детских  учреждений, которые соответствовали  бы гуманным целям советской  педагогики и способствовали  формированию творческой целеустремленной  личности. "Нам нужны, — писал  он, — новые формы жизни детского  общества, способные давать положительные  искомые величины в области  воспитания. Только большое напряжение  педагогической мысли, только  пристальный и стройный анализ, только изобретение и проверка  могут привести нас к этим  формам". Коллективные формы воспитания  отличают советскую педагогику  от буржуазной. "Может быть,—  писал Макаренко,— главное отличие  нашей воспитательной системы  от буржуазной в том и лежит,  что у нас детский коллектив  обязательно должен расти и  богатеть, впереди должен видеть  лучший завтрашний день и стремиться  к нему в радостном общем  напряжении, в настойчивой радостной  мечте. Может быть, в этом и  заключается истинная педагогическая  диалектика". Необходимо создать,  считал Макаренко, совершенную  систему крупных и небольших  коллективных единиц, выработать  систему их взаимоотношений и  взаимозависимостей, систему воздействия  на каждoгo воспитанника, а также  установить коллективные и личные отношения между педагогами, воспитанниками и руководителем учреждения. Важнейшим "механизмом", педагогическим средством является "параллельное воздействие"— одновременное воздействие воспитателя на коллектив, а через него и на каждого воспитанника.  Выясняя воспитательную сущность коллектива, А. С. Макаренко подчеркнул, что настоящий коллектив должен иметь общую цель.

Важнейшим условием, обеспечивающим сплоченность и развитие коллектива, он считал наличие у его членов осознанной перспективы движения вперед. По достижении поставленной цели необходимо выдвигать другую, еще более радостную  и многообещающую, но обязательно  находящуюся в сфере общих  перспективных целей,.  А.С. Макаренко  впервые сформулировал и научно обосновал требования, которым должен отвечать педагогический коллектив  воспитательного учреждения, и правила  его взаимоотношений с коллективом  воспитанников. Искусство руководства  коллективом заключается, по мнению Макаренко, в том, чтобы увлечь его  определенной целью, требующей общих  усилий, труда, напряжения. В этом случае достижение цели дает большое удовлетворение. Для детского коллектива необходима бодрая, радостная, мажорная атмосфера. [3; 101]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       В заключении  хотелось бы отметить, что с  поставленными задачами, в принципе  достигли цели.

Так же можно отметить, что Макаренко внес большой вклад в теорию и практику коммунистического воспитания, показал огромные возможности целенаправленного воспитательского воздействия. По Макаренко, цель воспитательской работы определяется закономерностями общественного развития, целью и задачами борьбы советского народа за коммунизм, политикой коммунистической партии и советского государства в области политического воспитания.

А. С. Макаренко сыграл огромную роль в развитии советской педагогической науки. Исходя из учения основоположников марксизма-ленинизма и грандиозного опыта массового перевоспитания людей в условиях строительства  социализма, он разработал многие конкретные вопросы теории советского воспитания. Он создал замечательные произведения социалистического реализма, в которых  в художественно обобщенных образах  показаны типические черты нашей  действительности.  Творческий опыт А. С. Макаренко, как и его педагогические произведения, является прекрасным убедительным доказательством превосходства  советской педагогики перед буржуазными  теориями воспитания.

Процесс формирования коллектива проходит три этапа: набор, еще незнакомых между собой сотрудников; знакомство между собой сотрудников, появление  симпатий или антипатий друг к  другу; последний этап характеризуется  появлением непосредственных связей между  сотрудниками.

Существует множество  видов коллективов. В любом коллективе у его участников существуют свои роли, выполнение которых становится залогом отсутствия конфликтов в коллективе.

Как выяснилось, очень большую  роль в производительности труда  играет психологический климат в коллективе, чем он благоприятнее для сотрудников, тем выше производительность.

Существуют некоторые  принципы формирования коллектива, следование которым позволяет создать действительно  хорошо работающий стабильный коллектив.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Авдеев В.В. «Управление персоналом: технология формирования команды»,  2003 г., 356 с.
  2. Амстронг Майкл, «Стратегическое управление человеческими ресурсами», 2002 г., 312 с.
  3. Загвязинский В. И., «общая педагогика», 2008 г, 464 с.
  4. Моргунова Е.Б., «Модели и методы управления персоналом», 2001 г. 512 с.
  5. Макаренко А.С. «О воспитании», 1988.
  6. Пугачев В.П. «Руководство персоналом организации», 2002 г. 794с.
  7. Смирнов В.И., «Общая педагогика»,2002 г, 512 с.
  8. Шаталовой Е. Б., Н.М. Бурсонова, «Управление персоналом на производстве», 2003г., 992 с.
  9. Шибалкин Ю.А., «Основы управления персоналом», 2000 г., 592с.

Информация о работе Принципы формирования коллектива и его развитие в педагогической концепции А. С. Макаренко