Применение технических средств обучения на уроках в специальных (коррекционных) школах VIII вида

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 09:01, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность темы в том, что основной целью уроков в специальном образовательном учреждении для школьников с нарушением интеллекта является подготовка учащихся к самостоятельной жизни и труду, обеспечивая тем самым условия их социальной реабилитации и интеграции в обществе. Обучение носит коррекционную направленность, что в первую очередь проявляется в области речевого развития детей, поскольку важнейшая цель уроков формирование речи как средства общения, как способа коррекции познавательной деятельности учащихся и облегчения их адаптации после окончания школы. В процессе обучения проводится работа над устранением недостатков всех сторон речи ребенка.

Оглавление

Введение 3
Психолого- педагогическая характеристика детей с нарушением интеллекта 5
Применение технических средств в обучении русского языка и чтению 9
Заключение 14
Литература 15

Файлы: 1 файл

Клиника Кр.р..doc

— 98.00 Кб (Скачать)

1. предварительный просмотр  кинофильма учителем, отбор фрагмента (части), нужного для предстоящего урока;

2. подготовка вопросов  для учащихся, на которые они должны ответить после просмотра кинофрагмента (запись на доске);

3. вступительное слово  учителя, нацеливающее на просмотр, краткое изложение содержания кинофрагмента;

Этапы:

  1. демонстрация кинофильма (по ходу просмотра возможны комментарии, фиксирующие внимание учащихся на главном);
  2. беседа после просмотра по вопросам, данным предварительно;
  3. обобщение содержания кинофрагмента;
  4. включение материала кинофильма в домашнее задание (ответы на вопросы, составление рассказа, сочинение, выполнение рисунков и т. п.).

Использование звукозаписей на уроках чтения занимает значительное место при анализе текста литературного произведения, в процессе обучения навыкам выразительного чтения, в качестве иллюстрации при работе над звуковой формой речи. На уроках используются литературные, документальные, музыкальные звукозаписи, художественное чтение, авторские  исполнения, инсценировки литературных произведений, позволяет ввести музыкальное, песенное сопровождение изучаемого материала, услышать живые голоса известных поэтов, писателей, артистов.

Наибольшее значение на уроках русского языка  и чтения приобретает использование компьютеров.  Существуют следующие виды их применения:

  1. Учебное – использование компьютера как средства обучения  на материале конкретного учебного предмета, в том числе русского языка и чтения.  Есть программа типа «тренажер», «опросник», программы позволяющие обучать новому и одновременно контролировать его усвоение.
  2. Орудийное – компьютерная поддержка универсальных видов деятельности, в частности чтения и письма, поиска информации, коммуникации.
  3. Дефектологическое – компьютерная поддержка обучения детей с дефектами и недостатками развития. Для эффективного дефектологического использования компьютера необходима разработка целого ряда специальных аппаратных и программных средств, а также соответствующего программного обеспечения.
  4. Учительское – применение компьютера в деятельности учителя, включая организацию, поддержку и контроль учебного процесса, а также различные виды учебно-методической и организационно-методической деятельности.

Компьютеризация обучения дает возможность создавать методические основы альтернативных форм учебного процесса, реализовывать дифференциацию обучения.

Главным достоинством использования  компьютерных технологий является возможность достижения такой высокой степени наглядности, которую невозможно обеспечить в обычном учебнике.  Позволяет отобрать индивидуальный для каждого обучаемого объем материала из общего объема, неоднократно вернуться к вопросу, который показался обучаемым трудным, оказать помощь ученику, что чрезвычайно в процессе обучения учащихся с нарушением интеллекта русскому языку и чтению, так как создает благоприятных психологический настрой у детей.

Применение компьютерных технологий  позволяет учителю представлять необходимые учебные материалы в удобной форме (учебного урока, его фрагмента, отдельного контрольного упражнения, теста и т.д.), и в тоже время позволяет легко редактировать учебный материал и изменять структуру его представления учащимся.

Наиболее подходящим для этих целей средством оказалась программа создания электронных презентаций  Microsoft PowerPoint.  Сначала на основе данного приложения создаются отдельные компоненты, используемые на уроке, например: 5кл – «Одушевленные и неодушевленные имена существительные», «Собственные и нарицательные имена существительные», «Число имен существительных», «Род имен существительных». Так же сюда относятся презентации-тесты и презентации-викторины, построенные по принципу выбора правильного ответа на поставленный вопрос. Или же это могут быть комбинированные презентации, представляющие учащимся учебный информационно-иллюстративный материал и контрольные упражнения по нему.

Следующий этап использования  приложения Microsoft PowerPoint – представить весь учебный раздел. В данном случае «Имя существительное» как единую презентацию.

Несомненными достоинствами  данной программы является исключительная простота и самые широкие возможности  редактирования, что позволяет легко  изменять дизайн, структуру и содержание презентации вплоть до полной замены всего содержания – это позволяет использовать готовую презентацию одной темы как основу для быстрого создания презентации по другой теме. Также презентация способствует стимулированию активной деятельности учащихся на уроке (более привлекательная форма построения урока).

Можно создавать программы, помогающие учащимся с ограниченными  возможностями здоровья работать над  тестами первоисточников на уроках чтения.

Пользуясь системами  обработки текста, готовятся контрольные работы и другие материалы для учеников. При этом можно сделать разные варианты, включить много дополнительных вопросов и заданий, которые впоследствии легко расширять, обновлять, изменять. Ученикам можно дать деформированные тексты: с пропущенными кусками, ошибками, неправильно использованными словами.

Занимательность материалов, представляемых с помощью ТСО, безгранична. Компьютерные игры познавательного  характера, содержащие анимацию, музыку, текст с интересным сюжетом, в состоянии удерживать внимание учащихся с интеллектуальными нарушениями. Непроизвольное внимание учеников вызывают новизна, необычность, динамичность объекта, контрастность изображения, т.е. те качества информации, которые воспроизводятся с помощью ТСО. Все это воздействует на учащихся и, вызывая непроизвольное внимание, способствует непроизвольному запоминанию материала.

внимание школьник концентрация па

ять

 

Заключение

Из всего вышеизложенного  видно, что ТСО играют важную роль в процессе обучения детей в специальной (коррекционной ) школе VIII вида. Данные методы применяются на разных этапах урока, помогают детям сконцентрироваться на материале, который предлагает учитель. Применяя систему вопросов, мы подводим учащихся к определённому выводу или к систематизации фактов и их обобщению. Рассказ учителя воздействует не только на мысль, но и на чувства учащихся, речь учителя побуждает интерес, заставляет слушать, привлекает внимание, дети начинают думать, мыслить, учитель систематизирует и обобщает знания по данной теме, полученные учащимися. Чтение учителем текста во вспомогательной школе используется как образец чтения, для коррекции логического мышления детей, их речи, внимания, фонематического слуха, операций анализа и синтеза. Работа с книгой - это возможность для ученика многократно отрабатывать учебную информацию в доступном для него темпе и в удобное время. Беседа, которая проводиться с учащимися, как в начале, так и в конце урока максимально активизирует мышление, служит прекрасным средством диагностики усвоения новых знаний и умений, способствует развитию познавательных сил учащихся, создаёт условия для определенного управления процессом познания. С помощью ТСО учитель выстраивает учебный процесс так, чтобы детям было интересно.  
Литература

    1. Аксёнова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов.-М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
    2. Бородулина С.Ю. Коррекционная педагогика: психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении школьников/ Серия «Учебники, учебные пособия».- Ростов н/Д: «Феникс», 2004.
    3. Брунов Б.П. Обучение детей с проблемами в интеллектуальном развитии: Учебное пособие.- Красноярск: РИО ГОУ ВПО КГПУ им. В.П. Астафьева, 2005.
    4. Василевская В.Я. Изучение понимания литературных текстов умственно отсталыми детьми //Изд. АПН РСФСР.-М., 1961.
    5. Воронкова В.В.Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов:-М.:Школа-Пресс,1994.
    6. Выготский Л.С.Собр. соч.-М.,1982
    7. Ембулаева Т.Е. Обучение чтению на основе знаний о тексте //Русский язык в школе.,1994.
    8. Зикеев А.Г.Особенности словесной речи учащихся с отклонениями в развитии при их переходе на вторую ступень обучения //Обучение и воспитание в специальной школе.2004.№5.
    9. Зикеев А.Г. Развитие речи слабослышащих учащихся.-М.,1976.
    10. Иполитова Н.А. Обучение школьников разным видам чтения. Изучающее чтение.// Русский язык в школе.1999.№1
    11. Клиника нарушения интеллекта у детей: Методическая разработка. Выпуск пятый – Красноярск: РИО КГПУ, 2004.
    12. Лурия А.Р.Речь и развитие психических процессов у ребенка.-М.,1956.

 


Информация о работе Применение технических средств обучения на уроках в специальных (коррекционных) школах VIII вида