Применение технических средств обучения на уроках в специальных (коррекционных) школах VIII вида

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 09:01, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность темы в том, что основной целью уроков в специальном образовательном учреждении для школьников с нарушением интеллекта является подготовка учащихся к самостоятельной жизни и труду, обеспечивая тем самым условия их социальной реабилитации и интеграции в обществе. Обучение носит коррекционную направленность, что в первую очередь проявляется в области речевого развития детей, поскольку важнейшая цель уроков формирование речи как средства общения, как способа коррекции познавательной деятельности учащихся и облегчения их адаптации после окончания школы. В процессе обучения проводится работа над устранением недостатков всех сторон речи ребенка.

Оглавление

Введение 3
Психолого- педагогическая характеристика детей с нарушением интеллекта 5
Применение технических средств в обучении русского языка и чтению 9
Заключение 14
Литература 15

Файлы: 1 файл

Клиника Кр.р..doc

— 98.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

ФИЛИАЛ «МОСКОВСКИЙ  ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» В  Г.КАНСКЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

 

Факультет «Специальное (дефектологическое) образование»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Применение технических  средств обучения на уроках в специальных (коррекционных) школах VIII вида.

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

 

 

 

 

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

Канск

2013

Содержание

Введение                                                                                                                  3

Психолого- педагогическая характеристика детей с нарушением интеллекта 5

Применение технических  средств в обучении русского языка  и чтению         9

Заключение                                                                                                           14

Литература                                                                                                            15                    

 

 

Введение

 

Актуальность темы в том, что основной целью уроков в специальном образовательном учреждении для школьников с нарушением интеллекта является подготовка учащихся к самостоятельной жизни и труду, обеспечивая тем самым условия их социальной реабилитации и интеграции в обществе.

Обучение носит коррекционную  направленность, что  в первую очередь  проявляется в области речевого развития детей, поскольку важнейшая  цель уроков формирование речи как  средства общения, как способа коррекции  познавательной деятельности учащихся и облегчения их адаптации после окончания школы. В процессе обучения проводится работа над устранением недостатков всех сторон речи ребенка.

Обучение и воспитание детей с нарушениями интеллекта является одним из ведущих направлений в специальной коррекционной педагогике. Важнейшие задачи специальной коррекционной педагогики - максимальное обеспечение реабилитационного потенциала лиц с особыми потребностями, снижение влияния депривирующих факторов средствами коррекционного обучения и воспитания. Это приобретает особый  смысл  в  условиях смены  приоритетов государственного образования в России.

Решение этих задач возможно за счет поэтапного реформирования школы, «введения  инноваций на уровне вариативности  форм, организации, методов и средств  обучения», а также за счет оптимизации обучения средствами ТСО, так как наглядные средства обучения  важны для  усвоения материала  учащимися с интеллектуальными нарушениями. Наряду с изменениями структуры учебных планов, разрабатываются новые программы, дидактические средства, педагогические технологии и технические средства обучения, (А.К.Аксенова, И.М.Бгажнокова, С.Ю.Ильина, М.Н. Перова, Э.В.Якубовская, и др.), переоценивается значимость предметов гуманитарного цикла с точки зрения их приоритетности в решении задач, предъявляемых в специальной школе современным обществом.

Сегодня в специальной педагогике сложились необходимые предпосылки для исследований современных дидактических проблем, в частности вопросов, связанных с обучением русскому языку, с внедрением технических средств обучения в учебный процесс, которые позволяют по-новому использовать на уроках русского языка текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию. Эти средства позволяют учителю и учащимся использовать самые различные источники информации.

Надо стремиться сделать каждый урок научным, интересным, захватывающим для учеников.

Использование технических  средств обучения помогает детям  с интеллектуальными нарушениями  лучше усвоить преподаваемый  материал, за счет его вариативности  и наглядности. 

Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением интеллекта

Олигофрения-недоразвитие ложных форм психической деятельности, обусловленное патологической наследственностью, органическим поражением ЦНС во внутриутробном периоде или на самых ранних этапах постнатального развития.

При олигофрении органическая недостаточность мозга носит  не прогрессирующий характер.

Причины возникновения  олигофрении могут быть различными:

- Наследование, заболевания, сопровождающиеся отклонениями интеллекта, могут передаваться по доминантному и рецессивному типу. Примерам наследственной патологии могут служить синдром Дауна, синдром Клайнфельтера, финилкетонурия и т.д.

- Инфекция, причиной умственной неполноценности может быть заражение плода во время беременности матери, например, при краснухе, токсоплазмозе и т.д.

- Отравление, повреждение плода могут быть вызваны токсическими веществами при попадании их в организм матери первые три месяца беременности (классическим примером является свинец).

- Травма, затянувшиеся роды или асфиксия в родах в результате неправильного положения плода могут приводить к повреждению мозга умеренной степени тяжести.

- Недоразвитость, причиной умственной недостаточности может быть недоразвитость структуры черепа, косвенных сосудов или самой ЦНС, что мешает полноценному развитию коры головного мозга.

Согласно классификации, принятой Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в 1994 году, умственная отсталость включает в себя четыре степени снижения интеллекта: незначительную, умеренную, тяжёлую и глубокую в зависимости от количественной оценки интеллекта.

Дебильность - наиболее легкая по сравнению с идиотией и имбецильностью степень умственной отсталости. Сниженный  интеллект и особенности эмоционально-волевой  сферы детей- дебилов не позволяет им овладеть программой общеобразовательной массовой школы.

Бородулина С.Ю. в своих  исследованиях говорила, что эта  категория лиц составляет большинство  среди страдающих умственной отсталостью (70-80%).Такие дети позже начинают ходить, говорить, в более поздние сроки овладевают навыками самообслуживания. Они неловки, физически слабы, часто болеют. Мало интересуются окружающим: не исследуют предметы, не стремятся узнавать о них у взрослых, равнодушны к процессам и явлениям, происходящим в природе и в социальной жизни. К концу дошкольного возраста словарь их беден, фразы односложны, не могут передать элементарное связное содержание. Они не понимают конструкций с отрицанием, инструкций, состоящих из двух-трёх слов. Даже в школьном возрасте им трудно поддерживать беседу, так как они не достаточно хорошо понимают вопросы собеседника. Без коррекционного обучения к концу дошкольного возраста у этих детей формируется только предметная деятельность. Игровые действия не сопровождаются эмоциональными реакциями и речью, сюжетно-ролевая игра без специального коррекционного обучения не формируется; ребёнка не принимают в игру, так как он не умеет играть. Попадая в массовую общеобразовательную школу, такие дети сразу же начинают испытывать стойкие затруднения в обучении.

Овладевая письменной и  устной речью, понятием числа и навыками счёта, испытывают затруднения в  понимании связей между звуком и  буквой, множеством и его числовым выражением. Это обусловлено недоразвитием  аналитико-синтетической функции  ВНД, нарушениями фонематического слуха и фонетико-фонематического анализа.

Но, несмотря на вышеперечисленные  трудности у детей в основном сохранно конкретное мышление, они  способны ориентироваться в практических ситуациях, они охотно включаются в  трудовую деятельность. К моменту выпуска из школы они по своим психометрическим и клиническим проявлениям мало, чем отличаются от нормально развивающихся людей и благополучно трудоустраиваются.

Имбецильность – является умеренной степенью умственной отсталости.

Такие дети начинают позже держать головку, самостоятельно переворачиваться, сидеть. Овладевают ходьбой после трёх лет. У них практически отсутствует «комплекс оживления». Речь определяется к концу дошкольного возраста и представляет собой отдельные слова, редко фразы, часто нарушено значительно звукопроизношение. Существенно страдает моторика, поэтому навыки самообслуживания формируются с трудом. Познавательные возможности таких детей резко снижены, они не способны к самостоятельному понятийному мышлению, имеющиеся понятия носят конкретный характер, их диапазон очень узок. Речевое развитие примитивно, собственная речь бедна, хотя понимание на бытовом уровне сохранно.

Пузанова Б.П. говорила о том, что дети – имбецилы обладают определёнными возможностями к  овладению речью, усвоению отдельных несложных трудовых навыков. Однако наличие грубых дефектов восприятия, памяти, мышления, коммуникативных функций речи, моторики и эмоционально-волевой сферы делает этих детей практически необучаемыми даже во вспомогательной школе. В правовом отношении они являются недееспособными, и над ними устанавливается опека. До достижения совершеннолетия эти дети находятся в специальных детских домах для глубоко умственно отсталых.

Затем такие дети находятся  в семье и способны выполнять  простейший обслуживающий труд, брать на дом работу, не требующую квалифицированного труда (склеивание коробок, конвертов и т.д.), выполнять сельскохозяйственные работы.

Идиотия - самая тяжёлая степень умственной отсталости. Среди многочисленных признаков данной патологии особо выделяется нарушение статических и моторных функций: задержка в проявлении дифференцированной эмоциональной реакции, неадекватная реакция на окружение, позднее появление лепета, практически нулевой интерес к окружающим объектам и предметам.

Выделяют детей поддающихся и совершенно не поддающихся некоторому воспитанию. В отношении последних можно сказать, что по психическому развитию они стоят ниже новорождённых или детей грудного периода.

Патологическими у детей  с глубокой степенью нарушения интеллекта могут быть наиболее элементарные проявления психической жизни- безусловные рефлексы, резкие болевые раздражения не вызывают никакой реакции, часто отсутствует реакция на холод. Они могут не отличать съедобное от не съедобного, могут жевать тряпки, грызть подлокотники стульев. Ориентировочный рефлекс («пассивное внимание») или отсутствует или выражен недостаточно: ребёнок не реагирует на изменения внешней среды, не следит взором за действием окружающих лиц.

Ходить они научаются  с большим опозданием, если вообще научаются, все их движения носят недостаточно координированный характер.

Речь часто отсутствует  совершенно, иногда они издают нечленораздельные  звуки, не зависящие от вызвавшей  их причины; дети не понимают обращённой к ним речи, при более легкой степени могут реагировать на мимику окружающих, понимать элементарные приказы.

Если имеются эмоциональные  проявления, то они чрезвычайно элементарны, проявления печали, радости, страха им не доступны.

Такие дети не обучаются  и находятся (с согласия родителей) в специальных учреждениях (детских домах для глубоко умственно отсталых).

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что в силу своего нарушения умственно  отсталые дети испытывают затруднения  в усвоении школьного материала, им сложно переносить свой прошлый опыт в новые условия, они с трудом овладевают письмом, чтением, испытывают трудности при решении задач. У данных детей нарушены такие психические процессы как память, внимание, мышление, речь; им нужна помощь и поддержка со стороны учителей, воспитателей и родителей. Умственно отсталые дети должны обучаться по специальной программе, которая учитывает их психофизические особенности.

 

  Применение технических средств в обучении русскому языку и чтению

Интенсивно, особенно в  последние годы, разрабатываются  оригинальные ТСО и компьютерные технологии, предназначенные для  обучения и воспитания детей с  нарушением слуха, зрения, детей с  интеллектуальными нарушениями. Технические  средства обучения (ТСО) усиливают яркость, эмоциональность, динамичность обучения, стимулируют воображение и мышление учащихся, поэтому их использование необходимо не только в общеобразовательных, но также и в специальных (коррекционных) школах.

Использование на уроках технических средств обучения  позволяет по-новому применять на уроках русского языка и чтения текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию.

К ТСО, применяемых на уроках русского языка и чтения относятся  статистические экранные пособия (диафильмы, диапозитивы, кодопозитивы), кинофильмы, радио- и звукозаписи, телепередачи, видеофильмы, а также аппаратура, с помощью которой можно их демонстрировать. Учитель всегда должен помнить, что никакие технические средства не заменят его в учебном процессе, особенно если этот процесс осуществляется в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

На уроках русского языка  и чтения в специальной (коррекционной) школе учитель может применять те же самые технические средства, что и в общеобразовательной школе, но всегда заботясь о доступности их содержания для учащихся, соответствии программе и дозировке на уроке.

Кинофильм — важное средство наглядного обучения чтению, выразительное и впечатляющее: дает живое изображение событий.  В качестве учебных кинофильмов могут быть использованы документальные, художественные и специальные учебные кинофильмы. От учителя требуется знание содержания фильма, чтобы органически включить его в систему работы на уроке, соединив с предшествующей работой и опираясь на его содержание в последующем ходе занятия.

Методика демонстрации кинофрагмента может быть представлена следующим образом:

Информация о работе Применение технических средств обучения на уроках в специальных (коррекционных) школах VIII вида