Применение речевого поведения в массовой коммуникации

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 17:41, контрольная работа

Краткое описание

В полемике нередко одерживает верх не тот, на чьей стороне истина, а тот, кто умеет быстро и точно анализировать речь оппонента, быстро реагировать на неё и продуктивно организовывать свою речь. С другой стороны, необходимо находить такую форму выражения, которая была бы убедительна именно для того, кого убеждаешь. Известно, что Сократ произнес прекрасную речь в свою защиту, но не убедил в своей невиновности афинских матросов и торговцев, и они приговорили его к смерти

Оглавление

Введение
1. Понятие речевое поведение.
2. Речевое поведение и его особенности.
3. Речь как средство утверждения социального статуса.
4. Применение речевого поведения в массовой коммуникации.
Заключение

Файлы: 1 файл

Речевое поведение.doc

— 95.00 Кб (Скачать)

Для адекватного  понимания речевого сообщения участники  коммуникации различными способами  обозначают социальные отношения, в  структуре которых предполагается развернуть общение. Кроме прямых представлений, когда называются наиболее значимые для общения социальные роли собеседников, существуют косвенные — социально-символические средства демонстрации социального статуса и ролевых репертуаров общающихся.

К числу  таких вербально-символических средств  можно отнести выбор формы  обращения. Форма обращения может  выявлять социальную иерархию, а при  равенстве социальных статусов выражать личное отношение к партнеру. При  этом могут использоваться специальные слова, указывающие на титул лица, к которому обращаются, например «ваше высочество», «ваше благородие», «сэр».  Меняя формы обращения, можно подчеркнуть формальность или неформальность отношений. [6]

Сравним обращения: «дамы и господа», «товарищи», «друзья», «эй ты, голубчик», «милейший». Сходную функцию могут выполнять и выбранные формы приветствий или прощаний, например «Здравствуйте», «Здорово, ребята», «Приветствую вас», «Салют», «Пока», «Всего хорошего» и т.д.

В русском  языке гражданский статус человека четко обозначается обращением, например «Иван Иванович», «товарищ Иванов», «гражданин Иванов». Последнее обращение подразумевает, что человек потерял или может потерять свой статус свободного гражданина страны. Примером определенной оценки партнера могут служить следующие высказывания: «...А задавались ли вы вопросом; почему это так?»; «Вопрос вам понятен ?»; «Хорошо. Если вам легче с этого начать, начните с этого. Потому что в целом я хотел бы, чтобы вы назвали...».

Приемом использования речи для повышения своего социального статуса могут быть различные обозначения для описания социальной роли или профессиональных функций. Так, часто самоуважение людей возрастает в зависимости от выбора названия их роли: «помощник директора» вместо «билетер» или «работник санитарной службы» вместо «мусорщик» и т.п.

К вербальным социально-символическим средствам  также относится намеренная имитация произношения определенной группы, принадлежность к которой демонстрируется. Замечено, что мы «приспосабливаем» наш язык, произношение к языку партнера в том случае, если он нам нравится. Так, родители часто подстраивают свой язык под «детскую речь» при разговоре с малышом. С другой стороны, когда мы хотим отделаться от другого человека или группы, мы можем подчеркнуть различия в нашей речи. Например, французские канадцы предпочитают, чтобы их политические деятели произносили публичные речи на английском языке с сильным французским акцентом, даже если они способны говорить на безупречном английском.

Наконец, выбор стиля произношения также относится к числу вербальных социально-символических средств. Выделяют: высокий (подчеркнуто правильное употребление слов и построение предложений, воспринимается как официальный, более формальный, дистанцированный) и низкий (разговорная речь, насыщенная жаргонными словами, с использованием сленга, воспринимается как неформальный, дружеский); влиятельный и невлиятельный стили. [7]

Говорящие, применяя определенные вербальные приемы, могут способствовать формированию собственного образа в глазах других, например, казаться более уверенными, более влиятельными, следовательно, более контролирующими ситуацию. Те, кто говорит влиятельно, используют следующие формы построения высказывания: «Давайте пообедаем сегодня вечером» вместо «Я думаю, мы могли бы пообедать сегодня вечером», т.е. сама структура предложения как бы направляет действие.

Исследователи в области коммуникации выделяют несколько так называемых невлиятельных  форм сообщений:

     -  вежливые формы -  «Простите...»;  «Извините...»; «Будьте любезны»;

     - уклончивые фразы, отражающие  субъективность: «Я думаю», «Я предполагаю»  и т.п.;

     - интенсивные слова: «великолепно»,  «замечательно», «удивительно», «очень». 

       - нерешительность, лингвистическое «заикание» (использование разъединяющих междометий типа «э», «гм», «вы знаете», «ну»): «Гм, могли бы вы уделить минутку вашего времени?»; «Ну, мы могли бы попытаться»; «Я хочу — э-, если вы можете, предложить...»

     - использование вопросов-концовок: «Мы  уже можем начать, как вы считаете?»;  «Здесь жарко, правда?»;

Смена стиля обращения, в частности  использование формы «ты»/«вы» - обращений, сама по себе может быть приемом, направленным на «повышение»  или «понижение» статуса. «Ты» - форма, как правило, ассоциируется с  неформальными, дружескими отношениями, а «вы»-форма - с формальными и эмоционально дистанцированными. Переход от «ты» к «вы» является стратегией дистанцирования, которая демонстрирует неодобрение, отчуждение, неприятие, враждебность. Обратное переключение, напротив, является стратегией принятия, которая означает расположение, желание меньшей формальности и большего дружелюбия.  

4. Применение речевого  поведения в массовой  коммуникации. 

Обращение к большой аудитории, публичное  выступление — еще один уровень  социально ориентированного общения. Отметим наиболее общие закономерности речевой коммуникации данного уровня.

Выступление перед публикой обязывает адресанта  учитывать особенности языкового  сознания как общества в целом, так  и конкретных социальных групп. Найти  общий язык с массовым адресатом — значит проявить готовность к использованию стандарта, выработанного в конкретной речевой сфере (скажем, научной или официально-деловой). [8]

Но чем  неукоснительнее используется стандарт, тем больше нивелируется «единичный»  и «уникальный» облик адресанта, тем в большей степени он должен соответствовать коллективным или коллективно-групповым обязательствам языкового употребления. Можно утверждать, что чем выше вероятность несовпадения социально-культурного опыта участников общения в больших и сложных по составу коллективах, тем сильнее необходимость типизировать варианты речевого поведения. Замечено, что для публицистической речи характерно чередование экспрессии (эмоционально окрашенной лексики) и стандарта, постоянное превращение экспрессии в стандарт. Например, такие выражения, как холодная война, гонка вооружений, новое мышление, застой, перестройка, будучи метафорами, почти сразу же превратились в общественно-политические стандартно употребляемые термины.  

Заключение 

 Таким образом, для речевого поведения в различных сферах общения основное значение имеет речевое оформление социально-ролевого статуса участников коммуникации, достаточно жесткий контроль за содержанием и формой посылаемых речевых сообщений, снижение личностного начала в речевом поведении. В социально ориентированном общении в силу тех или иных условий дистанция между партнерами увеличивается. Является ли это следствием пространственной или временной разобщенности, играет роль различие социального положения или неравноправие собеседников обусловлено ситуационно — так или иначе, но взаимодействие, контакт между участниками коммуникации осложняется. Это отражается в речи, которая демонстрирует несравненно большую отстраненность от субъекта речи и ее адресата, чем речь в межличностном взаимодействии.

Список  используемых источников.

1.Введенская  Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю.  Русский язык и культура речи. Ростов н/Д, 2007, с. 168.

2.Конфликтология. (Учебное пособие) Давлетчина  С.Б. (ВСГТУ; 2009) c. 241 3.Выготский Л.С. Овладение вниманием. Собр. соч.: В 6 т. М., 2008, c. 153              4. Большой психологический словарь. Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П.  (2007)  с. 67     

5.Возрастная  и педагогическая психология. (Учебное  пособие) Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. (2009) с. 119

6. Гойхман  О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой  коммуникации.- М.: Изд. дом \"ИНФРА-М\", 2009. с. 215

7.Бейлинсон  Л.С. Коммуникативные стратегии  в рекомендации логопеда. - Ростов  н/Д: ДЮИ, 2008. с 92

8. Виноградов  С. И, Граудина В. Е. «Культура  русской речи». Изд. М., 2006 с195. 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение  ………………………………………………………………….….……………3                                              

1 Понятие  стратегии речевого поведения……………………………...………………5

2 Виды  стратегий речевого поведения……………………………………………….. 7

2.1 Типы речевого поведения…………………………………………………………10

Заключение……………………………………………………………………………..12                                              

Список  литературы……………………………………………..……………………..13

                              
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     В полемике нередко одерживает верх не тот, на чьей стороне истина, а тот, кто умеет быстро и точно анализировать речь оппонента, быстро реагировать   на неё и продуктивно организовывать свою речь. С другой стороны,   необходимо находить такую форму выражения, которая была бы убедительна   именно для того, кого убеждаешь.              Известно, что Сократ произнес прекрасную речь в свою защиту, но не убедил в своей невиновности афинских матросов и торговцев, и они приговорили его к смерти.                 В каждой ситуации общения используется своя стратегия. Под стратегией в данном случае понимается осознание ситуации в целом, определение направления развития и организация воздействия в интересах достижения цели общения.     Использование речевых стратегий помогает собеседнику вначале согласиться с вами, а после подкрепить согласие конкретными действиями, из-за чего они широко используются в рекламе. Зачем вообще использовать какие-либо приемы в коммуникации? Наверное, для того, чтобы вызвать у собеседника нужную вам  реакцию. Чаще всего желаемая реакция — согласие с вашими аргументами и предложениями, а также побуждение к действию, наиболее желательному для вас лично в данный момент времени.             Богатый арсенал инструментов речевого манипулирования сознанием (или даже подсознанием!) собеседника включает также и речевые стратегии.   Это набор приемов, позволяющих придать высказыванию иллюзию смысла и логики (люди  стремятся во всем найти смысл!). Использование речевых стратегий помогает собеседнику сначала внутренне согласиться с вами, а после этого подкрепить свое согласие конкретными действиями, а потому широко используется в рекламе и предвыборной агитации. Мы все терпеть не можем рекламу, и все же очень часто следуем ее рекомендациям. Оказавшись перед магазинным  прилавком, человек почти всегда замечает примелькавшуюся марку, и рука  сама тянется к кошельку.   Знание приема помогает выстраивать защиту от манипуляции, а это никогда не  бывает излишним, ибо помогает сохранить и деньги, и время, и нервы.     Исходя из приведенных соображений, я и выбрала тему  моей  контрольной работы. Именно выбор стратегии речевого поведения и является  актуальной темой на сегодняшний день.        Целью данной контрольной работы является изучение стратегии речевого поведения.              Задачи: 1) Проанализировать понятие стратегии речевого поведения; 2)Рассмотреть наиболее распространенные стратегии речевого поведения;  3) Изучить типы и методики установления контакта между партнерами в общении;  Методы написания контрольной работы: 1) реферирование; 2) анализ литературы; 3) составление библиографии; 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ПОНЯТИЕ СТРАТЕГИИ РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ 

     Стратегия речевого поведения  - способ (линия) речевого поведения автора   текста, в данной ситуации общения соотносимый с конкретными   коммуникативными целями (обменом информацией и речевым воздействием   отправителя текста на получателя) [1].

    Стратегии речевого поведения традиционно делятся на две группы: стратегии   речевого информирования (т.е. стратегии речевого поведения, направленные  на обмен информации между автором и его получателем) и стратегии речевого воздействия (т.е. стратегии речевого поведения, направленные на   воздействие автора на получателя). Поскольку само речевое воздействие может быть прямым, косвенным и скрытым, то и стратегии речевого воздействия можно разделить на стратегии прямого речевого воздействия, косвенного речевого воздействия и скрытого речевого воздействия. Каждый из  видов стратегий речевого воздействия (стратегии прямого речевого воздействия, косвенного речевого воздействия и скрытого речевого воздействия) представлен отдельными типами стратегий.  Так, например, среди стратегий скрытого речевого воздействия выделяют два   типа:   1)эмотивно-ориентированные стратегии (стратегии, связанные с отправителем текста);2)конативно-ориентированные стратегии (стратегии, связанные с получателем) [4].

   К первым относятся: стратегия «участия / неучастия коммуникантов в речевом событии», стратегия «уверенного / неуверенного поведения автора в речевом событии», стратегия «вероятностного оценивания автором речевого события   как реального / нереального» (4); стратегия «социального престижа», направленная на закрепление в речи высокого статуса  коммуниканта (6); стратегии «речевого поведения представителей различных профессиональных групп» (2); стратегия «согласия /несогласия»(1); стратегия «эмоционального / неэмоционального речевого поведения отправителя текста» [5].         Конативно-ориентированные стратегии -   стратегия «формирования у получателя отношения к речевому событию путем   оценивания», стратегия «удовлетворения / неудовлетворения автором ожиданий получателя текста», стратегия «акцентирования - неакцентирования  автором   элементов высказывания» (2), стратегия «формирования   автором отношения получателя текста к речевому событию путём его одобрения   / неодобрения» [1].

   Речевые стратегии намечают общее развитие диалога, которое полностью   выявляется только в заключительных репликах, потому что, напоминаем, правил «управления» разговором нет, и любой параметр прагматических характеристик речевого общения может оказать существенное влияние на результат диалога. Кроме того, выбранные рамки стилистики общения диктуют  «сюжетные повороты» разговора и способы выражения. Образное выражение  семиолога Р. Барта: «...в каждом знаке дремлет одно и то же чудовище, имя  которому — стереотип: я способен заговорить лишь в том случае, если  начинаю подбирать то, что рассеяно в самом языке». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Применение речевого поведения в массовой коммуникации