Применение речевого поведения в массовой коммуникации

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 17:41, контрольная работа

Краткое описание

В полемике нередко одерживает верх не тот, на чьей стороне истина, а тот, кто умеет быстро и точно анализировать речь оппонента, быстро реагировать на неё и продуктивно организовывать свою речь. С другой стороны, необходимо находить такую форму выражения, которая была бы убедительна именно для того, кого убеждаешь. Известно, что Сократ произнес прекрасную речь в свою защиту, но не убедил в своей невиновности афинских матросов и торговцев, и они приговорили его к смерти

Оглавление

Введение
1. Понятие речевое поведение.
2. Речевое поведение и его особенности.
3. Речь как средство утверждения социального статуса.
4. Применение речевого поведения в массовой коммуникации.
Заключение

Файлы: 1 файл

Речевое поведение.doc

— 95.00 Кб (Скачать)
 

Содержание 

Введение

1. Понятие  речевое поведение.

2. Речевое поведение и его особенности.

3. Речь  как средство утверждения социального  статуса.

4. Применение  речевого поведения в массовой  коммуникации.

Заключение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     В полемике нередко одерживает верх не тот, на чьей стороне истина, а тот, кто умеет быстро и точно анализировать речь оппонента, быстро реагировать   на неё и продуктивно организовывать свою речь. С другой стороны,   необходимо находить такую форму выражения, которая была бы убедительна   именно для того, кого убеждаешь. Известно, что Сократ произнес прекрасную речь в свою защиту, но не убедил в своей невиновности афинских матросов и торговцев, и они приговорили его к смерти.В каждой ситуации общения используется своя стратегия. Под стратегией в данном случае понимается осознание ситуации в целом, определение направления развития и организация воздействия в интересах достижения цели общения. Использование речевых стратегий помогает собеседнику вначале согласиться с вами, а после подкрепить согласие конкретными действиями, из-за чего они широко используются в рекламе. Зачем вообще использовать какие-либо приемы в коммуникации? Наверное, для того, чтобы вызвать у собеседника нужную вам  реакцию. Чаще всего желаемая реакция — согласие с вашими аргументами и предложениями, а также побуждение к действию, наиболее желательному для вас лично в данный момент времени.             Богатый арсенал инструментов речевого манипулирования сознанием (или даже подсознанием) собеседника включает также и речевые стратегии.   Это набор приемов, позволяющих придать высказыванию иллюзию смысла и логики (люди  стремятся во всем найти смысл!). Использование речевых стратегий помогает  собеседнику сначала внутренне согласиться с вами, а после этого подкрепить свое согласие конкретными действиями, а потому широко используется в  рекламе и предвыборной агитации. Мы все терпеть не можем рекламу, и все же очень часто следуем ее рекомендациям. Оказавшись перед магазинным  прилавком, человек почти всегда замечает примелькавшуюся марку, и рука  сама тянется к кошельку.   Знание приема помогает выстраивать защиту от манипуляции, а это никогда не  бывает излишним, ибо помогает сохранить и деньги, и время, и нервы.  

1. Понятие речевое  поведение. 

Под речевым поведением будем понимать свойства и особенности которыми характеризуются речь и речевые реакции каждого из участников коммуникативной ситуации: говорящего (адресанта) или слушающего (адресата). Содержание термина «речевое поведение» шире понятия речевая деятельность, так как он включает обстоятельства и коммуникативные действия, осуществляемые помимо воли говорящего, обусловленные особенностями его национальной культуры, национального характера, менталитета и собственно языковой личности.

Стратегия речевого поведения  - способ (линия) речевого поведения автора   текста, в данной ситуации общения соотносимый с конкретными   коммуникативными целями (обменом информацией и речевым воздействием   отправителя текста на получателя) [1].

Человек неизбежно оказывается включенным в различного рода социальные группы, сообщества, организации, где соблюдение специфических для каждого из этих объединений норм и правил поведения становится обязательным. Среди существующих неформальных норм, регулирующих поведение индивида в определенных ситуациях, можно выделить особые правила регулирующие, в том числе и речевое поведение. Нормы речевого поведения, хотя и входят (или должны входить) в систему воспитания, относятся к сфере молчаливого соглашения между коммуникативно-обязанными членами общества. Само существование этих негласных правил становится заметно, когда они нарушаются. Основные параметры речевой ситуации общения, обуславливающие действие определенных социальных норм речевого поведения.[2] 

Речевое поведение человека – это сложное явление, оно связано с особенностями его воспитания, местом рождения и обучения, со средой, в которой он привычно общается, со всеми свойственными ему как личности и как представителю социальной группы, а также и национальной общности особенностями.

Стратегии речевого поведения традиционно  делятся на две группы: стратегии   речевого информирования (т.е. стратегии  речевого поведения, направленные  на обмен информации между автором  и его получателем) и стратегии  речевого воздействия (т.е. стратегии речевого поведения, направленные на   воздействие автора на получателя). Поскольку само речевое воздействие может быть прямым, косвенным и скрытым, то и стратегии речевого воздействия можно разделить на стратегии прямого речевого воздействия, косвенного речевого воздействия и скрытого речевого воздействия. Каждый из  видов стратегий речевого воздействия (стратегии прямого речевого воздействия, косвенного речевого воздействия и скрытого речевого воздействия) представлен отдельными типами стратегий.  Так, например, среди стратегий скрытого речевого воздействия выделяют два   типа:   1)эмотивно-ориентированные стратегии (стратегии, связанные с отправителем текста);2)конативно-ориентированные стратегии (стратегии, связанные с получателем) [3].

Анализ  особенностей речевого общения в социальном взаимодействии связан с различением следующих уровней социальной коммуникации:

     - общение людей как представителей  тех или иных групп (национальных, возрастных, профессиональных, статусных  и т.д.). При этом определяющим фактором речевого поведения двух или нескольких человек является их групповая принадлежность или ролевая позиция (например, руководитель - подчиненный, консультант - клиент, преподаватель - студент и т.д.);

     - передача информации множеству  лиц: прямая в случае публичной речи или опосредованная в случае средств массовой информации.

Речевое поведение людей в социально  ориентированном общении имеет  ряд особенностей.

Прежде  всего, следует отметить, что в  социальном взаимодействии отчетливо  выражен обслуживающий характер речевой деятельности; здесь речь всегда подчинена внеречевой цели, направлена на организацию совместной деятельности людей. Именно эта особенность предопределяет значительно более строгую регламентацию речевого поведения. Хотя нормы речевого поведения относятся к сфере молчаливых соглашений между членами общества, именно в сфере социально ориентированного общения их соблюдение сопровождается значительно более строгим контролем.

В прагматическом изучении языка сформулирован ряд  конкретных правил, выполнение которых позволяет людям действовать совместно. Исходными условиями являются:

     - наличие у участников взаимодействия  хотя бы кратковременной ближайшей  общей цели. Даже если их конечные  цели отличаются или противоречат  друг другу, всегда должна быть общая цель на период их взаимодействия;

     - ожидание, что взаимодействие будет  продолжаться до тех пор, пока  оба участника не решат его  прекратить. Описанные условия получили  название «принцип кооперации»,  т.е. требование к собеседникам  действовать, таким образом, который соответствовал бы принятой цели и направлению разговора. 

2. Речевое поведение  и его особенности.  

Речевое поведение людей в социально  ориентированном общении имеет  ряд особенностей.

Эти особенности  получили название «принцип кооперации», т.е. требование к собеседникам действовать, таким образом, который соответствовал бы принятой цели и направлению разговора.

Отметим основные правила речевой коммуникации, обусловленные этим принципом:

     - высказывание должно содержать  ровно столько информации, сколько требуется для выполнения текущих целей общения; излишняя информация иногда вводит в заблуждение, вызывая не относящиеся к делу вопросы и соображения, слушающий может быть сбит с толку из-за того, что предположил наличие какой-то особой цели, особого смысла в передаче этой лишней информации;

     - высказывание должно по возможности  быть правдивым; старайтесь не  говорить того, что считаете ложным; не говорите того, для чего  у вас нет достаточных оснований; 

     - высказывание должно быть релевантным, т.е. соответствовать предмету разговора: старайтесь не отклоняться от темы;

     - высказывание должно быть ясным:  избегайте непонятных выражений,  избегайте неоднозначности; избегайте  ненужного многословия. 

Реальная  речь грешит отступлениями или нарушениями тех или иных правил коммуникации: люди бывают, многословны, не всегда говорят то, что думают, их речь бывает отрывочной, неясной. Однако если при этом нарушение не касается базового принципа кооперации, взаимодействие продолжается и достигается тот или иной уровень взаимопонимания. В противном случае отступление от правил может обернуться разрушением коммуникации и деградацией речи.

Наряду  с принципом кооперации важное, значение для регулирования социальных взаимодействий имеет принцип вежливости. Последний, всецело принадлежит речевому этикету (о котором речь пойдет дальше). Отметим, что такие ключевые максимы принципа вежливости, как тактичность, великодушие, одобрение, скромность, согласие, благожелательность, выраженные в речи, самым непосредственным образом определяют характер социальных взаимоотношений. Отчетливо осознаваемая отправителем сообщения цель требует продуманной формы сообщения и прогнозируемой реакции, аудитории. [4]

Отличительная особенность речевой коммуникации в социальном взаимодействии связана с достаточно определенными ожиданиями со стороны получателей сообщения. Причем эти ожидания обусловлены более или менее устойчивыми ролевыми стереотипами, существующими в представлении адресатов, а именно: как должен говорить представитель той или иной социальной группы, какая речь вызывает или не вызывает доверие, владеет или не владеет выступающий темой и т.п. Чем более официальной является речевая ситуация, тем более формализованы ожидания слушателей.

Естественным  следствием описанных особенностей становится своеобразная обезличенность речи в социальном взаимодействии, когда участники речевого общения говорят как бы не от себя, не от своего имени, а «от имени группы», т.е. так, как принято говорить в группе, представителями которой в данной ситуации они себя ощущают.

В социальном взаимодействии особое значение приобретают  применяемые собеседниками речевые  стратегии и тактики.

Под стратегией речевого общения понимают процесс  построения коммуникации, направленной на достижение долговременных результатов. Стратегия включает в себя планирование речевого взаимодействия в зависимости от конкретных условий общения и личностей коммуникаторов, а также реализацию этого плана, т.е. линию беседы. Целью стратегии может являться завоевание авторитета, воздействие на мировоззрение, призыв к поступку, сотрудничеству или воздержанию от какого-либо действия.

Тактика речевого общения понимается как  совокупность приемов ведения беседы и линия поведения на определенном этапе в рамках отдельного разговора. Она включает конкретные приемы привлечения внимания, установления и поддержания контакта с партнером и воздействия на него, убеждение или переубеждение адресата, приведение его в определенное эмоциональное состояние и т.д.

Тактика может меняться в зависимости  от условий общения, полученных сведений, чувств и эмоций. Один и тот же человек при различных обстоятельствах стремится реализовать различные цели или стратегические линии. Смена тактик в разговоре - мыслительная операция, хотя может совершаться и интуитивно. Собирая и осмысливая тактические приемы, можно научить применять их сознательно и мастерски.  [5]

Чтобы управлять течением беседы, необходимо заранее продумывать общую картину  и возможные варианты развития разговора, научиться распознавать ключевые точки, в которых возможна смена темы, стремиться вычленить применяемые собеседником приемы речевого воздействия, оценить его стратегию и тактику, вырабатывать пути гибкого реагирования - принятия или оказания противодействия. Плохо, когда говорящий имеет в запасе только один вариант разговора, а его речь построена жестко.  
 

3. Речь как средство  утверждения социального  статуса. 

Так же можно выделить в социально ориентированном  общении, социальные роли говорящих  и слушающих, они тоже выступают  важнейшим фактором речевого поведения. Вместе с тем существует следующая функциональная зависимость: не только ролевая ситуация задает характер речевого поведения ее, участников, но и выбранные языковые средства конструируют, подтверждают социальную ситуацию. Язык, безусловно, является одним из инструментов утверждения социального статуса участников общения. Рассмотрим этот вопрос подробнее.

Информация о работе Применение речевого поведения в массовой коммуникации