Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 14:39, реферат
Одной из особенностей развития детей с нарушениями слуха является замедленное и искаженное формирование понятий. Это приводит к необходимости усиления сенсорной основы обобщения за счет демонстрации различных наглядных средств, способствующих раскрытию сущности понятий, расширения материальной основы обучения, применения алгоритмизации и схематизации. Особо важное значение использование наглядности имеет потому, что у детей с нарушениями слуха, как правило, наблюдается отставание в развитии наглядно-образного мышления и зрение выступает в роли компенсаторного фактора.
Применение метода моделирования на уроках чтения у младших школьников с нарушениями слуха
Одной из особенностей развития детей
с нарушениями слуха является
В коррекционной школе I вида
Следует подчеркнуть, что действие моделирования — это не «дополнительная тема» в обучении, а средство перевода мышления учащихся на более высокий уровень, средство, позволяющее в значительной мере избежать формализма знаний. Обучая ребенка способу построения модели некоторого процесса или явления, а затем способу работы с моделью, учитель осуществляет процесс формирования в его сознании соответствующих абстракций, подводит его к обобщению.
Для того, чтобы учащиеся овладели
моделированием, недостаточно лишь демонстрировать
им различные научные модели, включаемые
в содержание обучения. Необходимо,
чтобы учащиеся сами строили модели,
сами изучали определенные объекты,
явления с помощью
Применение метода моделирования на уроках чтения у детей с нарушениями слуха обосновано тем, что у данной категории детей при чтении отмечаются следующие особенности: затруднения в осмысленном чтении, неточности в определении смысла произведения, сложности в установлении последовательности действий в произведении, осмыслении взаимосвязи описываемых событий, неправильная оценка поступков действующих лиц, трудности самостоятельного деления текста на законченные по смыслу части и выделения в них главного, затруднения в составлении плана прочитанного
Использование моделирования при обучении детей с нарушениями слуха помогает перейти на более высокий этап обучения и развития в целом. Процесс моделирования должен осуществляться детьми не только под руководством учителя, но и самостоятельно. Помочь детям с нарушениями слуха научитьсяосознанно читать тексты, уметь выделять главные мысли и идеи – главная задача уроков чтения.
В младших классах на уроках чтения при изучении произведений сезонной тематики, рекомендуется использовать следующие виды моделей: модель-описание, модель-сравнение, модель-установление последовательности событий.
Каждая из предлагаемых моделей отличается по выделяемым объектам и параметрам.
Литература:
1. Активизация учебно-воспитательного процесса глухих и слабослышащих учащихся: межвузовский сборник научных трудов / Отв. ред. Е.Г. Речицкая. М., 1997.
2. Зыкова Т.С. Обучение глухих школьников планированию речевой деятельности на уроках чтения//Дефектология. — 1988. — № 5.
3. Книга для учителя школы слабослышащих. Обучение русскому языку, чтению, произношению / Под ред. К.Г.Коровина. — М., 1995.