Применение метода моделирования на уроках чтения у младших школьников с нарушениями слуха

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 14:39, реферат

Краткое описание

Одной из особенностей развития детей с нарушениями слуха является замедленное и искаженное формирование понятий. Это приводит к необходимости усиления сенсорной основы обобщения за счет демонстрации различных наглядных средств, способствующих раскрытию сущности понятий, расширения материальной основы обучения, применения алгоритмизации и схематизации. Особо важное значение использование наглядности имеет потому, что у детей с нарушениями слуха, как правило, наблюдается отставание в развитии наглядно-образного мышления и зрение выступает в роли компенсаторного фактора.

Файлы: 1 файл

Применение метода моделирования на уроках чтения у младших школьников с нарушениями слуха.docx

— 18.27 Кб (Скачать)

Применение метода моделирования  на уроках чтения у младших школьников с нарушениями слуха 

 

Одной из особенностей развития детей  с нарушениями слуха является замедленное и искаженное формирование понятий. Это приводит к необходимости усиления сенсорной основы обобщения за счет демонстрации различных наглядных средств, способствующих раскрытию сущности понятий, расширения материальной основы обучения, применения алгоритмизации и схематизации. Особо важное значение использование наглядности имеет потому, что у детей с нарушениями слуха, как правило, наблюдается отставание в развитии наглядно-образного мышления и зрение выступает в роли компенсаторного фактора. Полноценное формирование этой сферы является предпосылкой успешного развития логического мышления. Обеспечить такое полноценное формирование можно только применением разнообразных наглядных средств, включая и такие, которые содержат значительный элемент абстракции – различного вида модели.

В коррекционной школе I  вида  модели могут быть использованы в следующих целях: создания представлений об объекте, выявления его существенных характеристик, исследования объекта посредством изучения адекватной ему модели, моделирования различных отношений объектов, явлений, процессов; фиксации и наглядного представления ориентировочной основы действия, поэтапного формирования умственных действий, формирования общих способов действий, обобщенного изученного учебного материала, организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся; как средство наглядности. Основное значение использовния моделей состоит в том, что оно помогает ребенку увидеть существенные стороны изучаемого объекта, явления и сделать их содержанием познавательной деятельности. Обучая моделированию, мы учим неслышащих школьников мыслить, потому что модель, по мнению психологов, выполняет функцию своеобразного рентгена: предмет воспринимается как структура. Применение моделей в обучении неслышащих детей служит своеобразным мостиком между наглядно-образным и логическим мышлением.

Следует подчеркнуть, что действие моделирования — это не «дополнительная  тема» в обучении, а средство перевода мышления учащихся на более высокий  уровень, средство, позволяющее в  значительной мере избежать формализма знаний. Обучая ребенка способу построения модели некоторого процесса или явления, а затем способу работы с моделью, учитель осуществляет процесс формирования в его сознании соответствующих  абстракций, подводит его к обобщению.

Для того, чтобы учащиеся овладели моделированием, недостаточно лишь демонстрировать  им различные научные модели, включаемые в содержание обучения. Необходимо, чтобы учащиеся сами строили модели, сами изучали определенные объекты, явления с помощью моделирования. Такая возможность предоставляется  на различных уроках, в том числе и на уроках чтения.

Применение метода моделирования  на уроках чтения у детей с нарушениями  слуха  обосновано тем, что  у данной  категории детей при чтении отмечаются следующие особенности: затруднения в осмысленном чтении, неточности в определении смысла произведения,  сложности в установлении последовательности действий в произведении, осмыслении взаимосвязи описываемых  событий, неправильная оценка поступков действующих лиц, трудности самостоятельного деления текста на законченные по смыслу части и выделения в них главного, затруднения в составлении плана прочитанного

Использование моделирования при  обучении  детей с нарушениями слуха помогает перейти на более высокий этап обучения и развития в целом. Процесс моделирования должен осуществляться детьми не только под руководством учителя, но и самостоятельно.  Помочь детям с нарушениями слуха  научитьсяосознанно читать тексты, уметь выделять главные мысли и идеи – главная задача уроков чтения.

В младших классах на уроках чтения при изучении произведений сезонной тематики, рекомендуется использовать следующие виды моделей: модель-описание, модель-сравнение, модель-установление последовательности событий.

Каждая из предлагаемых моделей  отличается  по выделяемым объектам и параметрам.

 

 

 

 

 

Литература:

1.     Активизация учебно-воспитательного процесса глухих и слабослышащих учащихся: межвузовский сборник научных трудов / Отв. ред. Е.Г. Речицкая. М., 1997.

2.     Зыкова Т.С. Обучение глухих школьников планированию речевой деятельности на уроках чтения//Дефектология. — 1988. — № 5.

3.     Книга для учителя школы слабослышащих. Обучение русскому            языку, чтению, произношению / Под ред. К.Г.Коровина. — М., 1995.

  1. Коррекция развития детей с нарушениями слуха: Из опыта работы педагогов школы-интерната № 33 для слабослышащих детей / Под ред. Г.А.Киреевой. —СПб., 1999
  2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии, М.: Народное образование, 1998.
  3. Совершенствование процесса обучения и воспитания глухих и слабослышащих учащихся / Под ред. К.А.Волковой, Е.А.Горбуновой и др. — М., 1984.

Информация о работе Применение метода моделирования на уроках чтения у младших школьников с нарушениями слуха