Приёмы мотивации учащихся на уроке истории в 6-7 классах

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 19:24, доклад

Краткое описание

В условиях современной школы мотивация является одной из наиболее актуальных проблем. Редко встретишь учителя, который не жалуется на то, что детям ничего не нужно, что они не выполняют домашних заданий, скучают на уроках, а то и вовсе на них не ходят. Очевидно, что низкая мотивация сегодняшних школьников ставит под сомнение эффективность учебной деятельности в целом. И многое в решении этого вопроса зависит от мастерства учителя, от его умения организовывать учебный процесс, от его творчества и постоянного поиска новых форм и приемов обучения.

Файлы: 1 файл

Приёмы, формы и методы мотивации деятельности учащихся на уроке.doc

— 79.50 Кб (Скачать)

Проведение игр, конкурсов и викторин, позволяют сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности - усвоение фактов, дат, имен и др.

Игра развивает в детях творческое начало. При рассмотрении темы о средневековом обществе, можно провести урок- рыцарский турнир, который предполагает создание необходимой игровой атрибутики: оружие, одежда, гербы и т. д. При подготовке этих атрибутов игры, учащиеся не только проявляют чудеса изобретательности, но и переносятся в изучаемое время и проникаются духом эпохи.

Игровые формы занятий чаще применяю при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений. Часто на уроках  провожу игры «Чистая доска», «Найди соответствие», «Крестики-нолики», «Цифровая цепочка», исторические диктанты, «Узнай историческую личность» или «Кто это» и др. При работе  с исторической картой применяю игры «Неизвестная земля», «Говорящая карта»

Примером  игрового элемента, который применяю при актуализации опорных знаний, является игра «Веришь – не веришь». Задача учащихся - определить истинные из них (например, поднятием разноцветных карточек). Для многократного повторения понятий и хронологических дат применяю игру «Снежный ком», которая состоит в том, что первый ученик называет понятие, термин, дату из изучаемого раздела, каждый следующий повторяет предыдущую и добавляет свою. На этапе актуализации опорных знаний провожу игру «Домино». Из плотной бумаги вырезаю небольшие прямоугольники одинакового размера, разделяю наполовину, на обеих частях записываю часть текста определения, понятия, либо дату и ответ. Данные карточки раздаю учащимся. Игру начинает тот, у кого карточка «пусто—пусто»; дальнейший её ход - как в обычном домино. Выигрывает ученик, который первым выставит все свои карточки или положит пластину, к которой ни один из играющих не может приставить другие.

Практикую также проведение игры «Пятый лишний», суть которой состоит в том, что на карточке могут быть написаны даты,  предметы, имена учёных, факты из истории страны. Четыре из них по какому либо признаку принадлежат к одной из категорий, а пятый – лишний. Например: франки, вестготы, вандалы, гунны, остготы, англы и саксы.

Для активизации мыслительной деятельности ученика, подготовке его к изучению нового материала, повторения ранее изученной темы или блока тем применяю прием разгадывания кроссвордов. Большой кроссворд использую как  интересное средство для самостоятельной работы с дополнительной литературой. Кроссворды хороши тем, что формируют у учащихся научное мировоззрение, развивают речь, способствуют правильному запоминанию определений, понятий, имён исторических личностей. Например, изучив какой-нибудь раздел, в качестве итоговой работы ученикам необходимо создать кроссворд по одной из тем данного раздела. В качестве поощрения можно добавлять баллы за оригинальность созданного кроссворда. Такие задания имеют чаще всего современное, нестандартное условие и выполняются детьми с удовольствием.

На уроках в 6-7 классах пользуюсь приемом составление синквейна. Создание синквейнов - пятистрочных «стихотворений» - позволяет не только обобщить информацию по какой-либо теме, но и развивает критическое мышление. Чтобы составить удачный синквейн необходимо проанализировать всю информацию о событии, человеке, понятии, и выбрать самое важное.

Отсутствие давления, нравоучений и правильная положительная мотивация  со стороны учителя способствует установлению здорового психологического климата на уроке. Для сохранения высокой  работоспособности на уроке я применяю «Юмористическое отступление». Поскольку в истории можно найти много смешных казусов, я стараюсь разнообразить ими научный материал. На уроках истории в 7 классе я, редко, но использую анекдоты  и интересные истории изучаемого периода, это позволяет не только снять усталость у учащихся, но и мне продиагностировать насколько усвоен материал обучающимися. Например, изучая тему Столетняя война 1337-1453 гг. Я рассказываю жизненую историю из жизни Жанны д'Арк. После данного рассказа у учащихся повышается интерес к данной теме, и уже на следующий урок они мне рассказывают интересные истории из жизни Жанны д'Арк, о которых не говорилось на уроках.

Жанна д'Арк, услышав "голоса", решила спасать Францию. Родители попытались образумить дочь и выдать её замуж. Однако, согласно предсказанию, спасти Францию должна была именно девственница, и выйти замуж Жанна отказалась. Тогда родители подговорили одного парня лжесвидетельствовать против Жанны за расторжение помолвки, надеясь что ей предпишут вступить в брак судебным порядком.

При изучении темы «Общество и жизнь в Московской Руси», рассказываю анекдот, показывая на примере анекдота, что хоть крестьяне были бедными и необразованными, но могли запросто надурить барина, тем самым показывая свою смекалистость перед барином.

Мужик приходит к барину и спрашивает:

- Сколько, ваша милость, может стоить слиток золота  величиной с конскую голову?

 Барин, ничего не  отвечая, хлопает в ладоши:

- Живо подайте нам  выпить и закусить, и обед подавайте! Садись-садись, не стесняйся, пей, ешь, чего душа пожелает.

 После сытного обеда  барин вкрадчиво говорит:

- Ступай, мужичок, тащи  сюда твой слиток, я тебе за  него пуд муки дам да денег  полтину.

- Да у меня и нет  никакого золота.

- Как нет?!! Чего тогда  спрашивал?

- А я, ваша милость, поспорил с сельчанами, что отобедаю у тебя и вин твоих заморских выпью всласть. А что, разве спросить нельзя?

- Пошел вон, гоните его, слуги мои верные!

 Через несколько  минут барин выходит на балкон  и кричит вслед плетущемуся  прочь мужику:

- Эй, любезный, как тебя там? На что поспорили-то?

- Да на то, что Филька  Косой давеча в лесу откопал.

- А чего он там  откопал-то?

- Кусок золота величиной с конскую голову.

Современная педагогика богата разнообразными методами, технологиями и приемами. Использование различных приемов на уроках делает их неповторимыми. И держит в напряжении интерес учащихся.  Применение их на уроках позволяет разнообразить образовательный процесс, повысить интерес к своему предмету, а главное выполнить преподавателю свою главную функцию – сформировать разносторонне развитую, думающую и анализирующую личность.

 

Девиз моей работы – не будь предсказуем! И интерес к истории у детей не угаснет!

 

 


Информация о работе Приёмы мотивации учащихся на уроке истории в 6-7 классах