Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 18:15, реферат
Еще несколько лет назад все отступления от нормы литературного языка (кроме орфографических и пунктуационных) считались "стилистическими ошибками", без всякой дальнейшей их дифференциации. Такая практика признана порочной. Ошибки необходимо дифференцировать в зависимости от того, на каком речевом уровне они допущены. Хотя единой оптимальной классификации речевых ошибок нет, но большинство исследователей выделяют речевые ошибки на фонетическом, лексическом и грамматическом уровнях (с дальнейшей их дифференциацией, например, "ошибка в произношении согласных звуков
К солецизмам относятся и такие высказывания, как «Он вымогатель всеми способами»; «Ты сочинитель, да только неудачно» (Н. Гоголь); «Она улыбнется иль песней зальется» – И жемчугов ряд лицо осветят (из оперы) – правильно: осветит. «Книгу поставили на полке» (вместо на полку). «Иногда, слушая этих музыкантов, возникает вопрос: как они достигли такого совершенства?» (правильно:… когда слушаешь этих музыкантов…).
Стилистические ошибки
Часто нарушение стилистических
норм ведет к, так называемым, стилистическим
ошибкам. Ошибки обычно возникают в
результате нарушения стилистической
однородности текста, например, если автор
использует стилистически окрашенные
языковые средства там, где они недопустимы.
Например, в собственно научных жанрах
недопустимо использование
Виды стилистических ошибок
Логическая ошибка
это ошибка, допущенная
в логических рассуждениях. Это
означает, что использованный её
содержащий аргумент
Формальные ошибки
Формальные ошибки — это те, которые нарушают некоторое правило исчисления высказываний, например modus ponens. Эти ошибки могут быть обнаружены просто во время проверки формы либо структуры аргумента: формальная ошибка содержит некоторого типа ошибочное заключение. Это не обязательно означает, что вывод неверен, но это означает, что необходимы лучшие основания либо новые аргументы для получения заключений.
Неформальные ошибки
Неформальные ошибки являются аргументами, которые, хотя и не нарушают законов исчисления высказываний, являются неверными ввиду своего содержимого. Неформальные логические ошибки часто характеризуются тем, что они содержат некий разрыв между посылками и выводами. Неправомерное обобщение (также — сверхобобщение) и аргумент к незнанию (лат.: argumentum ad ignorantiam) являются примерами неформальных ошибок. Эти ошибки более многочисленны и немного более интересны, чем формальные ошибки.
Фактические ошибки
Нарушение требования правильности передачи фактического материала вызывает фактические ошибки.
Фактические ошибки представляют собой искажение изображаемой в высказывании ситуации или отдельных ее деталей, например: "В зимнем лесу звонко куковала кукушка". или "Входят купцы Бобчинский и Добчинский".
Фактические ошибки могут быть обнаружены в том случае, если читающему работу известна фактическая сторона дела и он может оценить каждый факт с позиции его достоверности. Причина фактических ошибок - недостаточное знание описываемых событий, бедность жизненного опыта, неверная оценка поступков и характеров героев.
Ошибки орфоэпические
Вид речевых ошибок, связанных с нарушением правил произношения:
1) ошибки, допущенные под влиянием диалекта, просторечия;
2) "орфографическое" произношение при чтении;
3) нарушение акцентологической нормы под влиянием родного языка;
4) нарушение орфоэпических правил и законов фонетики. О.о. разрушают правильность речи, иногда ее точность.
Предупреждение речевых ошибок
Поскольку ошибки есть следствие
неравномерного усвоения системы языка
и его нормы, нормой же дети способны
овладевать «стихийно», без какого
бы ни было целенаправленного
Можно выделить несколько основных направлений в работе по предупреждению речевых ошибок.
1. Придерживаться тактики
опережающего предупреждения
Та или иная языковая единица обычно появляется в речи детей задолго до ее теоретического изучения в школе. Поэтому, как справедливо отмечает М.Р.Львов, «с введением методической системы развития речи нельзя запаздывать». (4) Осуществление опережающего предупреждения связано с определенными трудностями, - с невозможностью сформулировать правило пользования той или иной языковой единицы при опоре на лингвистическую терминологию. Однако этого можно избежать, используя следующие упражнения: продолжить начатое предложение, вставить пропущенные слово, изменить слово по указанному образцу и т.п.
2. Огромное значение для развития речи детей имеет правильная, выразительная, точная речь учителя.
Учитель, речь которого не свободна от просторечных и композиционных ошибок, сбивчива и бледна, вряд ли сможет добиться того, чтобы его ученики говорили и писали правильно, выразительно и красиво. Прямая зависимость между тем, сколько читают дети, что именно они читают, и правильностью их речи. Поэтому один из эффективных способов совершенствования речи, повышения уровня ее нормативности – воспитание любви к книге, развитие читательского вкуса.
3. Работа по предупреждению
речевых ошибок должна быть, как
можно теснее связана со
Значение лингвистической
теории – та путеводная нить, которая
помогает ученику правильно
4. Несомненно, огромная роль устных и письменных изложений и сочинений как в плане развития речи в целом, так и в предупреждении речевых ошибок в частности.
Готовя учащихся к изложению текста, учитель получает возможность руководить этим процессом, делая его сознательным, направляя в нужное русло, обращая внимание детей на наиболее трудные в языковом отношении фрагменты текста, при пересказе которых наиболее вероятны речевые ошибки. Велика также роль речевой подготовки к сочинениям, которая в некоторых случаях нацеливает учащихся на использование языковых средств. Разумеется, в такой работе необходимы такт и чувство меры: нельзя сковывать творческую активность учащихся, вынуждая их употреблять те или иные слова и конструкции.
Любая письменная работа, любое устное высказывание, контролируемое учителем, может служить эффективным средством развития и совершенствования оперативной памяти, играющей важную роль в процессе построения текста.
Очень важно обучить детей
основным навыкам самоконтроля при
написании письменных работ и
в устных высказываниях. При составлении
письменных тексов огромную роль играют
черновики, работа над которыми заключается
преимущественно в
5. Неоценимую помощь учителю в работе, связанной с предупреждением ошибок, оказывают разного рода словари и справочники .
Каждый из них не только
указывают значение того или иного
слова, но и дают определенные рекомендации
грамматического и
Исправление речевых ошибок
Исправляя речевые ошибки, учитель выполняет работу типа редакторской правки, для которой требуются определенные навыки. Однако учительская и редакторская правка – отнюдь не одно и то же. Учительская правка носит ярко выраженный характер. Цель ее – не только улучшить текст, но и помочь ребенку разобраться в характере допущенной ошибки.
Принципы, которых обычно придерживается учитель, внося исправления в работу ученика, можно сформулировать следующим образом:
1. Следует с большим внимание относиться к авторскому замыслу и ни в коем случае не искажать, устраняя речевую ошибку, содержательную сторону высказывания. Ученик должен увидеть, что мысль можно было выразить иным, более удачным способом.
2.Вторым важным принципом
является максимальное
3. Третьим принципом является
сохранение стиля автора, особенностей
его речи. Соблюдение этого принципа
требует от учителя большого
вкуса, языкового чутья,
Таким образом, трудно переоценить значение овладения всеми видами речевой деятельности в начальной школе для всего последующего обучения в школе. Это – орудие его саморазвития, то, что делает возможным его самообразование, его дальнейшее познавательное и личностное развитие.
Литература:
1)Ицкович В.А. Очерки синтаксической нормы. М., 1982. С. 8.
2) .Скворцова Л.И. «Культура речи».М.,1997,с.119-121
3) .Пленкин Н.А. «Предупреждение стилистических ошибок» 1998г. С.129
4) Ицкович В.А. «Языковая норма»