Причины отступления от нормы в речи, типы речевых ошибок, пути их устранения и предупреждения

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 18:15, реферат

Краткое описание

Еще несколько лет назад все отступления от нормы литературного языка (кроме орфографических и пунктуационных) считались "стилистическими ошибками", без всякой дальнейшей их дифференциации. Такая практика признана порочной. Ошибки необходимо дифференцировать в зависимости от того, на каком речевом уровне они допущены. Хотя единой оптимальной классификации речевых ошибок нет, но большинство исследователей выделяют речевые ошибки на фонетическом, лексическом и грамматическом уровнях (с дальнейшей их дифференциацией, например, "ошибка в произношении согласных звуков

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 32.50 Кб (Скачать)

 К солецизмам относятся  и такие высказывания, как «Он  вымогатель всеми способами»; «Ты  сочинитель, да только неудачно»  (Н. Гоголь); «Она улыбнется иль песней зальется» – И жемчугов ряд лицо осветят (из оперы) – правильно: осветит. «Книгу поставили на полке» (вместо на полку). «Иногда, слушая этих музыкантов, возникает вопрос: как они достигли такого совершенства?» (правильно:… когда слушаешь этих музыкантов…).

 

 

Стилистические  ошибки

Часто нарушение стилистических норм ведет к, так называемым, стилистическим ошибкам. Ошибки обычно возникают в  результате нарушения стилистической однородности текста, например, если автор  использует стилистически окрашенные языковые средства там, где они недопустимы. Например, в собственно научных жанрах недопустимо использование многозначности. Это приведет к стилистической ошибке. В жанрах официально-делового стиля  неуместна разговорная и эмоционально окрашенная лексика. Ее использование  является стилистической ошибкой.

Виды стилистических ошибок

  • лексико-стилистические,
  • морфолого-стилистические
  • стилистико-синтаксические ошибки.

Логическая  ошибка

  это ошибка, допущенная  в логических рассуждениях. Это  означает, что использованный её  содержащий аргумент определённо  неверен, если только принимать  логику и разум как источники  принятия решений, хоть это  и не останавливает людей употреблять  их либо принимать их во  внимание. Люди, желающие выглядеть  умными, стремятся использовать  латинские названия (в некоторых  случаях, макаронизмы) при употреблении  ошибок. Другие, кто не заботится  о своей дипломатичности, просто  крикнут их и продолжат рассуждать. Имеется два типа логических  ошибок: формальные и неформальные.

Формальные ошибки

Формальные ошибки — это  те, которые нарушают некоторое правило  исчисления высказываний, например modus ponens. Эти ошибки могут быть обнаружены просто во время проверки формы либо структуры аргумента: формальная ошибка содержит некоторого типа ошибочное заключение. Это не обязательно означает, что вывод неверен, но это означает, что необходимы лучшие основания либо новые аргументы для получения заключений.

Неформальные  ошибки

Неформальные ошибки являются аргументами, которые, хотя и не нарушают законов исчисления высказываний, являются неверными ввиду своего содержимого. Неформальные логические ошибки часто  характеризуются тем, что они  содержат некий разрыв между посылками  и выводами. Неправомерное обобщение (также — сверхобобщение) и аргумент к незнанию (лат.: argumentum ad ignorantiam) являются примерами неформальных ошибок. Эти ошибки более многочисленны и немного более интересны, чем формальные ошибки.

Фактические ошибки

Нарушение требования правильности передачи фактического материала вызывает фактические ошибки.

Фактические ошибки представляют собой искажение изображаемой в  высказывании ситуации или отдельных  ее деталей, например: "В зимнем лесу звонко куковала кукушка". или "Входят купцы Бобчинский и Добчинский".

 Фактические ошибки  могут быть обнаружены в том  случае, если читающему работу  известна фактическая сторона  дела и он может оценить каждый факт с позиции его достоверности. Причина фактических ошибок - недостаточное знание описываемых событий, бедность жизненного опыта, неверная оценка поступков и характеров героев.

Ошибки орфоэпические

Вид речевых ошибок, связанных  с нарушением правил произношения:

1) ошибки, допущенные под  влиянием диалекта, просторечия;

2) "орфографическое"  произношение при чтении;

3) нарушение акцентологической  нормы под влиянием родного  языка;

4) нарушение орфоэпических  правил и законов фонетики. О.о.  разрушают правильность речи, иногда  ее точность.

Предупреждение  речевых ошибок

Поскольку ошибки есть следствие  неравномерного усвоения системы языка  и его нормы, нормой же дети способны овладевать «стихийно», без какого бы ни было целенаправленного педагогического  воздействия, можно надеяться, что  все «системные» ошибки рано или  поздно исчезнут сами собой, и нет  смысла тратить время и силы, вмешиваясь в этот естественный процесс. Однако такое рассуждение должно быть оценено  как неверное по ряду причин. Не все  системные ошибки с возрастом  исчезают. Заметно снижается число случаев нарушения морфологической и словообразовательной нормы, что же касается синтаксических и лексических ошибок, то их можно встретить даже в сочинениях выпускников школы. Это объясняется тем, что отнюдь не все языковые нормы поддаются «интуитивному» усвоению. Многие из них настолько сложны, что требуют серьезной теоретической проработки, формулирования строгих правил использования в речи того или иного языкового средства. Чем раньше ученик расстанется с системными ошибками, тем лучше для него.

Можно выделить несколько  основных направлений в работе по предупреждению речевых ошибок.

1. Придерживаться тактики  опережающего предупреждения ошибок.

Та или иная языковая единица  обычно появляется в речи детей задолго  до ее теоретического изучения в школе. Поэтому, как справедливо отмечает М.Р.Львов, «с введением методической системы развития речи нельзя запаздывать». (4) Осуществление опережающего предупреждения связано с определенными трудностями, - с невозможностью сформулировать правило пользования той или иной языковой единицы при опоре на лингвистическую терминологию. Однако этого можно избежать, используя следующие упражнения: продолжить начатое предложение, вставить пропущенные слово, изменить слово по указанному образцу и т.п.

2. Огромное значение для  развития речи детей имеет  правильная, выразительная, точная  речь учителя. 

Учитель, речь которого не свободна от просторечных и композиционных ошибок, сбивчива и бледна, вряд ли сможет добиться того, чтобы его ученики говорили и писали правильно, выразительно и  красиво. Прямая зависимость между  тем, сколько читают дети, что именно они читают, и правильностью их речи. Поэтому один из эффективных  способов совершенствования речи, повышения  уровня ее нормативности – воспитание любви к книге, развитие читательского  вкуса.

3. Работа по предупреждению  речевых ошибок должна быть, как  можно теснее связана со школьным  лингвистическим курсом.

Значение лингвистической  теории – та путеводная нить, которая  помогает ученику правильно ориентироваться  в сложном лабиринте языковых явлений. Как писал А.М. Пешковский, настаивавший на большом практическом значении школьной лингвистике, «занятия грамматикой являются не только непрерывной дифференциацией речевых представлений, но и развитием самой способности дифференцировать их». (5) Теоретическое изучение той или иной языковой единицы способствует активизации ее использования в речи детей.

4. Несомненно, огромная роль  устных и письменных изложений  и сочинений как в плане  развития речи в целом, так  и в предупреждении речевых  ошибок в частности. 

Готовя учащихся к изложению  текста, учитель получает возможность  руководить этим процессом, делая его  сознательным, направляя в нужное русло, обращая внимание детей на наиболее трудные в языковом отношении  фрагменты текста, при пересказе  которых наиболее вероятны речевые  ошибки. Велика также роль речевой  подготовки к сочинениям, которая  в некоторых случаях нацеливает учащихся на использование языковых средств. Разумеется, в такой работе необходимы такт и чувство меры: нельзя сковывать творческую активность учащихся, вынуждая их употреблять  те или иные слова и конструкции.

Любая письменная работа, любое  устное высказывание, контролируемое учителем, может служить эффективным  средством развития и совершенствования  оперативной памяти, играющей важную роль в процессе построения текста.

Очень важно обучить детей  основным навыкам самоконтроля при  написании письменных работ и  в устных высказываниях. При составлении  письменных тексов огромную роль играют черновики, работа над которыми заключается  преимущественно в совершенствовании  текста. В процессе работы над черновиками  учащиеся обычно устраняют большую  часть композиционных ошибок.

5. Неоценимую помощь учителю  в работе, связанной с предупреждением  ошибок, оказывают разного рода  словари и справочники  .

Каждый из них не только указывают значение того или иного  слова, но и дают определенные рекомендации грамматического и стилистического  характера относительно его употребления. Необходимо знакомить учащихся со словарями, обучать навыкам работы с ним.. особую роль играют словари правильностей, цель которых – основываясь на типичных в современной речи нарушениях нормы. Указать правильные и допустимые варианты, отметить неверные (просторечные или устаревшие).  Важное место в общей системе работ по предупреждению речевых ошибок занимают специальные упражнения:

Исправление речевых ошибок

Исправляя речевые ошибки, учитель выполняет работу типа редакторской правки, для которой требуются  определенные навыки. Однако учительская  и редакторская правка – отнюдь не одно и то же. Учительская правка носит ярко выраженный характер. Цель ее – не только улучшить текст, но и  помочь ребенку разобраться в  характере допущенной ошибки.

Принципы, которых обычно придерживается учитель, внося исправления  в работу ученика, можно сформулировать следующим образом:

1. Следует с большим внимание относиться к авторскому замыслу и ни в коем случае не искажать, устраняя речевую ошибку, содержательную сторону высказывания. Ученик должен увидеть, что мысль можно было выразить иным, более удачным способом.

2.Вторым важным принципом  является максимальное сохранение  формы выражения, выбранной учеником. Только при этом условии исправление  может носить обучающий характер. Об этом справедливо пишет  Н.А. Пленкин: «… следует максимально сохранять ту форму выражения, которую пытался дать учащийся. Нельзя уводить учащегося от его ошибки. Важно не исправление вообще, а исправление в том плане, к которому стремился ученик». (6)

3. Третьим принципом является  сохранение стиля автора, особенностей  его речи. Соблюдение этого принципа  требует от учителя большого  вкуса, языкового чутья, предполагает  непременное уважение к личности  пишущего. Надо всемерно содействовать  тому, чтобы у каждого учащегося  развивался свой слог, своя манера  письма.

Таким образом, трудно переоценить  значение овладения всеми видами речевой деятельности в начальной  школе для всего последующего обучения в школе. Это – орудие его саморазвития, то, что делает возможным его самообразование, его дальнейшее познавательное и  личностное развитие.

 

Литература:

1)Ицкович В.А. Очерки синтаксической нормы. М., 1982. С. 8.

2) .Скворцова Л.И. «Культура  речи».М.,1997,с.119-121

3) .Пленкин Н.А. «Предупреждение стилистических ошибок» 1998г. С.129

4) Ицкович В.А. «Языковая  норма»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Причины отступления от нормы в речи, типы речевых ошибок, пути их устранения и предупреждения