Преемственность и межпредметные связи в трудовом и профессиональном обучении

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 14:57, контрольная работа

Краткое описание

Говоря о новой интерпретации трудового обучения и воспитания школьников, мы все время подчеркиваем, что фундаментом образовательной области «Технология» остались все оправдавшие себя в подготовке наработке теоретического и практического характера. Преемственность прежнего «труда» в школе и нынешней «технологии» настолько очевидна, что прослеживается не только в сходстве отдельных разделов программ, но в дидактических «инструментах».
Одним из важнейших направлений в «технологии» осталось всемерное усиление мировоззренческой и политехнической направленности обучения, создание системности в организации взаимосвязи и соподчинения изучаемых предметов. Это рассматривается как серьезная цель, достижение которой должно реализоваться на занятиях по технологии.

Оглавление

Введение -3-
Сущность межпредметных связей и их функции в решении комплексных задач трудовой подготовки -4-
Пути осуществления межпредметных связей при преподавании технологии -9-
Преемственность в учебно-трудовой деятельности на различных этапах обучения -13-
Список литературы -15-

Файлы: 1 файл

Мет.пр.тех..doc

— 93.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад

По дисциплине «Методика преподавания технологии»

Направление 050500.62 «Технологическое образование»

на тему: «Преемственность и межпредметные связи в трудовом и профессиональном обучении»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2008г

Содержание

Введение    -3-

Сущность межпредметных связей и их функции в решении комплексных  задач трудовой подготовки                                                                                                                               -4-

Пути осуществления межпредметных связей при преподавании технологии                 -9-

Преемственность в учебно-трудовой деятельности на различных этапах обучения       -13-

Список литературы                                                                                                                 -15-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Говоря о новой интерпретации  трудового обучения и воспитания школьников, мы все время подчеркиваем, что фундаментом образовательной  области «Технология» остались все  оправдавшие себя в подготовке наработке теоретического и практического характера. Преемственность прежнего «труда» в школе и нынешней «технологии» настолько очевидна, что прослеживается не только в сходстве отдельных разделов программ, но в дидактических «инструментах».

Одним из важнейших направлений в «технологии» осталось всемерное усиление мировоззренческой и политехнической направленности обучения, создание системности в организации взаимосвязи и соподчинения изучаемых предметов. Это рассматривается как серьезная цель, достижение которой должно реализоваться на занятиях по технологии.

В решении этой задачи крайне важное значение придается межпредметным связям как отражению тенденций интеграции науки и практики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сущность межпредметных  связей и их функции в решении комплексных задач трудовой подготовки

Как только промышленность стала предъявлять  спрос на технически образованного, инициативного, интеллигентного рабочего, проявились недочеты обучения в школе. Они крылись в сложившихся  подходах к преподаванию. Дело в том, что не каждый учитель, ставящий своей целью дать глубокие знания детям по своему предмету, скажет, как тот или иной научный вывод или физический эффект отражается при трудовом обучении. И даже если в своем предмете достигался успех, такой подход давал по существу общий проигрыш, если смотреть на ситуацию с точки зрения подготовки школьников к будущей трудовой деятельности.

Вот посему учитель технологии, стоящий в наиболее выгодной ситуации, когда для творческой деятельности учащихся требуется совместная работа ума и рук, не может идти путем узкого практицизма. Цель очевидна – развить в процессе обучения умение не только «думать руками», но и выражать целенаправленную и особым образом упорядоченную систему деятельности по осмысленному применению учащимися полученных знаний.

В этом случае межпредметные  связи не только повышают политехническую направленность обучения, раскрывая общие научные основы современного производства. Одновременно происходит развитие рационального мышления учащихся, повышение их интереса к знаниям и труду, к работе  с техникой.

В самом деле, можно просто сказать, что при точении на токарном станке температура в зоне резания  высокая и поэтому резец надо охлаждать. Но если в рассказе учителя будет поставлена проблема – как мастера древности заваливали знаменитую булатную сталь, как они угадывали точный тепловой режим, - то разговор невольно подойдет к тепловым явлениям из курса физики. Старые мастера безошибочно угадывали  температуру нагрева, потому что знали: ярко-белому цвету раскаленного клинка соответствуют 1300 градусов, темно-вишневая окраска – 750; темно-коричневая, практически без свечения – 550. Меняясь от солнечно-желтого до светло-серого (около 350 градусов), цвет окраски проходит через золотистый, пурпурный, фиолетовый, синий. Не важно, т кого впервые, от учителя физики или учителя технологии, услышит школьник слова «цвета побежалости». Важно другое – он будет осмысленно понимать, через какие температурные диапазоны прошла стружка, сходящая с резца, и как это связывается с тепловыми явлениями физики.

Знаменитый опыт выдающегося популяризатора физики Якова Исидоровича Перельмана «Можно ли вскипятить воду снегом?» («Занимательная физика», т.2) напрямую подводит рассказ учителя технологии к объяснению рациональных способов использования смазочно-охлаждающих жидкостей (СОЖ) в металлообработке. Этот пример показывает высокие возможности учителя технологии связывать объясняемый материал с заложенными и «невостребованными» до этого знаниями.

Система взглядов учащихся на природу, общество и труд формируется на основе систематических и многосторонних межпредметных связей в процессе обучения.

Межпредметные связи повышают научный уровень образования, отражая  естественные взаимосвязи процессов  и явлений окружающего мира, раскрывая  его материальное единство. При этом развиваются диалектическое и системное мышление учащихся, гибкость ума, умение переносить и обобщать знания из разных предметов и наук.

Без этих интеллектуальных способностей невозможны ни творческое отношение человека к труду, ни решение на практике сложных задач, требующих синтеза знаний из разных предметных областей.

Реализация межпредметных  связей в учебном процессе способствует формированию у школьников системы  политехнических знаний, способностей самостоятельного мышления, подводит их к умению осмысленно оценивать явления, ситуации или технические знания, с тем, чтобы использовать полученные навыки в практической деятельности.

Решение этой задачи во многом возложено на учителя технологии и от его подходов к использованию межпредметных связей на каждом занятии зависит многое.

Если сформулировать предельно  просто, то межпредметные связи осуществляют для того, чтобы один учебный предмет служил инструментом для решения задач, стоящих перед другим учебным предметом.

В трудовом обучении органически сплавлены и могут быть использованы математические знания и знания по физике, экологические понятия, получаемые на уроках по естественно-научным дисциплинам, и умение логически мыслить, сформированное на занятиях по предметам гуманитарного цикла.

Наши лучшие педагоги всегда указывали, что формирование познавательных интересов ускоряется, если используется информация, которая вызывает повышенный интерес, затрагивает воображение школьников. Такое возможно при межпредметных связях, когда процесс добывания знаний становится творческим, увлекательным, потому что требует необычного взгляда под неожиданным ракурсом на знакомые из школьного курса сведения. Ясно, что связь трудового обучения с изучением основ наук является важной педагогической задачей, успешное решение которой имеет большое практическое значение.

Н.И. Калугин и С.Ю.Тулинцев (Волгоградский университет) предлагают свой вариант межпредметных связей технологии с учебными предметами школьного  курса (см. табл.)

Межпредметные связи

Темы, изучаемые

в процессе трудового  обучения в IV-VIII классах

Соответствующие темы других предметов

IV класс

Организация рабочего места

Устройство рабочего верстака

Технический рисунок

Чертеж детали

Древесина как конструкционный  материал

Гвозди, наждачная бумага, красители

Инструменты и приспособления.

Приемы и операции

Фанера

Инструменты и приспособления для обработки фанеры

Технология обработки  тонкого листового металла и  проволоки

Машины

 

Электрические машины

 

V класс

Чертеж

 

Древесина

 

Инструменты и приспособления для обработки древесины

Сверлильный станок

 

 

 

Изготовление изделий  из проволоки

 

Электрические работы

 

Изготовление изделий  из тонколистового металла

 

VI класс

Физико-механические свойства древесины

 

Шиповые соединения

 

 

Приспособление для нанесения красителей

Долбление древесины

 

Изготовление изделий  из листового материала

Черные и цветные  металлы

Сведения о профессиях: слесарь-сборщик,  монтажник-инструментальщик

Обработка материала  резанием

 

Машина. Основные части  машины. Виды машин. Типовые детали. Механизмы

Осветительная сеть в  квартире

 

VII класс

Механизация и автоматизация  производства

Токарный станок по дереву

 

Фасонное точение по дереву

Подрезание и отрезание. Токарно-винторезный станок

Цилиндрическое точение. Отрезание

 

Сушка древесины

 

 

Термическая обработка углеродистой стали

 

Нарезание резьб

 

Технологические приспособления

Электромагнит

 

 

Коллекторный электродвигатель

 

VIII класс

Кинематическая схема

 

Фрезерный станок. Инструменты для  фрезерных работ

 

Автоматические устройства

 

 

 

 

 

Синхронный двигатель

 

 

 

Двигатель внутреннего  сгорания

 

 

 

Природоведение, II-III кл. Породы деревьев.

Математика, VI кл. Измерение углов

Природоведение, III кл. Рисунок и план

Математика, IV кл. Отрезок и его длина.

Фигура

 

Природоведение, III кл. Растения леса.

Породы деревьев

 

Природоведение, III кл. Нефть, железная руда.

Математика, IV кл. Шкалы

Математика, III кл. Порядок выполнения действий. Вертикальное направление (отвесугольник). Природоведение. Математика, IV кл. Построение треугольников

Природоведение, III-IV кл. Растения леса. Береза. Растворы в природе

Математика, III-IV кл. Ломаная и многоугольник. Прямоугольный параллелепипед. Измерения углов. Транспортир

 

Природоведение, III-IV кл. Орган зрения – глаз. Железо, сталь. Свойства металлов. Математика, IV кл. Прямая. Прямоугольный параллелепипед. Площади. Перпендикулярные прямые

Природоведение, III-IV кл. Добыча угля с помощью машин. Железная руда. Самолеты, вертолеты. Электрические машины

Природоведение, III-IV кл. Генератор, батарея для карманного фонарика, электролампочка, провод, электромагнит, электроизоляция

 

Природоведение, III кл. План местности. Математика, V кл. Сравнение отрезков и углов. Линия, фигура

Природоведение, III кл. Растения леса. Биология, V кл. Строение стебля. Хвойные растения

Природоведение, III-IV кл. Руда, сталь, свойства металлов. Математика, IV-V кл. Параллельные, перпендикулярные линии, угол. Шкалы. Прямоугольный параллелепипед. Поверхность, плоскость

Природоведение, IV кл. Использование силы ветра в ветряных двигателях, воды в выработке электроэнергии; действия электрического тока. Математика, V кл. Отношение величин. Окружность, радиус, диаметр. География, V кл. Использование воды и ветра

Природоведение, III-IV кл. Железо, сталь, свойства металлов. Математика, III-V кл. Окружность, ломаная, угольник, прямоугольный параллелепипед, отрезок, длина отрезка, фигура

Природоведение, IV кл. Батарея для карманного фонаря, генератор, электродвигатель, электрическая цепь, электрический ток

Природоведение, IV кл. Свойства металлов. Математика, V кл. Отрезок, прямая, угол, измерение и построение углов. Плоскость

 

 

Биология, V кл. Хвойные и голосеменные растения. Растение как целостный организм. Физика, VI кл. Строение вещества. Молекулы. Три состояния вещества

Математика, IV кл. Параллельные и перпендикулярные линии. Математика, VIкл. Плоскость, поверхности. Физика, VIкл. Трение. Взаимодействие молекул

Природоведение, III-IV кл. Нефть. Физика, VI кл. Явление смачивания.  
Закон Паскаля

Природоведение, IV кл. Свойства металлов. Физика, VI кл. Давление. Математика,  VI кл. Плоскость, угол

Физика, VI кл. Сила. Сложение сил. Сила трения. Расчет давления

 

Природоведение, III кл. Полезные ископаемые

 

Природоведение, III кл. Значение физического труда

 

 

 

Физика, VI кл. Давление. Простые механизмы. Силы. Разложение сил. Математика, V кл. Углы и их измерение

 

Природоведение, IV кл. Добыча полезных ископаемых с помощью машин. Математика, V кл. Отношения. Физика, VI кл. Гидравлический кран. Простые механизмы. Превращение энергии. КПД машин и механизмов

 

Природоведение, IV кл. Проводники, изоляторы, электрическая цепь, источники тока

 

 

 

Физика, VI кл. Энергия. Превращение энергии. КПД механизма. Физика, VII кл. Тепловые двигатели, электромагнитные реле

 

Физика, VI-VII кл. Механическое движение, скорость, сила, давление. Электродвигатель. Математика, VII кл. Векторные величины. Окружность и круг

Физика, VI кл. Сила. Давление. Сложение сил. Механическая работа. Математика, VII кл. Окружность и круг

Физика, VI кл. КПД машин и механизмов. Сила. Скорость. Сложение сил. Сила трения. Химия, VII кл. Водно-щелочные эмульсии. Физика, VII кл. Электродвигатель. Математика, VII кл. Окружность и круг

Физика, VI-VII кл. Сила. Сложение сил. Давление. Рычаг. Закон сохранения и превращения энергии. Математика, VII кл. Взаимное расположение плоскостей, прямых и плоскостей

Физика, VI кл. Плотность вещества. Явление смагничиваемости. Атмосферное давление. Физика, VII  кл. Способы изменения внутренней энергии тела. Расчет количества теплоты.

Физика, VI кл. Строение вещества. Диффузия. Температура. Количество теплоты. Химия, VII кл. Смеси и химические соединения. Химические уравнения.

Физика,  VII кл.  Сложание сил. Давление. Моменты силы. Определение КПД при подъеме на наклонной плоскости. Математика, VII кл. Треугольники

Физика, VI кл. Взаимодействие тел. Сила. Сила упругости, трения. Давление, работа, мощность, Энергия. Превращение энергии. Простые механизмы

Физика, VII кл. Действие электрического тока. Соединения электрического тока. Соединения проводников. Магнитное поле катушки с током. Электромагнитное поле. Работа электрического тока

Физика, VII кл. Проводник с током в магнитном поле. Работа и мощность электрического тока. Проводники и изоляторы

 

 

Физика, VIII кл. Поступательное движение. Перемещение. Мгновенная скорость. Ускорение. Движение по окружности. Инерция

Физика,   VI кл. Давление. Превращение энергии. Физика, VIII кл. Относительность движения. Вращение твердого тела. Сила. Математика, VII кл. Измерение угла, симметрия фигур, многоугольники. Химия, VIII кл. Классификация веществ

Физика, VI кл. Инерция. Сила. Сила упругости. Вес тела. Деформация. Давление газа. Гидравлическая машина. Сообщение сосуды. Атмосферное давление. Плавление тел. Простые механизмы. Физика, VII кл. Электрическое поле. Электрическая цепь. Электромагнит. Электромагнитная индукция. Химия, VII кл. Смеси и химические соединения. Химия, VII кл. Неорганическая химия. Физика, VIII кл. Инертность тел. Сила упругости. Сила тяжести

Физика, VII кл. Последовательное и параллельное соединение проводников. Магнитное поле. Электромагниты. Работа и мощность электрического тока. Физика, VIII кл. Угол поворота и угловая скорость. Химия, VIII кл. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеев

Физика, VI кл. Давление. Закон Паскаля. Пневматические машины и инструменты. Поршневой жидкостный насос. Архимедова сила. Плавление тел. Работа и мощность. Энергия. Простые механизмы. КПДЩ механизмов. Физика, VII кл. Энергия топлива. Кипение. Двигатель внутреннего сгорания. Физика, VIII кл. Поступательное движение. Ускорение. Угол поворота и угловая скорость. Инертность тел. Сложение и разложение сил. Трение. Сила. Сопротивления движению тела в жидкости или газе. Момент силы, механическая работа


 

Из приведенного сопоставления, далеко не полного, очевидно: практически любая тема курса «Технология» позволяет выявить и реализовать межпредметные связи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пути осуществления  межпредметных связей при преподавании технологии

Существует ряд дидактических приемов, которые могут быть использованы учителем технологии при построении системы по осмысленному востребованию знаний, полученных ранее, для их реализации на занятиях по технологии.

Вот некоторые из дидактических  приемов.

Нацеленность на осмысление изучаемых явлений и формирование понятий.

Когда непростые технические понятия  основываются на уже имеющихся знаниях, получающих дополнительную подпитку, это всегда оборачивается глубоким пониманием и уверенным использованием их на практике. Поясним это на отдельных примерах.

Понятие о книге дети получают по физике довольно рано. И в первой же теме программы «Технология обработки  древесины» встречается понятие клинообразной формы режущей части. Это в V классе, а в VI с первой работы на станке по дереву продолжается знакомство с элементами режущей части стамесок для точения по дереву. В программе VII класса требуется раскрытие основных углов резцов и фрез.

Про существу, речь идет об одном и  том же – геометрии режущих  инструментов. Однако из-за разницы  в возрасте учащихся и их знаниях, необходимо в первом случае связать новые знания с бытовым опытом, а в последнем уже воспользоваться их представлениями о сложении и разложении сил.

Каждый легко поймет, что легко  расколоть чурбак с ровными слоями древесины и для этого лучше иметь остры1й топор, и наоборот: если дерево с переплетенными  волокнами, то разделить его можно только колуном.

Графически изобразив клин, можно  показать, почему он дает выигрыш в  силе. Для объяснения пользуются рисунком, выполняемым в динамике.

Но у детей необходимо сформировать одновременно и осмысленное понимание  того, почему же в этом случае не делают инструментов с малым углом заострения. Возникает как будто явное  противоречие между теорией и  практикой. Действительно, чем тверже обрабатываемый материал, тем больше должна быть сила, преодолевающая силы сцепления между частицами металла, а для этого клин должен быть острым, «тонким». На практике же резцы для обработки твердых металлов делают, наоборот, с большим углом заострения. На самом деле клин (резец) становится непрочным, если он тонкий, ломаясь от тех же сил, которые он вызывает.

Такое осмысленное понимание у  детей, сформированное и уясненное, будет перенесено и на зубило, затем  будет продолжено на изучении резьбы, где наклонная плоскость (известная из физики, как простейший механизм) позволяет сформировать осмысленное представление о винтовой линии, которая получается при охвате цилиндра наклонной плоскостью. Самое главное в таком подходе состоит в том, что резьба рассматривается в единстве с «золотым правилом механики»: выиграв в  силе, проигрываем в пути, и наоборот. С этой токи зрения, высота наклонной плоскости является шагом, а основание – диаметром, длиной окружности цилиндра, на котором имеется резьба. Учащиеся прекрасно представляют винтовую линию как наклонную плоскость на примере ходового винта или пандуса многоэтажного гаража для автомобилей, куда машины поднимаются по винтовой наклонной плоскости.

Обучение логическому осмыслению и изложению учебного материала  – важный дидактический момент. Следует обращать внимание учащихся на необходимость не только осмысливать изучаемые явления, но и логично их излагать. Они получают представления о передаче логики повествования на предметах гуманитарного цикла, но не в меньшей степени это должно культивироваться  на уроках технологии. Например, старшие школьники могут знать из физики об эффекте Лейденфроста. Это – обнаруженное ученым «странное» поведение капли воды, попавшей на горячую сковородку. Оказывается, что испарение воды, попавшей на нагретую металлическую поверхность, зависит от температуры этой поверхности действительно странным образом. Если она нагрета до немногим более 100 градусов, то капли растекаются по ней и быстро испаряются. Но если температура 400 градусов и выше, то капля, попав на поверхность, отскакивает от нее как мячик и начинает «бегать», как на паровой подушке. Тонкая прослойка пара плохо проводит тепло, и время жизни капли увеличивается в сто-двести раз.

Предоставьте теперь самим учащимся перебросить логический мостик ко многим технологическим процессам, связанным с использованием жидкостей, и, конечно, к изучаемой в школьном курсе теории электролитической диссоциации. Умение правильно мыслить и излагать свои мысли формируется, если этом качеству уделяется внимание из урока в урок. Порекомендуйте учащимся прочесть интереснейшую книгу А.А. Ивина «Искусство правильно мыслить» (М., 1986) – она введет школьников в мир основных принципов и операций человеческого мышления. Все это будет способствовать углублению стихийно сложившейся логической интуиции учащихся, выработке у них навыков последовательного и доказательного мышления, рассуждения.

Замена объяснительно-иллюстративного  метода проблемным, частично-поисковым  уже упоминались ранее. Этот дидактический  прием в преподавании технологии неизбежен, если учитель, поставив перед собой задачу системного подхода к формированию умственной самостоятельности учащихся, осознает, что традиционные методы не всегда являются лучшими «инструментами» в работе.

Информация о работе Преемственность и межпредметные связи в трудовом и профессиональном обучении