Построения системы мониторинга качества образования в общеобразовательном учреждении

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 20:35, статья

Краткое описание

Повышение качества образования – это ключевое понятие развития школы. Разрешение проблем формирования системы контроля и оценки деятельности школы позволит выстроить управление по результатам, придать этому процессу характер целенаправленности, обоснованности, технологичности, объективности и открытости. Основной механизм эффективного управления – мониторинг качества образования. Формирование системы мониторинга легло в основу проектной деятельности коллектива школы.

Файлы: 1 файл

ПШЕНИЧНЫЙ И.К. Построения системы мониторинга качества образования в общеобразовательном учреждении.doc

— 50.50 Кб (Скачать)

Построения  системы мониторинга  качества образования  в общеобразовательном  учреждении 

     Пшеничный Игорь Кириллович, директор МОУ СОШ №1 г. Азова Ростовской области, Почетный работник общего образования РФ, член Совета директоров школ России, руководитель высшей категории, победитель областного конкурса «Учитель года Дона-2010» в номинации «Лидер в образовании», победитель областного конкурса «За успехи в воспитании-2011» в номинации «Лучший директор общеобразовательной школы». 

     Повышение качества образования – это ключевое понятие развития школы. Разрешение проблем формирования системы контроля и оценки деятельности школы позволит выстроить управление по результатам, придать этому процессу характер целенаправленности, обоснованности, технологичности, объективности и открытости. Основной механизм эффективного управления – мониторинг качества образования. Формирование системы мониторинга легло в основу проектной деятельности коллектива школы.

     Проблема управления качеством образования имеет глубокие корни. Однако, только в последние годы, в связи с утверждением ряда нормативных актов: «Национальной доктрины образования РФ», «Федеральной программы развития образования», а также новых государственных образовательных стандартов, качество образования становится основополагающим моментом развития общества. Концепция качества образования определяется с позиций государства, общества, личности.

     В условиях введения новых образовательных стандартов, реформирования механизмов финансирования общего образования, создания государственно-общественных институтов разрабатываются общие положения и механизмы по повышению качества образовательных услуг и по обеспечению гарантий получения качественного образования. Такую задачу решают проекты регионального и муниципального уровней. Благодаря проектным разработкам накапливается разносторонний опыт управленческой деятельности по подготовке программно-целевых документов, по функциональному распределению полномочий, по осуществлению индикативного подхода в управлении, т.е. делаются реальные шаги по реализации задач стратегического характера и по формированию практического опыта руководителя.

     И все же, традиционно, оценка качества образования предполагает выявление результатов, которых добиваются преподаватели в образовательном процессе. В последние годы в связи с приоритетом  личностно – ориентированного подхода в качество образования включают и качество процесса образования.

     В педагогическом сообществе часто возникают вопросы: «Какие условия влияют на образовательный процесс?», «Чем должна характеризоваться образовательная среда?», «Как оценить качество образования?». Ответы на эти и многие другие вопросы дает изучение образовательных  
запросов населения, специфики культурно-образовательной среды, характера общественных, групповых и личностных интересов, ценностей и нравственных норм, доминирующих в сознании потребителей образовательных услуг - общественных организаций, родителей, учащихся. Получение подобных данных возможно при помощи постоянного наблюдения за происходящими изменениями, т.е. на основе мониторинга.

     Каждая школа разрабатывает свой педагогический мониторинг, оперирует своими показателями результативности, в основном, уровнем обученности и качества знаний учащихся 4, 9, 11 классов, понимая при этом, что качество образования включает и уровень психофизического развития ребенка, степень удовлетворенности полученным образованием, уровень социализации, степень сформированности универсальных способностей. Школа разрабатывает систему показателей и индикаторов как инструмент для оценки результативности своей образовательной деятельности, подбирает методики для диагностики уровня обученности, воспитанности, социализации, профессионального определения выпускников. В данной ситуации «определители» качества существуют в виде результатов ЕГЭ, государственной  итоговой аттестации выпускников, в форме критериев и показателей конкурсного отбора лучших школ в приоритетном национальном проекте «Образование», отдельных данных общей статистики  -  состояния здоровья, трудоустройства, правонарушений среди  учащихся и др.

     Для эффективного управления, принятия обоснованных решений по управлению качеством образования на уровне нашего образовательного учреждения,  в 2007 году было  принято решение о построении системы педагогического мониторинга.  Включая педагогический коллектив школы в работу над инновационным образовательным проектом  «Система педагогического мониторинга как механизм управления качеством образования», администрация школы исходила из того, что именно мониторинговые исследования помогут каждому участнику образовательного процесса осмыслить собственную деятельность, определить, насколько рациональны педагогические и дидактические средства, используемые в процессе обучения,  насколько они адекватны целям учебно-воспитательного  процесса. Формирование системы мониторинга легло в основу проектной деятельности коллектива школы. В первую очередь были определены цели и задачи проекта:

- анализ и обобщение опыта управления качеством образования на школьном уровне и в образовательной практике региона;

- формирование нормативно-правовой базы мониторинга качества образования;

- разработка и апробация системы показателей и индикаторов для управления качеством образования;

- подготовка методических рекомендаций и технологического обеспечения внутришкольного контроля;

- создание системы мониторинга качества образования на уровне школы.

     Освоение мониторинга как нового вида деятельности  принципиально по новому  стало определять развитие управленческой деятельности в целом. Реализуемый проект повысил компетентность управленческой деятельности администрации, педагогов, представителей общественных структур, оптимизировал технологию управления школьной системой образования.

В ходе реализации проекта, исходя из теоретических трактовок ключевых понятий проекта, целевых установок, поставленных задач и результатов анализа практики управления, творческая рабочая группа разработала и апробировала систему показателей и индикаторов качества образования, представленных ниже  в сжатом виде:

- показатели, характеризующие образовательные результаты;

- показатели, характеризующие социальные и личностные ожидания;

- показатели, характеризующие удовлетворенность полученным образованием;

- показатели, характеризующие организацию образовательного процесса, уклад школьной жизни;

- показатели, характеризующие затраты на образование и обеспечение образовательного процесса;

- показатели, характеризующие факторы риска: негативные социальные, психические и физические последствия.

     Основным механизмом эффективного управления школой стал мониторинг качества образования. Педагогический мониторинг позволил, не только отследить результаты деятельности образовательной системы, но и активно влиять на качество её функционирования, стимулируя педагогическое творчество, чувство ответственности и стремление к совершенствованию каждого учителя, каждого учащегося. Для этого полученная информация обсуждается на заседаниях методического и педагогического советов, родительских собраниях, классных часах, на сайте школы.

     Внутришкольный мониторинг выявил позитивное отношение родителей и выпускников к школе, уровню и качеству исполнения социально-образовательного заказа. Степень психологического комфорта, качество организации питания,  безопасность обучающихся, качество медицинского обслуживания, уровень компетентности классного руководителя -  все это необходимые показатели для анализа исходной ситуации и принятия управленческих решений по достижению качественного улучшения образовательного процесса.

     Обработка, накопление, анализ результатов мониторинговых обследований, оперативная связь с участниками, партнерами, потребителями информации – это часть  работы по реализации подходов к построению комплексной оценки деятельности школы.

     Однако нельзя умолчать и о трудностях в организации системы мониторинга:

- иногда бывает очень сложно отделить результаты образования, достигнутые именно образовательным учреждением от природных способностей ребенка;

- некоторые результаты образования очень трудно задать и измерить;

- при создании системы мониторинга необходимо ответить на вопрос: «Какой ценой?», т.е. очень важными характеристиками этой системы являются: экономичность, затрата времени, усилий, ресурсов;

- мониторинг результатов и качества  должен быть систематическим, а механизм определения качества гибким, находящимся в состоянии непрерывной модернизации;

- весьма некорректными и даже ошибочными могут  быть результаты сравнения разных классов или  деятельности педагогов.

     И все же ценность данной системы мониторинга, на мой взгляд, состоит в том, что предпринята попытка, решительно отказаться от оценки качества образования по показателям учебной успеваемости и перейти к комплексу оценок: социальных условий, содержания образования, качества знаний, мотивации учения, эффективности воспитательной системы, уровня квалификации учителей, валеологической деятельности, эффективности внедрения информационных технологий, эффективности инновационной деятельности и др.

     Формирование такой системы контроля и оценки деятельности школы позволяет выстроить управление по результатам, придать этому процессу характер целенаправленности, обоснованности, технологичности, объективности и открытости.

     Общеизвестно, что нельзя двигаться вперёд с головой, повёрнутой назад, а потому эффективность педагогического мониторинга и технология его реализации определяются степенью использования новых информационных технологий и информационной культурой участников образовательного процесса. Понятно, что для обработки большого количества данных необходимы компьютеры. Сейчас, благодаря победе школы  в 2008 году в приоритетном  национальном  проекте «Образование», создаются условия  для компьютерного  обеспечения  программы педагогического мониторинга.  

Дальнейшее  развитие системы мониторинга школы  неизбежно приведёт к необходимости  пересмотра принципов функционирования системы оценивания ученических  достижений, когда предметные и общеучебные  достижения   
будут сравниваются не с внешним эталоном, а «с самим собой», т.е. динамикой собственных достижений.

     Проектное управление позволяет решать проблемы современной школы в контексте перспективного развития системы общего образования. В результате реализации инновационного проекта школа достигнет уровня комплексной объективной публичной оценки образовательно-социальной деятельности, которая будет включать следующие компоненты:

-экспертное оценивание результатов деятельности образовательной 
системы по всем аспектам ее функционирования (инновационной, 
управленческой, психологической, организационной, образовательно-воспитательной и т.д.);

-отслеживание результатов учебно-познавательной деятельности 
учащихся, освоения ими основной общеобразовательной программы в соответствии с требованиями федеральных государственных  образовательных  стандартов;

- экспертиза уровня профессионально-педагогического мастерства работников школы;

- корректировка деятельности всех звеньев функционирования образовательной системы на основе анализа данных мониторинга;

- прогнозирование развития образовательного учреждения.

     Продуктивность инновационного образовательного проекта  «Система педагогического мониторинга как механизм управления качеством образования»  будет представлена системой показателей и индикаторов качества образования, моделями управленческих решений, видами управленческих документов по повышению качества образования.

     Возможно, что используемый нами комплекс оценок не исчерпывает всего содержания мониторинга. Очевидно, что администрации каждого образовательного учреждения предстоит определить содержание мониторинга в зависимости от целей и конкретных задач. Для  этого необходимо разобраться в обилии  информации и фактов, провести их сортировку, выделить главное, оценить с точки зрения влияния на ход и результаты образовательного процесса и затем принять наиболее оптимальные решения.

     Итак, как видим  для эффективного управления, принятия обоснованных решений по управлению качеством образования в образовательном учреждении необходим педагогический мониторинг, представляющий собой достаточно сложную, многоцелевую и многофакторную систему.

Информация о работе Построения системы мониторинга качества образования в общеобразовательном учреждении