Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 07:43, курсовая работа
Актуальность исследования. О проблемах детей-сирот в целом, и проблемах адаптации выпускников интернатных учреждений в частности, сегодня говорится много и на разных уровнях.
В силу своих индивидуальных особенностей выпускники детских домов, даже окончив профессиональное училище, не могут самостоятельно устроиться и удержаться на работе, теряют жилье, становясь жертвами махинаций, не могут создать полноценную семью. Так же предоставляемые выпускникам государственные права и льготы оказываются недостаточными, чтобы выпускники чувствовали себя эмоционально и психологически защищёнными. Поэтому необходимость их постинтернатного сопровождения стала насущной.
Оглавление
Введение………………………………………………………………….…….…3
Глава 1. Теоретические аспекты постинтернатного сопровождения детей – сирот, и детей оставшихся без попечения родителей……………………….…5
Сущность постинтернатного сопровождения детей – сирот, и детей оставшихся без попечения родителей……………………………………….5
Характерные особенности выпускников детского дома………………….10
Условия постинтернатного сопровождения…………………………….…17
Выводы по 1 главе………………………………………………………..….…..22
Глава 2. Методические аспекты постинтернатного сопровождения детей – сирот, и детей оставшихся без попечения родителей……………………….23
2.1 Выявление проблем детей – сирот, и детей оставшихся без попечения родителей………………………………………………………………………....23
2.2 Опыт работы по постинтернатному сопровождению детей – сирот, и детей оставшихся без попечения родителей……………………………….…..26
Выводы по 2 главе……………………………………………………………….30
Заключение……………………………………………………………………….31
Список литературы…………………
Дети, пережившие насилие, отличаются повышенным уровнем тревожности, частыми эпизодами депрессии, неумением устанавливать эмоциональные и физические границы в общении, нарушенной полоролевой идентификацией.
Ролевой дефицит. Дети, не имеющие родителей, очень часто даже не представляют, что мама и папа должны делать, как строятся взаимоотношения в семье, какие могут быть семейные традиции и ритуалы, как распределить ответственность и обязанности в семье. В обыденной жизни выпускники не умеют ухаживать за собой, не могут удержаться на работе, не могут сохранить созданную семью, теряют полученное жилье, и т.п. [19;9]
Так же мы можем выделить ряд следующих особенностей выпускников детского дома:
• неумение общаться с людьми вне учреждения, трудности установления контактов со взрослыми и сверстниками, отчужденность и недоверие к людям, отстраненность от них;
• низкий уровень социального интеллекта, что мешает понимать общественные нормы, правила, необходимость соответствовать им;
• слабо развитое чувство ответственности за свои поступки, безразличие к судьбе тех, кто связал с ними свою жизнь, чувство ревности к ним;
• неуверенность в себе, низкая самооценка, отсутствие постоянных друзей и поддержки с их стороны; [14;74]
• склонность к аддиктивному поведению; [14;75]
Поведение
выпускников в постинтернатной
период, их жизненная позиция во
многом является результатом условий
жизнедеятельности и воспитания
в детском доме.
1.3
Условия постинтернатного
сопровождения
В философии категория «условие» трактуется как выражение отношения предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может, как относительно внешнее предмету многообразие объективного мира. Условие составляет ту среду, обстановку, в которой явления, процессы возникают, существуют и развиваются.[27]
Обеспечение эффективного постинтернатного сопровождения возможно при соблюдении следующих условий:
− создание развивающей среды и благоприятного психологического климата, что предполагает демократичный способ выработки решений и распределение ответственности; создание для ребенка возможности влиять на события жизни сообщества путем участия в принятии решений, управлять событиями на основе договоренности;[16;4 ]
− создание событийной общности детей и персонала, позволяющей подготовить ребенка к выходу в социум, ориентация на принятие детьми ответственности за свою жизнь;[9;12]
− индивидуальный подход к ребенку; [9;12]
− межведомственное взаимодействие, обеспечивающее успешность воспитательно-образовательного процесса: административной, методической, педагогической, психологической, медицинской. [16;4]
Среда развития ребёнка – это комплекс материально – технических, санитарно – гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых в учреждениях интернатного типа.[15;398]
Названные условия призваны удовлетворять жизненно важные потребности человека, обеспечивать его безопасность, охрану жизни и здоровья. Кроме того они должны отвечать его духовным и социальным потребностям – познавательным, эстетическим, общекультурным, потребности в общении с другими людьми.
Материально – технические и санитарно – гигиенические условия составляют первичную основу организации деятельности любого учреждения интернатного типа.
Соответствие этих условий необходимым требованиям устанавливается в процессе лицензирования учреждения. Эти необходимые требования включают наличие помещений для пребывания детей в интернатом учреждении, проведение режимных моментов, организации питания, осуществлению медицинских процедур и реализации образовательного процесса. Вышесказанное распишем подробней.
Здания, помещения, оборудование.
1.
Месторасположение, планировка, размер
и общее техническое
• наличие поблизости объектов образования, отдыха, и т.п., а также возможность поддержания связей с микросоциумом и семьями детей;
• наличие собственного участка, на котором располагается учреждение;
• соответствие размера учреждения и числа мест в нём индивидуальным потребностям детей;
• утверждённый порядок содержания учреждения, дворов, садов, вспомогательных сооружений, доступность детских площадок для местных детей.
2.Жилые помещения:
• поддержание домашней обстановки в жилых помещениях учреждения;
• наличие площади и оборудования для игр и развлечений в соответствии с потребностями детей;
• наличие мест для уединения, хранения личных вещей, а также мебели и оборудования для приготовления уроков и любимых занятий;
• количество мест в спальне — не более двух для подростков и четырёх для маленьких детей;
• наличие чётких письменных правил для персонала, руководства и детей в отношении доступа на личную площадь ребёнка.
3.Наличие надлежащим образом оборудованных ванных комнат, туалетов, кухонь, бытовых помещений (количество таких помещений должно соответствовать числу мест в учреждении).
4.Обеспечение учреждения надлежащими санитарно-гигиеническими условиями и условиями безопасности жизни детей и работы персонала:
• наличие письменно оформленных правил санитарии, гигиены и техники безопасности;
• обучение персонала по вопросам охраны труда в рамках программы введения в должность, включая правила санитарии, гигиены и техники безопасности в учреждении;
• наличие системы отчётности об опасностях, несчастных случаях и травмах;
• наличие системы ознакомления детей с правилами поведения в чрезвычайных ситуациях;
• наличие ответственного в учреждении по вопросам оказания первой помощи (содержание аптечек регулярно проверяется на соответствие действующим нормам и правилам).
Питание и приготовление пищи в интернатом учреждении.
Наличие условий для обеспечения воспитанников качественным питанием в достаточном количестве с учётом их потребностей и пожеланий.
Наличие условий для охраны здоровья воспитанников.
• обеспечение полезной и питательной пищей в надлежащих количествах (с учётом потребностей и пожеланий детей);
• информирование персонала по вопросам охраны здоровья детей;
• обеспечение непрерывности лечения детей;
• ответственность персонала за ежедневные мероприятия по охране здоровья детей и санитарному просвещению;
• включение воспитанников в программы санитарного просвещения;
• организация обязательной диспансеризации, плановых программ лечения, санитарно-курортного лечения воспитанников;
• наличие письменного плана профилактических мероприятий, осмотров
у стоматолога, окулиста и отоларинголога, коррекционных программ в отношении физического, эмоционального и психического здоровья детей;
• организация необходимого лечения детей (у терапевта, стоматолога, окулиста);
• соблюдение периодичности медицинских осмотров;
• проведение мониторинга состояния здоровья детей в учреждении и патронатной семье;
• проведение обучения персонала, в том числе патронатных воспитателей, по вопросам охраны здоровья детей и оказания первой медицинской помощи;
• наличие чётких правил, направленных на предотвращение формирования у детей аддикций;
• организация помощи нарколога в случае формирования аддикций. [13;99]
Эргономические, эстетические и психолого-педагогические условия составляют основу организации собственно образовательного процесса.
Требования к психолого-педагогическим условиям воспитания и обучения состоят из трёх основных компонентов:
1. требования к содержанию и методам воспитания и обучения , реализуемым в интернатном учреждении;
2. требования к характеру взаимоотношений педагогов с детьми;
3. требований к среде развития ребёнка.
Индивидуальный подход – принцип отечественной педагогики, согласно которому в учебно-воспитательной работе в классе достигается педагогическое взаимодействие с каждым ребёнком, основанное на знании его черт личности и условий жизни. В результате систематического и регулярного изучения своих воспитанников с помощью диагностической карты педагог создаёт ясное представление о характере каждого учащегося, его интересах и способностях, влиянии на него семьи и ближнего окружения, получает возможность не только объяснить поступки ребёнка, отношение к тем или иным предметам и к учению в целом, но и поставить собственно педагогические задачи, направленные на нейтрализацию и преодоление негативных и развитие позитивных качеств личности ребёнка. [24;121]
Межведомственное взаимодействие – это взаимодействие всех ведомств, участвующих в постинтернатном сопровождении. Цель заинтересованные ведомств – оказать реальную помощь каждому ребёнку в становлении его как личности, как гражданина. Межведомственное взаимодействие позволяет ускорить решение проблем выпускников интернатного учреждения и, в конечном счёте, повысить эффективность помощи им.[6; 66]
Таким
образом, наиболее ёмкое по своему содержанию
условие, это, безусловно, создание развивающей
среды, так как в неё входит ряд следующих
условий: материально – технические, санаторно-гигиенические,
эргономические и психолого-педагогические
условия. Немаловажным условием является
индивидуальный подход, благодаря которому
достигается педагогическое взаимодействие
с каждым ребёнком. Постинтернатным сопровождением
занимается ряд различных ведомств,
и их взаимодействие, как условие, необходимо
для построения качественной системы
постинтернатного сопровождения.
Вывод
по первой главе
Проанализировав теоретические аспекты постинтернатного сопровождения мы пришли к выводу что, безусловно, вопрос постинтернатного сопровождения очень мало освещён в научной литературе.
Но
сущность постинтернатного сопровождения
нельзя недооценить, так как дети – сироты
и дети, оставшиеся без попечения родителей,
выходящие из детского дома, со специфическими
личностными качествами, не могут адаптироваться
в социуме. Проанализировав психологическую
и педагогическую литературу были выявлены
отличительные черты детей -сирот, такие
как: бедность конкретно – чувственного
опыта, нет доверия к миру, агрессивная
позиция по отношению к другим людям,
неспособность самому справляться с душевными
болями, иждивенческая позиция,
низкая самооценка и.др. И постинтернатное
сопровождение призвано сгладить, отнюдь
не положительные личностные качества
детей – сирот, для более успешной адаптации.
А выявленные нами условия постинтернатного
сопровождения помогут сделать этот процесс
более эффективным.
Глава 2. Методологические аспекты постинтернатного сопровождения детей – сирот, и детей оставшихся без
попечения
родителей
2.1
Выявление проблем
детей – сирот,
и детей оставшихся
без попечения
родителей
Состояние воспитанников интернатных учреждений, стоящих на пороге выхода из детского дома, можно охарактеризовать как растерянность перед самостоятельной жизнью. Перед ними формально множество жизненных путей. В тоже время реализация этого выбора затруднена и ограничена. Выпускник находится, как правило, в состоянии психологического стресса. Это связано с увеличением психологической нагрузки. «Самостоятельность» - это слово одновременно и пугает и «желание свободы». Поэтому выпускники выходят из детского дома с чувством страха, неуверенности, одиночества. Для многих воспитанников детский дом был родным домом около десяти лет. Если в детском доме о нём заботились, его обеспечивали, то вне учреждения надо самому обеспечить условия для нормальной жизни. Им предстоит практически заново выстроить и организовать собственное жизненное пространство.