Поликультурное воспитание: концепции, содержание, формы и методы.

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 09:52, реферат

Краткое описание

В современном мире поликультурное воспитание и образование — непременные составляющие надмоноэтнических цивилизационно-культурных сообществ. В условиях современных цивилизаций возможны две взаимоисключающие судьбы отдельных народов. Первая предполагает, что ведущие этносы, подобно бульдозеру, раздавят самобытную культуру и образованность малых этносов. Вторая подразумевает конструктивный межэтнический диалог, в котором заметную роль играет воспитание и образование.

Оглавление

Введение
1. Сущность поликультурного воспитания. Принципы, функции, способы
2. Состояние поликультурного воспитания. Основные проблемы и тенденции развития
3. Поликультурное воспитание на постсоветском пространстве
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 60.49 Кб (Скачать)

 

 В странах СНГ на  официальном уровне нет явной  культурной дискриминации русскоязычного  населения. Здесь сохраняются  государственные русскоязычные  школы. Так, в Грузии в 2006/2007 учебном году насчитывалось 214 таких школ, в том числе в  87 преподавание велось лишь на  русском языке. Тем не менее обучение в государственных школах на русском языке на Украине, в Казахстане и других странах СНГ сворачивается. [27, стр.151]

 

 Неконструктивную позицию  в отношении культурно-образовательных  прав русскоязычного населения  и других национальных меньшинств  занимают власти Балтии. Впрочем, в этой позиции имеются определенные различия. Так, официальная педагогика Литвы, признавая правомерность поликультурного воспитания, рассматривает его как путь интеграции в литовскую культуру.

 

 Власти Латвии даже  формально отказываются от поликультурного  воспитания. Они проводят в отношении  национальных меньшинств жесткую,  фактически дискриминационную культурно-образовательную  политику. В Латвии, где русскоязычные  меньшинства составляют около  40% населения, по сути, в отношении  них планомерно осуществляется  стратегия культурного ущемления  и в лучшем случае ассимиляции.  Русские, еврейские, цыганские,  эстонские и другие малые национальные  общины, стремясь сохранить свои  языки и культуру, создают частные  учебные заведения. Вместе с  тем они отнюдь не настроены  конфронтационно, сознавая необходимость интеграции с латвийскими культурой и языком.

 

 В целом государственная  политика Латвии, Эстонии, Литвы  имеет целью вытеснить из общения  русский язык и языки других  национальных меньшинств. В этих  государствах свободное использование  и развитие языков национальных  меньшинств резко ограничены. Например, русский и польский языки (языки особо крупных национальных меньшинств) не названы субъектами права в законах о языках.

 

 Главным рычагом вытеснения  языков и культуры национальных  меньшинств является система  образования. Так, в Латвии  официальной доктриной определено, что обучение в средней школе  должно осуществляться на государственном,  латышском языке. На так называемый  национальный блок (родной язык, литература, история территории) в  средних школах отведено 25% учебного  времени, 75% должно занимать преподавание  общеобразовательных предметов  на латышском языке. В неполной  средней школе предусмотрен постепенный  переход от языка семьи на  латышский язык с использованием  билингвального обучения. Главная задача Министерства образования Латвии состоит в выработке нормативной базы, которая позволит перейти с обучения на русском языке на обучение на латышском языке. Еще жестче ставится эта задача в Законе Латвии об образовании: с 2004 г. вести обучение в средней школе только на латышском языке. [21, стр.122]

 

 Заключение

 

 

 Изучение мирового  школьно-педагогического опыта служит  формированию открытого педагогического  мышления, при котором осваиваются  наиболее целесообразные и перспективные  идеи и взгляды на проблемы  воспитания. При всей специфичности  воспитание в отдельных странах  отражает актуальные и глобальные  педагогические подходы, что позволяет  приобщать школьников к тем  ценностям воспитания и образования,  которые лежат вне корпоративных,  узких социальных и национальных  интересов. Развитие воспитания  в современном мире — многосторонний  процесс, масштабы и результаты  которого весьма значительны.  Произошли решительные изменения,  вызванные меняющимися потребностями  человеческой цивилизации, необходимостью  перевести на педагогический  язык эти новые потребности.  Важнейшей тенденцией можно считать  прогресс школьного воспитания  и образования, которые остаются  опорой духовности, очагом приобретения  национальных и общечеловеческих  культурных ценностей. Школа заметно  меняет свой облик, который  приближается к уровню современных  социальных, политических, педагогических  требований. Резюмируя развитие  воспитания в современном мире, выделим в нем те тенденции,  которые вызывают особые надежды:

 

- линия на демократизацию  воспитания;

 

- диверсификация и дифференциация  воспитания;

 

- гуманистическая направленность  воспитания;

 

- использование форм  и методов воспитания, повышающих  активность, самодеятельность, самостоятельность  учащихся;

 

- модернизация учебно-воспитательного  процесса;

 

- опытно-экспериментальная  деятельность;

 

- педагогизация новейших технических средств;

 

- интеграция школьного  и внешкольного воспитания и  образования;

 

 Прогресс воспитания  немыслим без тесной связи  теории и практики. При этом  диалектически отмирает устарелое  и нарождается новое, воспитание  наполняется иным содержанием.

 

 Поликультурная педагогика  – сравнительно молодая отрасль  научного знания, которая привлекает  внимание не только специалистов, но и широких слоев общественности, так как является весьма адекватной педагогической реакцией на столь острые проблемы, как глобализация в современном мире, межличностные, межгрупповые и межэтнические конфликты, различные    дискриминационные явления, классовые, политические и религиозные противоречия. Развитие этого направления современной педагогической науки и образовательной практики обусловлено самой сутью процессов демократизации и гуманизации социальной жизни, стремлением создать общество, в котором культивируются уважительное отношение к личности, защита достоинства и прав каждого человека.

 

 Поликультурное воспитание  – демократический педагогический  ответ многокультурных  и полиэтнических обществ, одна из приоритетных педагогических проблем, стоящих перед мировой цивилизацией.

 

 Поликультурная педагогика  может быть оценена как непременный  инструмент выхода из кризиса  воспитания и образования, способствующий  гармонизации отношений представителей  различных цивилизаций и культур.

 

 В условиях экономической   и политической интеграции все  большее значение придается сохранению  национальной специфики, в том  числе и в воспитании. Поликультурное  воспитание призвано поддерживать  многообразие больших и малых  наций в условиях глобализации  современного мира. Оно оказывается  средством сохранения и развития  этнических культур, включения  их ценностей в практику воспитания  и обучения и тем самым решения  актуальных проблем педагогики.

 

 Интерес к поликультурному  воспитанию обусловлен расширением  международного сотрудничества, усилением  борьбы этнических и расовых  меньшинств за свои права в  сообществах с полиэтническим составом.

Список использованных источников

 

 

 Байярд Р. и Байярд Дж. Ваш беспокойный подросток: Пер. с англ. — М., 2001.

 

 Богданова О. С., Черенкова  С. В. Нравственное воспитание  старшеклассников. — М., 2008.

 

 Бондаревская Е. В. Современные концепции воспитания в отечественной педагогике. — М., 2001.

 

 Борисенков В.П. Вызовы современной эпохи и приоритетные задачи педагогической науки // Педагогика. – 2004. – № 1.

 

 Воскресенская Н. М.  Образование и многообразие культур  // Педагогика. — 2007. — № 2. —  С. 105—107.

 

 Гусев В.В. Системные  основания образовательной технологии. - М, 2005

 

 Гусинский Э.Н. Образование  личности. - ML, 2004

 

 Давыдов В.В. Развивающее  обучение. - М, 2006

 

 Джуринский А. Н.  Чему и как учат школьников  в Японии. — М., 2007.

 

 Дмитриев Г. Д. Многокультурное образование. — М., 1999.

 

 Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления. - М., 1999

 

 Загвязинский В.И. Теория обучения. Современная интерретация. – М., 2001

 

 Зимняя И.А. Педагогическая  психология. - Р-н-Д, 2007

 

 Иванова Н., Мнацаканян И. В поликультурном мире // Высшее образование в России. – 2003. – № 1.

 

 Каган В.И., Сычеников И.А. Основы оптимизации обучения в высшей школе. - М., 2007

 

 Кан-Калик В.А. , Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М., 2000.

 

 Караковский В. А. Воспитательная система школы. — М., 2004.

 

 Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели. М., 2007.

 

 Коротяев Б.И. Педагогика как совокупность педагогических теорий. - М., 2006

 

 Корсунов В. И., Балицкая И. В. Актуальные вопросы образования в США. — Ю.-Сахалинск, 2000.

 

 Крупенин А.Л., Крохина  И.М. Эффективный учитель. - Ростов  нД, 2005

 

 Кузьмин М.Н. Образование  в условиях полиэтнической и поликультурной России // Педагогика. – 1999. – № 6.

 

 Кузьмин М. Н. Переход  от традиционного общества к  гражданскому. Изменение человека. — М., 2007.

 

 Кузьмина Н.В. Способности,  одаренность и талант учителя. - Л., 2005. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Мышление учителя. - М., 2000

 

 Лацис О. Страна  победившего патриотизма // Новые  известия. — 2001. — 12 мая.

 

 Макаев В.В., Малькова  З.А., Супрунова Л.Л. Поликультурное образование - актуальная проблема современной школы // Педагогика. – 2008. – № 4.

 

 Макаев В. В., Малькова З. А., Супрунова Л. Л. Поликультурное образование — актуальная проблема современной школы // Педагогика. — 2007. — № 4. — С. 3—10.

 

 Мураяма С. Дети и школа в обществе изобилия: Пер. с япон. — М.,2006.

 

 Нерознак В. П. Лингвоэтатизм в странах СНГ и Балтии // Известия Академии педагогических и социальных наук. — М., 2001. — С. 21—25.

 

 Симонов В.П. Диагностика  личности профессионального мастерства  преподавателя. - М., 2005

 

 Скок Г.Б. Аттестация  преподавателей: подготовка и проведение. - Новосибирск, 2003.

 

 Смирнов С.Д. Педагогика  и психология высшего образования:  от деятельности к личности. - М., 2005

 

 Состояние, проблемы  и стратегия развития педагогического  образования / Под ред. А.А. Вербицкого, М.Н. Костиковой. - М., 2006

 

 Супрунова Л. Л. Поликультурное  образование в современной России // Мagister. — 2007. — № 3. — С. 79—81.

 

 Тайчинов М.Г. Развитие национального образования в поликультурном, многонациональном обществе // Педагогика. – 2008. – № 2.

 

 Талызина Н.Ф. Управление  процессом усвоения знаний. - М., 2004

 

 Талызина Н.Ф., Буткин Г.А. Педагогическая психология. - М., 12008

 

 Тарроу Н. Язык, межкультурализм и права человека // Перспективы. — 2003. — № 4. — С. 107—132.

 

 Терещенко М. Равняйсь! Не хочу... // Век. — 2007. — №  23.

 

 Тубельской А. Н. Беседы с директором «Школы самоопределения» // Учительская газета. — 2005. — № 22—

 

 Френе С. Избранные педагогические сочинения: Пер. с франц. — М., 2000.

 

 Шахнина И. 3. Гуманитаризация высшей школы США. — Казань, 2003.

 

 Ямбург Е. А. Школа  для всех: адаптивная модель. —  М., 2006.


Информация о работе Поликультурное воспитание: концепции, содержание, формы и методы.