Истинный тип. В случае истинного
суицидального поведения имеет место
обдуманное укрепившееся желание покончить
с собой. Применяются меры к реальному
и полному осуществлению плана, все необходимые
приготовления проводятся скрытно.
Примечательно, что значение
разного рода проблем, приводящих к трагическому
концу, неодинаково. Семейные и сексуальные
проблемы являются ведущими во всех видах
суицидального поведения.
Библиографический
список
Грицай Л.А. Проблема преодоления суицидального поведения детей и подростков средствами семейного воспитания в педагогическом наследии В.В. Поворотинской И К.В. Ельницкого // Грани познания. 2012. Т. 16. № -2. С. 33-36.
Сухинин С. По числу суицидов Россия занимает третье место в мире. – Infox.ru, 8 октября 2010 года.
Доклад о развитии человеческого
потенциала в Российской Федерации. П.P.OOH.
– М., 1996.
Карпова О. Подростковый суицид
– это страшно // http://www.guvdso.ru/ship7.html
Войцех В.Ф. Что мы знаем о суициде / под ред. В.С. Ястребова. М. : ИПМЗСР РФ, 2007.
Самоубийства в современном
мире // http://www.memoid.ru/node/Samoubijstva_v_sovremennom_mire#cite_note-rians-35
Базанова Е. Россия вышла на первое место в мире по числу самоубийств среди подростков и лидирует по
количеству убийств детей и молодежи в
Европе.. The New Times, № 35, 25 октября 2010 года // http://newtimes.ru/articles/detail/29351
Зубенко И. Детский и подростковый суицид – серьезная проблема здравоохранения и образования // http://www.stapravda.ru/20080429/Detskij_i_podrostkovyj_suicid_sereznaya_problema_zdravoohraneni_30442.html
Шульга О. Убийственный выход.
Трибуна, 23 сентября 2009 года // http://www.tribuna.ru/news/2009/09/23/news7927/
- Акопян К.С. Самоубийство: Проблемы
мотивации (размышления в связи с психологическим
этюдом Н.А. Бердяева "О самоубийстве").
- 2004. - № 3. - С. 153-159
- Амбрумова А.Г. Психология самоубийства // Социально и клиническая психиатрия. - 1996. – № 4
- Амбрумова А.Г., Бородин С.В., Михлин А.С. Предупреждение самоубийств. - М., 1980
- Ведрин Ж., Вебер Д. Можно ли оценить риск суицида? // Социальная и клиническая психиатрия. 2004. № 3. - С. 69-72
- Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадария Ф.Д., др. Социология молодёжи.- Ростов на Дону: Феникс, 2006.- С.576
- КондрашенкоВ.Т. Девиантное поведение у подростков. - Минск, 1988.
- Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л., 1983
- Мелихов А. Мышь чёрная, белая…или. Профилактика самоубийства //Учительская газета. 2005.-№23.- от 13 июля.- С.23
- Орлова И.Б. Самоубийство - явление социальное // Социологические исследования. - 2002. -. № 8. С. 69-72
- Первова И.Л. Диагностика и лечение подростковой депрессии // Вопросы психологии. 2005. - № 3. - С. 15-22.
- Полищук Ю.И. О спорном понимании самоубийства как психологического явления // Вопросы психологии. 1994- № 1. С. 128-130
- Помро К. и др. Суицидальное поведение в юношеском возрасте // Социальная и клиническая психиатрия. 2005. - № 3. С. 63-68
- Рожкова М.И. Воспитание трудного
ребёнка. Дети с девиантным поведением. М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2006. – С. 239
- Рожков А.Ю. Молодой человек 20-х годов: протест и девиантное поведение // Социалогическоие исследования. – 2006.-№ 7. С. 107
- http://www.bestreferat.ru/referat-56348.html
II.Презентация «Концепции
СПД»
Основные концепции
социальной педагогики
Концепции социализации.
Особое место в теории
социальной педагогики отводится исследованию
сущности, содержания и процесса социализации.
А.В. Мудрик рассматривает
концепции социализации, которые соответствуют
одному из двух подходов, расходящихся
в понимании роли самого человека в процессе
социализации.
Первый подход подтверждает
или опровергает пассивную позицию человека
в процессе социализации, а саму социализацию
рассматривает как процесс адаптации
его к обществу, которое формирует каждого
своего члена в соответствии с присущей
ему культурой. Этот подход может быть
определен как субъект-объектный (общество
— субъект воздействия, человек — его
объект).
Первый подход представлен
рядом теорий и концепций. Одним из его
основоположников был Э. Дюркгейм. Он первым
из западных социологов подчеркнул значение
общественного воздействиям процесс развития
человека и увязал в своих размышлениях
понятия "воспитание" и "социализирование"
в одну систематическую связь, фактически
поставив знак равенства между социализацией
и воспитанием. По его мнению, социализация
членов общества опирается на некий идеал
человека, универсальный в некоторой степени
для всех членов общества. Суть его позиции
состоит в признании за обществом активного
начала и приоритета его перед человеком.
Под воспитанием он понимал ежеминутно
испытываемое ребенком давление социальной
среды, стремящейся сформировать его по
своему образцу и имеющей своими представителями
и посредниками учителей и родителей.
Результаты теоретических
построений Э. Дюркгейма стали основанием
развернутой социологической теории функционирования
общества, разработанной Т. Парсонсом.
Он определял социализацию как интернализацию
культуры общества, в котором ребенок
родился. Согласно его взглядам, человек
"вбирает" в себя общие ценности в
процессе общения со "значимыми другими".
В результате этого следование общепринятым
нормам становится частью его мотивационной
структуры, его потребностью. Универсальной
задачей институтов социализации является
формирование у вступающих в общество
"новичков" как минимум чувства лояльности
и как максимум чувства преданности по
отношению к системе.
Сторонники второго
подхода исходят из того, что человек,
активно участвует в процессе социализации
и не только адаптируется к обществу, но
и влияет на свои жизненные обстоятельства
и на себя самого. Этот подход можно определить
как субъект-субъектный.
Основоположниками
этого подхода можно считать американских
ученых Ч. Кули, У. Томаса, Ф. Знанецкого,
Дж. Мида.
Адаптивная концепция
социализации (Дж. Дьюи) отражает структурно-функциональный
подход. Социализация личности трактуется
как приспособление человека к существующему
образу жизни, к господствующим в обществе
экономическим, идеологическим и нравственным
нормам, как подготовка к выполнению социальных
ролей в соответствии с принадлежностью
к определенному классу и социальной группе.
Ролевая концепция
социализации (Р. Дарендорф, К. Лэнг-тон,
Ф. Тенбрук) отражает функциональный подход.
Она появилась в начале 1970-х гг. и активно
развивалась представителями "гуманитарной
педагогики". Они рассматривали социализацию
как процесс интеграции молодого поколения
в систему социальных ролей через интериоризацию
норм своей референтной группы.
Критическая концепция
социализации (К. Роджерс, В. Хайнц, А. Маслоу).
Карл Роджерс (1902-1987)
— американский психолог, один из лидеров
"гуманистической психологии". Центральной
для К. Роджерса является категория самооценки:
в результате взаимодействия ребенка
со взрослыми и другими детьми у него создается
представление о себе.
А. Маслоу основную
цель социализации личности видит в удовлетворении
"потребности в самореализации" и
в развитии способности для успешного
осуществления этой цели.
Концепция социального
научения (А. Бандура, Дж. Мак коби, Л. Мартин)
ставит своей целью выяснение принципов
и закономерностей проявления различных
механизмов, форм и структур, посредством
которых приспособление развивается и
закрепляется. Индивид склонен следовать
и подчиняться особам, которых он воспринимает
из-за выполняемых ими функций как носителей
образцов социального поведения, как "социальные
модели"; обучение с помощью социальных
моделей происходит чаще всего таким образом,
что обучающийся идентифицирует себя
с другим лицом и наследует его поведение.
Концепция "баланса
идентичности" (Л. Кольберг, Ж. Пиаже)
исходит из того, что в каждой конкретной
ситуации личность должна как бы балансировать
между требованиями "быть как все"
и требованиями "быть как никто другой",
т. е. одновременно быть идентичной и уникальной.
Лоуренс Кольберг
(1927-1987) — американский психолог и педагог.
Является одним из представителей концепции
"баланса идентичности".
Проблема социализации
в работах ученых 20—30-х гг. XX в. в СССР (Н.К.
Крупская, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко,
М.Н. Покровский, СТ. Шацкий и др.) рассматривалась
в контексте ведущей роли государства
в процессе становления "нового человека
коммунистического общества". При этом
подчеркивалась и преобразующая роль
человека, освоившего новые ценности,
формы поведения.
В современных российских
исследованиях, основанных на идеях гуманизма,
личностно ориентированном подходе в
воспитании (В.Г. Бочарова, С.А. Беличева,
МА. Галагузова, ИА. Липский, А.В. Мудрик,
Л.В. Мардахаев, БД. Семенов, Г.Н. Филонов
и др.) сущность социализации рассматривается
в сочетании приспособления и обособления
человека в условиях конкретного общества.
Однако различия этих исследований построены
на определении путей, средств, механизмов
социализации, их роли в развитии социально
активной личности.
Концепции социальной среды.
С.Т. Шацкий занимал компромиссную
позицию относительно идеи влияния внешкольной
среды на развитие личности. Он сделал
принципиально важный педагогический
вывод: субъект опосредованного управления
должен понимать возможности использования
как внутренней (приоритетной с точки
зрения педагогики), так и внешней среды
детского учреждения.
В современной теории образования
рассматривается "образовательная
среда" как носитель важнейших комплексных
факторов, определяющих сущность процесса
формирования личности.
Ю.С. Мануйлов разработал средовый
подход при рассмотрении педагогических
процессов.
Теоретические исследования
образовательных процессов с точки зрения
культуры в настоящее время приобретают
особое значение в педагогической науке.
Упоминание о культурной среде можно встретить
в трудах О.С. Газмана как условии самоопределения
личности; И.Е. Видт, Н.Б. Крыловой — как
совокупности условий для саморазвития
личности; А.В. Иванов рассматривает культурную
среду как средство успешной социализации
и самореализации личности. Культурная
среда современной школы представляет
собой совокупность условий успешного
развития личности, так как направлена
на обеспечение ребенка свободой выбора
разнообразных способов самостроительства
и самоосуществления в процессе сотрудничества
и сотворчества с другими,
Е.В. Бондаревская, Н.Н. Гладченкова
и другие ученые ростовской научной школы
разработали понятия "культурообразная",
"национально-культурная", "культурно-информационная
среда" как условие поиска индивидуальной
траектории развития личности.
Концепции помощи, поддержки
и защиты ребенка.
В концепциях современных ученых
идея поддержки и защиты ребенка в процессе
его социального развития имеет различия.
Л.Я. Олиференко рассматривает социально-педагогическую
поддержку как особый вид социально-педагогической
деятельности, направленной на оказание
социально-педагогической помощи детям;
А.В. Иванов считает, что социально-педагогическая
поддержка является методологическим
основанием социального воспитания; НА.
Соколова — условием процесса самореализации.
ИА. Липский раскрывает поддержку, защиту,
помощь, заботу как виды социально-педагогической
деятельности.
В настоящее время российскими
учеными ведутся активные исследования
в области методологии социальной педагогики
(И.А. Липский и др.), содержания социального
воспитания (М.А. Галагузова, Л.В. Мардахаев,
А.В. Иванов и др.), технологий социального
воспитания (С.А. Беличева, Л.Я. Олиференко
и многие другие).
Основные понятия,
которые соприкасаются с социально –
педагогической деятельностью.
• Воспитание - это процесс
целенаправленного
влияния на личность.
• Социальное
воспитание - это целенаправленный
процесс формирования
социально значимых
качеств личности ребенка,
необходимых ему для
успешной социализации.
• Социальное
обучение - это целенаправленный
процесс передачи социальных
знаний и формирование
социальных умений и
навыков, способствующих
социализации ребенка.
• Социально-педагогическая
деятельность - это социальная
работа, включающая
и педагогическую деятельность,
направленная на помощь
ребенку в организации
себя, своего психического
состояния, на установление
нормальных отношений
в семье, школе, обществе,
создание условий для
его самореализации.
• Социализация - усвоение
опыта, ценностей, норм,
установок, присущих
обществу и социальным
группам, в которые он
входит, для успешного
функционирования индивида
в данном обществе.
• Социальная
адаптация - процесс
приспособления субъекта
к требованиям общества
путем усвоения социальных
норм и ценностей, сложившихся
форм социальных отношений.
• Социальные
отклонения - такое
проявление деятельности,
образа жизни, поведения,
которое противоречит
социальной нормативности.
• Норма социальная - сложившаяся
и установленная в конкретном
обществе мера допустимого
поведения.
• Отклоняющееся
поведение - система
поступков личности,
в которых устойчиво
проявляются отклонения
от официально установленных
или сложившихся в данном
обществе соц. норм.
• Социально-педагогическая
деятельность в контексте учреждения
образования - это процесс
целенаправленного
решения социальных
задач, возникающих
в образовательных и
социальных сферах на
основе приоритета потребностей
и интересов детей, обычаев
и традиций народной
культуры, а также с
учетом специфики социально-экономического
развития региона, города.
Социально-педагогическая
деятельность осуществляется
на основе образовательных,
культурно-досуговых,
оздоровительных и других
программ, направленных
на творческое развитие,
социализацию детей,
их адаптацию к жизни
в обществе, позволяющих
им проявлять себя в
различных видах социально-значимой
практической деятельности.
Содержательную сторону
социально-педагогической деятельности
составляет совокупность образовательных
и других программ. Они имеют своей целью
повышение образованности детей, их
соцализацию и подготовку
к жизни.
Социально-педагогический
процесс осуществляется соответствующими
специалистами с помощью практических
действий. Следует различать педагогическую
деятельность в социальной среде и социально-педагогическую
деятельность. Выражение «педагогическая
деятельность в социальной среде» свидетельствует
о ее педагогической направленности и
месте ее практической реализации (в данной
социальной среде). Речь чаще всего идет
о воспитании, обучении, развитии конкретного
человека, представителя данной среды.