Певческая деятельнсть как средство эстетического воспитания детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 19:23, реферат

Краткое описание

Приобщение к музыке – один из важных путей эстетического воспитания ребенка, так как музыка сильно воздействует на чувства, а через чувства и на его отношение к окружающим явлениям.
“Пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которого успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке, обогащаются переживания ребенка, активно формируются музыкально – слуховые представления звуковысотных отношений” (Н.А.Ветлугина. “Музыкальное развитие”.)

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Проблема музыкально-эстетического воспитания в психолого-педагогических исследованиях.
Особенности музыкально-эстетического воспитания в старшем дошкольном возрасте
Певческая деятельность
Глава 2.
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Курсовая Кобякова.docx

— 26.94 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АДМИНИСТРАЦИИ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ

«Сургутский государственный педагогический университет»

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

ПЕВЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

 

 Исполнитель: Кобякова Виктория Валерьевна

студентка группы Б2062

Научный руководитель: Зырянова С.М._________

Зав. Кафедрой : ________

Дата допуска к защите «__» __________________2013 г

Оценка и № протокола ___________________________

 

 

 

 

Сургут

2013 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Проблема музыкально-эстетического воспитания в психолого-педагогических исследованиях.

    1. Особенности музыкально-эстетического воспитания в старшем дошкольном возрасте
    2. Певческая деятельность

Глава 2.

Заключение

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Приобщение к музыке – один из важных путей эстетического воспитания ребенка, так как музыка сильно воздействует на чувства, а через чувства и на его отношение к окружающим явлениям.

“Пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которого успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке, обогащаются переживания ребенка, активно формируются музыкально – слуховые представления звуковысотных отношений” (Н.А.Ветлугина. “Музыкальное развитие”.)

 

 

НЕ ЗАКОНЧИЛА ПОКА….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Проблема музыкально-эстетического воспитания в психолого-педагогических исследованиях.

Специфика пения дошкольников исследовалась в разных аспектах. Еще в 1940 году Н.А.Метлов в своей диссертации “Обучение пению детей старшей группы детского сада” ставил и решал вопросы, связанные с охраной детского голоса, разработкой методики обучения детей пению. Им были определены удобные для каждой возрастной группы диапазоны, выработаны рекомендации по овладению вокальной установкой и певческими навыками, звукообразованием, дыханием, дикцией, чистотой интонации, ансамблем. (Метлов Н.А. Музыка детям.– М.1985).

Проблему развития чистоты интонации в старшем дошкольном возрасте проанализировала А.Д.Войнова. (Развитие чистоты интонации а пении дошкольников – М.1960 г.)

Педагоги – музыканты накопили большой опыт работы по формированию личности ребенка в процессе обучения пению. Весомый вклад а него внесли такие педагоги, как В.Н.Шацкая, Н.А.Метлов, Л.И.Михайлова, Е.А.Аймазов, А.Д.Войнова, Б.Л.Яровский, Д.Т.Зинич, Н.Д.Орлова, Т.В,Волчанская, С.И.Бекина. В их работах дано теоретическое обоснование системы усвоения певческих навыков, продолжена методика практической работы с детьми разных возрастов, показано влияние певческой, исполнительской деятельности на всестороннее развитие личности ребенка. Пение воспитывает эстетическое восприятие и эстетические чувства, художественно – музыкальный вкус – оценочное отношение к песне. У детей появляются любимые песни, и они поют их в повседневной жизни.

Пение способствует умственному развитию ребенка. Оно расширяет детский кругозор, увеличивает объем знаний об окружающей жизни, событиях, явлениях природы. Данную задачу мы видим во всех современных программах музыкального развития.

“Гармония” К.В.Тарасовой – развитие у детей музыкальных способностей во всех доступных видах музыкальной деятельности.

“Синтез” К.В.Тарасовой – введение дошкольников в мир музыки, приобщение к истинно прекрасному.

“Интоника”, “Здравствуй” М.А.Лазарева – стимуляция психофизических качеств детей через музыкальную эмоцию.

“Искусство слышать” Л.В.Школяр – развитие у детей способности моделирования процесса художественного творчества.

“Радуга” – развитие музыкальности, способности слышать музыку и получать удовольствие от встречи с ней.

“Детство” – растить детей здоровыми, жизнерадостными.

В.В.Кирюшин – его сказки предназначены для занятий по теории музыкального изучения нот, интервалов.

В исследованиях  отечественных  психологов  в  области  психического развития детей, указывающие на особую роль эстетического восприятия в освоении действительности, формировании художественных образов на основе восприятия искусства (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.А.Мелик-Пашаев, Б.М.Теплов, и другие);

В положениях о роли эмоционального фактора в развитии личности ребенка     дошкольного      возраста    (Л.С.Выготский,     А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев,  Б.М.Теплов), о понимании  дошкольного  детства  как  периода  накопления опыта эстетического отношения к миру    (Н.А.Ветлугина,    А.В.Запорожец, Т.С.Комарова, и др.);

Во взглядах   на  сущность    и  специфику    методов   приобщения  детей дошкольного возраста  к  миру  искусства, культуры (Т.С.Комарова, Р.М. Чумичева);

В теориях  об  эстетическом  воспитании  детей  дошкольного  возраста (Н.А.Ветлугина, Е.А.Флерина), рассматривающих эстетическое воспитание и эстетическое развитие как важнейшие составляющие общего гармоничного развития личности.

Музыкальное воспитание и развитие ребенка осуществляется на протяжении всех ступеней его жизни. Все виды музыкальной деятельности, рекомендуемые в дошкольном воспитании, развивают музыкальность детей. Музыкальность развивается тем быстрей, чем в более раннем возрасте начинают обучать ребенка каким – либо видам музыкальной деятельности, и наиболее благоприятным периодом начала обучения является дошкольный возраст.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Особенности музыкально-эстетического воспитания в старшем дошкольном возрасте

Музыка - сильнейшее средство формирования интеллекта, эмоциональной культуры, чувств, нравственности, поэтому так велико ее влияние на эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.

Эстетическое воспитание включает в себя формирование эстетических вкусов и эстетических чувств. Роль музыки в эстетическом воспитании заключается в развитии у детей способности воспринимать прекрасное в окружающей действительности, в произведениях искусства, в природе, в отношениях к людям, отличать действительно прекрасное от безобразного. Это еще и развитие вкуса к прекрасному и способности самому создавать это прекрасное.

В нашей стране музыкально-эстетическим воспитанием детей занимаются многие организации, и всех их объединяет одна цель - воспитание гармонично-развитого, духовно богатого человека.

Важнейшим средством музыкально-эстетического воспитания, играющим существенную роль в решении задач всестороннего и гармонического развития детей старшего дошкольного возраста являются и пение. Содержание программы определяется задачами музыкально-эстетического воспитания, реализующимися при ознакомлении с разнообразными песнями, обогащающими духовный мир ребенка, побуждающими к добрым чувствам, к эстетическим переживаниям, становлению интересов и первых проявлений музыкального вкуса.

Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности. Это отношение с возникновением человеческого общества развивалось вместе с ним, воплощаясь в сфере материальной и духовной деятельности людей. Оно связано с восприятием и пониманием ими прекрасного в действительности, наслаждением им, эстетическим творчеством человека.

Организованное музыкально-эстетическое воспитание начинается уже в дошкольном возрасте. В детском саду при помощи музыкального руководителя и воспитателей дети приобщаются к пению, приобретают навыки слушания музыки, развивают ритмические движения, играют на детских инструментах. На них оказывает воздействие музыкальное оформление повседневной жизни детского сада. Одним из важнейших принципов музыкально-эстетического воспитания дошкольников в приобщении их к музыке является направленность всей музыкально-воспитатель ной деятельности на формирование духовного мира детей, с одной стороны, и обогащение слухового опыта, наиболее полное раскрытие задатков каждого ребенка - с другой.

Эстетическое воспитание направлено на развитие способностей дошкольников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь тем самым к различным видам художественной деятельности. Одним из ярких средств эстетического воспитания является музыка. Чтобы она выполнила эту важную функцию, надо развивать у ребенка общую музыкальность. Первый признак музыкальности – способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения, сопереживать услышанное, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ. Музыка волнует маленького слушателя, вызывает ответные реакции, знакомит с жизненными явлениями, рождает ассоциации. Второй признак музыкальности – способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления. Это требует элементарной музыкально-слуховой культуры, произвольного слухового внимания, направленного на те или иные средства выразительности. Третий признак музыкальности – проявление творческого отношения к музыке. Слушая ее, ребенок по-своему представляет художественный образ, передавая его в пении, игре, танце.

С развитием общей музыкальности у детей появляется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуется слух, рождается творческое воображение. Переживания детей приобретают своеобразную эстетическую окрашенность.

Обобщая вышесказанное, можно сказать, что роль музыки в эстетическом воспитании старших дошкольников огромна. Она является одним из самых основных, значимых средств в формировании художественно-эстетического воспитания  ребёнка-дошкольника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Особенности певческой деятельности в старшем дошкольном возрасте

Обучение детей певческим умениям связано с задачей очень осторожного развития детского голоса и сохранения его естественного звучания. Поэтому нужно обращать внимание на основы физиологии детского голоса, чтобы исключить ошибки.

Детский голос обладает особыми качествами, отличающими его от голоса взрослых. Детские голосовые связки короткие по сравнению со связками взрослых – отсюда особое звучание детских голосов. Гортань с голосовыми связками в несколько раз меньше, чем у взрослого. Звук, образовавшийся в гортани очень слабый, но он усиливается резонаторами: верхний головной (полости носа, рта и глотки) и нижний грудной (трахея, бронхи, грудная клетка). Легкость, звонкость детского голоса зависит от слабого развития грудного резонатора, так как у детей преобладают головные резонаторы.

Резонаторы играют большую роль, так как они придают разную окраску голосу. При неправильном извлечении звука, например, в случае его форсирования, голос у детей приобретает низкое звучание. Дети старшего дошкольного возраста поют, как правило, фальцетом. Детские легкие малы по емкости, отсюда естественная ограниченность силы детского голоса.

Чрезмерно громкое пение губительно отражается на голосовых связках детей. Малейшее форсирование, напряжение голоса приводит к тому, что он теряет необходимую легкость, приобретает неприятный горловой характер и переходит в крик.

Исследования в области физиологии возраста показали, что основные показатели звукоизвлечения – высота тона, динамика звука определяются работой 2 групп мышц:

Вокальных (голосовых), сокращающих голосовые связки;

Передних, натягивающих голосовые связки;

При пении фальцетом, то есть при использовании головных резонаторов, свойственным дошкольному возрасту, наблюдается неполное замыкание голосовой щели, и вибрирование голосовых связок. Таким образом, перенапряжение голосовых связок не происходит, и голос оберегается от срыва.

Сила звука так же вызывает большую амплитуду колебаний голосовых связок, и, следовательно, вовлекает в работу большое количество вокальных мышц. У детей это ведет к излишней активности в работе голосовых связок. Возникает крикливость, что так же вредно для развития детского голоса. Очень важно, чтобы ребенок говорил в быту спокойно, без крика, пел естественным голосом.

Охрана детского голоса предусматривает правильно поставленное обучение пению. Этому способствует продуманный подбор репертуара, соответствующий певческим возрастным возможностям детей.

Правильному подбору репертуара помогает изучение диапазона звучания детского голоса. Певческий диапазон – это объем звуков, который определяется интервалом (расстоянием) от самого высокого до самого низкого звука, в пределах которого хорошо звучит голос.

 

Перед началом обучения дошкольников пению я определяю диапазон голоса каждого ребенка (диагностические обследования) и на занятиях стремлюсь систематически его укреплять с помощью различных упражнений, чтобы дети могли свободно владеть своим голосом.

Однако, иногда происходит то, что дети начинают петь взрослые эстрадные песни, это вызывает умиление родителей. Но, когда ребенок взрослеет, его пение становится все менее приятным для слушания. Он не может проникнуть в смысл и содержание песни, поэтому вместо выразительного исполнения проявляется кривляние или попытка неумелого подражания. При таком пении не только портится художественный вкус ребенка, но и наносится вред голосовому аппарату. Исполняя песни взрослых, которые им технически не доступны, дети преодолевают трудности путем разного нажима на различные отделы голосового аппарата. Дети, вовлекая в работу всю мышечную массу голосового аппарата, поют громко, голоса от такого напряжения портятся, преждевременно изнашиваются, возникают различные заболевания голосового аппарата.

При обучении детей пению необходимым:

Информация о работе Певческая деятельнсть как средство эстетического воспитания детей