Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 12:25, курс лекций
«Педагогика» − слово греческого происхождения. Оно состоит из двух слов: «pais» − дитя и «ago» − веду, воспитываю. Буквальный перевод − «детовождение» или искусство воспитания. Русские книжники, знавшие греческий язык, внесли в обиход новые слова − «педагог» и «педагогика». В результате в древней Руси слова «воспитатель» и «воспитание» имели тот же смысл, что и греческие «педагог» и «педагогика».
Однозначно решает этот вопрос А. С. Макаренко: "у каждого педагога необходимо формировать педагогическое мастерство, в основе которого — глубокие теоретические знания, равнозначно важно и творческое усвоение лучших образцов воспитательной деятельности".
Эмоциональны и поэтичны рассуждения по этому поводу нашего современника Ш. А. Амонашвили. "Звездным небом" называет он науку педагогику, классиков педагогической мысли. "Открывая для себя это звездное небо", находя там "свое вдохновение, источники творчества и самопознания", "общаясь непосредственно с педагогическим Олимпом и творчески развивая на практике идеи, почерпнутые оттуда, учитель сократит свой путь к педагогическому мастерству и, может быть, сам начнет раздвигать границы идей педагогического Олимпа".
Современное состояние практики. Сегодня мы убеждаемся в том, что необходимо глубокое взаимодействие науки и искусства не только в области педагогики, но и во всех сферах подготовки специалистов. Недаром широкое распространение получила формула "know-how" (знать как) как основное требование к каждому специалисту.
Педагогическое искусство мы рассматриваем как высокий уровень педагогического мастерства, т. е. педагогических умений, основанных на педагогических убеждениях. Априори ясно, что базисом педагогического искусства являются знания. Владение способами применять эти знания на практике — равнозначная составляющая педагогического искусства. Главным условием реализации педагогического искусства является общение. Немаловажную роль играет педагогическая техника (форма организации поведения учителя). Таким образом, педагогическое искусство = знания + умения + техника при грамотно организованном общении, соединенном с профессиональной увлеченностью, убежденностью, верой и педагогической импровизацией.
"...Импровизация —продукт
единства интуитивного и
Поэтому мы определяем педагогическую импровизацию как компонент педагогической деятельности, осуществляющийся сиюминутно, без предварительной подготовки".
Понятие педагогического мастерства.
Педагогическая биография учителя индивидуальна. Не каждый и не сразу становится мастером. У некоторых на это уходят многие годы. Случается, что отдельные педагоги, к сожалению, так и остаются в разряде посредственных.
Чтобы стать мастером, преобразователем, творцом, учителю необходимо овладеть закономерностями и механизмами педагогического процесса. Это позволит ему педагогически мыслить и действовать, т.е. самостоятельно анализировать педагогические явления, расчленять их на составные элементы, осмысливать каждую часть в связи с целым, находить в теории обучения и воспитания идеи, выводы, принципы, адекватные логике рассматриваемого явления; правильно диагностировать явление, определять, к какой категории психолого-педагогических понятий оно относится; находить основную педагогическую задачу (проблему) и способы ее оптимального решения.
Профессиональное мастерство приходит к тому учителю, который опирается в своей деятельности на научную теорию. Естественно, что при этом он встречается с рядом трудностей. Во-первых, научная теория - это упорядоченная совокупность общих законов, принципов и правил, а практика всегда конкретна и ситуативна. Применение теории на практике требует уже некоторых навыков теоретического мышления, которыми учитель нередко не располагает. Во-вторых, педагогическая деятельность - это целостный процесс, опирающийся на синтез знаний (по философии, педагогике, психологии, методике и др.), тогда как знания учителя зачастую как бы разложены "по полочкам", т.е. не доведены до уровня обобщенных умений, необходимых для управления педагогическим процессом. Это приводит к тому, что учителя часто овладевают педагогическими умениями не под влиянием теории, а независимо от нее, на основе житейских донаучных, обыденных представлений о педагогической деятельности.
Педагогическое мастерство, выражая высокий уровень развития педагогической деятельности, владения педагогической технологией, в то же время выражает и личность педагога в целом, его опыт, гражданскую и профессиональную позицию. Мастерство учителя - это синтез личностно-деловых качеств и свойств личности, определяющий высокую эффективность педагогического процесса.
Компоненты педагогического мастерства. В педагогической науке сложилось несколько подходов к пониманию составляющих педагогического мастерства. Одни ученые считают, что это сплав интуиции и знаний, подлинно научного, авторитетного руководства, способного преодолевать педагогические трудности, и дара чувствовать состояние детской души, тонкого и бережного прикосновения к личности ребенка, внутренний мир которого нежен и хрупок, мудрости и творческой дерзости, способности к научному анализу, фантазии, воображения. В педагогическое мастерство входят наряду с педагогическими знаниями, интуицией также умения в области педагогической техники, позволяющие воспитателю с меньшей затратой энергии добиться больших результатов. Мастерство учителя при этом подходе предполагает постоянное стремление выйти за пределы достигнутого.
Педагогическое мастерство складывается из специальных знаний, а также умений, навыков и привычек, в которых реализуется совершенное владение основными приемами того или иного вида деятельности. Какие бы частные задачи ни решал педагог, он всегда является организатором, наставником и мастером педагогического воздействия. Исходя из этого, в мастерстве педагога можно выделить четыре относительно самостоятельные части: мастерство организатора коллективной и индивидуальной деятельности детей; мастерство убеждения; мастерство передачи знаний и формирования опыта деятельности и, наконец, мастерство владения педагогической техникой. В реальной педагогической деятельности эти виды мастерства тесно связаны, переплетаются и взаимно усиливают друг друга.
Более
прогрессивным представляется понимание
педагогического мастерства как системы
с позиций личностно-деятельностного
подхода. Н. Н.Тарасевич, рассматривая
педагогическое мастерство как комплекс
свойств личности, обеспечивающий высокий
уровень самоорганизации профессиональной
деятельности, к числу важнейших относит
гуманистическую направленность личности
учителя, его профессиональные знания,
педагогические способности и педагогическую
технику. Все эти четыре элемента в системе
педагогического мастерства взаимосвязаны,
им свойственно саморазвитие, а не только
рост под воздействием внешних условий.
Основой саморазвития педагогического
мастерства выступает сплав знаний и направленности
личности; важным условием его успешности
- способности; средством, придающим целостность,
связанность направленности и результативности,
- умения в области педагогической техники.
Несмотря на определенные различия в
рассмотренных подходах, в них подчеркивается,
что в структуре педагогического мастерства
в целом выражается личность и деятельность
педагога.
Особое место в структуре мастерства учителя занимает педагогическая техника. Это та совокупность умений и навыков, которые необходимы для эффективного применения системы методов педагогического воздействия на отдельных учащихся и коллектив в целом: умения выбрать правильный стиль и тон в обращении с воспитанниками, управлять их вниманием, чувство темпа, навыки управления и демонстрации своего отношения к поступкам учащихся и др.
Владение
основами педагогической техники - необходимое
условие овладения технологией общения.
А. С. Макаренко писал: "Я сделался настоящим
мастером только тогда, когда научился
говорить "иди сюда" с 15 - 20 оттенками,
когда научился давать 20 нюансов в постановке
лица, фигуры, голоса. И тогда я не боялся,
что кто-то ко мне не пойдет и не почувствует
того, что нужно". Из этого признания
А. С. Макаренко очевидно, что особое место
в ряду умений и навыков педагогической
техники занимает развитие речи учителя
как одного из важнейших воспитательных
средств.
Необходимая в деятельности учителя
культура речи - это правильная дикция,
поставленный голос, правильное дыхание
и разумное присоединение к речи мимики
и жестикуляции. Кроме названных к умениям
и навыкам педагогической техники необходимо
отнести и такие, как управление своим
телом, снятие мышечного напряжения в
процессе выполнения педагогических действий;
управление своим психическим состоянием;
вызов "по заказу" чувств удивления,
радости, гнева и т.п.; владение техникой
интонирования для выражения разных чувств
(просьбы, требования, вопроса, приказа,
совета, пожелания и т.п.); удержание нити
разговора, управление инициативой в процессе
общения; пользование мимическими и пантомимическими
средствами для выражения позитивных
и негативных требований; расположение
к себе собеседника; образная передача
информации; мобилизация творческого
самочувствия перед предстоящим общением
и др.