Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 12:25, курс лекций
«Педагогика» − слово греческого происхождения. Оно состоит из двух слов: «pais» − дитя и «ago» − веду, воспитываю. Буквальный перевод − «детовождение» или искусство воспитания. Русские книжники, знавшие греческий язык, внесли в обиход новые слова − «педагог» и «педагогика». В результате в древней Руси слова «воспитатель» и «воспитание» имели тот же смысл, что и греческие «педагог» и «педагогика».
«Педагогика» − слово греческого происхождения. Оно состоит из двух слов: «pais» − дитя и «ago» − веду, воспитываю. Буквальный перевод − «детовождение» или искусство воспитания. Русские книжники, знавшие греческий язык, внесли в обиход новые слова − «педагог» и «педагогика». В результате в древней Руси слова «воспитатель» и «воспитание» имели тот же смысл, что и греческие «педагог» и «педагогика».
Педагогом в Древней Греции называли раба, водившего за руку в школу ребенка своего хозяина. Учителем был другой раб, образованный. Затем это слово стали употреблять в более широком смысле − вести ребенка по жизни, учить его и воспитывать.
Потребность воспитывать, передавать опыт от поколения к поколению появилась на ранних этапах развития общества. Воспитание было таким же общественным явлением, как любой вид деятельности человека.
Вначале педагогическая мысль оформлялась в виде педагогических заповедей, которые относились к правилам поведения, отношением между родителями и детьми, старшими и младшими.
Педагогика ведет свое начало от народной педагогики. Она воплощалась в пословицах и поговорках, т.е. имела иносказательную форму и устное бытование: «От умного научишься, от глупого разучишься», «Век живи - век учись», «Корень учения горек, да плод сладок».
К приоритетам педагогической науки относятся: мир, человек, экология и сотрудничество.
Наука педагогика имеет свой объект и предмет. Объектом педагогики является образование. Его изучают психология, социология, философия, эргономика, теория управления, история и другие науки.
Педагогика выполняет следующие функции: научно-теоретическую (познание сущности педагогических явлений и процессов, раскрытие закономерностей, структуры, механизмов, специфики протекания педагогических процессов); конструктивно-техническую (планирование, методика, организации и реализации, совершенствование педагогического процесса); прогностическую (развитие педагогической теории, тенденции развития педагогических проблем и явлений, перспективы развития образовательных учреждений разного типа и вида).
Педагогическая наука и практика решает различные вопросы, связанные с воспитанием, обучением и образованием подрастающего поколения (табл. 1).
В структуру педагогической науки входят: педагогические теории, педагогические системы и педагогические технологии.
Источниками педагогики являются теоретические разработки и результаты исследования ученых настоящего и будущего; педагогическая практика и опыт.
В жизни встречаются различные педагогические проблемы − это объективно возникающие в педагогической теории и практике вопросы, относительно процессов воспитания, образования и обучения человека. Они закономерно рождаются с изменением социально-экономической ситуации в государстве. Педагогическая наука и практика должны соответствовать новым требованиям общества, решая проблемы:
1. Изучение сущности и закономерностей развития и формирования личности: их влияние на процесс воспитания и образования.
2. Определение целей воспитания и образования.
Таблица 1
Вопросы, решаемые наукой педагогикой
Вопрос |
Аспект в педагогике |
Для чего необходимы воспитание и обучение, и какие цели и задачи решают? |
Цель воспитания и целеполагания в целостном педагогическом процессе |
Кто и ради кого осуществляет воспитание и обучение? |
Субъекты педагогического процесса (субъекты воспитания: личность, семья, школа, общество, государство) |
Чему учить и какие ценности передать в целостном педагогическом процессе? |
Содержание воспитания и обучения (содержанием в общем виде выступает культура в самом широком понимании) |
Как учить? |
Методы, средства, организационные формы обучения и воспитания и общие принципиальные подходы к их разработке |
Где учить и воспитывать и какими должны быть существующие в стране педагогические системы и образовательные модели? |
Система, виды и формы образования |
Кому и как управлять системой образования? |
Управление педагогическими системами и образовательными моделями, кадры для этих задач |
3. Разработка содержания воспитания и образования.
4. Исследование и разработка методов воспитания и развития личности.
Наука педагогика изучает проблемы и более частного характера: а) как происходит развитие личности в условиях специально организованных и стихийно складывающихся воздействий; б) как организовать педагогический процесс, обеспечивающий развитие личности в желательном направлении.
В связи с вышесказанным педагогическое науковедение выделяет несколько задач по разным основаниям. Это, прежде всего классы постоянных и временных задач.
1. Приоритетной
постоянной задачей
2. В состав постоянных, то есть непереходящих задач педагогической науки, входят:
а) изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности. Непрерывное накопление рациональных средств эффективного влияния на обучающихся является неотъемлемой чертой труда педагога-практика. Роль науки педагогики состоит в том, чтобы проникнуть в сущность находок, выявить то, что соответствует индивидуальности педагога-новатора, неповторимо, а что поддается генерализации и может превратиться во всеобщее достояние. Продуктивнее этот процесс идет у тех лиц, которые совмещают научную работу по педагогике с практическим преподавательским трудом в образовательном учреждении;
б) разработка инновационных методов, средств и организационных форм систем обучения, воспитания и управления образовательными учреждениями;
в) прогнозирование развития образования на ближайшее и отдаленное будущее. Область педагогической прогностики охватывает все горизонты образовательной инфраструктуры и самой науки. В педагогическом прогнозировании реализуетсякибернетический постулат: любая система характеризуется двумя параметрами: она функционирует и одновременно развивается. Отсюда возникает необходимость двухаспектного управления системой: управление функционированием и управление её развитием;
г) внедрения результатов исследования в реальную образовательную практику. Возникновение временных педагогических задач диктуется потребностями педагогической практики и самой науки. Многие из них не поддаются предвидению. Поэтому возникают потребности в научных подразделениях типа «быстрого реагирования». Примером временных задач могут быть такие, как создание библиотеки целостных компьютеризированных курсов и электронных учебников, разработка стандартов педагогического профессионализма, разработка тестов уровней педагогического мастерства, анализ природы типовых конфликтов в отношениях педагог-студент, педагог-школьник и др.
К общемировым тенденциям современной педагогики относятся: творческое содружество педагогов мира, изучение и обобщение исторического и современного опыта развития школы и педагогики в мире, усиление демократических и гуманистических тенденций.
Педагогика как искусство
Рассмотрим
особенности педагогики как искусства.
Определение искусства
Значит, говоря о педагогике как области искусства, мы по всей вероятности должны вести речь об умении, мастерстве педагога.
В естественно-научном познании личностные качества ученого, оценки не имеют решающего влияния на результаты его деятельности. Но в педагогической науке, педагогической деятельности личность педагога, его талант, мастерство (или их отсутствие) имеют решающее значение.
Чисто практическую
педагогическую деятельность называют
"искусством, созданным на научной
основе". Педагогическая деятельность
каждого конкретного педагога, каждого
конкретного педагогического
Наука и искусство принципиально отличаются способами распространения. Науку нужно изучать, и иначе ее не постигнешь. А искусство можно перенять; миллионы людей воспитывают своих детей, достигая прекрасных результатов, не изучая науку, а перенимая искусство растить детей у своих родителей и близких. Иначе говоря, педагогику можно назвать наукой о развитии таланта к воспитанию детей. Педагогика - единственная наука, которая признает тайну, интуицию, судьбу, оставаясь при этом строгой наукой.
Влияние личности педагога на педагогическую деятельность особенно велико и существенно уже потому, что воспитание включает в себя межличностные отношения, индивидуальный облик воспитателя, чутье, интуицию, находчивость, такт и многие другие субъективные качества, которые выступают как реальные и действенные факторы искусства воспитания.
Педагогическая наука
не может предусмотреть это
Педагогика фиксирует типичные обстоятельства и типичные трудности, содержит богатый арсенал педагогических средств, анализирует условия их успешного применения. Педагог - мастер извлекает из этого богатства то, что ему требуется: применительно к особенностям каждого индивидуального случая он действует творчески.
Таким образом, мы приходим к пониманию того, что педагогическое искусство есть ничто иное, как педагогическое мастерство учителя. "Мастерство как комплекс свойств личности, обеспечивающих высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности", по мнению И.А. Зязюна, включает в себя комплекс свойств личности:
1. Гуманистическая
2. Профессиональные знания,
дающие ему глубину,
3. Педагогические способности, обеспечивающие скорость его совершенствования;
4. Педагогическая техника, опирающаяся на знания и способности, позволяет все средства увязать с целью, сделать педагогическую деятельность гармоничной.
Ретроспектива взглядов педагогов прошлого. На протяжении столетий педагоги — теоретики и практики ведут спор о том, является ли педагогика наукой или искусством. Для нашей концепции рассмотрения педагогики и как науки, и как искусства особо важны идеи русских педагогов XVIII — XX вв. Так, Н. И. Новиков подчеркивал, что педагогика "...есть особенная тонкая наука, предполагающая себе многие знания и в исполнении требующая много наблюдательного духа, внимания и просвещенного практического рассудка".
К. Д. Ушинский рассматривал педагогику "в обширном смысле как собрание наук, направленных к одной цели", и педагогику "в тесном смысле" как теорию искусства, "выведенную из этих наук". "Искусство воспитания, — писал он, — имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом легким — и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения; некоторые думают, что для него нужна врожденная способность и уменье, т е. навык; но весьма немногие пришли к убеждению, что, кроме терпения, врожденной способности и навыка, необходимы еще и специальные знания..."
П. Ф. Каптерев: "...противопоставлять науку и искусство нельзя... И наука, и искусство создают нечто новое, не существовавшее до сих пор, и потому равно суть деятельности творческие; и та и другое нуждаются в деятельном участии органов внешних чувств для собирания наблюдений, обработки их и проверки, для художественного выражения известной идеи в определенной материальной форме; ни наука, ни искусство никогда не занимаются одним явлением ради него самого, их предмет постоянно общее". "Искусство есть приложение науки, и человек искусства постоянно вращается в сфере научных приложений и формул". "Применение научных законов к требованиям жизни и есть искусство". "Чтобы быть хорошим учителем, для этого нужно основательно знать свою науку и иметь некоторое знакомство с преподавательской техникой".
П. П. Блонский глубоко и обоснованно решил вопрос о соотношении искусства и теоретических знаний в педагогике: он убеждал, что одинаково важны и нужны "умение, талант и теоретические знания".