Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 15:05, реферат
Великий славянский педагог Ян Амос Коменский оставил обширное наследие, состоящее из многочисленных педагогических трудов. Одним из важнейших его произведений был труд, написанный в 1632г., названный "Великая дидактика", книга положила начало науке о процессе обучения. Эта книга была переведена на многие языки и прославила имя Коменского во всем мире. В ней Коменский сформулировал основные дидактические принципы, которые в дальнейшем стали основой практически всех педагогических учений. Следуя сенсуалистической философии, Коменский в основу познания и обучения поставил чувственный опыт. Все основные идеи дидактики Коменского носят сенсуалистический характер. Коменский считал, что в основе обучения должны лежать познание реального мира на основе чувственного восприятия, реализм, принцип наглядности, систематичность обучения, последовательность обучения, посильность обучения, прочность усвоения учащимися учебного материала, необходимость развивать познавательные способности учащихся.
I. Источники по теме Педогогическое учение Я.А.Коменского. а) "Великая дидактика" б) "Материнская школа" в) "Мир чувственных вещей в картинках" г) Другие произведения Коменского.
II. Статьи анализирующие произведения Я.А.Коменского и дающие сведения о его жизни и творчестве.
III. Биография Яна Амоса Коменского.
IV. Стихийный материализм, гуманизм и демократизм в мировоззрении Коменского.
V. Дидактические взгляды Коменского. а) природосообразность б) принцип наглядности в) сознательность учения г) систематичность обучения д) последовательность обучения е) посильность обучения ж) прочность усвоения з) развитие познавательных способностей учащихся
VI. Возрастная периодизация. Система школ и содержание обучения.
VII. Организация школьного обучения требования к учебнику.
VIII. Нравственное воспитание. Дисциплина.
IX. Роль учителя и требования к нему.
X. Значение педагогической теории Коменского для развития педагогики и школьной практики
Педагогическое учение славянского педагога Яна Амоса Коменского
Педагогическое
учение славянского педагога Яна Амоса
Коменского
Нижегородский Государственный Педагогический
Университет Исторический факультет Кафедра
Педагогики КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА На тему:
Педагогическое учение славянского педагога
Яна Амоса Коменского ВЫПОЛНИЛА: Студентка
курса Заочного отделения I группы 2000г.
ЛИТЕРАТУРА _ Хрестоматия по истории зарубежной
педагогики М. 1981 _ Каиров И.А. Педагогический
словарь. Т. I М. 1960 _ Медынский Е.Н. История
Педагогики. Ч. I . М. 1941. _ Константинов Н.А.
История Педагогики. М. 1982. _ Педагогика.
1992. № 5-6 С. 81-99. Ст. 3. Равкина и Степашко
Л. К 400-летию со дня рождения Я.А.Коменского.
_ Семья и школа. 1992. № 4-6. С. 20. Коменский
Ян Амос "Милее и дороже, чем золото
и серебро..." ПЛАН I. Источники по теме
Педогогическое учение Я.А.Коменского.
а) "Великая дидактика" б) "Материнская
школа" в) "Мир чувственных вещей
в картинках" г) Другие произведения
Коменского. II. Статьи анализирующие произведения
Я.А.Коменского и дающие сведения о его
жизни и творчестве. III. Биография Яна Амоса
Коменского. IV. Стихийный материализм,
гуманизм и демократизм в мировоззрении
Коменского. V. Дидактические взгляды Коменского.
а) природосообразность б) принцип наглядности
в) сознательность учения г) систематичность
обучения д) последовательность обучения
е) посильность обучения ж) прочность усвоения
з) развитие познавательных способностей
учащихся VI. Возрастная периодизация.
Система школ и содержание обучения. VII.
Организация школьного обучения требования
к учебнику. VIII. Нравственное воспитание.
Дисциплина. IX. Роль учителя и требования
к нему. X. Значение педагогической теории
Коменского для развития педагогики и
школьной практики. I. Великий славянский
педагог Ян Амос Коменский оставил обширное
наследие, состоящее из многочисленных
педагогических трудов. Одним из важнейших
его произведений был труд, написанный
в 1632г., названный "Великая дидактика",
книга положила начало науке о процессе
обучения. Эта книга была переведена на
многие языки и прославила имя Коменского
во всем мире. В ней Коменский сформулировал
основные дидактические принципы, которые
в дальнейшем стали основой практически
всех педагогических учений. Следуя сенсуалистической
философии, Коменский в основу познания
и обучения поставил чувственный опыт.
Все основные идеи дидактики Коменского
носят сенсуалистический характер. Коменский
считал, что в основе обучения должны лежать
познание реального мира на основе чувственного
восприятия, реализм, принцип наглядности,
систематичность обучения, последовательность
обучения, посильность обучения, прочность
усвоения учащимися учебного материала,
необходимость развивать познавательные
способности учащихся. "Коменский пришел
к своим глубоким обобщениям в области
воспитания и обучения из наблюдений за
жизнью общества и состоянием воспитания,
из педагогического опыта. На основе его
личной учительской деятельности и пере-
дового педагогического опыта эпохи родились
и оформились у него глубокие теоретические
мысли, какие мы находим в "Великой дидактике".*
(* Константинов Н.А. История Педагогики.
М. 1982.) Так же важнейшей из книг Коменского
стало первое в мире специальное руководство
по воспитанию детей дошкольного возраста
"Материнская школа", написанная
в 1633г. В данном произведении Коменский
предлагал дошкольное воспитание детей
до 6 лет производить под руководством
матери. Педагог подробно разработал содержание
обучения детей. Материнская школа, учиты-
вая природные особенности детей, должна
дать детям до шестилетнего возраста первоначальные
представления, живые впечатления об окружающей
природе и общественной жизни. Коменский
давал рекомендации по трудовому, нравственному
воспитанию. "Материнская школа"
- была в то время первым в мире руководством
по дошкольному воспитанию, в чем заключается
огромная заслуга Коменского. Апогеем
творсества великого славянского педагога
стало величайшее произведение Orbis sensualium
piktus ("Мир чувственных вещей в картинках").
Учебник представлял собой своего рода
иллюстрированную детскую энциклопедию
первоначальных знаний. В 150 кратких статьях,
каждая из которых снабжена рисунком,
даются сведения по географии, о растениях,
животных, человеческом теле), о деятельности
человека ( ремесла, сельское хозяйство,
транспорт, культура и прочее), об общественной
жизни (государственное управ- ление, суд).
В то же время с большим педагогическим
мастерством обогащается речь учащихся:
учебник давал знания по родному и латинскому
языкам. Книга эта была переведена на многие
языки и в течении более 150 лет служила
хорошим учебником для первоначального
обучения. Великий немецкий поэт Гете
в начале XIX века вспоминал о ней как об
образцовой учебной книге, по которой
он обучался сам. "Orbis sensualium pictus" -
"Мир чувственных вещей в картинках
или изобра- жение и наименование всех
важнейших предметов в мире" - труд "позднего"
Я.А.Коменского. Книга была задумана, когда
готовилась "Великая дидактика",
написана в Трансильванском княжестве
два десятилетия спустя, а увидели свет
в Нюрнберге, за 12 лет до его кончины. За
первым последовали издания 1659, 1662, 1663,
1669гг. и другие. Переведенная на английский,
тиражировалась многократно: 1659, 1664, 1677гг.
и далее. В России выходила пять раз, в
том числе у Н.И.Новикова, известного просветилеля,
журналисти и масона, основа- теля ложи
"искания света". "Мир..." - вершина
педагогического творчества Коменского,
счасливое сочетание гениальности дидактического
замысла и методического совершенства
в его воплощении. Об этом написано много
и справедливо. Структура замысла, помимо
прочих достоинств, не потускневших и
по сей день, позволяла с одинако- вым успехом
использовать заложенные в нем возможности
на материале любого из известных тогда
языков - на трех и более параллельно идущих
под общим русунком-схемой-симвомлом текстах.
В отечественном издании 1768г. - Иоанна
Амоса Комения Видимый свет" - их было
пять: на латинском, русском, немецком,
итальянском и французском. Программа
Коменского, как она отразилась в "Мире...",
оказалась привле- кательной для многих,
не только самых обездоленных и униженных,
практичной основой концепции надежды
прежде всего потому, что в отличии от
абстрактных декларации о милосердии
и альтруизме, конфессионально корыстных
и лицимер- ных, в противовес беззаконию
феодала-сюзерена строилась на новой ценностно-
нормативной основе. Это была система
правосознания для нового общества, возникающего
на развалинах старого. Ее отличали обостренное
внимание к проблематике распределительной
и карательной справедливости, к развитию
контрактной этики, т.е. культуры соблюдения
взаимных обязательств, к идее необчуждаемых
прав-свобод, дарованных от рождения каждому".*(*Равкин
З.И. Степашко Л.А. К 400 летию со дня рождения
Я. А.Коменского. Педагогика. 1992. № 5-6.) Коменским
было написано еще много других замечаетльных
произведений, дающих нам сведения о его
педагогических воззрениях. Например
это "Откры- тая дверь языков и всех
наук" 1631г. В учебнике Коменский, подобрав
в соответствии с высказанными им дидактическими
принципами ряд постепенно грамматически
усложняющихся предложений (фраз), одновременно
дает и учебник языка, и книгу, знакомящую
ребенка с доступными ему знаниями из
разных областей. Коменский написал 7 томов
огромного труда "Общий совет об исправлении
дел человеческих" (при его жизни было
напечатано всего 2 тома, остальные найдены
лишь в 1935г. и позже изданы в Чехословацкой
Социалистической Республикие) в котором
наметил гуманную и демократическую программу
"всестороннего исправления всех и
во всем". В небольшом сочинении "Законы
хорошо организованной школы" Коменский
дал много ценных указаний, сформулированных
в виде кратких правил, касающихся правильной
организации школьного режима, управления
школой, обязанностей учителей, поведения
учащихся. II. На общирнейший творческий
материал Я.А.Коменского было написано
множество различных критических статей,
анализирующих произведения педагога.
Статья из учебника История Педагогики
под редакцией Константинова Н.А. Медынского
Е.Н., Шабаева М.Ф. М. "Просвещение"
1982г. страницы 27-39 дает сведения об участии
Коменского в борьбе чешского народа за
свободу и независимость, рассказывает
о дидактических принципах Коменского,
о возрастной периодизации, системе школ
и содержании обучения, об организации
школьного обучения, о нравственном воспитании,
дисциплине по Коменскому, о роли учителя
и требованиях к нему, об учебниках составленных
Коменским, о значении педагогической
теории Коменского для развития педагогики
и школьной практики в последующие века.
Статья из учебника История Педагогики
под редакцией Медынского Е.Н. М. 1941г. страницы
97-118. Сообщает биографические сведения
о Коменском, влиянии демократических
движений, философии Бэкона и педагогики
эпохи Возрождения на мировоззрение и
педагогику Коменского, целях воспитания,
природосообразность педагогики Коменского,
взгляды Коменского на ребенка, о значении
школы, всеобщем обучении, школьной системе,
содержании обучения, организации школьной
работы, об основах методики обучения,
роли чувств в обучении и принципе наглядности,
о требованиях к учителю, к учебнику, о
воспитательной работе по Коменскому
и о значении Коменского, его влиянии на
развитие педагогики. К 400 летию со дня
рождения Яна Амоса Коменского вышли статьи
в журналах "Педагогика" и "Семья
и школа". Статья в журнале "Педагогика"
№ 5-6 1992г.Равкина З.И. и Степашко Л.А. "Великий
реформатор школы. Человек в концепции
Я.А.Коменского. Orbis sensualium piktus." дает
биографические сведения о Коменском,
анализ его работ и, что особенно важно,
содержит часть из книги "Мир чувственных
вещей". Статья в журнале "Семья и
школа" № 4-6 1992г. страница 20 также цитирует
произведения Коменского, анализирует
их. Практически во всех изданиях расположен
портрет педагога, что так же не мало важно.
Есть возможность увидить изображении
человека, о котором читаешь.Коменский
представлен с глубокомысленным взглядом,
высоким лбом - говорящем о большом уме,
человеком благообразным, умудренным
жизненным опытом. Статья из Педагогического
словаря Т.I. М. 1960. под редакцией И.А.Каирова
даны сведения о жизни и творчестве Коменского
о его педагогических взглядах, перечисляется
литература о Коменском. Произведения
Коменского можно найти на латинском и
чешском языках в библиографии Brambora J.
Kniznidilo J.A. Komenskeho Praha. 1954., на русском языке:
Зрелище вселенные... СПБ 1822.; Великая дидактики
М.1896.; Избранные педагогические социнения
Тт. 1-3. М. 1939-1941.; Избранные педагогические
сочинения М. 1955.; Мир чувственных вещей
в картинках. М. 1957. Литература о Коменском
Красновский А.А. Ян Амос Коменский. М.
1953.; Лордкипанидзе Д.Д. Великий чешский
педагог Ян Амос Коменский. М. 1957. и многая
другая. III. "Ян Амос Коменскиий - сын
той сложной и противоречивой эпохи, когда
развертывалась борьба нарождающегося,
прогрессивного тогда класса буржуазии
с устоями феодально-крепостнического
строя и его идеологическим оплотом - папским
престолом."* (* Равкин З.И. Степашко Л.А.
Великий реформатор школы. Педагогика
№ 5-6. 1992.) Великий педагог Ян Амос Коменский
был чехом по происхождению. Он родился
в 1592г. в семье мельника, входившей в состав
сектантской общины "богемных братьев",
эта община образовалась из остатков христианско-
коммунистической общины таборитов, названной
от местеча Табор. Табориты были наиболее
радикальным плебейским крылом гуситского
национально- религиозного движения в
Чехии, направленного против немецкого
дворянства и католической церкви, угнетавших
чешский народ. Табориты учили, что скоро
настанет время, когда "не будет ни господ,
ни холопов", что "все должно быть
равными, как братья и сестры", что "в
будущем все должно быть общим и ни у кого
не должно быть отдельной собственности".
Силой оружия табориты успешно боролись
против дворянства и католической церкви,
но в 1434г. феодалы нанесли таборитам страшное
поражение. Остатки общины образовали
более умеренную демократическую общину
"чешских (богемских) братьев", в состав
которой входили ремесленники и крестьяне.
"Эта община сплотила патриотов, боровшихся
за свободу и незавасимость чешского народа.
Освободительная борьба чехов была частью
движения европейских народов против
феодализма."* (* Константинов Н.А. История
Педагогики М. 1982.) Ян Амос Коменский обучался
в начальной братской школе. "Лишь на
шестнадцатом году жизни ему удалось поступить
в латинскую школу, так как после смерти
родителей о его дальнейшем образовании
никто не заботился: опекуны считали дальнейшее
образование для сына мельника не нужным.
В средней (латинской) школе Коменский
выделилися своими блестящими способностями.
Здесь же впервые он понял многие недостатки
содержания, организации и методики обучения
и загорелся стремлением улучшить постановку
школьного дела. Благодаря своим успехам
в учении Коменский был направлен за счет
общины богемских братьев для окончания
образования в Герборнскую академию, на
богословский факультет, по окончании
которого поступил в Гейдельбергский
университет. Тогда же у Коменского появилось
стремление к демократизации знания: он
мечтал о том, чтобы составить на родном
чешском языке библиотеку для чтения по
разным отраслям знания. По возвращении
на родину Коменский руководил братской
школой и сделался выборным священником
общины богемских братьев. В начале Тридцатилетней
войны 1618 - 1648гг. богемские братья подвергались
гонению со стороны немецкого дворянства,
вынуждены были месяцами скрываться в
лесах и горах, не смея, как вспоминал затем
Коменский, развести огонь для изготовления
пищи. Они были изгнаны из родины и поселились
в Польше. Во время этих преследований
погиб ряд рукописей сочинений Коменского,
умерли его жена и дети. Когда община богемских
братьев после целого ряда скитаний обосновалась,наконец,
в польском городе Лешно, Коменский снова
стал руководить братской школой, преобразованной
в гимназию. В 1631г. он составил книгу для
обучения "Открытая дверь к языкам"
(Janua Linguarum reserata). Книга доставила Коменского
громадную известность. В 1632г. было закончено
главное педагогическое произведение
Коменского "Великая дидактика".*
(*Медынский Е.Н. История Педагогики. М.
1941.) В 1633г. Коменский написал первое в
мире специальное руководство по воспитанию
детей дошкольного возраста "Материнская
школа". Служение своей страдающей родине
Коменский стремился сочетать со служением
всему человечеству. Он выступил с идеей
розносторонних социальных преобразований.
В эпоху кровавых войн и жестоких политических
и религиозных распрей он требовал сохранения
всеобщего мира, установления международного
сотрудничества в области политики, науки
и образования. Он предлагал учредить
универсальный центр, поддерживающей
связи со всеми странами мира в целях улучшения
человеческих отношений и общественной
жизни. Коменский написал 7 томов огромного
труда "Общий совет об исправлении дел
человеческих", в котором наметил гуманную
и демократическую программу "всестороннего
исправления всех и во всем". Коменский
разрабатывает идеи пансофии под которой
понимал совокупность энциклопедических
знаний о природе и обществе, которые были
бы доступны всем людям. Он поддерживал
широкие международные связи. Пансофические
работы Коменского были сочувственно
встречены в передовых кругах Англии.
По приглашению парламента он в 1641г. едет
в Лондон. Парламент принял постановление
об организации ученой коллегии для разработки
пансофии под руководством Коменского
и при участии ученых разных стран. Но
в Англии началась гражданская война,
и этот план не мог быть осуществлен. В
надежде на помощь Швеции его поруганной
родине Коменский с 1642 - 1647гг. жил в этой
стране, работал по поручению шведского
правительства над учебниками и методикой
преподавания языков. Будучи избран главой
общины богемских братьев, Коменский вернулся
в 1648г. в Лешно. Когда община распалась,
Коменский снова занялся преподавательской
деятельностью. В течении нескольких лет
он руководил школой в Венгрии, куда также
был приглашен как известный педагог,
составил "Видимый мир в картинках"
(Orbis sensualium pictus) - первый учебник, построенный
по принципу наглядности. Когда Лешно
- последнее убежище богемских братьев
- был взят и разорен (1656г.) во время шведско-польской
войны, Коменский бежал в Голландию в Гамбург
и, наконец, нашел себе приют у одного из
почитателей, в Амстердаме. Здесь по постановлению
Сената, было издано собрание его сочинений.
Коменский умер в 1670г. "В последнем,
предсмертном произведении Коменский
справедливо говорит, что в течении всей
своей жизни он был человеком стремлений.
Великий педагог, демократ, гуманист, Коменский
сочетал педагогическую теорию с практикой,
разработал основы современной дидактики,
дал ценную педагогическую систему, в
которой синтезирован громадный опыт
педагогических исканий XV - XVIIвв. Своим
личным примером он показал образец глубокой
любви к педагогическуму делу и к детям,
большой энергии и настойчивости в педагогической
работе, уменья обобщать педагогический
опыт".*(*Медынский Е.Н. История Педагогики.
М. 1941.) IV. В произведениях Коменского нашли
глубокое отражение новые идеи его времени.
От народных движений того времени, в частности
от "чешских братьев", Коменский воспринял
демократизм, глубокие симпатии к трудящимся,
отрицательное отношение к дворянству
и католической церкви. Демократизм Коменского
сказывается в его требовании единой школы,
всеобщности и обязательности школы родного
языка для всех детей без различия сословий,
имущественного положения и пола. (Великая
дидактика. Глава IX."Школам нужно вверять
всю молодежь обоего пола: Женщины такойже
образ божий. Равно причастны они благодати
и царству будущего века. Одинаково они
одарены (часто более нашего пола) быстрым
и вопринимающим мудрость умом."*). (*Пискунов
А.И. Хрестоматия по истории зарубежной
педагогики. М. 1981.) "Гуманизм педагогической
системы Коменского во многом сформировался
под влиянием идей, самого духа эпохи Возрождения;
ее заключительного этапа. Культ человека,
жизнерадостность, оптимизм, стремление
к созданию условий для свободного, раскованного
развития личности - эти и другие гуманистические
идеи и идеалы были глубоко восприняты
Коменским. В противоположность мрачному
аскетизму средних веков, церковному учению
о греховной природе человека он считал,
что человек - это "совершеннейшее, прекраснейшее
создание, удивительный микрокосм",
гармония души и тела, а школа должна стать
"мастерской гуманности, человечности".*
(*Равкин З.И., Степашко Л.А. Великий реформатор
школы. Педагогика № 5-6. 1992.) По словам Коменского,
"человек, руководимый природой, может
дойти до всего". V. Основой дидактических
всзглядов Я.А.Коменского, главным принципом
воспитания и обуечения являеться природосообразность
влспитания. "Через все педагогические
сочинения Коменсткого, в особенности
же через его главное сочинение - "Великую
дидактику", красной нитью проходит
мысль, что правильное воспитание во всем
должно сообрзоваться с природой. Коменский
считал, что человек как часть природы
подчиняется ее главнейшим законам, действующим
как в мире растений и животных, так и в
отношении человека. Он указывает, что
"точный порядок школы надо заимствовать
от природы", что необходимо исходить
из наблюдений "над теми процессами,
какие повсюду проявляет природа в своих
действиях". Он пытается установить
закономерности воспитания путем аналогий
с естественными "основоположениями",
законами природы."Природа тщательно
приспособляется к удобному времени(ничто
непредпринимается несвоевременно); природа
избирает для своего воздействия подходящий
предмет...(материал делается годным для
восприятия формы); всякое свое формирование
природа начинает с самого общего и кончает
наиболее особенным (сначала общее).*(Коменский
Я.А. Великая дидактика. Хрестоматия по
истории зарубежной педагогики. М. 1981.)
Таким образом построены буквально все
основаположения "Великой дидактики".
Коменский пришел к своим глубоким обобщениям
в области воспитания и обучения из наблюдений
над жизнью общества и состоянием воспитания,
из педагогического опыта. На основе его
опыта эпохи родились и оформились у него
глубокие теоретические мысли, какие мы
находим в "Великой дидактике". Под
этот педагогический опыт он подвел философское
обоснование. Раньше каждое педагогическое
положение обосновывали религиозными
доводами, обычно цитатами из так называемого
священного писания. Коменский, не отказываясь
вовсе от этого старого способа, вводит
наряду с ним новый прием аргументации,
навеянный эпохой Возрождения, - ссылки
на природу и пытается сформулировать
общие закономерности "основоположения"
природы и воспитания. Говоря о законах
("основоположениях") природы, он
считал природу созданием провидения.
Наряду с пониманием принципа природосообразности
воспитания как следование законам природы
у Коменского при обосновании возрасной
периодизации, школьной системы и некоторых
дидактических принципов и правил встречаются
ссылки на природу (врожденные черты) человека
и на природные возрастные особенности
детей."* (*Константинов Н.А. История
Педагогики. М. 1982.) "Следуя сенсуалистической
философии, Коменский в основу познания
и обучения поставил чувственный опыт
и теоретически обосновал и подробно раскрыл
принцип наглядности. "Природа подготавливает
себе материал, прежде чем начинает придавать
ему форму... Против этого основного положения
школы погрешают следующим образом: ...тем,
что не стараются иметь для общего пользования
всевозможные орудия: книги, доски, модели,
образцы и т.п.,... школы учат словам ранее
вещей...".*(Коменский Я.А. Великая дидактика.
Гл. XVI. Хрестоматия по истории зарубежной
педагогики. М. 1981.) Коменский понимал наглядность
широко, не только как зрительную, но и
как привлечение всех органов чувств к
лучшему и ясному восприятию вещей и явлений.
Им было провозглашего "золотое правило"
дидактики: "Все, что только возможно,
представлять для восприятия чувствами:
видимое для восприятия - зрением; слышимое
- слухом; запахи - обонянием; подлежащее
вкусу - вкусом; доступное осязанию - путем
осязания. Если какие-либо предметы сразу
можно воспринимать несколькими чувствами,
пусть они сразу схватываются несколькими
чувствами". Коменский требовал, чтобы
учение начиналось не со словесного толковая
о вещах, но с конкретных нблюдений над
ними. Следует наблюдать, что возможно,
в натуре, а в случае невозможности непосредственного
наблюдения вещей их надо заменять картинами,
моделями, рисунками. Велика заслуга Коменского
в разработке наглядности как одного из
важнейших дидактических принципов; он
гениально обосновал, обобщил, углубил
и расширил имевшийся уже к тому времени
некоторый практический опыт наглядного
обучения, применил широко наглядность
на практике, снабдив свои учебники рисунками.
Призывая к опытному изучению рельного
мира, Коменский бичевал схоластическое
обучение, которое вбивало "в головы
юношей смесь из слов, изречений, мнений",
призывал к "выходу из схоластических
лабиринтов" (так озаглавлена одна из
его работ). "...начало поознаний необходимо
всегда вытекает из ощущений (ведь нет
ничего в уме, чего ранее не было бы в ощущениях).
А потому следовало бы начинать обучение
не со словесного толкования о вещах, но
с реального наблюдения над ними. И только
после ознакомления с самой вещью пусть
идет о ней речь, выясняющая дело более
всесторонне."*(*Коменский Я.А. Великая
дидактика. Гл.ХХ.) Бессмысленной, механической
зубрежке, догматичености обучения Коменский
противопоставил требование сознательности
учения."Все, чему обучаешь, нужно преподносить
учащимся, как вещь действительно существующую
и приносящую определенную пользу. Всему,
чему обучаешь, нужно обучать прямо, а
не окольными путями. Всему, чему обучаешь,
нужно обучать так, как оно есть и происходит,
т.е. путем изучения причиннх связей".*
(*Коменский Я.А. Великая дидактика. Гл.
ХХ.) Он писал: "Ничего не следует заставлять
выучивать наизусть, кроме того, что хорошо
понято рассудком". Ученики с помощью
учителя должны ясно осознать, "какую
пользу приносит изучаемое в повседневной
жизни". При изучении явлений следует
доводить учащихся до осознания причин
этих явлений. "На каждом предмете нужно
останавливаться до тех пор, пока он не
будет понят". Коменский настаивал на
систематичности обучения. "Всякий,
кого отдают в школу, пусть отстается в
ней до конца."* (*Коменский Я.А. Великая
дидактика. Гл. XVI.)Он указывал на необходимость
доводить учащихся до понимания связи
между явлениями и так организовать учебный
материал, чтобы он не казался учащимся
хаосом, а был бы кратко изложен в виде
немногих основных положений. "Каждая
наука должна быть заключена в самые сжатые,
но точные правила. Каждое правило нужно
излагать немногими, но самыми ясными
словами. Каждое правило должно сопровождаться
сногочисленными примерами, чтобы стало
достаточно ясным, как разнообразно его
применение...".*(*Коменский Я.А. Великая
дидактика. Гл. XVII.) В обучении, он считал,
надо идти от фактов к выводам, от примеров
к правилам, которые систематизируют,
обобщают эти факты и примеры; идти от
конкретного к обстрактному, от легкого
к трудному, от общего к частному; сначала
давать общее представление о предмете
или явлении, затем переходить к изучению
отдельных его сторон. "Все, что подлежит
изучению, пусть сперва предлагается в
общем виде, а затем по частям."* (*Коменский
Я.А. Великая дидактика. Гл.ХХ.) Большое
значение, по Коменскому, имеет последовательность
обучения. Все предлагаемое ученикам для
усвоения надо располагать так, чтобы
изучение нового материала было подготовлено
предыдущими занятиями. "Природа не
смешивает своих действий, выполняет их
по отдельности, в определенном порядке...
Пусть в школах будет установлен порядок,
при котором ученики в одно и тоже время
занимались бы только одним предметом...
С самого начала юношам, которым нужно
дать образование, следует дать основы
общего образования, т.е. распределить
учебный материал так, чтобы следующие
затем занятия, по-видимому, не вносили
ничего нового, а представляли только
некоторое развитие полученных знаний
в их частностях. Ведь у дерева, хотя бы
оно росло сто лет, не вырастает ни одного
сука, но все новые ветви разрастаються
от первоначально выросших суков."*
(*Коменский Я.А. Великая дидактика Гл.
XVI.) Считаясь с возрастными особенностями
детей, Коменский советует сначала развивать
ощущения (чувства) учащихся, затем память,
далее мышление и, наконец, речь и руку,
так как ученик должен уметь правильно
выразить усвоенное и применить это на
деле. "Все нужно изучать последовательно,
сосредоточивая внимание в каждый данный
момент только на чем-либо одном."* (Коменский
Я.А. Великая дидактика. Гл. XXII.) Ценные
указания дал Коменский, выдвинув дидактическое
требование посильности обучения для
учащихся. Детям следует давать для обучения
только то, что доступно их возрасту. Посильность,
доступность в обучении достигаються
ясностью преподавания, сообщением основного
без излишних деталей. "Ушам не будут
навязывать ничего такого, что не соответствует
возрасту и методу обучения... Плохую поэтому
заботу о детях проявляют те, кто насильно
принуждает их учиться."*(Коменский
Я.А. Великая дидактика. Гл. XVII.) Выдвинув
дидактическое требование прочности усвоения
учащимися учебного материала, Коменский
говорил, что надо закладывать "прочное
основание", не спешить в обучении, добиваться,
чтобы учащиеся вполне успоили преподаваемое
им: все имеющее связь должно преподаваться
"в связи". Каждая тема должна резюмироваться
в кратких, точных правилах. "Основы
прочности (основательности) обучения
и учения. Этого можно достигнуть: если
основательно будут рассматриваться только
те вещи, которые должны принести пользу;
занимаясь, однако, всеми этими вещами
уже без всякого изъятия; если всему положено
прочное основание; если указанные основания
будут закладываться глубоко; есди все
затем будут опираться только на эти основания;
все, что нужно различать, должно быть
различаемо с полной определенностью;
все последующее должно опираться на предыдущее;
все что связано между собой, должно быть
связываемо постоянно; все должно быть
распределяемо пропорционально между
разумом, памятью, и языком; все должно
закрепляться постоянными упражнениями."*
(*Коменский Я.А. Великая дидактика. Гл.
XIX.) "Если мы желаем привить учащимся
истинное и прочное знание вещей, вообще
нужно обучать всему через личное наблюдение
и чувственное доказательство... так как
ощущение есть самый надежный проводник
памяти, то указанное чувственное наглядное
восприятие всего проводит к тому, что
если кто-либо этим путем что-либо усвоил,
что он будет знать это твердо."* (*Коменский
Я.А. Великая дидактика. Гл.ХХ.) Огромное
значение для прочного усвоения имеют
упрожнения и повторение усвоенного учащимися
материала. Сообщив новый учебный материал
учащимся, учитель требует, чтобы вызванный
им ученик изложил, повторил то, что было
сказано им; вызывает и другого ученика
сделать то же. Благодаря такому упражнению
и повторению учитель ясно видит, что осталось
непонятым учениками из его изложения.
Повторенное несколько раз прочно запоминается.
Большую роль при этом посторении вслух
имеет развитие умения выразить то, что
усвоил, да и самое усвоение становится
более отчетливым и прочным. С этой целью
Коменский рекомендует, чтобы учащиеся,
усвоив что- либо, старались обучить этому
других. "Тому, что сведует выполнять,
нужно учиться на деле", - говорит Коменский,
давая правила, по которы м следует организовать
упражнения. "Пусть в школах учатся
писать, упражняясь в письме, говорить
- упражняясь в речи, петь - упражняясь
в пении, умозаключениям - упражняясь в
умозаключениях, и т.д., чтобы школы были
не чем иным, как мастерскими, в которых
кипит работа". Для правильного обучения
навыкам надо учащимся дать определенную
форму и норму того, что следует выполнять;
употребление инструментов (например,
при черчении и т.п.) показать на деле, а
не только рассказать, как нструменты
употреблять. Упражнения надо начинать
с элементов, а не с выполнения целых работ;
это относится и к чтению (сначала буквы
и слоги, затем слова, наконец фразы), и
к письму, и к грамматике, и к другим навыкам.
Показав учащимся образец для подражания,
учитель вначале должен требовать строгого,
точного подражания форме, впоследствии
выполнение может быть более свободным.
Все допущенные учащимися отклонения
от образцов должны тут же исправляться
учителем, который свои замечания подкрепляет
ссылкой на правила. При обучении надо
сочетать синтез с анализом. Коменский
стремился возможно сильнее развивть
познавательные способности учащихся,
"воспламенить жажду знания и пылкое
усердие к учению", для чего надо, указывал
он, сеодинять приятное с полезным, поощрять
детскую любознательность. "У своих
учеников я всегда развиваю самостоятельность
в наблюдении, в речи, в практике и в применении",
- писал он. "Учитель должен соблюдать
все способы раскрытия познавательных
способностей и применять их сообразно
обстоятельствам."* (*Коменский Я.А. Великая
дидактика. Гл. XVI.) "Всеми возможными
способами нужно воспламенить в детях
горячее стремление к знанию и к учению...
Стремление к учению пробуждается и поддерживается
в детях родителями, учителями, школой,
самими учебными предметами, методом обучения
и школьным начальством."* (*Коменский
Я.А. Великая дидактика. Гл. XVII.) "Что
такое развитие способностей? О нем говорят
в таком же смысле, как о возделывании
полей, огородов, виноградников: это такая
их заботливая обработка, чтобы они приносили
полезный для человеческой жизни плод."*
(*Равкин З.И., Степашко Л.А. К 400 летию со
дня рождения Я.А.Коменского. Педагогика.
1992. № 5-6.) VI. Коменский, исходя из природы
человека, делит жизнь подрастающего поколения
на четыре возрастных преиода, по 6 лет
каждый: _ детство - от рождения до 6 лет
включительно, _ отрочество - от 6 до 12 лет,
_ юность - от 12 до 18 лет, _ возмужалось -
от 18 до 24 лет. В основу этого деления он
кладет возрастные особенности: детство
характеризуеться усиленным физическим
ростом и развитием органов чувств; отрочество
- развитием памяти и воображения с их
исполнительными органами - языком и рукой;
юность, помимо указанных качеств, характеризуется
более высоким уровнем развития мышления
("понимания и суждения") и возмужалось
- развитием воли и способностью сохранять
гармонию. Для каждого из этих возрастных
периодов, следуя характерным возрастным
особенностям (природе ребенка), Коменский
намечает особую ступень образования.
Для детей до 6 лет включительно он предлагает
материнскую школу, под которой он разумеет
дошкольное воспитание под руководством
матери. Для отрочества (т.е. для детей
от 6 до 12 лет) предназначается шестилетняя
школа родного языка в каждой общине, селении,
местечке. Для юношей (от 12 до 18 лет) должня
быть в каждом городе латинская школа,
или гимназия. Для возмужалых молодых
людей (от 18 до 24 лет) в каждом государстве
или большой области - академия. Каждая
следующая ступень является продолжением
предыдущей. Таким образом, Коменский
выдвинул демократический прнцип единой
школы. Для каждой ступени (кроме академии)
Коменский подробно разработал содержание
обучения. Материнская школа, учитывая
природные особенности детей, должна дать
детям до шестилетнего возраста первоначальные
представления, живые впечатления об окружающей
природе и общественной жизни. Материнской
школе посвящено Глава XXVIII Великой дидактики.
"В первые же годы дерево тотчас же выпускает
из своего ствола все главные ветви, которые
оно будет иметь и которым впоследствии
приходится только разрастаться. Следовательно,
таким же образом, чему бы м ы ни хотели
научить человека на его пользу в течение
всей жизни, - все это должно быть преподано
ему в этой первой школе."* (*Коменский
Я.А. Великая дидактика. Гл. XXVIII.) Материнская
школа, учитывая природные особенности
детей, должна дать детям до шестилетнего
возраста первоначальные представления,
живые впечатления об окружающей природе
и общественной жизни. Дети должны узнать
из области естествознания, что такое
вода, земля, воздух, огонь, дождь, снег,
лед, камень, железо, дерево, трава, рыба,
птица, бык и пр. По астрономии ребенок
узнает, что называется небом, солнцем,
луной, звездами и где они восходят и заходят.
Дети получают также первоначальные сведения
по географии (гора, долина, река, селение,
город и пр.) Коменский смог просто и доходчиво
объяснить каждое слово, показав как следует
рассказывать об данных понятиях детям:
"Огонь жжет,сжигает. Искра его выбитая
при помощи стали из кремня и попавшая
на трут в зажигательном приборе, зажигает
спичку, а от нее - свечу или дрова и возбуждает
пламя. Воздух. Ветерок веет спокойно.
Ветер дует сильно. Буря валит деревья.
Вихрь совершает круговые движения. Подземный
ветер производит землятрясения, землятрясяния
производят обвалы (разрушения). Вода бьет
из ключа, быстро стекает в потоке, медленно
течет в ручье, стоит в пруду, кружится
в водовороте, образует болота. Река имеет
берега (речные). Море образует берега
морские, заливы, мысы, острова, полуострова,
перешейки, проливы и имеет утесы."*
(*Коменский Я.А. Мир чувственных вещей
в картинках.Педагогика. 1992. № 5-6.) С раннего
детства необходимо также получить первоначальные
элементарные сведения по хронологии,
истории, арифметике, геометрии, статике,
диалектическом искусстве, детской грамматике,
началах риторики, поэзии, музыки, политики.
Коменский советует приучать детей уже
в раннем детстве к хозяйству, для чего
их надо знакамить с предметами домашнего
обихода и их употреблением. Нравственное
воспитание детей дошкольного возраста,
как указывал он, заключается в воспитании
у них умеренности, почтительности к старшим,
послушания, правдивости, справедливости,
уважения к людям, трудолюбия, которое
он понимает своеобразно. "Трудолюбие
любит работу, избегает лени, всегда занято,
как муравей, и собирает себе, как и он,
запасы всего. Оно не спит постоянно и
не празднует вечно, как лентяй или кузнечик,
которых в конце концов гнетет нужда. Начатую
работу не откладывает до завтра и не распевает
песенки ворона, который повторяет cras,
cras (завтра, завтра). После законченных
трудов оно, утомленное, отдыхает. Но обноивши
силы отдыхом, оно возвращается к занятиям,
чтобы не привыкнуть к покою. Прилежный
ученик подобен пчелам, которые с разных
цветов собирают мед в свой улей."* (*Коменский
Я.А. Мир чувственных вещей в картинках.
Педагогика. 1992. № 5-6.) Коменский писал
: "Следует также приучать маленьких
детей к постоянному трудам и постоянным
занятиям, все равно будет ли то серьезное
дело или игра, лишь бы дети не выносили
безделья".* (*Горностаев П. Милее и дороже,
чем золото и серебро... Семья и школа. №
4-6. 1992.) Большая заслуга Коменского заключается
к том, что он разработал первое в мире
руководство по дошкольному воспитанию
- "Материнская школа". Школа родного
языка, по Коменскому, имеет шестилетний
курс обучения. Этой школе Коменский посвятил
главу XXIX Великой дидактики. Она предназначена
для всех детей обоего пола без различия
сословий, вероисповеданий и национальности.
В те времена начальная школа имела двух,
трехлетний курс обучения и ограничивалась
лишь заучиванием молитв, обучением чтению,
письму и элементарному счету. Огромная
заслуга Коменского заключается в том,
что он поднял значание начальной школы,
наметив продолжительный курс обучения
в ней, подчеркнув, что это - школа родного
языка (тогда как церковные школы, находившиеся
в руках духовенства, обучали на непонятном
детям книжном латинском языке), расширив
содержание преподавания в начальной
школе сведениями по географии, естествознанию,
преподаванием пения и ручного труда.
Конечно большое место он уделял преподаванию
религии. Коменский писал: "Учить кого-либо
иностранному языку, прежде чем он овладеет
родным языком, - это то же самое, как если
бы кто-либо вздумал учить своего сына
ездить верхом ранее, чем он научился ходить."*
(*Коменский Я.А. Великая дидактика. Гл.
XXIX.) Школе латинского языка посвящена
глава ХХХ Великой дидиактики. Содержание
обучения в латинской школе (гимназии)
Коменский заимствовал из обычного круга
учебных предметов средней школы того
времени: это "семь свободных искусств".
Но к этим наукам схоластической школы
того времени он добавлял новые учебные
предметы: физику (как в то время называлось
естествознание), географию, историю. В
гимназии изучались латинский, греческий,
родной и один из новых языков. Коменский
требовал, чтобы после обучения языку
(грамматике) учащиеся переходили к изучению
реальных наук - естествознания (физики),
математики, затем философских наук (этики,
диалектики), завершая курс изучением
риторики, так как при такой последовательности
красота речи будет сочетаться с ее содержательностью
и глубиной. Шесть последовательных классов
гимназии в школьной системе Коменского
носят названия: грамматический, физический,
математический, этический, диалектический
и риторический. Установливая эту необычную
для того времени последовательность
изучения наук, Коменский исходил из своих
философских воззрений - из сенсуализма
- и был для своего времени новатором, придерживаясь,
однако, обычного порядка одновременного
изучения одной науки (или небольшой группы
родственных наук) и лишь затем переходить
к изучению других наук. (В конце XVIII века
стали одновременно преподаваться разнообразные
учебные предметы. Современные учебные
планы являются дальнейшим развитием
этого принципа.) Коменский писал о латинской
школе: "Ее целью мы ставим - вместе с
четырьмя языками исчерпать всю энцеклопедию
наук."* (*Коменский Я.А. Великая дидактика.
Гл. ХХХ.) Академии посвящена глава ХХХI
Великой дидактики. "Академии с полным
правом предоставляют завершение и дополнение
всех наук и все высшие предметы образования."*(*Коменский
Я.А. Великая дидактика. Гл.ХХХI.) В академии
Коменский предусматривает обычные факультеты
того времени: богословский, юридический
и медицинский. Основы школьной системы
образования хорошо изложены в следующей
таблице. Годы жизни Возрастной период
Ступень образования Содержание образования
18-24 года Возмужалость Академия Специальное
образование 17-18 лет Юность Школа латинского
языка, гимназия Грамматика, риторика,
диалектика, математика, астрономия, музыка,
физика, история, география, этика, богословие
6-12 лет Отрочество Школа родного языка
Чтение, письмо, арифметика с элементами
геометрии, элементы естествознания и
географии, закон божий, ручной труд, пение
От рождения до 6 лет Детство Материнская
школа Развитие запаса представлений
ребенка из окружающей жизни, религиозное
воспитание, развитие органов внешних
чувств, приучение к хозяйству (*Медынский
Е.Н. История Педагогики. Ч.I. М. 1941.) О целях
и задачах воспитания Коменский писал:
"Итак, пусть будет установлено: всем,
рожденным людьми, безусловно необходимо
воспитание для того, чтобы они были людьми,
а не дикими животными, не бессмысленными
зверями, не неподвижными чурбанами."*(*Равкин
З.И. Педагогика. 1992. № 5-6 С. 81-99.) Школа по
Коменскому "есть мастерская, в которой
юные души воспитываются к добродетели;
она разделяется на классы. Учитель сидит
на кафедре, ученики - на скамьях. Учитель
учит, а ученики учатся. Кое-что пишется
для них мелом на доске. Некоторые из учеников
сидят за столом и пишут. Учитель исправляет
ошибки. Некоторые стоят и читают вслух
то, что выучили на память. Некоторые разговаривают
и ведут себя как шаловливые и небрежные
ученики. Они наказываются лозой и розгой."*
(*Коменский Я.А. Мир чувственных вещей
в картинках.Педагогика. 1992. № 5-6. С.81-99.)
VII."Коменский установил понятие школьного
года с его делением на учебные четверти,
ввел каникулы, определил организацию
учебного дня (4 учебных часа в школе родного
языка, 6 часов в латинской школе), теоретически
разработал классно-урочную систему учебных
занятий и практически применил ее. В школах
тогда прием учащихся производился в разное
время, в течении всго года. Ученики хотя
и сидели вместе в классе, но коллективных
занятий со всеми учениками класса большей
частью не было: каждый учащийся учил свое,
продвигался своим, индивидуальным темпом.
Учитель занимался индивидуально с учениками.
Коменский настаивал на том, чтобы прием
в школу производился один раз в году,
чтобы учитель вел коллективную работу
со всем классом. Он положил начало классно-урочной
системе учебных занятий, дал указания,
как планировать и вести урок, уделяя часть
его опросу учащихся, часть - объяснению
нового материала и упражнениям по закреплению
нового. Коменский указывал, что каждый
урок должен иметь свою определенную тему
и свою главную задачу. Учитель должен
внимательно следить, чтобы все учащиеся
принимали активное участие в занятиях,
и поддерживать во время урока дисциплину
в классе."* (*Константинов Н.А. История
Педагогики. М. 1982.) "Вся совокупность
учебных занятий должна быть тщательно
разделена на классы так, чтобы предшествующее
всегда открывало дорогу последующему
и освещало ему путь. Время должно быть
распределено с величайшей точностью
так, чтобы на каждый год, месяц, день, час
приходилась своя особая работа. Распределение
времени и работ необходимо соблюдать
точно, чтобы ничто не было пропущено и
извращено."* (*Коменский Я.А. Великая
дидактика. Гл.XVI.) Коменский высказал ряд
ценных теретических мыслей о том, каким
должен быть учебник, свои теоретические
положения осуществил на практике, составив
несколько образцовых для своего времени
учебников. Он требовал, чтобы учебник
содержал достаточно полный материл и
в то же время был кратким, не имел бы ничего
лишнего, отвлекающего ненужными деталями
от главного. Материал в учебнике должен
быть расположен систематически и изложен
доступным детям, ясным, простым языком.
"Природа производит все из основ незначительных
по величине, но мощных по своему качеству."*(*Коменский
Я.А. Великая дидактика. Гл. XVII.) VIII. Управление
человека собой является, по мнению Коменского,
одной из трех целей воспитания. Оно достигается
нравственным воспитанием. Методу нравственного
воспитания посвящена Глава ХХIII Великой
дидактики. "Следует как можно более
заботиться о том, чтобы искусство внедрять
настоящим образом нравственность и истинное
благочестие было поставлено надлежащим
образом в школах, чтобы школы вполне стали,
как их называют "мастерскими людей".*
(*Коменский Я.А. Великая дидактика. Гл.
ХХIII.) Следуя Платону и Аристотелю, Коменский
основными, "кардинальными" добродетелями
считал мудрость, умеренность, мужество
и справедливость. Истинное суждение о
вещах - основа добродетели, поэтому мудрость
является руководительницей добродетельной
жизни. Умеренность нужна человеку, чтобы
соблюдать во всем меру, никогда и ни в
чем не доходить до пресыщения и отвращения.
"Умеренность предписывает соблюдать
меру в пище и питье и сдерживать жадность,
словно уздой; и так она умеряет все, дабы
не было ничего чрезмерного. Гуляки напиваются,
шатаются, рыгают и дерутся. От пьянства
происходит похотливость, от последней
распутная жизнь между развратными мужчиной
и женщиной в поцелуях, ласках, объятиях,
плясках."* (*Коменский Я.А. Мир чувственных
вещей в картинках. Педагогика. 1992. № 5-6.)
Мужество - это добродетель, включающая
такие черты, как самообладание, выносливость,
готовность принести пользу, когда того
требуют время и обстоятельства, выполнение
долга. "Мужество бесстрашно в несчастиях,
как лев, и уверенно в себе, но не заносчиво
в счастии. Оно опирается на свою опору
- постоянство. Оно неизменно во всех обстоятельствах
и готово спокойно переносить и удачи
и неудачи. На щит выдержки оно принимает
удары несчастья и мечом добродетели отражает
врагов душевного спокойствия, то есть
страсти."* (*Коменский Я.А. Мир чувственных
вещей в картинках. Педагогика. 1992. № 5-6.)
Кроме этих главных добродетелей, Коменский
советовал развивать у детей скромность,
послушание, благожелательность к другим
людям, опрятность, аккуратность, вежливость,
почтительность к старшим, трудолюбие.
"Справедливости учатся, никого не оскорбляя,
воздавая каждому свое, избегая лжи и обмана,
проявляя исполнительность и любезность...
Особенно необходимые юношеству виды
мужества: благородное прямодушие и выносливость
в труде... Благородное прямодушие достигается
частым общением с благородными людьми
и исполнением на их глазах всевозможных
поручений... Привычку к труду юноши приобретут
в том случае, если постоянно будут заняты
каким-либо серьезным или занимательным
делом... Особенно необходимо внушить детям
родственную справедливости добродетель
- готовность услужить другим и охоту к
этому."* (*Коменский Я.А. Великая дидактика.
Гл. ХХIII.) Средствами нравственного воспитания
Коменский считал: пример родителей, учителей,
товарищей; наставления, беседы с детьми;
упражнения детей в нравственном поведении
(в частности, при воспитании мужества);
борьбу с распущенностью, с ленью, необдуманностью,
недисциплинированностью. Большое значение
в процессе нравственного воспитания
имеет выроботка положительных привычек.
"Пусть постоянно сияют перед нами примеры
порядочнойжизни родителей, кормилиц,
учителей, сотоварищей...Однако нужно примеры
сопровождать наставлениями и правилами
жизни для того, чтобы исправлять, дополнять
и укреплять подражание... И самым тщательным
образом нужно оберегать детей от сообщества
испорченных людей, чтобы они не заразились
от них... И так как едва ли удастся каким-либо
образом быть настолько зоркими, чтобы
к детям не могло проникнуть какое-либо
зло, то для противодействия дурным нравам
совершенно необходима дисциплина."*
(*Коменский Я.А. Великая дидактика. Гл.
ХХIII.) Дисциплине посвящена Глава ХХVI
Великой дидактики. "Указывая на большое
значение дисциплины, Коменский ссылался
на чешскую пословицу: "Школа без дисциплины,
что мельница без воды". Большая заслуга
Коменского заключается в том, что он выступил
против отупляющей палочной дисциплины
средневековой школы, рекомендовал гуманный
подход к детям, но вместе с тем требовал,
чтобы учитель поддерживал среди учащихся
должную дисциплину Следует поддерживать
дисциплину преимущественно "хорошими
примерами, ласковыми словами и всегда
искренним и откровенным благорасположением",
- писал он. Коменский протестовал против
телесных наказаний детей. "Я решительно
стою за то, что розги и палка, эти орудия
рабства, совершенно не подходящие для
людей свободных, совсем не должны иметь
места в школах, должны быть изгнаны из
них". Однако двойственность его сказалась
и в вопросах о телесных наказаниях: он
решительно отвергал их применение за
плохие успехи в учении, но сохранял в
том случае, если ученик допустил богохульство
или строптивость. В небольшом сочинении
"Законы хорошо организованной школы"
Коменский дал много ценных указаний,
сформулированных в виде кратких правил,
касающихся правильной организации школьного
режима, управления школой, обязанностей
учителей, поведения учащихся. Правила
подробно устанавливают порядок и приемы
учета знаний учащихся: декурионы ежедневно
проверяют знания всех учащихся; учитель
на каждом уроке проверяет знания, вызывая
нескольких учеников; ректор школы один
раз в месяц проверяет успеваемость учащихся
путем испытаний. В конце каждой четверти
устраиваются также испытания, а по окончании
учебного года - переводные экзамены из
класса в класс. Учащиеся рьящаеы приходить
в школу без опоздания и занимать в классе
установленное место. В случае отсутствия
учащихся по уважительным причинам родители
обязаны известить об этом дежурного для
доклада учителю. На уроках учащиеся обязаны
внимательно слушать объяснения учителя.
Вне школы учащиеся также должны вести
себя скромно и пристойно. Коменский писал:
"Пусть поддержание дисциплины всегда
происходит строго и убедительно, но не
шутливо или яростно, чтобы возбуждать
страх и уважение, а не смех или ненависть.
Следовательно, при руководстве юношеством
должна иметь место кроткость без легкомыслия,
при взыканиях - порицание без язвительности,
при наказаниях - строгость без свирепости."*
(*Константинов Н.А. История Педагогики.
М. 1982.) "Дисциплину нужно применять
по отношению к тем, кто ее нарушает. Однако
не потому, что кто-нибудь провинился,
но с тем, чтобы провинившийся впоследствии
ни делал проступков... Дисциплина должна
стремиться к тому, чтобы во всех и всеми
средствами возбуждать и укреплять - постояннным
навыком и упражнением - благоговение
к богу, предупредительность по отношению
к ближнему, бодрость по отношению к труду
и выполнению жизненных задач."* (*Коменский
Я.А. Великая дидактика. Гл. ХХVI.) IX. "Коменский
придавал большое значение учителю, считая
должность учителя очень почетной, "настолько
превосходной, как никакая другая под
солнцем". Это был новый, прогрессивный
взгляд на учителя, так как раньше профессия
учителя, особенно начальной школы, не
пользовалась уважением. Коменский требовал,
чтобы, с одной стороны, население относилось
с уважением к учителю, а с другой стороны
- сам учитель понял, какую важную функцию
он выполняет в обществе, и был полон чувства
собственного достоинства. Учитель, писал
он, должен быть честным, деятельным, настойчивым,
живым образцом добродетелей, которые
он должен прививать ученикам, быть человеком
образованным и трудолюбивым. Он должен
безгранично любить свое дело, относиться
к ученикам по-отечески, будить интерес
учащихся к знаниям. "Ближайшая заботы
учителя состоит в том, чтобы увлекать
учеников своим примером". Одним из
важнейших качеств учетеля Коменский,
соответственно своему мировоззрению,
считал религиозность."* (*Константинов
Н.А. История Педагогики. М. 1982.) Х. Трудно
переоценить значение педагогической
теории Коменского для развития педагогики
и школьной практики. "Коменский является
великим педагогом. На заре развития капитализма
он явился основоположником педагогических
систем того времени, когда буржуазия
была еще молодым, прогрессивным классом.
В историю педагогики Коменский вошел,
как своего рода Коперник педагогики.
Идея всеобщего обучения, принцип единой
школы, урок как основная форма организации
учебной работы, школьный режим, содержание
обучения в школах разных ступеней, принципы
последовательности, систематичности
и прочности обучения, принцип наглядности
- впервые систематически разработаны
Коменским. Он впервые подробно определил
содержание дошкольного воспитания. Он
нанес могучий удар схоластической школе.
Коменский был педагогом - демократом
и гуманистом, высоко ставившим человека,
горячо любившим детей, отдавшим всю свою
жизнь делу воспитания. Те отрицательные
черты, которые имеются в его педагогике,
были обусловлены историческими условиями
его времени. Они нами отбрасываются, но
все ценное (а оно в педагогической системе
Коменского господствует) мы используем
при разработке педагогической теории
и в педагогической практике. Коменский
опирается в своей педагогической системе
на все развитие философской и педагогической
мысли своих предшественников, начиная
с древне-греческих философов. Особенно
большое место на него, как упоминает сам
Коменский, имели Кампанелла и Бэкон; значительное
влиялие имели так времени, боровшихся
против схоластической шлолы, среди них
особенно немецкого педагога Ратихия.
Коменский взял и развил все лучшее, что
было в практике воспитания его времени.
Он обобщил лучшие достижения отдельных
школ и свой опыт как замечательного педагога
практика: практику дошкольного воспитания
и начальных школ анабаптистов, преподавание
на родном языке в городских школах, деление
школ на классы, установленное еще Меланхтоном
и иезуитами. Он глубоко изучсал и обощал
лучшие черты школьной организации своего
времени. Он внимательно изучил методический
опыт отдельных школ своего времени, лучшие
учебники той эпохи (Меланхтона, Ратихия
и другие). Это глубокое изучение педагогической
литературы и практики было использовано
Коменским для посроения новой стройной,
глубокой и содержательной педагогической
системы, которая оказала большое влияние
на современную Коменскому школу и в ХIХ
веке - на развитие педагогической мысли.
Ряд школьных уставов германских княжеств
ХVII и начала XVIII века включает отдельные
требования, следуя несомненно Коменскому
(классно- урочная система, использование
в классе таблиц и т.д.) Под его влиянием
вносится в некоторые уставы требование
обязательного посещения школ детьми
6 - 12 лет (что впрочем на практике не выполнялось).
Коменский своими сочинениями способствовал
развитию школ для девочек и сельских
школ. Коменский оказал большое влияние
на юго-западные русские и украинские
братские школы ХVII века. Юго-западная
Русь территориально была близка к Чехии,
а сочинения Коменского, руководителя
богемских братьев, боровшихся против
католицизма, были близки членам юго-западных
братств по духу. Особенно большое значение
имели учебники Коменского, быстро распространявшиеся
в переводах по всей Европе, а также среди
некоторых народов Азии (арабов, турок
и других). На основе его "Видимого мира"
в ХVIII веке была создана на русском языке
книга "Зрелище вселенные", которая
была широко распространена в качестве
школьного учебника во второй половине
ХVIII и в начале ХIХ века. "Видимый мир"
держался в качестве учебника около 200
лет и положил начало целому ряду аналогичных
учебников. Коменский явился основоположником
новой дидактики. Особенно важно отметить,
что он положил в основу обучения принцип
реализма, требуя, чтобы изучались вещи,
а не одни только слова. Своей педагогической
системой Коменский оказал огромное влияние
на последующее развитие педагогической
мысли и на школьную практику своего времени
(в Германии, Англии, Венгрии, Швеции, Голландии
и юго-западной Руси). Несомненно также
влияние дидактики Коменского на методические
достижения начальной французской школы
(янсенистов, братьев христианских школ)
главным образом через составленные Коменским
учебники. Наряду с этим новым в системе
Коменского имеются еще черты средневековья:
религиозный характер целей воспитания,
нравственность, основанная всецело на
христианской религии, остатки схоластики,
сохранение "семи свободных искусств",
двойственность в вопросе о телесных наказаниях
и другое. Несмотря на это, система Коменского
является высшим достижением педагогической
мысли позднего средневековья.
Информация о работе Педагогическое учение славянского педагога Яна Амоса Коменского