Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 13:38, контрольная работа
Понятие «педагогический процесс», наряду с педагогической системой, воспитанием, обучением, относится к числу методологических знаний, так как в его научном анализе и практической организации объединяется знание о педагогических системах, закономерностях, о системном и технологическом подходах в педагогике.
Введение
1. Структура и закономерности педагогического процесса
2. Педагогический процесс как система
3. Целостность педагогического процесса
Заключение
Список использованной литер
Предмет педагогического труда - формирование человека, который в отличие от педагога, находится на более ранней ступени своего развития и не обладает необходимыми для взрослого человека знаниями, умениями, навыками, опытом. Своеобразие объекта педагогической действительности состоит также и в том, что он развивается не в прямой пропорциональной зависимости от педагогического воздействия на него, а по законам, свойственным его психике - особенностям восприятия, становления воли и характера.
В
педагогическом процессе довольно специфичными
являются также и орудия труда. К ним относятся
не только знания педагога, его опыт, личное
воздействие на воспитуемого, но и виды
деятельности, на которые он должен уметь
переключать школьников, способы сотрудничество
с ними, методика педагогического влияния.
Это духовные средства труда.
3. Целостность
педагогического процесса
Педагогический процесс - внутренне связанная совокупность многих процессов, суть которых состоит в том, что социальный опыт превращается в качества формируемого человека. Данный процесс представляет собой не механическое соединение процессов воспитания, обучения, развития, а новое качественное образование, подчиняющееся своим особым закономерностям. Целостность, общность, единство - главные характеристики педагогического процесса, подчеркивающие подчинение всех составляющих его процессов единой цели. Сложная диалектика отношений внутри педагогического процесса заключается:
1) в единстве и самостоятельности процессов, его образующих;
2) в наличии общего и сохранении специфического.
Специфика процессов, образующих целостный педагогический процесс заключается в том, что она обнаруживается при выделении доминирующих функций. Доминирующая функция процесса обучения - обучение, воспитания - воспитание, развития - развитие. Но каждый из названных процессов выполняет в целостном процессе и сопутствующие функции: воспитание осуществляет не только воспитательную, но и развивающую функцию, а обучение немыслимо без сопутствующего ему воспитания и развития. Диалектика взаимосвязей налагает отпечаток на цели, задачи, содержание, формы и методы осуществления органически неразрывных процессов, при анализе которых также приходится выделять доминирующие характеристики.
Так, например, в содержание обучения превалирует формирование научных представлений, усвоение понятий, законов, принципов, теорий, оказывающих впоследствии большое влияние на развитие, на воспитанность личности. В содержании воспитания преобладает формирование убеждений, норм, правил, идеалов, ценностных ориентаций, установок, мотивов, но в то же время формируются и представления, и знания, и умения.
Таким образом, оба процесса ведут к главной цели - формированию личности, но каждый из них способствует достижению этой цели присущими ему способами.
Специфика
процессов отчетливо проявляется при
выборе форм и методов достижения цели.
Если в обучении используется преимущественно
строго регламентированная классно-урочная
форма работы, то в воспитании превалируют
более свободные формы различного характера.
Различаются и единые в своей основе методы
(пути) достижения цели: если обучение
использует преимущественно способы воздействия
на интеллектуальную сферу, то воспитание,
не отрицая их, более склонно к средствам,
воздействующих на мотивационную и действенно-мотивационную
сферы. Имеют свою специфику и методы контроля
и самоконтроля, применяемые в обучении
и воспитании. В обучении, например, обязательно
применяются устный контроль, письменный
контроль, зачеты, экзамены. Контроль за
результатом воспитания менее регламентирован.
Информацию педагогам здесь дают наблюдения
за ходом деятельности и поведения учеников,
общественное мнение, объем выполнения
намеченной программы воспитания и самовоспитания,
другие прямые и косвенные характеристики.
Заключение
Самые главные характеристики педагогического процесса, как их понимает современная наука, - это целостность, системность, цикличность и технологичность. Под целостностью понимают неразрывное единство процессов воспитания, обучения, а также развития и формирования личности. Воспитание и обучение зависят друг от друга и имеют много общего, хотя наука их различает. Содержание обучения составляют в основном научные знания о мире. В содержании воспитания преобладают нормы, правила, ценности, идеалы. Обучение влияет преимущественно на интеллект, воспитание обращено в первую очередь к потребностно-мотивационной сфере личности. Оба процесса влияют на сознание, поведение, эмоции личности и ведут к ее развитию. Поскольку, при всей близости, это специфические процессы, наука рассматривает их отдельно в теории воспитания и в дидактике. При этом целостность педагогического процесса, единство воспитания и обучения, является методологическим принципом, что особенно актуально в настоящих условиях.
Педагогический процесс и педагогическая система также составляют единство, поскольку процессы - это свойство систем. Можно сказать, что педагогические процессы - это последовательная смена состояний педагогической системы.
Рассматривать
педагогический процесс системно значит
выделить структурные компоненты системы
и процесса и функциональные связи между
ними. Это, напомним, помогает осознать
специфику, сущность каждого компонента,
их взаимодействие, изменение одного от
изменения другого, например: от цели меняется
содержание, обученность, состояние ученика
меняет методы обучения и т.д.
Список использованной литературы:
1. Бордовская Н.В., Реан А. . Педагогика. Учебник для вузов -- СПб: Издательство «Питер», 2000. -- 304 с.
2. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В.2 кн. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002 - 576 с.
3. Прокопьев И.И. Основы общей педагогики. Дидактика/ Учеб. И.И. Прокопьев, Н.В. Михалкович. - Мн.: ТетраСистемс, 2002. - 265 с.\
4. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А.Сластенина. -- М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
Информация о работе Педагогический процесс как система и целостное явление