Педагогические требования к личности и деятельности социального работника

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 18:44, реферат

Краткое описание

Широкий диапазон специализаций социальной работы ставит перед социальными работниками необходимость решения многих вопросов, связанных с оказанием психолого-педагогической и реабилитационной помощи. Востребованными становятся специалисты, способные работать в социально-медицинских, психолого-педагогических, геронтологических, наркологических, онкологических и противотуберкулезных диспансерах.

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 32.24 Кб (Скачать)
 

ВВЕДЕНИЕ 

     В последнее время в России активно  формируется широкая сеть новых социальных учреждений, открывающихся под эгидой соответствующих министерств и ведомств, оказывающих населению социально-медицинскую, психолого-педагогическую и реабилитационную помощь.

     К учреждениям социальной защиты относятся  центры медико-социальной реабилитации, центры психолого-педагогической и медико-социальной помощи, центры социально-педагогической реабилитации для дезадаптированных подростков, стационары на дому, стационары для одиноких людей, геронтологические отделения, дневные стационары при больницах и поликлиниках, хосписы, отделения трудотерапии и восстановительного лечения, учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы, социальные структуры органов здравоохранения и социальной защиты, рекреационно-оздоровительные учреждения сохранения и реабилитации здоровья в социальной сфере и т.д.

     Несмотря  на разноведомственный характер и подчиненность социальных учреждений все они, в силу практической направленности своей деятельности, нуждаются в квалифицированных специалистах, ориентированных на работу с различными категориями и группами социально-зависимых слоев населения.

     Широкий диапазон специализаций социальной работы ставит перед социальными  работниками необходимость решения многих вопросов, связанных с оказанием психолого-педагогической и реабилитационной помощи. Востребованными становятся специалисты, способные работать в социально-медицинских, психолого-педагогических, геронтологических, наркологических, онкологических и противотуберкулезных диспансерах.

     В деятельности социального работника  все более ощутимо требуются знания по основам социальной медицины, психологии, педагогики, охране здоровья населения, методам профилактики болезней, необходимые для осуществления мероприятий по реабилитации и интеграции в общество лиц с ограничениями жизнедеятельности.

     В этих условиях большие требования предъявляются  как к содержанию социальной работы, так и к подготовке профессиональных работников социальной сферы.

     Практическая  направленность оказания социальной помощи, специфические особенности, формы и методы ее реализации выдвигают потребность в подготовке междисциплинарных специалистов для работы в разных сферах жизнедеятельности человека. К подготовке социальных работников привлекаются специалисты, владеющие знаниями, навыками и умениями работы с конкретными категориями населения, способные на практике использовать достижения социальной медицины, социальной психологии, педагогики, а в учебном процессе повышаются роль и значение комплексного, интегрированного, междисциплинарного подхода и практико-ориентированного обучения.

     Вследствие  специфики объекта социальной работы, требований к профессиональной подготовленности специалиста в Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования введены специальные дисциплины: содержание и методика психолого-социальной работы в системе социальной работы, содержание и методика педагогической деятельности в системе социальной работы (социальная педагогика), содержание и методика социально-медицинской работы.

     Кафедра медико-психологической реабилитологии Московского государственного университета сервиса, который готовит специалистов социальной работы уже более 10 лет, большое значение придает практической подготовке специалистов, сотрудничеству с неправительственными общественными организациями, фондами, реабилитационными центрами.

     Накопленные теоретические знания и опыт оказания практической социально-медицинской  и психолого-педагогической помощи свидетельствуют о необходимости систематизации сведений по преподаванию общепрофессиональных и специальных дисциплин студентам высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Социальная работа».

     Учебное пособие состоит из трех разделов соответственно специальным дисциплинам  Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. 
 

    1. СУЩНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

    ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

    Педагогическая  деятельность в социальной работе представляет собой целенаправленную активность людей в познании и преобразовании социума, так что создаются более благоприятные условия жизнедеятельности, включающей труд, учение, игру, общение. При этом происходит и социальное развитие личности. В педагогическую деятельность человек включается под влиянием социальных потребностей, интересов, склонностей, мотивов, которые можно называть как факторы деятельности. Отличие педагогической деятельности от других компонентов социальной работы состоит в том, что эти факторы способствуют педагогизации и психологизации социальной работы. Смысл педагогической деятельности состоит в том, чтобы придать социальной работе личностно направленный характер, сделать ее значимой для всех участников социальной работы. Сущностным обстоятельством педагогической деятельности является гармоническое соотношение монологических и диалогических компонентов социальной работы, чем достигается демократизация социума. 

     1.1. Использование элементов воспитания  для решения задач социальной  работы

     Задачи  социальной работы многочисленны, и  все они содержат элементы воспитания. В процессе их решения используются физические, интеллектуальные, нравственные, эстетические, трудовые качества личности. Так, оздоровление людей — деятельность по сути медицинская — неизменно включает воспитание здорового образа жизни, обеспечивающее сознательное, активное отношение к здоровью. Социально-профессиональное самоопределение людей является важной задачей социальной работы и включает умственное воспитание, интеллектуальное развитие личности с использованием, в частности, и средств социального образования. Нравственная компонента жизнедеятельности людей выступает существенным компонентом формирования их социальной защищенности, что осуществляется педагогическими методами. В социальной работе достаточно значима эстетическая компонента, в связи, с чем в содержание педагогической деятельности включается воспитание культуры поведения, речи, быта. Перед социальной работой для формирования социальной защищенности стоит задача развития работоспособности. Этим и обусловлено обращение социальной работы к трудовому воспитанию, к труду как к реабилитационному средству.

     Воспитание, как педагогическая теория и практика целенаправленного формирования личности, используется в различных формах для решения задач социальной работы. На его основе в совокупности с другими гуманитарными дисциплинами определяется содержание социальной работы. В частности, теоретико-воспитательными методами определяется педагогический компонент правовых, экономических, санитарно-гигиенических, медицинских, психологических основ деятельности не только образовательных, но и учреждений культуры, спортивных, пенитенциарных и др.

     Воспитание  оказывает существенное влияние  на педагогический процесс, содержащийся в социальной работе. Так, в недалеком прошлом авторитарный подход к решению управленческих задач парализовал социальную инициативу, снизил эффективность самоуправления, сделал типичным в социальном общении низкопоклонство, душевную робость. Современное социальное воспитание возродило демократические традиции российских общин — гласность, обращенность к народной мудрости, национальной культуре сделались эффективными средствами решения задач социальной работы. Эти процессуальные компоненты формируются на широкой междисциплинарной основе, а педагогическая деятельность координирует межпредметные связи.

     Воспитание  влияет на результаты социальной работы, что выражается не только в том, что  пациент получает материальные средства поддержания своей жизнедеятельности, но и в том, что у него воспитывается способность к самозащите, к самопомощи. 

     1.2.  Педагогические требования к личности социального работника 

     Педагогическая  деятельность в социальной деятельности включает самовоспитание как высший уровень воспитания. В социальной работе самовоспитание является целью  и средством подведения личности к самопомощи как основному способу социализации. Самовоспитание в качестве цели формирования в педагогической деятельности выражается в том, что индивидуальная и групповая активность становится эффективной, приносит хорошие социализационные результаты при условии высокого развития преобразования собственной личности. Самовоспитание базируется на опережающем отражении последствий действий и поступков, которые совершает человек сознательно или бессознательно.

     Самовоспитание  осуществляется по следующей схеме:

  • постановка социально ценной воспитательной задачи, которая кладется в основу программы саморазвития людей; эта программа сама стимулирует социализационную активность;
  • диагностика (автодиагностика) социальной, учебно-трудовой деятельности; на этом этапе человек может воспользоваться результатами диагностики, осуществленной специально привлеченными работниками; по мере развития готовности личности к самовоспитанию используется преимущественно автодиагностика;
  • планирование самодеятельности личности, предвидение влияния на социализацию тех качеств, которые человек формирует в себе, и самого процесса их формирования;
  • выбор средств самовоспитания качеств, актуальных для эффективного включения в личностно и социально ценную деятельность; 
  • анализ процесса и результатов учебно-трудовой социально окрашенной деятельности.

       На содержание и процесс самовоспитания  влияет социальный воспитательный идеал. Идеал вообще представляет собой образ жизнедеятельности: какими качествами обладать, как трудиться, строить отношения с людьми. Этими вопросами задаются все люди. Социальный воспитательный идеал определяет личностное формирование и деятельность людей в социуме. Идеал имеет сложное строение, включает внешние и внутренние составляющие. В начале социального развития человек ориентируется на внешние, часто утилитарные черты. Так, ранее всего ребенок выделяет мать как кормящую его женщину. С течением времени по мере расширения потребностей круг носителей идеала специфицируется. Например, начиная с пяти лет, ребенок предпочитает общение со сверстниками. Этот феномен объясняется тем, что им легче подражать в поведении, игре, научении. В подростковом возрасте, когда подражание сменяется приспособлением и самовоспитанием, идеал приобретает синтетический характер. Его качество, в частности, связано с уровнем развития синтеза. Так, подражая какому-либо действительно значимому образу, представляемому СМИ, подростки включают в свой идеал и отрицательные черты — вульгарность поведения, вредные привычки. По мере расширения социального опыта, роста критичности ума идеал приобретает обобщенный характер, а механизмы его реализации почти полностью определяются самовоспитанием. Тем не менее, педагогическая деятельность нередко в целях экономии времени и сил обращается к стереотипам — поведенческим, восприятия человека человеком, принятия решений. Здесь существует опасность универсализации стереотипов. Чтобы избежать этого, в структуру самовоспитания включается анализ и сравнение новых социализационных ситуаций с прошлым опытом, а при обнаружении существенных отличий разрабатываются новые элементы социального воспитательного идеала и способы их актуализации. 

     1.3. Педагогические пути социального развития личности 

     Развитие  личности является сверхзадачей любой  человеческой деятельности. Гуманистическая  педагогика всегда подчеркивает, что  груд должен обеспечивать не только средства сушествания, но и «игру физических и духовных сил» (К. Маркс). Концептуально  идентичным с трудом должно быть и  общение. Оно выполняет свои социальные функции, если создает предпосылки  развития личности. И наоборот, бездуховность в общении нередко приводит к дезадаптации личности.

     В развитии личности существенную роль играет ее активность. Продуктивность активности определяется многими условиями, важнейшими из которых являются достигнутый  уровень развития и характер деятельности. Учебно-трудовые задания, общественные поручения, формы общения должны соответствовать развитию личности — ее потребностям, интересам, интеллекту. Если это условие нарушено, деятельность становится недоступной, а включение в такую деятельность наносит ущерб развитию личности. Например, в рабочем коллективе обсуждалась книга одного маститого автора, но выступавшие были подобраны формально, их выступления были неуклюжими. Книга не понравилась публике, а организаторы и выступавшие остались неудовлетворенными.

     Деятельность, в которую включаются люди, оказывает  развивающее и воспитывающее влияние при условии ее оптимальной трудности, а вместе с тем и доступности. Она должна быть интересной, что вызывает положительное отношение и к группе, в которой эта деятельность осуществляется. Развитие личности проходит успешнее, когда человек сознает развивающее влияние деятельности.

     Социальное  научение способствует развитию личности при условии интеллектуального богатства окружения, доброжелательного отношения к человеку. Люди должны радоваться чужому успеху, видеть в нем открывающиеся возможности для собственного развития.

     Наилучшие условия развития личности создаются  при общении в коллективе. В этом плане коллектив является средством социального развития личности. Общаясь, люди обогащают друг друга интеллектуально, поскольку идеал развития личности становится многостороннее, гармоничнее, а примеры его достижения нагляднее.

     В коллективе развитие личности происходит более эффективно еще и благодаря  организованному или самопроизвольному  наставничеству. В роли наставника может выступать любой член коллектива, обладающий относительно более высокой профессиональной подготовкой, богатым социальным опытом, развитой культурой.

Информация о работе Педагогические требования к личности и деятельности социального работника