Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 18:44, реферат
Широкий диапазон специализаций социальной работы ставит перед социальными работниками необходимость решения многих вопросов, связанных с оказанием психолого-педагогической и реабилитационной помощи. Востребованными становятся специалисты, способные работать в социально-медицинских, психолого-педагогических, геронтологических, наркологических, онкологических и противотуберкулезных диспансерах.
ВВЕДЕНИЕ
В последнее время в России активно формируется широкая сеть новых социальных учреждений, открывающихся под эгидой соответствующих министерств и ведомств, оказывающих населению социально-медицинскую, психолого-педагогическую и реабилитационную помощь.
К учреждениям социальной защиты относятся центры медико-социальной реабилитации, центры психолого-педагогической и медико-социальной помощи, центры социально-педагогической реабилитации для дезадаптированных подростков, стационары на дому, стационары для одиноких людей, геронтологические отделения, дневные стационары при больницах и поликлиниках, хосписы, отделения трудотерапии и восстановительного лечения, учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы, социальные структуры органов здравоохранения и социальной защиты, рекреационно-оздоровительные учреждения сохранения и реабилитации здоровья в социальной сфере и т.д.
Несмотря на разноведомственный характер и подчиненность социальных учреждений все они, в силу практической направленности своей деятельности, нуждаются в квалифицированных специалистах, ориентированных на работу с различными категориями и группами социально-зависимых слоев населения.
Широкий
диапазон специализаций социальной
работы ставит перед социальными
работниками необходимость
В деятельности социального работника все более ощутимо требуются знания по основам социальной медицины, психологии, педагогики, охране здоровья населения, методам профилактики болезней, необходимые для осуществления мероприятий по реабилитации и интеграции в общество лиц с ограничениями жизнедеятельности.
В этих условиях большие требования предъявляются как к содержанию социальной работы, так и к подготовке профессиональных работников социальной сферы.
Практическая направленность оказания социальной помощи, специфические особенности, формы и методы ее реализации выдвигают потребность в подготовке междисциплинарных специалистов для работы в разных сферах жизнедеятельности человека. К подготовке социальных работников привлекаются специалисты, владеющие знаниями, навыками и умениями работы с конкретными категориями населения, способные на практике использовать достижения социальной медицины, социальной психологии, педагогики, а в учебном процессе повышаются роль и значение комплексного, интегрированного, междисциплинарного подхода и практико-ориентированного обучения.
Вследствие специфики объекта социальной работы, требований к профессиональной подготовленности специалиста в Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования введены специальные дисциплины: содержание и методика психолого-социальной работы в системе социальной работы, содержание и методика педагогической деятельности в системе социальной работы (социальная педагогика), содержание и методика социально-медицинской работы.
Кафедра
медико-психологической
Накопленные теоретические знания и опыт оказания практической социально-медицинской и психолого-педагогической помощи свидетельствуют о необходимости систематизации сведений по преподаванию общепрофессиональных и специальных дисциплин студентам высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Социальная работа».
Учебное
пособие состоит из трех разделов
соответственно специальным дисциплинам
Государственного образовательного стандарта
высшего профессионального образования.
1. СУЩНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
Педагогическая
деятельность в социальной работе представляет
собой целенаправленную активность людей
в познании и преобразовании социума,
так что создаются более благоприятные
условия жизнедеятельности, включающей
труд, учение, игру, общение. При этом происходит
и социальное развитие личности. В педагогическую
деятельность человек включается под
влиянием социальных потребностей, интересов,
склонностей, мотивов, которые можно называть
как факторы деятельности. Отличие педагогической
деятельности от других компонентов социальной
работы состоит в том, что эти факторы
способствуют педагогизации и психологизации
социальной работы. Смысл педагогической
деятельности состоит в том, чтобы придать
социальной работе личностно направленный
характер, сделать ее значимой для всех
участников социальной работы. Сущностным
обстоятельством педагогической деятельности
является гармоническое соотношение монологических
и диалогических компонентов социальной
работы, чем достигается демократизация
социума.
1.1.
Использование элементов
Задачи социальной работы многочисленны, и все они содержат элементы воспитания. В процессе их решения используются физические, интеллектуальные, нравственные, эстетические, трудовые качества личности. Так, оздоровление людей — деятельность по сути медицинская — неизменно включает воспитание здорового образа жизни, обеспечивающее сознательное, активное отношение к здоровью. Социально-профессиональное самоопределение людей является важной задачей социальной работы и включает умственное воспитание, интеллектуальное развитие личности с использованием, в частности, и средств социального образования. Нравственная компонента жизнедеятельности людей выступает существенным компонентом формирования их социальной защищенности, что осуществляется педагогическими методами. В социальной работе достаточно значима эстетическая компонента, в связи, с чем в содержание педагогической деятельности включается воспитание культуры поведения, речи, быта. Перед социальной работой для формирования социальной защищенности стоит задача развития работоспособности. Этим и обусловлено обращение социальной работы к трудовому воспитанию, к труду как к реабилитационному средству.
Воспитание, как педагогическая теория и практика целенаправленного формирования личности, используется в различных формах для решения задач социальной работы. На его основе в совокупности с другими гуманитарными дисциплинами определяется содержание социальной работы. В частности, теоретико-воспитательными методами определяется педагогический компонент правовых, экономических, санитарно-гигиенических, медицинских, психологических основ деятельности не только образовательных, но и учреждений культуры, спортивных, пенитенциарных и др.
Воспитание оказывает существенное влияние на педагогический процесс, содержащийся в социальной работе. Так, в недалеком прошлом авторитарный подход к решению управленческих задач парализовал социальную инициативу, снизил эффективность самоуправления, сделал типичным в социальном общении низкопоклонство, душевную робость. Современное социальное воспитание возродило демократические традиции российских общин — гласность, обращенность к народной мудрости, национальной культуре сделались эффективными средствами решения задач социальной работы. Эти процессуальные компоненты формируются на широкой междисциплинарной основе, а педагогическая деятельность координирует межпредметные связи.
Воспитание
влияет на результаты социальной работы,
что выражается не только в том, что
пациент получает материальные средства
поддержания своей жизнедеятельности,
но и в том, что у него воспитывается способность
к самозащите, к самопомощи.
1.2.
Педагогические требования к личности
социального работника
Педагогическая деятельность в социальной деятельности включает самовоспитание как высший уровень воспитания. В социальной работе самовоспитание является целью и средством подведения личности к самопомощи как основному способу социализации. Самовоспитание в качестве цели формирования в педагогической деятельности выражается в том, что индивидуальная и групповая активность становится эффективной, приносит хорошие социализационные результаты при условии высокого развития преобразования собственной личности. Самовоспитание базируется на опережающем отражении последствий действий и поступков, которые совершает человек сознательно или бессознательно.
Самовоспитание осуществляется по следующей схеме:
На содержание и процесс
1.3.
Педагогические пути социального развития
личности
Развитие личности является сверхзадачей любой человеческой деятельности. Гуманистическая педагогика всегда подчеркивает, что груд должен обеспечивать не только средства сушествания, но и «игру физических и духовных сил» (К. Маркс). Концептуально идентичным с трудом должно быть и общение. Оно выполняет свои социальные функции, если создает предпосылки развития личности. И наоборот, бездуховность в общении нередко приводит к дезадаптации личности.
В развитии личности существенную роль играет ее активность. Продуктивность активности определяется многими условиями, важнейшими из которых являются достигнутый уровень развития и характер деятельности. Учебно-трудовые задания, общественные поручения, формы общения должны соответствовать развитию личности — ее потребностям, интересам, интеллекту. Если это условие нарушено, деятельность становится недоступной, а включение в такую деятельность наносит ущерб развитию личности. Например, в рабочем коллективе обсуждалась книга одного маститого автора, но выступавшие были подобраны формально, их выступления были неуклюжими. Книга не понравилась публике, а организаторы и выступавшие остались неудовлетворенными.
Деятельность, в которую включаются люди, оказывает развивающее и воспитывающее влияние при условии ее оптимальной трудности, а вместе с тем и доступности. Она должна быть интересной, что вызывает положительное отношение и к группе, в которой эта деятельность осуществляется. Развитие личности проходит успешнее, когда человек сознает развивающее влияние деятельности.
Социальное научение способствует развитию личности при условии интеллектуального богатства окружения, доброжелательного отношения к человеку. Люди должны радоваться чужому успеху, видеть в нем открывающиеся возможности для собственного развития.
Наилучшие условия развития личности создаются при общении в коллективе. В этом плане коллектив является средством социального развития личности. Общаясь, люди обогащают друг друга интеллектуально, поскольку идеал развития личности становится многостороннее, гармоничнее, а примеры его достижения нагляднее.
В
коллективе развитие личности происходит
более эффективно еще и благодаря
организованному или
Информация о работе Педагогические требования к личности и деятельности социального работника