Педагогические осноовы карьерного роста

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 00:13, реферат

Краткое описание

Здоровье человека отражает одну из наиболее чувствительных сторон жизни общества и тесно переплетается с фундаментальным правом на физическое, духовное, социальное и психологическое благополучие при максимальной продолжительности его активной жизни. Выдвижение проблемы здоровья в число приоритетных задач общественного развития обусловливает актуальность теоретической и практической разработки данной проблемы. Отсюда возникает необходимость воспитания культуры здоровья и формирование основ здорового образ жизни у человека.

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 41.82 Кб (Скачать)

 

ВВЕДЕНИЕ

Здоровье человека отражает одну из наиболее чувствительных сторон жизни общества и тесно переплетается  с фундаментальным правом на физическое, духовное, социальное  и психологическое  благополучие при максимальной продолжительности его активной жизни. Выдвижение проблемы здоровья в число приоритетных задач общественного развития обусловливает актуальность теоретической и практической разработки данной проблемы. Отсюда возникает необходимость воспитания культуры здоровья и формирование основ здорового образ жизни у человека.

Культура здоровья является неотъемлемой частью общей культуры образованного человека. Сегодня  человека со средним или высшим образованием, но практически не знающего ничего о своем здоровье и как его  поддерживать, можно считать малокультурным. Использование накопленного человечеством  тысячелетнего опыта сохранения и укрепления своего здоровья, уже  сегодня позволило бы жить долго, счастливо, не болея и успешно[1].   

Успешность профессиональной карьеры юриста связана со здоровьем человека самым тесным образом. Причем влияние здоровья на карьеру и карьеры на здоровье обоюдно. С одной стороны, хорошее здоровье исключает препятствия на пути профессионального роста. С другой, успех в карьере, служебных делах является одним из важнейших источников положительных эмоций и уверенности в своих силах — главных «докторов» при любом физическом и душевном недуге.

Человеку свойственно  выбирать лучшее, правда? Почему же мы, зная, как полезна гимнастика по утрам, так редко ее делаем? Почему, видя предупреждение: "Курение опасно для вашего здоровья!", столько  людей все-таки курят? Человек - существо многоуровневое, и даже если организм его требует здорового образа жизни, что-то в нем (лень, жажда удовольствий или что-то другое) будут этому препятствовать[2]. И наконец, каким должен быть будущий юрист, чтобы стать здоровым, культурным и успешным в своей карьере и как привить культуру здоровья каждому человеку?

1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ КАК СОСТОВЛЯЮЩЕЙ ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ

 

Культура (лат. cultura — возделывание, земледелие, воспитание, почитание) — исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях; воспитание, образование, развитие морали, этики, нравственности [3].

Понятие «культура здоровья»  отражает качественно иную форму  жизнедеятельности человека, направленную на регулирование его психофизических  сил. Человек не ждет, когда у него появится болезнь, а переходит на такую форму управления организмом, когда формируется его способность  самостоятельно восстанавливать истраченные  в процессе жизнедеятельности жизненные  силы.

О.Л. Трещева рассматривает  культуру здоровья личности как важнейшую  составляющую общей составляющей культуры – одну из основных форм освоения человеком  внешней и внутренней природы, способ создания гармонии своего существования  в самом широком смысле [4,c.243].

В своем определении культуры здоровья авторы характеризуют ее как целостную практико-ориентированную систему валеологических знаний и умений физического и психического саморазвития, совокупность норм и ценностей, обеспечивающих представление о роли  и месте культуры здоровья в системе общественных отношений.

Сущностью культуры здоровья является умелое управление человеком  своими жизненными силами, когда отсутствует  прямая вероятность болезни. Объектом культуры здоровья является активно  действующий здоровый организм. Человек  не ждет, когда ослабнут защитные силы, данные ему от природы. Он осознает, что любая деятельность вызывает постепенное истощение физических и психических сил. Поэтому необходимо искусственным путем воздействовать на тело, не дожидаясь, пока появится какая-либо болезнь. Требуется научиться так  управлять организмом, чтобы он восстанавливал те потери физических и психических сил, которые возникают в повседневной жизнедеятельности человека. Данная культура строится не на страхе перед болезнью, а на позитивном переживании того удовлетворения, которое человеку дает здоровый организм.

Если говорить об аксиологическом (ценностном) блоке культуры здоровья, то ее высшей ценностью является активно работающий организм, созданный личностью с помощью специальных действий. Кроме того, ценностями культуры здоровья являются: активная, деятельная, продолжительная жизнь, возможность творческой деятельности, любовь к окружающему миру, позволяющая в полной мере реализовать жизненный потенциал индивида.

Культура здоровья включает в себя иной блок знаний по сравнению  с культурой преодоления и  предупреждения болезни. В когнитивный (познавательный) блок ее входят, прежде всего, знания о том, каким образом работает здоровый организм, выясняется уровень природной предрасположенности к эффективной работе отдельных его органов. Исследуются те способы, с помощью которых обеспечивается эффективное восстановление и укрепление психофизических сил конкретного индивида. Кроме того, неотъемлемой частью культуры здоровья являются знания человека о текущем физическом состоянии своего организма, а также о методах и способах его измерения и регулирования.

Практической сферой этой культуры (поведенческим «блоком») становится четко организованный режим  дня, наиболее соответствующие индивидуальным особенностям система питания, распределения  физических и психических нагрузок, умелое поддержание положительных  чувственно-эмоциональных переживаний  и снижение вероятности возникновения  негативных чувств и эмоций, разрушающих  психическое здоровье. Также

обязательным становится умение «зарядить» организм на ту или  иную работу, мобилизовать его для  деятельности в ряде экстремальных ситуаций[5,c.157]

Формирование культуры здоровья представляет собой социальный процесс, так как человек ищет и находит  специально созданные искусственным  путем методы регулирования своих  психофизических сил. К таковым  относятся различные способы  оптимальной организации работы, отдыха, положительных чувственно-эмоциональных  переживаний, подбор наиболее соответствующей  особенностям организма пищи, умелое использование элементов медитации  при мобилизации психических  сил, позволяющих восстановить биологические  силы организма. Процесс формирования культуры здоровья связан с процессами воспитания и обучения. Воспитание направлено на выработку ценностного  отношения к системе регулирования  психофизических сил, овладения  практикой организации эффективного использования биологической и  психической энергии в различных  видах деятельности. Обучение включает в себя систему знаний по изучению работы здорового организма, индивидуальных особенностей его реакций на те или иные воздействия, получение информации о методах умелого психического воздействия на тело, а также о методиках эффективного использования физических сил.

Основным блоком знаний является информация о здоровом теле, способах искусственного сохранения и укрепления здоровья. Речь идет об особой системе  конструирования тела, исходя из представлений  о возможностях его умелого приспособления к требованиям современной жизни. Основными субъектами формирования культуры здоровья являются семья, образовательные  учреждения, средства массовой информации, искусство и литература[6].

Подведем итог всему сказанному: так всё же, что такое культура здоровья и каковы ее критерии?

Культура здоровья — такой  трезвый и здоровый образ жизни, который обеспечивает сочетание  полноценной биологической и  социальной адаптации с возможностью максимального самовыражения нации, класса, социальной группы, отдельных людей в конкретных условиях жизни и который предопределяет дальнейшее трезвенное развитие общества.

Критерии культуры здоровья — активная общественно-трудовая, коммуникативная, семейно-бытовая деятельность людей, всестороннее проявление физических, духовных способностей человека в единстве и относительной гармонии с окружающей природной и социальной средой, отношение  человека к своему здоровью и здоровью других, трезвость. Это деятельный, трудовой и творческий образ жизни, помогающий переносить значительные физические и психические нагрузки, вредные  и опасные воздействия (социальные, природные, личностные); воспитывающий  всесторонне и гармонично развитую личность[7]. 

 

2. КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ КАК ССОСТОВЛЮЮЩАЯ ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО ЮРИСТА

2.1. Культура здоровья и основные факторы и условия ее формирования и развития

 

 В настоящее время забота о здоровье подрастающего поколения, в частности будущих юристов включает в себя профилактическую работу (профилактику заболеваний, психических расстройств и вредных привычек), половое и физическое воспитание.

В современных условиях жизнедеятельности  валеологические принципы сохранения, укрепления и формирования здоровья практически не реализуются.

Согласно формулировке ВОЗ, "здоровье - это состояние полного  физического, душевного и социального  благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков". В этом определении здоровье рассматривается  как противопоставление болезни. И  так, здоровье – это процесс сохранения, развития физических свойств, потенций психических и социальных; процесс  максимальной продолжительности здоровой жизни при оптимальной трудоспособности и социальной активности[8].

Решение вопросов здоровья требует учета целого ряда факторов, к которым относятся:

1. Правовые, которые включают разработку законодательных и нормативных подзаконных актов, подтверждающих право граждан Украины на здоровье, определение механизмов их реализации через государственные, хозяйственные и социальные институты от федерального до муниципального уровней, а также предприятия, учреждения и самих граждан.

2. Социально-экономические  факторы, обусловливающие виды, формы  участия и ответственность различных  звеньев социально-экономических  структур в формировании, сохранении  и укреплении здоровья своих  членов, финансирование такой работы  и обеспечение нормативных условий  для профессиональной деятельности.

3. Образовательно-воспитательные  факторы, обеспечивающие формирование  жизненного приоритета здоровья, воспитание мотивации на здоровый  образ жизни и обучение методам,  средствам и способам достижения  здоровья, а также умению вести  пропагандистскую работу в этом  направлении.

4. Семейные факторы, связанные  с созданием условий для здорового  образа жизни в семье и ориентацией  каждого из ее членов на  здоровье, на формирование в семье  здорового образа жизни.

5. Медицинские факторы,  которые направлены на диагностику  состояния здоровья, разработку  рекомендаций по здоровому образу  жизни, эффективную первичную,  вторичную и третичную профилактику.

6. Культурологические факторы,  связанные с формированием культуры  здоровья, организацией досуга населения,  популяризацией вопросов здоровья  и здорового образа жизни, этнических, общинных, национальных, религиозных  идей, традиций, обрядов обеспечения  здоровья и т.д.

7. Юридические факторы  - обеспечивают социальную безопасность, защищенность личности от преступления  и/или его угрозы, грозящих жизни  и здоровью граждан.

8. Экологические факторы, обусловливающие адекватное для здорового образа жизни состояние окружающей среды и рациональное природопользование.

9. Личностные факторы,  которые ориентируют каждого  конкретного человека на формирование, сохранение и укрепление своего  здоровья и устанавливают ответственность  личности за свое здоровье (2).

Факторы и условия, влияющие на формирование культуры здоровья – объективные и субъективные. К объективным относятся средства массовой информации (СМИ), семья, здравоохранение, референтная группа и состояние здоровья человека. К субъективным - содержание ориентаций и установок на овладение культурой здоровья, личный опыт ее освоения.

Факторы, определяющие формирование здоровья населения ("вход системы"), должны изучаться комплексом общественных и естественных наук; показатели здоровья ("выходные" сигналы системы) - прерогатива медицинской науки, основа врачебной деятельности. Чтобы укреплять и сохранять здоровье здоровых, иными словами - управлять им, необходима информация как об условиях формирования здоровья (характере реализации генофонда, состоянии окружающей среды, образе жизни и пр.), так и о конечном результате процессов их отражения (конкретных показателях состояния здоровья индивида или популяции).

Эксперты Всемирной организации  здравоохранения (ВОЗ) в 80-х гг. 20 столетия определили ориентировочное соотношение различных факторов обеспечения здоровья современного человека, выделив в качестве основных четыре производные:

  • генетические факторы - 15-20% (20%);
  • состояние окружающей среды - 20-25% (20%);
  • медицинское обеспечение - 10-15% (8%);
  • условия и образ жизни людей - 50-55% (52%).

Величина вклада отдельных  факторов разной природы на показатели здоровья зависит от возраста, пола и индивидуально-типологических особенностей человека[1].

 

Информация о работе Педагогические осноовы карьерного роста