Педагогические идеи Н.И. Пирогова

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 09:17, реферат

Краткое описание

В данном реферате я постараюсь по возможности подробно раскрыть смысл педагогической деятельности замечательного русского педагога, просветителя и организатора народного образования Н. И. Пирогова, творческое наследие которого вошло в сокровищницу отечественной педагогики.

Файлы: 1 файл

Педагогические идеи Н.И.Пирогова.docx

— 33.39 Кб (Скачать)

     По  традициям того времени, в программу  начальной школы , как и в программу  следующих за ней высших ступеней, Пирогов вносит и основания так  называемого закона божия, т. е. изучения священной истории ветхого и  нового завета. 

     Пирогимназии  составляют в системе образования, защищаемого Пироговым, вторую ступень  образования, опять-таки предназначенную  для всех сословий и классов. Пирогимназии , по плану Пирогова, разделяются  на два типа - реальная и классическая, каждая с 4-летним курсом обучения.

     Классическая  пирогимназия в проекте Пирогова имеет в учебном плане почти  те же предметы, что и реальная. Но за счет количества часов, отводимых на предметы реальных знаний, в классической пирогимназии отводится внимание основательному изучению латинского и греческого языков и одного, а не двух новых языков. В классические пирогимназии открыт доступ опять-таки для всех желающих, имеющих образование в объеме элементарной начальной школы. А кроме того, и окончившие реальную пирогимназию могли поступать без экзамена в III класс классической пирогимназии.

     Над двумя типами пирогимназий организуется гимназия опять-таки двух типов - реальная и классическая.

     Образование в реальных гимназиях Пирогов  предназначает для удовлетворения практических потребностей производственно-технической  жизни. Окончившие такие реальные гимназии, по плану Пирогова, получат выход либо непосредственно на поприще практической деятельности, либо в высшие, но специальные учебные заведения, а не в университет [3 – стр. 115-117].

     Придавая  исключительное значение в воспитании учащихся науке и научному образованию, Пирогов учитывал роль и других специально воспитательных воздействий на учащихся. И почти в каждой статье его  мы находим глубокие, оригинальные мысли, советы и практические указания в этом направлении.

     Главное в воспитательной работе, чему Пирогов  придает решающее значение, это намерения, жизненные цели и задачи, какие  ставят себе воспитатели в семье  и в школе, согласованность семьи ,школы, общества и государства в  этих целеустремлениях.

     Пирогов дал ряд ценнейших соображений  по методике воспитательной работы. Избранные  им вопросы и характер их разрешения вводят учителей в наиболее важные и решающие стороны воспитательной работы в школе.

     На  место разрозненных, неорганизованных воздействий на учащихся со стороны администрации школ (директора и инспектора) и надзирателей Пирогов выдвинул в качестве основной воспитательной силы коллективную работу учителей или, как он их называет, наставников, объединенных в педагогических  советах средних учебных заведений. Таким образом единоличное, часто случайное и произвольное действие учителей получало не только единство, но и естественно большую разносторонность и глубину влияний на учащихся.

     Постановления педагогических советов приобретали  в глазах учащихся больший авторитет  большую силу. “Опыт доказывает, - пишет Пирогов, - что заключения и определения педагогического  совета несравненно более пользуются доверием между учащимися, чем решения  одного лица, будет ли оно второстепенным в заведении, как учителя или  надзиратели, - или главное, как директор”.

     Пирогов был озабочен развитием у учителей внимательного, чуткого отношения  к учащимся. Он требовал от учителей “при обсуждении каждого поступка”  учащегося не формально юридического отношения, а “хорошо вникнуть в  те обстоятельства”, которыми вызывается поведение ученика. В этих целях Пирогов предлагал воспитателям завести у себя карманные журналы, в которых бы они отмечали, с надлежащей подробностью и только для себя, все замеченные ими поступки учеников, их образ мыслей и т. п.

     Требованиями  такого рода Пирогов ставил перед  учителями сложнейшую и труднейшую, но в то же время самую основную задачу в искусстве воспитания - изучать своих учеников и индивидуализировать  воспитательные воздействия на учащихся [3 – стр. 124-131]. 

  1. Значение  педагогического  наследия Пирогова

     Чтобы судить об исторических заслугах Пирогова, нам следует помнить слова  В. И. Ленина: “Исторические заслуги  судятся не по тому , чего не дали исторические деятели сравнительно с современными требованиями, а по тому , что они  дали нового сравнительно с своими предшественниками ”. Никто не сомневается  в том, что Пирогов оставил  богатейший и значительный вклад  в сокровищницу нашей национальной культуры. Общепризнан гений Пирогова как ученого, новатора, трудами которого, начиная с его ранней молодости, пользовались не только его ученики, но и его учителя во всех культурных странах мира.

     На  протяжении всей своей жизни, Пирогов непрестанно прилагал все усилия к тому, чтобы создать для высшей и средней школы такие условия, которые всемерно воздействовали бы росту науки и культуры и устраняли бы все, что мешало развитию самостоятельной русской науки.

     Он  искренне стремился к осуществлению  в нашей стране всеобщего обучения, он защищал право на полноценное  образование не только русских людей, но и самых угнетенных наций населявших Россию.

     Наряду  с большими принципиальными педагогическими  вопросами Пирогов в своих  литературных трудах и в практической деятельности на посту попечителя учебного округа постоянно ставил и разрешал методические вопросы, развивал и поддерживал деятельность учителей и школ по развертыванию кабинетов, лабораторий и других учебно-вспомогательных средств для усовершенствования преподавания и обучения [3 - стр. 175-182].

     Из  всего вышесказанного можно сделать  следующие выводы.

     1. Пирогов внес значительные улучшения  в работу педагогических советов  гимназий, расширил содержание обсуждаемых  вопросов, ввел в систему доклады  и обмен мнениями по дидактическим  вопросам, всячески поощрял методические  изыскания учителей, рекомендовал  взаимное посещение уроков.

     2. Основными дидактическими принципами  Пирогов считал осмысленность  обучения, активность и наглядность.

     3.Требуя, чтобы учителя и руководители  прогимназий и гимназий хорошо  изучали учащихся и их успеваемость, Пирогов предлагал перевод из  класса в класс производить  по результатам годовой успеваемости  учащихся . Он отрицательно относился  к переводным экзаменам , отмечая  наличие в них значительного  элемента случайности и формализма.

     4. К преподаванию в высшей школе  Пирогов предлагал привлечь крупных  ученых, рекомендовал усилить беседы  профессоров со студентами, проводить  семинары, просеминары и практические  занятия и всячески развивать  у студентов навыки углубленной самостоятельной работы [2 - стр. 202-203]. 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Своей оживленной, глубоко плодотворной административно -педагогической и научно - литературной  деятельностью Пирогов привлек внимание всех передовых, прогрессивных сил нашей страны и поднял педагогические проблемы на уровень важнейших вопросов нашей культурной жизни.

     По  справедливости и единодушному признанию  Пирогов вошел в историю русской  культуры не только как выдающийся гениальный ученый анатом и талантливейший врач-хирург, но и как классик  оригинальной передовой русской  педагогической мысли. И можно быть уверенным в том, что подлинные  заслуги Пирогова перед культурой  нашей страны и глубоко плодотворная значимость его педагогических идей и педагогической деятельности будут  еще долго находить высокую оценку и вызывать глубокое уважение со стороны  всех людей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Литература

     1. Егоров С. Ф. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. - М.: Просвещение, 1986.

     2. Константинов Н. А., Медынский Е. Н., Шабаева  М. Ф. История педагогики. - М.: Просвещение, 1982.

     3. Красновский А. А. Педагогические идеи Н. И. Пирогова. - М.: Учпедгиз, 1949.

     4. Пирогов Н. И. Избранные педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1985. 

Информация о работе Педагогические идеи Н.И. Пирогова