Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2015 в 02:36, реферат
Предмет исследования: педагогическая деятельность, концепции, идеи и взгляды Л.Н Толстого на разных этапах его жизни
Задачи:
Исследовать педагогические идеи и взгляды Л.Н. Толстого, которые особенно актуальны на данном этапе развития российской педагогики
Изучить педагогическую деятельность Л.Н. Толстого на основе анализа соответствующей литературы
Введение………………………………………………………………………3
1. Педагогические идеи и взгляды Л.Н. Толстого………………………….5
2. Педагогическая деятельность Л.Н. Толстого……………………………14
Заключение…………………………………………………………………...21
Список используемой литературы………………………………………….23
“Азбука” графа Л. Толстого стала событием в педагогике. Она в значительной степени оправдала надежды автора. А между тем многим казалось, что начальное обучение - дело недостойное таланта великого писателя. Значение нового педагогического труда не сразу было понято и оценено современниками. Однако Толстой был убежден, что с первой ступени обучения начинается и духовное развитие ребенка. Будет ли учение для ребенка радостным, возникнет ли у него бескорыстный интерес к познавательной деятельности, будет ли он впоследствии ставить духовные ценности выше материальных благ - все это во многом зависит от его первых шагов в мир знания. Развитие духовного начала без школы едва ли может состояться. Это ее приоритетная задача, более важная, чем сообщить некую сумму знаний. Вот ее решать и стремился Толстой своей “Азбукой”. В “Азбуке” были поучающие рассказы на разные темы, в том числе и о физике, природе. Многие рассказы пронизаны религиозной тематикой.
“Азбука” графа Л. Н. Толстого - комплекс учебных материалов из четырех книг. Это своеобразная энциклопедия, объясняющая детям окружающий мир. Художественно обогащая, она раскрывала основные понятия физики, химии, ботаники, зоологии, рассказывала о жизни растений, внешних чувствах человека и животных, явлениях магнетизма, электричества и многом другом. “Азбука графа Л.Н.Толстого” возбудила среди методистов горячие споры.
“Новая азбука” - новый комплекс учебных материалов - была более универсальной, усовершенствованной в результате полемики с оппонентами. Она получила позитивную оценку в прессе, была допущена министерством в народные школы. При жизни Толстого она выдержала свыше тридцати изданий.
Вывод: Педагогическая деятельность Л.Н. Толстого была очень обширной. Он никогда не был пустым теоретиком, не сделавшим ничего реального для своей страны, дома, семьи, детей. Толстой всю свою жизнь посвятил работе: он преподавал, был инициатором многих проектов, писал романы, статьи, выпускал книги для детей, разрабатывал различные методы обучения; в его доме всегда было много детей, с которыми он душевно разговаривал, помогал разобраться в сложных вопросах.
Лев Николаевич Толстой – гениальный русский писатель, педагог, безумно много сделавший для России, для русских детей и для русского образования в целом. Веря в свои идеалы и лучшую жизнь, он с силой настоящего льва защищал их и стремился донести информацию людям.
Л. Н. Толстой по-новому взглянул на мир ребенка. Раскрепощенность видения Толстого создавало условие для свободы творчества и защищало его от схематизма и однозначности. Лев Николаевич показал, что взгляд взрослых на ребенка должен быть подлинно гуманистическим, то есть содержать в своей основе любовь как способ мировосприятия и мироотношения. Это наше большое счастье, счастье всего человечества, что Толстой обратился к вопросам педагогики.
Задача школы, семьи, общества - развивать
в человеке гуманистические задатки и
потребность жить согласно идеям сохранения
и продолжения жизни.
Школа должна стать школой реального бытия
человека и в то же время работать на перспективу
духовного обновления. Именно такая возможность
кроется в самом содержании учения Льва
Николаевича Толстого.
Согласно концепции Л. Н. Толстого, ребенок, сохраняя свободу выбора, делает осознанный шаг в сторону величия разума и чувства, постепенно созидает свой Путь жизни.
Осмысленный выбор своего жизненного пути - это ли не основная задача школы? Дело не в профориентации, не в перекачке информации от одного к другому, а в формировании такого статуса личности, когда духовно сильная личность готова к испытаниям, может отстоять достоинство, сделать сознательный нравственный выбор.
Сегодня школа, отражая противоречивость общественного развития, должна идти несколько впереди общественного развития. Только тогда она будет формировать личность, созидающую жизнь и творчески работающую на будущее.
Л. Н. Толстой ведет нас путями педагогических исканий, учит видеть истинное счастье в раскрытии индивидуальности каждого ученика. Теперь, столько лет спустя после смерти великого педагога, мы многое можем по- новому понять, оценить; Л. Н. Толстой предстает перед судом времени в величии своего гуманизма и мудрости. И поэтому его имя как великого педагога-гуманиста бессмертно.
Итак, цель исследования - изучить педагогическую деятельность Л. Н. Толстого и исследовать систему его дидактических взглядов в области педагогики - достигнута; задачи реализованы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Вейкшан В. А. “Л. Н. Толстой о воспитании и обучении”. Москва – 1953 г.
2. Гончаров Н. К. “Педагогические идеи и практика Л. Н. Толстого в книге
“Историкопедагогические очерки”” М.1963 г.
3. Гусев Н. Н. “Лев Николаевич Толстой”. Москва – 1963 г.
4. Константинов Н. А. и другие “История педагогика”. Москва – 1982 г.
5. Ломунов К.Н. “Лев Толстой. Очерк жизни и творчества” М. – 1984 г.
6. Ольховый Б. “Л. Н. Толстой. К столетию со дня рождения // Народный
учитель. 1928 год. № 9.
7. Опульская Л. Д. “Л. Н. Толстой”. – М.: Наука, 1979 г.
8. Самойличенко Н. В. “Идеи
свободного воспитания в
Н. Толстого, К. Н. Вентцеля”. Иркутск – 2000 год.
9. Толстой Л. Н. “Педагогические сочинения”. Москва – 1989 г.
10. Толстой Л. Н. “Педагогические сочинения”. Москва – 1953 г.
Информация о работе Педагогические идеи и взгляды Л.Н. Толстого