Педагогическая теория А. С. Макаренко

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 16:51, контрольная работа

Краткое описание

А.С. Макаренко разработал стройную педагогическую систему, методологической основой которой является педагогическая логика, трактующая педагогику как «прежде всего практически целесообразную науку». Такой подход означает необходимость выявления закономерного соответствия между целями, средствами и результатами воспитания. Узловой пункт теории Макаренко – тезис параллельного действия, то есть органического единства воспитания и жизни общества, коллектива и личности.

Оглавление

Целью данной работы является подробное рассмотрение педагогической теории А. С. Макаренко.
Задачи:
- изучить важнейшие принципы педагогической теории и практики А. С. Макаренко;
- рассмотреть вопросы о воспитании в коллективе и через коллектив по Макаренко;
- рассмотреть вопросы о трудовом воспитании по Макаренко;
- рассмотреть значение игры в воспитании;
- рассмотреть вопросы о семейном воспитании по теории А. С. Макаренко.

Файлы: 1 файл

Педагогика.doc

— 73.00 Кб (Скачать)

      Освещая вопросы методики игры, А. С. Макаренко  считал, что в игре дети должны проявлять  активность, испытывать радость творчества, эстетические переживания, чувствовать ответственность, относиться серьезно к правилам игры. Родители и воспитатели должны интересоваться игрой детей. Не следует заставлять детей повторять только то, что делают с игрушкой взрослые, а также “забрасывать” их самыми различными игрушками: “Дети... в лучшем случае становятся коллекционерами игрушек, а в худшем случае, наиболее частом, без всякого интереса переходят от игрушки к игрушке, играют без увлечения, портят и ломают игрушки и требуют новых”. Макаренко отличал игры в дошкольном возрасте от, игр малышей. Он говорил также об особенностях игр в старшем школьном возрасте.

      Говоря  о руководстве детскими играми, А. С. Макаренко указывал, что сначала  родителям важно комбинировать  индивидуальную игру ребенка с коллективными  играми. Затем, когда дети становятся старше и играют более широкой компанией, игра проводится организованно при участии квалифицированных педагогов. Далее она должна принимать более строгие формы коллективной игры, в которой должен быть момент коллективного интереса и соблюдаться коллективная дисциплина.

      Классифицируя игрушки, А. С. Макаренко выделял следующие типы:

      1. Игрушка готовая или механическая: куклы, лошадки, автомобили и  т. д. Она хороша тем, что  знакомит со сложными идеями  и вещами, развивает воображение.  Нужно, чтобы ребенок хранил эти игрушки не для того, чтобы ими хвастаться, а действительно для игры, для организации какого-то движения, изображения той или иной жизненной ситуации.

      2. Игрушка полуготовая: картинки  с вопросами, ящики, конструкторы, кубики и т. д. Они хороши тем, что ставят перед ребенком определенные задачи, для разрешения которых требуется работа мысли. Но вместе с тем они имеют и недостатки: они однообразны и потому могут надоесть детям.

      3. Самый благодатный игровой элемент  — это различные материалы. Они более всего приближают к деятельности взрослого человека. Такие игрушки реалистичны, и в то же время они дают простор большой творческой фантазии.

      В игровой деятельности детей дошкольного  возраста необходимо комбинировать  эти три типа игрушек, считал Макаренко. Он так же подробно анализировал содержание игр младших и старших школьников и. дал ряд советов, как они должны быть организованы.

      Вопросам  о семейном воспитании А. С. Макаренко уделял огромное внимание. Он утверждал, что семья должна быть коллективом, в котором дети получают первоначальное воспитание и который, наряду с учреждениями общественного воспитания, влияет на правильное развитие и формирование личности ребенка. Макаренко утверждал, что только в той семье дети получат правильное воспитание, которая сознает себя частью советского общества, в которой деятельность родителей рассматривается как необходимое обществу дело [10].

      Указывая  на то, что советская семья должна быть коллективом, Макаренко подчеркивал, что это “свободный советский коллектив”, который не может подчиняться произволу отца, как это имело место в старой семье. Родители имеют власть и авторитет, но они не бесконтрольны в своих действиях. Отец является ответственным старшим членом коллектива, он должен быть для детей примером как гражданин. Родители всегда должны помнить, что ребенок не только их радость и надежда, но и будущий гражданин, за которого они отвечают перед советским обществом.

      В семье должно быть, по мнению Макаренко, несколько детей. Это предупреждает  развитие в ребенке эгоистических наклонностей, дает возможность организовать взаимопомощь между детьми разных возрастов, способствует развитию в каждом ребенке черт и качеств коллективиста, умения уступить другому и подчинить свои интересы общим.

      Родители, как уже говорилось, должны проявлять к детям требовательную любовь, не потворствовать их прихотям и капризам, иметь в глазах детей заслуженный авторитет А. С. Макаренко указывал на то, что родители часто подменяют настоящий авторитет ложным, и дал очень тонкий анализ различных видов ложного авторитета родителей. Первым он называет авторитет, подавления, когда в семье существует отцовский террор, превращающий мать в бессловесную рабыню запугивающий детей. Вызывая у детей постоянный страх, такие отцы превращают детей в забитые, безвольные существа, из которых вырастают либо никчемные люди, либо самодуры. Второй вид ложного авторитета — это авторитет расстояния. Он основан на стремлении родителей держать детей от себя подальше, не допускать их к своим интересам, делам, мыслям. Насколько неразумен авторитет расстояния, настолько же недопустимо в семье панибратство. Одним из самых опасных ложных авторитетов А. С. Макаренко считал авторитет любви. Он решительно осуждал родителей, которые балуют, изнеживают детей, безудержно осыпают их бесконечными ласками и бесчисленными поцелуями, не предъявляя к ним никаких требований и ни в чем не отказывая. Именно такому поведению родителей Макаренко противопоставлял свое учение о требовательной любви к человеку. Он говорил еще о таких видах ложного авторитета, как авторитет чванства, резонерства, подкупа. Последний он считал наиболее безнравственным нерезко осуждал родителей, добивающихся от детей хорошего поведения только с помощью наград. А. С. Макаренко указывал, что такое обращение родителей с детьми влечет за собой моральное развращение детей.

      А. С. Макаренко справедливо подчеркивал, что истинный авторитет родителей, основанный на разумных требованиях  к детям, нравственном поведении  самих родителей как граждан  советского общества, а также правильный режим жизни семьи — важнейшие условия хорошо поставленного семейного воспитания. Он дал советы родителям, как воспитывать детей в труде, как правильно организовать в семье отношения детей разных возрастов, помогать детям в учебе, руководить их играми, укреплять их дружбу с товарищами [11].

      Подробно  осветил Макаренко такие вопросы, как значение сказки для детей  раннего возраста, руководство детским  чтением, посещение детьми театра, кино и т. п. Большое место в жизни  детей он отводил эстетическому воспитанию.

      А. С. Макаренко сыграл огромную роль в  развитии советской педагогической науки. Исходя из учения основоположников марксизма-ленинизма и грандиозного опыта массового перевоспитания людей в условиях строительства  социализма, он разработал многие конкретные вопросы теории советского воспитания. Он создал замечательные произведения социалистического реализма, в которых в художественно обобщенных образах показаны типичные черты нашей действительности, раскрывается путь воспитания нового советского человека.

      Творческий  опыт А. С. Макаренко, как и его  педагогические произведения, является прекрасным убедительным доказательством  превосходства советской педагогики перед буржуазными теориями воспитания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Список  литературы 

1 Асмолов  А. Г. Личность как предмет психологического исследования. – М., 1984.

2 Гавакова  Т. И. А. С. Макаренко как  психолог. Творческое использование  идей A.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского  в формировании педагогического  мастерства. / Под ред. B. Е. Лобурца.  – Полтава, 1983.

3 Лутошкин  А. Н. Эмоциональные потенциалы  коллектива. – М., 1988.

4 Макаренко  А. С. Воспитание гражданина. –  М., 1989.

5 Макаренко  А. С. Коллектив и воспитание  личности. – М., 1972.

6 Моргун  В. Ф. Психическая и социальная  зрелость личности. А. С. Макаренко и Полтавщина. / Под ред. И. Ф. Кривоноса. – Полтава, 1986.

7 Мудрик  А. В. Личность школьника и  ее воспитание в коллективе. –  М., 1983.

8 Педагогика. / Под ред. П. А. Пидкасистого. – М.: Акалис, 2007.

9 Психология  развивающейся личности. / Под ред. А. В. Петровского. – М., 1987.

10 Фролов А. А. Организация воспитательного процесса в практике А. С. Макаренко. / Под ред. В. А. Сластенина и Н. Э. Фере. – Горький, ГГПИ им М. Горького, 1976.

11 http://www.gala-d.ru/index.html - История педагогики. Глава 25.

Информация о работе Педагогическая теория А. С. Макаренко