Педагогическая деятельность, педагогическая культура и мастерство

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 13:58, доклад

Краткое описание

По мнению многих авторов (Н.В. Кузьмина, В.А. Сластёнин, Н.В. Воробьёв и др.), применительно к педагогической деятельности преобладает подход выделения её компонентов как относительно самостоятельных функциональных видов деятельности педагога. Н.В. Кузьмина выделила в структуре педагогической деятельности три взаимосвязанных компонента: конструктивный, организаторский и коммуникативный. Для успешного осуществления этих функциональных видов педагогической деятельности необходимы соответствующие способности, проявляющиеся в умениях.

Файлы: 1 файл

ответ 2.docx

— 31.61 Кб (Скачать)

Педагогическая деятельность - особый вид общественно полезной деятельности взрослых людей, сознательно  направленной на подготовку подрастающего  поколения к жизни в соответствии с экономическими, политическими, нравственными, эстетическими и другими целями общества.

Педагогическая деятельность организует объективный процесс  воспитания, ускоряет и улучшает подготовку детей к жизни, т.к она вооружена: педагогической теорией (теоретическими знаниями); педагогическим опытом (практическим опытом); системой специальных учреждений.

По мнению многих авторов (Н.В. Кузьмина, В.А. Сластёнин, Н.В. Воробьёв и др.), применительно к педагогической деятельности преобладает подход выделения её компонентов как относительно самостоятельных функциональных видов деятельности педагога. Н.В. Кузьмина выделила в структуре педагогической деятельности три взаимосвязанных компонента: конструктивный, организаторский и коммуникативный. Для успешного осуществления этих функциональных видов педагогической деятельности необходимы соответствующие способности, проявляющиеся в умениях.

Конструктивная деятельность распадается на конструктивно-содержательную (отбор и композиция учебного материала, планирование и построение педагогического  процесса), конструктивно-оперативную (планирование своих действий и действий учащихся) и конструктивно-материальную (проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса).

Организаторская деятельность предполагает выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива и организацию совместной деятельности.

Коммуникативная деятельность направлена на установление педагогически  целесообразных отношений педагога с воспитанниками, коллегами, представителями  общественности, родителями.

Эффективность педагогического  процесса обусловлена наличием постоянной обратной связи. Она позволяет учителю  своевременно получать информацию о  соответствии полученных результатов  планировавшимся задачам. В силу этого в структуре педагогической деятельности необходимо выделить и  контрольно-оценочный (рефлексивный) компонент.

Все компоненты педагогической деятельности проявляются в работе педагога любой специальности. Их осуществление  предполагает владение педагогом специальными умениями.

Основные функции и  виды педагогической деятельности

Педагогическая деятельность реализуется посредством системы  действий, подчиненных целям и  задачам, создаваемым педагогом. В  соответствии с целями учебно-воспитательной работы Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин и А.И. Щербаков Выделяют следующие взаимосвязанные функции педагогической деятельности:

1. Диагностическая, связанная с изучением учащихся, с определением уровня психического развития отдельных учеников и классных коллективов

2. Ориентационно-прогностическая выражается в умении определять направление, цели и задачи образовательной деятельности и прогнозировать ее результаты

3. Конструктивно-проектировочная  функция предполагает адекватное  конструирование и проектирование  содержания учебно-воспитательной  работы на основе сделанного  прогноза

4. Организаторская предполагает вовлечение учащихся в активную деятельность и эмоционально-нравственное стимулирование

5. Информационно-объяснительная предполагает информирование в разных областях знаний с учетом новейших достижений науки

6. Коммуникативно-стимулирующая  основана на создании атмосферы учебного сотрудничества, гуманных отношений педагога с детьми

7. Аналитико-оценочная заключается  в анализе хода учебно-воспитательного  процесса и в умении вносить  в него необходимые коррективы 

8. Исследовательско-творческая функция состоит в способности осмысливать и творчески развивать теоретические положения, использовать в работе результаты собственных исследований и достижений коллег

Традиционно основными видами педагогической деятельности являются преподавание и воспитательная работа.

Воспитательная работа - это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной и  управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения  задач гармонического развития личности.

Преподавание - это такой  вид педагогической деятельности, который  направлен на управление преимущественно  познавательной деятельностью школьников. По большому счету, педагогическая и  воспитательная деятельность понятия  тождественные. Такое понимание  соотношения воспитательной работы и преподавания раскрывает смысл  тезиса о единстве обучения и воспитания.

Преподавание, осуществляемое в рамках любой организационной  формы, а не только урока, имеет обычно жесткие временные рамки, строго определенную цель и варианты способов её достижения. Важнейшим критерием  эффективности преподавания является достижение учебной цели. Воспитательная работа, также осуществляемая в рамках любой организационной формы, не преследует прямого достижения цели, так как она недостижима в  ограниченные временными рамками организационной  формы сроки. В воспитательной работе можно предусмотреть лишь последовательное решение конкретных задач, ориентированных  на цель. Важнейшим критерием эффективного решения воспитательных задач являются позитивные изменения в сознании воспитанников, проявляющиеся в  эмоциональных реакциях, поведении  и деятельности.

 

Карта профессионально значимых качеств преподавателя

(по В.П. Симонову)

Оптимальный уровень

Допустимый уровень

Критический уровень

Широкая эрудиция и

свободное изложение

материала

Знание только своего

предмета

Работа только по конс-

пекту

Умение учитывать пси-

хологические и возра-

стные особенности уча-

щихся

Знание возрастной и

педагогической психо-

логии учащихся

Отсутствие знаний по

возрастной и педагоги-

ческой психологии

Темп речи — 120—

130 слов в минуту, чет-

кая дикция, общая и

специфическая грамот-

ность

Темп речи ниже

120 слов в минуту, ≪глу-

хой≫ голос, отдельные

оговорки с последую-

щим исправлением

Стандартный внешний

вид, отсутствие мими-

ки и жестов

Темп речи выше

150 слов в минуту, не-

разборчивость речи,

≪проглатывание≫ окон-

чаний слов и т.п.

Элегантный внешний

вид, выразительная ми-

мика и жесты

Стандартный внешний

вид, отсутствие мими-

ки и жестов

Неряшливый внешний

вид, чрезмерная жести-

куляция и неадекватная

мимика

Обращение к учащимся

по имени

Обращение к учащимся

по фамилиям

Постоянное безадрес-

ное обращение к обуча-

емым

Мгновенная реакция

на ситуацию, находчи-

вость

Чуть замедленные ре-

акции и находчивость

Отсутствие находчиво-

сти, слабая реакция

Умение четко форму-

лировать конкретные

цели

Умение определять

только общие цели

Отсутствие умений чет-

кого целеполагания

Умение организовать

учебную работу всех

учащихся сразу

Умение организовать

работу большинства

учащихся

Работа только с отдель-

ными учащимися, при

пассивности большин-

ства

Проверяет степень по-

нимания учебного ма-

териала всегда

Проверяет степень по-

нимания учебного ма-

териала периодически

Никогда не проверяет

степень понимания

учебного материала в

ходе объяснения


 

 

Педагогическая  культура — часть общей культуры, в которой в наибольшей степени отразились духовные и материальные ценности, а также способы творческой педагогической деятельности, необходимые человечеству для обслуживания исторического процесса смены поколений и социализации личности.

Педагогическую культуру можно рассматривать как общение двух индивидов в различные моменты передачи человеческой культуры:

1. Феномен педагогической культуры в диалоге рассматривается как ≪Я≫ в ≪них≫ и ≪ты≫ в ≪Я≫ (взаимопроникновение).

2. Создание педагогического мира как среды духовного, эстетического и интеллектуального развития субъектов педагогического взаимодействия.

3. Открытие личности для себя в другой личности.

Педагогическую культуру можно рассматривать как динамическую систему педагогических ценностей, способов деятельности и профессионального поведения преподавателя, это тот уровень образованности, с помощью которого передают профессиональные знания.

В первую группу компонентов педагогической культуры входят педагогическая позиция и профессионально-личностные качества педагога — это личное отношение к определенным сторонам действительности, проявляющейся в соответствующем поведении.

Педагогическая позиция — это некоторый моральный выбор, который делает преподаватель. Для педагогической позиции характерны две стороны: мировоззренческая (выражается в осознании общественной значимости профессии, убежденности в правильности выбора, ориентации на гуманистические принципы); поведенческая (выражается в способности педагога принимать решения, нести за них ответственность и создавать условия для самореализации личности ребенка).

Педагогическая позиция реализуется через личностно-профессиональные качества педагога, его интересы и духовные потребности. Она включает в себя: направленность личности, которая выражается в убеждениях, социальной активности, гражданственности личности; нравственные качества, гуманизм, объективизм, интеллигентность; отношение к педагогическому труду.

Вторую группу компонентов педагогической культуры со-

ставляют педагогические знания и мышление.

Согласно И.Я. Лернеру, знания бывают следующими: методологические — дают представления о путях познания педагогических явлений; теоретические — объясняют и ориентируют педагогов в совершении педагогической теории; общепедагогические, прикладные — знания в отдельных областях педагогического процесса; частноприкладные — знания по отдельным дисциплинам.

Согласно Е.В. Бондаревской, знания подразделяются на методологические, теоретические, технологические, методические.

Педагогическую культуру определяет не столько наличие знаний, сколько отношение к ним. Отношение к знаниям определяется уровнем мышления. Педагогическое мышление включает в себя:

критическое мышление (подразумевает необходимость анализировать свое взаимодействие с обучаемым); творческую созидательную направленность мышления (педагог не должен быть одинаковым); проблемно-вариативное мышление.

К т р е т ь е й группе компонентов педагогической культуры относятся профессиональные умения и творческий характер педагогической деятельности.

Группы умений

1. Информационные умения. Включают в себя умение отобрать

и скомпоновать информацию.

2. Умения ставить цели и планировать учебно-воспитательную

деятельность.

3. Организаторские умения.

4. Коммуникативные умения.

5. Умения проводить анализ и самоанализ.

6. Умения морально-волевой организации.

7. Владение педагогической техникой (жесты, мимика).

8. Прикладные умения.

88 Часть I. Педагогика

Общие черты опыта творческой деятельности

1. Запросы преподавателя совпадают с запросами учащихся.

2. Забота о развитии личности учащегося.

3. Опора на активность личности учащегося.

Показатели творческого опыта

1. Ярко выражено умение анализировать ситуацию с позиции

учащегося (что ему интересно, важно и разовьет его способности).

2. Умение разрабатывать методы и средства, отличные от традиционных.

К ч е т в е р т о й группе компонентов педагогической культуры относят саморегуляцию личности и культуры профессионального поведения (в первую очередь, педагогический такт).

Саморегуляция — это поведение в соответствии с педагогическими требованиями, активность в направлении удовлетворения потребностей и интересов детей. Любая саморегуляция реализуется через: нормативный компонент (т.е. это совокупность знаний, понятий и требований к личности педагога); регулятивный компонент (это чувства, отношения, убеждения, которые реализует педагог в своем поведении) и деятельностно-поведенческий компонент(подразумевает реализацию волевых процессов в направлении контроля и коррекции своего поведения).

Уровни педагогической культуры характеризуют степень сформированности ее компонентов. Существует три вида уровней педагогической культуры.

1. Высокий, или профессионально-творческий, уровень. Педа-

гог добивается высоких результатов и проявляет необходимые лич-

ностные качества.

2. Профессионально-адаптивный уровень.

3. Низкий, или репродуктивно-профессиональный, уровень.

В педагогической энциклопедии дается следующее определение: «Мастерство педагогическое – высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей». Здесь сущность отражена в словах «высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения».

Информация о работе Педагогическая деятельность, педагогическая культура и мастерство