Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 13:58, доклад
По мнению многих авторов (Н.В. Кузьмина, В.А. Сластёнин, Н.В. Воробьёв и др.), применительно к педагогической деятельности преобладает подход выделения её компонентов как относительно самостоятельных функциональных видов деятельности педагога. Н.В. Кузьмина выделила в структуре педагогической деятельности три взаимосвязанных компонента: конструктивный, организаторский и коммуникативный. Для успешного осуществления этих функциональных видов педагогической деятельности необходимы соответствующие способности, проявляющиеся в умениях.
Педагогическая деятельность
- особый вид общественно полезной
деятельности взрослых людей, сознательно
направленной на подготовку подрастающего
поколения к жизни в
Педагогическая деятельность организует объективный процесс воспитания, ускоряет и улучшает подготовку детей к жизни, т.к она вооружена: педагогической теорией (теоретическими знаниями); педагогическим опытом (практическим опытом); системой специальных учреждений.
По мнению многих авторов (Н.В. Кузьмина, В.А. Сластёнин, Н.В. Воробьёв и др.), применительно к педагогической деятельности преобладает подход выделения её компонентов как относительно самостоятельных функциональных видов деятельности педагога. Н.В. Кузьмина выделила в структуре педагогической деятельности три взаимосвязанных компонента: конструктивный, организаторский и коммуникативный. Для успешного осуществления этих функциональных видов педагогической деятельности необходимы соответствующие способности, проявляющиеся в умениях.
Конструктивная деятельность распадается на конструктивно-содержательную (отбор и композиция учебного материала, планирование и построение педагогического процесса), конструктивно-оперативную (планирование своих действий и действий учащихся) и конструктивно-материальную (проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса).
Организаторская деятельность предполагает выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива и организацию совместной деятельности.
Коммуникативная деятельность направлена на установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, коллегами, представителями общественности, родителями.
Эффективность педагогического
процесса обусловлена наличием постоянной
обратной связи. Она позволяет учителю
своевременно получать информацию о
соответствии полученных результатов
планировавшимся задачам. В силу
этого в структуре
Все компоненты педагогической деятельности проявляются в работе педагога любой специальности. Их осуществление предполагает владение педагогом специальными умениями.
Основные функции и виды педагогической деятельности
Педагогическая деятельность
реализуется посредством
1. Диагностическая, связанная с изучением учащихся, с определением уровня психического развития отдельных учеников и классных коллективов
2. Ориентационно-прогностическая выражается в умении определять направление, цели и задачи образовательной деятельности и прогнозировать ее результаты
3. Конструктивно-проектировочная
функция предполагает
4. Организаторская предполагает вовлечение учащихся в активную деятельность и эмоционально-нравственное стимулирование
5. Информационно-объяснительная предполагает информирование в разных областях знаний с учетом новейших достижений науки
6. Коммуникативно-стимулирующая основана на создании атмосферы учебного сотрудничества, гуманных отношений педагога с детьми
7. Аналитико-оценочная
8. Исследовательско-творческая функция состоит в способности осмысливать и творчески развивать теоретические положения, использовать в работе результаты собственных исследований и достижений коллег
Традиционно основными видами педагогической деятельности являются преподавание и воспитательная работа.
Воспитательная работа - это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач гармонического развития личности.
Преподавание - это такой вид педагогической деятельности, который направлен на управление преимущественно познавательной деятельностью школьников. По большому счету, педагогическая и воспитательная деятельность понятия тождественные. Такое понимание соотношения воспитательной работы и преподавания раскрывает смысл тезиса о единстве обучения и воспитания.
Преподавание, осуществляемое
в рамках любой организационной
формы, а не только урока, имеет обычно
жесткие временные рамки, строго
определенную цель и варианты способов
её достижения. Важнейшим критерием
эффективности преподавания является
достижение учебной цели. Воспитательная
работа, также осуществляемая в рамках
любой организационной формы, не
преследует прямого достижения цели,
так как она недостижима в
ограниченные временными рамками организационной
формы сроки. В воспитательной работе
можно предусмотреть лишь последовательное
решение конкретных задач, ориентированных
на цель. Важнейшим критерием
Карта профессионально значимых качеств преподавателя
(по В.П. Симонову)
Оптимальный уровень |
Допустимый уровень |
Критический уровень |
Широкая эрудиция и свободное изложение материала |
Знание только своего предмета |
Работа только по конс- пекту |
Умение учитывать пси- хологические и возра- стные особенности уча- щихся |
Знание возрастной и педагогической психо- логии учащихся |
Отсутствие знаний по возрастной и педагоги- ческой психологии |
Темп речи — 120— 130 слов в минуту, чет- кая дикция, общая и специфическая грамот- ность |
Темп речи ниже 120 слов в минуту, ≪глу- хой≫ голос, отдельные оговорки с последую- щим исправлением Стандартный внешний вид, отсутствие мими- ки и жестов |
Темп речи выше 150 слов в минуту, не- разборчивость речи, ≪проглатывание≫ окон- чаний слов и т.п. |
Элегантный внешний вид, выразительная ми- мика и жесты |
Стандартный внешний вид, отсутствие мими- ки и жестов |
Неряшливый внешний вид, чрезмерная жести- куляция и неадекватная мимика |
Обращение к учащимся по имени |
Обращение к учащимся по фамилиям |
Постоянное безадрес- ное обращение к обуча- емым |
Мгновенная реакция на ситуацию, находчи- вость |
Чуть замедленные ре- акции и находчивость |
Отсутствие находчиво- сти, слабая реакция |
Умение четко форму- лировать конкретные цели |
Умение определять только общие цели |
Отсутствие умений чет- кого целеполагания |
Умение организовать учебную работу всех учащихся сразу |
Умение организовать работу большинства учащихся |
Работа только с отдель- ными учащимися, при пассивности большин- ства |
Проверяет степень по- нимания учебного ма- териала всегда |
Проверяет степень по- нимания учебного ма- териала периодически |
Никогда не проверяет степень понимания учебного материала в ходе объяснения |
Педагогическая культура — часть общей культуры, в которой в наибольшей степени отразились духовные и материальные ценности, а также способы творческой педагогической деятельности, необходимые человечеству для обслуживания исторического процесса смены поколений и социализации личности.
Педагогическую культуру можно рассматривать как общение двух индивидов в различные моменты передачи человеческой культуры:
1. Феномен педагогической культуры в диалоге рассматривается как ≪Я≫ в ≪них≫ и ≪ты≫ в ≪Я≫ (взаимопроникновение).
2. Создание педагогического мира как среды духовного, эстетического и интеллектуального развития субъектов педагогического взаимодействия.
3. Открытие личности для себя в другой личности.
Педагогическую культуру можно рассматривать как динамическую систему педагогических ценностей, способов деятельности и профессионального поведения преподавателя, это тот уровень образованности, с помощью которого передают профессиональные знания.
В первую группу компонентов педагогической культуры входят педагогическая позиция и профессионально-личностные качества педагога — это личное отношение к определенным сторонам действительности, проявляющейся в соответствующем поведении.
Педагогическая позиция — это некоторый моральный выбор, который делает преподаватель. Для педагогической позиции характерны две стороны: мировоззренческая (выражается в осознании общественной значимости профессии, убежденности в правильности выбора, ориентации на гуманистические принципы); поведенческая (выражается в способности педагога принимать решения, нести за них ответственность и создавать условия для самореализации личности ребенка).
Педагогическая позиция реализуется через личностно-профессиональные качества педагога, его интересы и духовные потребности. Она включает в себя: направленность личности, которая выражается в убеждениях, социальной активности, гражданственности личности; нравственные качества, гуманизм, объективизм, интеллигентность; отношение к педагогическому труду.
Вторую группу компонентов педагогической культуры со-
ставляют педагогические знания и мышление.
Согласно И.Я. Лернеру, знания бывают следующими: методологические — дают представления о путях познания педагогических явлений; теоретические — объясняют и ориентируют педагогов в совершении педагогической теории; общепедагогические, прикладные — знания в отдельных областях педагогического процесса; частноприкладные — знания по отдельным дисциплинам.
Согласно Е.В. Бондаревской, знания подразделяются на методологические, теоретические, технологические, методические.
Педагогическую культуру определяет не столько наличие знаний, сколько отношение к ним. Отношение к знаниям определяется уровнем мышления. Педагогическое мышление включает в себя:
критическое мышление (подразумевает необходимость анализировать свое взаимодействие с обучаемым); творческую созидательную направленность мышления (педагог не должен быть одинаковым); проблемно-вариативное мышление.
К т р е т ь е й группе компонентов педагогической культуры относятся профессиональные умения и творческий характер педагогической деятельности.
Группы умений
1. Информационные умения. Включают в себя умение отобрать
и скомпоновать информацию.
2. Умения ставить цели и планировать учебно-воспитательную
деятельность.
3. Организаторские умения.
4. Коммуникативные умения.
5. Умения проводить анализ и самоанализ.
6. Умения морально-волевой организации.
7. Владение педагогической техникой (жесты, мимика).
8. Прикладные умения.
88 Часть I. Педагогика
Общие черты опыта творческой деятельности
1. Запросы преподавателя совпадают с запросами учащихся.
2. Забота о развитии личности учащегося.
3. Опора на активность личности учащегося.
Показатели творческого опыта
1. Ярко выражено умение анализировать ситуацию с позиции
учащегося (что ему интересно, важно и разовьет его способности).
2. Умение разрабатывать методы и средства, отличные от традиционных.
К ч е т в е р т о й группе компонентов педагогической культуры относят саморегуляцию личности и культуры профессионального поведения (в первую очередь, педагогический такт).
Саморегуляция — это поведение в соответствии с педагогическими требованиями, активность в направлении удовлетворения потребностей и интересов детей. Любая саморегуляция реализуется через: нормативный компонент (т.е. это совокупность знаний, понятий и требований к личности педагога); регулятивный компонент (это чувства, отношения, убеждения, которые реализует педагог в своем поведении) и деятельностно-поведенческий компонент(подразумевает реализацию волевых процессов в направлении контроля и коррекции своего поведения).
Уровни педагогической культуры характеризуют степень сформированности ее компонентов. Существует три вида уровней педагогической культуры.
1. Высокий, или профессионально-творческий, уровень. Педа-
гог добивается высоких результатов и проявляет необходимые лич-
ностные качества.
2. Профессионально-адаптивный уровень.
3. Низкий, или репродуктивно-
В педагогической энциклопедии дается следующее определение: «Мастерство педагогическое – высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей». Здесь сущность отражена в словах «высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения».
Информация о работе Педагогическая деятельность, педагогическая культура и мастерство