Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 14:27, контрольная работа
Набухание и распускание почек. Дней через десять после начала сокодвижения становится заметно набухание почек, в которых под защитными почечными чешуями находятся зачаточные побеги. Деревья и кустарники опыляемые ветром, цветут раньше, чем покроются листьями, или в самом начале их развёртывания. Первыми во второй половине апреля зацветают ольха и орешник, а из опыляемых насекомыми – верба. Почки у вербы плотно стянуты коричневыми чешуями, имеющими вид колпачков. Сбросив их, почки выглядят пушистыми шариками, состоящими из волосиков, которые защищают цветки от резких колебаний температуры, дождя. В апреле большинство деревьев ещё голые, но покровные чешуйки набухших почек уже раздвигаются, и из них показываются кончики листьев.
Характеристика весенних явлений в природе.
Содержание работы на участке с детьми младшей и средней групп.
Работа в уголке природы весной.
Тематика занятий по ознакомлению с весенними явлениями.
Составить два конспекта занятий на экологическую тему для младшей и средней групп.
УО «Борисовский государственный колледж»
Контрольная работа №2
по дисциплине «Основы природоведения»
по теме «Ознакомление с весенними явлениями детей
II младшей и средней групп»
вариант № VII
Коршун Галина Ивановна
курс 33Д семестр 5
ст. Новосады
ул. Железнодорожная, д2 кв6
тел. 974723
2011
Содержание:
Началом весны астрономы считают 21 – 22 марта – момент весеннего равноденствия, когда день равен ночи, а концом – 21 – 22 июня – самые длинные дни года.
Для натуралистов весна начинается с прилётом грачей (в среднем 19 марта) и движением сока у остролистного клёна (25 марта). Этот сезон условно делят на три периода: ранняя весна – до схода снега на полях (до половины апреля), средняя весна – до зацветания черёмухи (до половины мая) и поздняя весна – до отцветания яблонь и сирени (до начала июня).
Явления в неживой природе. Во второй половине марта заметно удлиняются дни, уменьшаются ночи; солнце всё выше поднимается в полдень над горизонтом, лучи его прямее падают на землю и прогревают её. Снег становится рыхлым, начинает таять, и на открытых местах образуются проталины. Во второй половине марта появляются первые кучевые облака. Они очень красивы, имеют вид белоснежных, куполообразных масс с ровными основаниями. Облака возникают обычно утром или в полдень вследствие нагревания воздуха, прилежащего к земле; к вечеру, когда восходящие токи ослабевают, они начинают исчезать, таять. В первой половине апреля сходит с земли снег; образующиеся при его таянии ручьи сбегают к водоёмам. Ледоход обычно начинается в середине апреля. Незадолго перед этим у берега появляются закраины – узкие полоски воды. Под действием воды и солнца во льду образуются трещины, он раскалывается и трогается с места. Льдины, теснясь и толкаясь, несутся вниз по реке, ударяясь о берега и сваи мостов. Посередине реки льдины движутся быстрее, чем у берегов. По пути они тают. Река освобождается от ледяного покрова, выходит из берегов и разливается. Начинается половодье. Обычно в начале мая бывает первая гроза. В это время и позже часто наступает внезапное похолодание с заморозками, от которых очень страдают растения, особенно плодово-ягодные.
Весенне пробуждение деревьев. Вскоре после появления проталин пробуждаются деревья: у них начинается сокодвижение. Явление это обнаруживается, если проколоть кору толстой иглой: из ранки вытекает сладкая прозрачная жидкость; на воздухе она окисляется и приобретает красноватую окраску. Добывание сока наносит большой вред деревьям. Сокодвижение – сложный физиологический процесс. Корни начинают активно всасывать из оттаивающей почвы воду, она растворяет зимние запасы питательных веществ растения и в виде раствора передвигается по стволу и ветвям к почкам.
Набухание и распускание почек. Дней через десять после начала сокодвижения становится заметно набухание почек, в которых под защитными почечными чешуями находятся зачаточные побеги. Деревья и кустарники опыляемые ветром, цветут раньше, чем покроются листьями, или в самом начале их развёртывания. Первыми во второй половине апреля зацветают ольха и орешник, а из опыляемых насекомыми – верба. Почки у вербы плотно стянуты коричневыми чешуями, имеющими вид колпачков. Сбросив их, почки выглядят пушистыми шариками, состоящими из волосиков, которые защищают цветки от резких колебаний температуры, дождя. В апреле большинство деревьев ещё голые, но покровные чешуйки набухших почек уже раздвигаются, и из них показываются кончики листьев.
Появление листьев. Молодые листья одних деревьев покрыты клейким душистым веществом, у других – пушком, который предохраняет их от холода. Нежен и прозрачен в это время светло-зелёный наряд деревьев. В конце апреля распускаются почки черёмухи и берёзы; в первой половине мая – почки клёна, жёлтой акации, яблони и груши, а потом – дуба и липы. Поздней весной, во второй половине мая, начинается настоящий расцвет весны. Зацветает черёмуха, одновременно с ней – чёрная смородина, немного позже – лесная земляника и плодовые деревья, сирень, рябина и большинство травянистых растений. В последних числах мая созревают плоды осины, ивы. Осыпаются лепестки у цветков яблони и сирени – кончается весна, начинается лето.
Цветение травянистых растений. После вскрытия рек и паводка расцветает много травянистых растений. Одно из самых ранних – мать-и-мачеха, цветущая по краю оврагов и по холмам почти одновременно с ольхой, орешником и вербой. Жёлтая её головка похожа на одуванчик, цветочные побеги покрыты желтоватыми чешуйками (видоизменёнными листьями). Побеги эти быстро увядают. На растении развиваются большие зелёные листья, нижняя сторона которых покрыта белыми волосками, а верхняя – гладкая. В лесу, когда ещё земля не вполне освободилась от зимнего покрова, раскрываются подснежники, развивающиеся ещё под снегом. К ним относятся голубые пролески, ветреницы, фиалки, гусиный лук, красно-лиловые хохлатки, медуницы, у которых цветки сначала розовые, а потом фиолетовые или голубые. Все раннецветущие травы – многолетники. Они развиваются за счёт тех питательных веществ, которые скапливаются ещё осенью в их подземных органах – корневищах, луковицах и клубнях. Развитие цветков у этих растений опережает распускание листьев или идёт одновременно с ним. В середине мая зацветает одуванчик. Жёлтая головка его – соцветие, состоящее из множества маленьких цветков. Оно окружено двумя рядами зелёных листочков, которые образуют обёртку. Днём при свете солнца одуванчик широко раскрывает свои соцветия и пушистые головки с плодиками. Вечером, а также в ненастную погоду все цветки поднимаются к верху, прижимаются друг к другу и плотно охватываются обёрткой. Это предохраняет пыльцу, заключённую в них, от сырости при росе и дожде. В лесу наше внимание привлекает ландыш своим сильным ароматом. Его белые колокольчики – сросшиеся лепестки венчика – свешиваются вниз. Такое строение и положение цветка защищает его тычинки и пестики от повреждений.
Появление насекомых. Ранней весной, с появлением проталин, пробуждаются насекомые, зимовавшие в кучах опавших листьев, под корой деревьев и пней и в других защищённых от стужи местах. Начинают летать первые дневные бабочки: пёстрая крапивница, гусеницы которой питаются листьями крапивы; крушинница, чьи гусеницы объедают листья крушины, и др. эти прозимовавшие бабочки вышли из куколок в конце прошлого лета. С наступлением тепла и появлением молодых листьев и бутонов (в первой половине мая) выползают из зимних убежищ гусеницы. Начинают летать бабочки, вышедшие из зимовавших куколок, появляются майские жуки. В стоячих водоёмах, как только солнце прогреет воду, начинают плавать прозрачные рачки – циклопы и дафнии, которыми хорошо кормить рыб в аквариуме, жуки-плавунцы и водолюбы. Лужи и канавы наполняются личинками комаров; в середине мая они превращаются в куколок, из которых вскоре выходят крылатые насекомые.
Размножение лягушек. В конце апреля травяные лягушки откладывают игру. В половине мая появляются головастики. В это же время на берегу прудов и в заводях рек слышно громкое кваканье зелёных лягушек. Они откладывают игру, из которой развиваются головастики в конце весны.
Прилёт птиц. С образованием проталин и пробуждением насекомых, зимующих в земле, возвращаются перелётные птицы. Первыми появляются грачи – вестники весны, за ними – скворцы и жаворонки. Ранней весной воробьи, вороны, сороки оживляются, громко кричат, начинают строить гнёзда и откладывать яйца. В мае они уже выкармливают птенцов. Воробьи в это время поедают много вредных насекомых. В начале апреля прилетают зяблики – самцы. У водоёмов появляются трясогузки, возвращаются на север стаи журавлей. Вслед за вскрытием рек появляются водоплавающие птицы – дикие утки и гуси, а вместе с ними и чайки. В конце апреля – начале мая в лесу слышно кукование кукушки, пение соловья и других певчих птиц. В мае, когда появляются летающие двукрылые – мухи и комары, возвращаются на родину ласточки, стрижи, мухоловки. Наступает период строительства гнёзд. Большинство певчих птиц вьёт их на ветках кустов и деревьев. На полях, прямо на земле, устраивает гнездо полевой жаворонок, на берегу между камнями, под корнями деревьев, под мостами – белая трясогузка. В дуплах, кроме дятлов, селятся мухоловки, синицы и некоторые другие птицы.
Звери. Ранней весной выходят из берлоги медведицы с медвежатами. Питаются они в это время муравьями, выискивают личинок насекомых в гнилых пнях, позже ловят лягушек, ящериц, выкапывают из земли клубни, луковицы растений. В конце марта родятся первые зайчата; он7и появляются на свет зрячими и быстро приспосабливаются к самостоятельной жизни. Белки приносят от 3 до 5 слепых, голых и беспомощных бельчат, которые прозревают только через месяц. В логове волчихи появляются 4 – 6 слепых волчат. Взрослые звери – медведи, волки, лисицы, зайцы, лоси – линяют. Длинная зимняя шерсть вылезает, мех становится темнее.
Сельскохозяйственная деятельность людей.
Полевые работы. В марте на полях раскидывают снежные сугробы, начинают работу по задержанию или спуску талых вод. Завозят на поля минеральные удобрения и продолжают заготовку местных, проверяют всхожесть семян. В апреле готовят почву к посеву и сеют яровые, производят подкормку озимых. В начале мая сажают картофель. В этом месяце заканчивают посев поздних яровых, вторично подкармливают озимые, пропалывают зерновые культуры.
Огородные. В марте сеют в парниках семена редиса, укропа, шпината и капусты. В апреле собирают урожай ранних парниковых овощей и на их место высаживают рассаду. В конце месяца высевают в грунт петрушку, репу, горох, лук (севок), морковь. В начале мая высаживают в грунт рассаду ранней капусты, в середине второй половины – поздней. В конце месяца проводят борьбу с насекомыми, нападающими на рассаду. В это время сеют огурцы, кукурузу и фасоль. В начале июня, после окончания заморозков, высаживают в грунт рассаду томатов, семена тыквы кабачков.
Садовые. С наступлением тёплых дней обрезают деревья и места обрезки покрывают садовой замазкой. Снимают и уничтожают зимние гнёзда боярышницы и златогузки, яйцекладки кольчатого шелкопряда. Срезают концы веток чёрной смородины и крыжовника, где перезимовывают вредители. Уничтожают округлые почки, заражённые клещами. В апреле в саду заканчивают обрезку деревьев; отряхивают с них и уничтожают яблоневых и вишнёвых долгоносиков. Вносят удобрения в междурядья и приствольные круги, рыхлят их. Сажают новые плодовые деревья и ягодные кусты. До набухания почек и после распускания их опрыскивают деревья. Ко времени цветения подготавливают дымовые кучи для защиты растений от заморозков. В конце апреля выставляют в сад ульи с пчёлами.
Показывая коллективный труд людей в огороде, на поле, педагог обращает внимание детей на то, с каким старанием и любовью трудятся взрослые, тем самым воспитывая чувства уважения к труду. Дети должны знать, что человек преобразует природу рационально, с целью её охраны и улучшения. Садовник, например, знает, какие ветки нужно обрезать, чтобы дерево лучше росло; огородники удаляют «пасынки» на помидорах, чтобы они не отнимали питания у всего растения, обрывают концы огуречных плетей, чтобы завязалось больше огурцов.
Только тогда природа предстанет перед человечеством доброй, щедрой, дающей людям свои богатства и радость общения с ней.
На земельном участке дети второй младшей группы с помощью воспитателя сажают лук, сеют крупные семена (гороха, настурции) и поливают грядки. Посев производят с небольшими группами детей. Воспитатель даёт им луковицы или крупные семена (гороха, бобов, редиса), называет их и показывает, как положить луковицу или семена в приготовленные им в борозде ямки. Семена нужно давать без ростков, так как дети этой группы могут их нечаянно сломать. Дети участвуют в очистке участка, собирают камешки, щепки и складывают их в кучу.
Детей средней группы приучают чётко выполнять поручения. Они уже должны понимать, что создавая растениям и животным хорошие условия, достигают благоприятных результатов. У детей уже есть опыт посева семян. Теперь они могут луковицы на зелень, посеять горох, редис, укроп, а в конце мая – семена кабачков. Перед посевом предложите рассмотреть семена и сравнить их: у гороха и редиса они округлые; у гороха крупные, а у редиса мельче и другого цвета и т.д. учите детей правильно поливать, объясните, что надо идти вдоль грядки, нагибая лейку близко к растениям. Детей можно привлечь к прополке гряд с боков, а между растениями пропалывает воспитатель. Скажите, что сорняки отнимают у растений питательные вещества, забирая их из земли. Покажите, какие сорняки надо выдёргивать. Покажите место, куда надо относить и складывать сорняки. По окончании работы пусть дети полюбуются грядками, посмотрят, как просторно стало растениям после прополки, теперь они будут хорошо расти. Дети принимают участие в уборке участка. Они сгребают мусор граблями и переносят его в кучу на носилках. Коллективно работая в природе, приучаются согласовывать свои действия для достижения общей цели, помогают друг другу. Постепенно развивается чувство ответственности за порученное дело.
Во второй младшей группе
дети сами, но под наблюдением воспитателя
ежедневно кормят рыб, поливают растения.
В средней группе дети выполняют
отдельные поручения
Систематический труд на огороде, в саду, цветнике и уголке природы повышает интерес к растениям и животным, помогает воспитывать у детей любовь и бережное отношение к природе, способствует формированию трудолюбия и других нравственных качеств.
Информация о работе Ознакомление с весенними явлениями детей II младшей и средней групп