Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 16:11, контрольная работа
В дошкольные годы происходит интенсивное умственное развитие ребенка, он овладевает речью, знакомится с богатством звукового, лексического и грамматического состава языка. Это период интенсивного ознакомления дошкольника со словом - его смысловой (слово обозначает определенный предмет, явление, действие, качество) и фонетической или звуковой стороной (слово звучит, состоит из звуков, следующих в определенной последовательности, имеет слоги, один из которых ударный).
Введение.
1. Ознакомление со слоговым строением слова
2. Формирование представлений детей о звуковом и слоговом строении слова.
3. Игры и упражнения, способствующие обучению послоговому строению слова.
Заключение.
Используемая литература.
В дидактической игре детям предлагается распределить картинки по количеству слогов. Перед каждым ребенком схемы слогового состава, две полоски и три полоски. Рядом с ними помещают какой-то другой знак (например, кружок). Дети кладут картинки, названия которых состоят из двух и трех слогов, на соответствующие места. Воспитатель поясняет, что если слово нельзя разделить на части, то такую картинку нужно поместить отдельно к кружочку. После того как классификация картинок будет закончена, он проверяет правильность выполнения задания и специально разбирает вместе с детьми, что же за слова оказались в третьей группе.
Следует подчеркнуть то, что эти слова нельзя произнести по частям, что они состоят из одной части.
В обучение детей слоговому анализу слова должно входить и элементарное ознакомление их с ударением. Ударение - один из важнейших признаков слова как звукового явления, одно из важнейших его свойств. Ударение организует слово в звуковое единство.
Даже не выдвигая специальную задачу - обучить детей понимать термин «ударение», определять ударение в разных словах (в словах с разной ритмико-слоговой структурой), педагог может дать детям самые первые представления о том, что слоги (части) в слове произносятся неодинаково: один из них более заметный, слышится лучше.
Воспитатель говорит: «Послушайте внимательно, все ли части в слове мама произносятся одинаково?» (Предварительно определяется, какая часть первая, какая вторая; дети говорят, что они одинаковы.) Воспитатель произносит слово так, как оно произносится обычно, специально не выделяя ударный слог. Дети затрудняются ответить на вопрос. Тогда слово произносится с подчеркиванием ударного слога - более длительно (громкость голоса повышать не обязательно): ма-а - ма. Воспитатель спрашивает: «Вы услышали, какую часть я произнесла более заметно?» При нарочитом выделении, более длительном произнесении ударного слога, дети замечают, что он произносится иначе. Воспитатель говорит: «А теперь я произнесу слово так: мамааа. Вы слышите, что слово мама изменилось. Это уже не слово, такого слова в русском языке нет. В каждом слове какая-то часть произносится более заметно».
Яркой иллюстрацией значения ударения в слове является сопоставление слов, в которых перенос ударения на другой слог приводит к образованию слова с другим значением (например, кружки - кружки). Это можно сделать, используя дидактическую игру «Живые слова». Воспитатель вызывает двух детей, один исполняет роль слога кру, другой - слога жки (в произнесении - шкц), Слово заранее не называется. Воспитатель говорит: «Я сейчас составлю из этих частей слово, а вы скажете, какое слово я составила». Дети, «читая» составленное слово, говорят и кружки и кружки. Используя ответы детей, воспитатель показывает значение ударного слога в слове. Простые представления и знания, которые дети получают об ударении, обогащают их ознакомление со словом, с его звуковой стороной.
В русском языке единицей чтения является слог. Вот почему до изучения чтения детей необходимо познакомить и со звуковой стороной слога. Лингвистика определяет слог, как минимальную относительную единицу, как сочетание гласного с одним или несколькими согласными. Различают слоги закрытые, которые заканчиваются согласными, и открытые, которые заканчиваются гласными. Например, си – открытый; лан – закрытый. Одни слоги надо протяжно учить говорить, а другие отрывисто. Например, колобок, котелок, коробок, катерок, кортик.
3. Игры и упражнения, способствующие обучению послоговому строению слова
"Отгадайте, кого я называю" - логопед предлагает встать тем детям, чьи имена состоят из стольких слогов, сколько хлопков он сделает.
"Почтальон принес письмо" - дети получают конверты с картинками и по заданию логопеда отбирают те, названия которых состоят из двух, затем трех частей. Остальные проверяют правильность ответа на слух. Ответивший правильно кладет перед собой счетную палочку. В конце занятия подсчитываются результаты.
"Магазин игрушек" - логопед расставляет игрушки и предлагает детям купить те, в названии которых определенное количество слогов.
"Отправим животных в плавание" - на доске рисунки трех корабликов с одной, двумя и тремя трубами. У детей картинки с изображениями животных, в названии которых, соответственно, один, два, три слога.
"Молчанка" - дети получают карточки с точками (1, 2, 3). Логопед называет слово или показывает картинку, дети поднимают соответствующую карточку (картинки можно использовать на определенную тему, например, игрушки, овощи, фрукты и т. п.).
"Кто уйдет дальше" - ребенок идет от доски, делая шаг на каждый слог выбранного им слова. Его остановка отмечается мелом на полу. Выигрывает тот, кто, правильно разделив слово на слоги, ушел дальше всех.
"Что вокруг нас" - логопед предлагает детям отыскать вокруг себя предметы с определенным количеством слогов. За каждое правильное слово ребенок получает фишку. По их количеству определяется победитель.
С целью развития умения составлять слова из слогов, а также для накопления в памяти слоговых образов можно проводить игру "Перевертыши" - у детей карточки со слогами из которых им надо составить сначала одно слово, потом, переставив слоги, другое. Выигрывают те, которые ответят, какие два слова получились (сос, на, чай, ка, вес, на, ка, мыш, бан, ка, ла, ска, ни, тка и т. п.).
С целью развития умения составлять и прочитывать слова со сходными слоговыми структурами, а также умения подбирать слова по одному данному слогу можно проводить игры "Точка", "Отгадай слово", "Собери слова".
"Точка" - у логопеда карточка со слогом -точка-, у детей карточки с различными слогами. Логопед предлагает детям добавить к слову точка свой слог так, чтобы получилось новое слово (веточка, кисточка и т. п.). Игра идет как соревнование. Выигрывает ряд, который быстрее всех правильно составит слова.
"Собери слова" - детям раздаются карточки со слогами (та, за, ва, со, сли, тык, хал, клюк). Логопед пишет на доске слог -ва-. Дети по очереди подходят к доске и прикладывают свою карточку к слогу, чтобы получилось слово и прочитывают его.
В работе по ознакомлению дошкольников со слоговой структурой слова необходимо познакомить их с понятиями "начало" и "конец" слова. На графическом изображении слова (полоске) логопед демонстрирует протяженность слова - произносит слово и ведет указкой по полоске (коорооваа). Затем спрашивает, какой слог слышится в начале слова, в конце слова.
"Отгадай слово" - логопед называет первый слог и предлагает конец слова подобрать детям (можно использовать картинку). То же задание затем используется и с последним слогом.
"Цепочка" - составить из карточек цепочку слов, таким образом, чтобы последующее слово начиналось с последнего слога предыдущего.
Знакомство с началом и концом слова предваряет работу по ознакомлению дошкольников с понятием "ударение" в слове. Умение слышать ударный слог, выделять ударение в слове важно не только для подготовки детей к обучению чтению и письму, но и для последующего усвоения языка в школе (например, правописание безударных гласных). Логопед обращает внимание детей на то, что слоги в словах звучат неодинаково - один из слогов произносится более протяжно. При проговаривании слова "мама" он умышленно усиливает голосом и более протяжно произносит первый слог, задерживая указку в начале графического изображения слова и более отрывисто - второй слог. Указка почти не задерживается на второй половине слова, т.е. прикосновение указки соответствует длительности звучания слогов. Повторив слово несколько раз, логопед просит детей точно так произнести его. Далее можно провести несколько игровых упражнений. Предложить детям найти ударение в своем имени, придумать двусложные слова с ударением на первом слоге, на втором слоге.
"Эстафета" - логопед пишет двусложные слова на доске в два столбика. Дети из каждого ряда выходят и ставят ударение в словах. За каждый правильный ответ дети получают очко.
"Загадки" - отгадать загадки, разделить слова на слоги, записать на доске, поставить ударение.
Таким образом, последовательно усложняя задания, логопед помогает детям осознать слоговое строение слова, формирует у дошкольника элементарные знания о фонетической структуре слова, что облегчает детям усвоение последующих знаний.
У детей формируются умения анализировать слоговую структуру слова. Дети учатся членить слова на слоги, составлять слова из слогов, делить на слоги двух-трехсложные слова с открытыми слогами (лу-на, си-ни-ца), учатся произносить отдельно каждую часть слов, составлять слова из заданных слогов, самостоятельно преобразовывать двусложные слова.
Большое значение имеет индивидуальная работа ребенка со слоговой линейкой.
Некоторые игры и упражнения («Назови конец слова», «Отгадай слово» и др.) знакомят детей с тем, что в слове есть начало и конец, учат самостоятельно подбирать слова с определенным слогом, находить слова, начинающиеся с последнего слога предложенного слова.
Особое место принадлежит приемам воспитателя, направленным на самостоятельное придумывание детьми заданий, загадок, сказок о звуках, слогах и ударении в слове. Специально создаются такие ситуации, когда ребенок ставится перед необходимостью искать и находить ответы на вопросы о слове и его строении.
Планируя игры и упражнения, воспитатель учитывает не только возможности и уровень знаний детей, но и предполагаемую умственную нагрузку на занятии. Если выполнение задания было связано с большим напряжением, в основном использовались словесные методы, то игра, как составная часть занятия, планируется с наглядным материалом (картины, таблицы, игрушки). Если в основной части занятия широко представлена наглядность, то игры и упражнения со звучащим словом должны быть словесными.
Заключение.
В подготовке дошкольников к обучению грамоте существенное значение имеет ознакомление их со слоговым строением слова. Когда дети будут учиться читать, они начнут с чтения слога. Первоначальное представление о том, что слово состоит и» слогов, дети получают, слушая образец произнесения слова воспитателем. Но очень полезно перед тем, как давать образец, поставить перед ними задачу такого произнесения, т.е. спросить, можно ли произнести слово по частям. Этот термин - «часть» - на первых занятиях используется вместо термина «слог», так как дети в начале обучения обычно смешивают слог и слово. (Позже, когда они научатся проводить элементарный слоговой анализ слова, следует начать использовать термин «слог», пояснив его: часть слова называется «слог», потому что слово состоит из слогов, сложено из них). Воспитатель говорит: «Вы уже знаете, что предложение состоит из слов. Лена, скажи какое-нибудь предложение из трех слов. (Дети весело поют)… Правильно. А теперь ты, Саша, скажи это предложение не сразу, а отделяя одно слово от другого, чтобы каждое из них хорошо слышалось. Теперь послушаем, как звучит первое слово нашего предложения, дети. А можно ли его произнести не сразу, а но частям?» Задавая такой вопрос, педагог активизирует внимание детей, ставит перед ними задачу произнести слово не так, как оно обычно произносится. Это значительно облегчает понимание слогового строения слова. Дети более осознанно воспринимают послоговое произнесение слова воспитателем. Но не нужно торопиться давать такой образец. Пусть сначала они сами попробуют произнести слово по слогам.
Воспитатель, задав вопрос: «Можно ли произнести слово не сразу, а по частям?», - обращается к ребятам: «Произнесите слово дети по частям, но не вслух, а шепотом, совсем-совсем тихо. А Таня скажет это слово но частям громко».
С таким заданием дети нередко справляются легко. В случае затруднений воспитатель сам произносит слово по слогам, давая образец, после чего дети произносят по частям называемые им двухсложные слова (кошка, луна, липа и т.п.).
Обучить дошкольников послоговому произнесению слова нетрудно, но главное заключается в том, чтобы дети осознали принцип слогового строения слова. Они должны научиться хорошо, слышать и называть первый, второй, третий слог в слове, составлять из заданных слогов слова.
Используемая литература.
1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб.пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. Заведений Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
2. Методика Н.А. Зайцева «Обучение чтению и счету» в практике работы дошкольных учреждений г. Гродно: Из опыта работы. - Гр., 2004.-69 с.
3. Эльконин Д.Б. Как научить детей читать. - М., 1991.-80 с.
Информация о работе Ознакомление детей дошкольного возраста со-слоговым строением слова