Отличия аналитической психологии и психотерапии Юнга от фрейдовского психоанализа

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 21:58, реферат

Краткое описание

Главные отличия аналитической психологии и психотерапии Юнга от фрейдовского психоанализа касаются вопроса о природе либидо. Если основатель психоанализа Зигмунд Фрейд характеризует либидо преимущественно в терминах сексуальной сферы, то для Юнга это жизненная энергия вообще, в которой секс присутствует только как один из компонентов. По Юнгу, базовая жизненная энергия либидо проявляется в росте и размножении, а также в других видах деятельности - в зависимости от того, что в данный момент времени является наиболее важным для конкретного человека.

Файлы: 1 файл

Отличия аналитической психологии и психотерапии Юнга от фрейдовского психоанализа.docx

— 88.11 Кб (Скачать)

  Отличия аналитической психологии и психотерапии Юнга от фрейдовского психоанализа.

  Главные отличия аналитической психологии и психотерапии Юнга от фрейдовского психоанализа касаются вопроса о природе либидо. Если основатель психоанализа Зигмунд Фрейд характеризует либидо преимущественно в терминах сексуальной сферы, то для Юнга это жизненная энергия вообще, в которой секс присутствует только как один из компонентов. По Юнгу, базовая жизненная энергия либидо проявляется в росте и размножении, а также в других видах деятельности - в зависимости от того, что в данный момент времени является наиболее важным для конкретного человека.

  Юнг отвергал фрейдовское понятие эдипова  комплекса. Он объяснял привязанность  ребенка к матери чисто житейскими потребностями ребенка и способностью матери их удовлетворять. По мере роста  ребенка у него появляются сексуальные  потребности, которые накладываются  на прежде доминировавшие потребности  в еде. Юнг высказал предположение, что энергия либидо приобретает  гетеросексуальные формы лишь в  пубертатный период. Он не отрицал  напрочь наличия сексуальных  сил в детском возрасте, однако свел сексуальность до положения  лишь одного из многих влечений в психике.

  Жизненный опыт Юнга, несомненно, наложил существенный отпечаток на его воззрения. Юнг  не использовал в своей концепции  понятие эдипова комплекса потому, что таковой опыт отсутствовал в  его собственных детских переживаниях. Он отзывался о своей матери как  о женщине излишне полной и  непривлекательной, а потому и никак  не мог понять, на каком основании  Фрейд утверждал, будто каждый мальчик  испытывает в детстве сексуальное  влечение к собственной матери.

  В отличие  от Фрейда, у Юнга не было никаких  проблем, связанных со сферой секса. Он так же не делал, в отличие от Фрейда, никаких попыток ограничить свою половую жизнь. У него были сексуальные  связи с женщинами-пациентками  психотерапии и ученицами, длившиеся  многие годы. «Для Юнга, который совершенно свободно и весьма активно удовлетворял свои сексуальные потребности, секс в целом играл минимальную  роль в понимании человеческой мотивации. Для Фрейда же, замученного собственными неосуществленными и подавленными желаниями, секс, напротив, занимал  центральное место».

  Еще одно существенное различие между позициями  Фрейда и Юнга касается представления  о направленности сил, определяющих личность человека. С точки зрения Фрейда, человек есть продукт своих  детских переживаний. Для Юнга как психолога человек определяется не только прошлым, но в равной мере и своими целями, ожиданиями и надеждами на будущее. По его мнению, формирование личности вовсе не завершается к пяти годам. Человек может меняться, и подчас довольно значительно, на протяжении всей своей жизни.

  Третье  различие между позициями Фрейда и Юнга заключается в том, что  Юнг попытался проникнуть в область  бессознательного глубже, чем это  удалось Фрейду. Он добавил еще  одно измерение в понимание бессознательного: врожденный опыт человечества как вида, унаследованный им от своих животных предков (коллективное бессознательное).

  Типы  личности, психоанализ З. Фрейда и  аналитическая психология К. Юнга

       
 
  

  Проведение  выше описание позволяет, как нам  кажется, объяснить как причины  возникновения, так и смысл некоторых  положений психоанализа З. Фрейда и  аналитической психологии К. Юнга. Интересно, что при этом удалось также  выявить новые, ранее неизвестные  особенности таких традиционных" (особенно для развитых стран мира) способов описания структуры психики  личности.

  Подчеркнем, что мы рассматриваем только те аспекты  деятельности человека, которые связаны  с осуществлением им управления. Также  весьма важно отметить, что основной прогресс в нашем изучении этого  вопроса достигнут благодаря  тому обстоятельству, что мы "разорвали", "перенесли на других людей" ряд  аспектов этих концепций, которые ранее  рассматривались как описывающие  психику только одного человека.

  Прежде  всего напомним, что именно понимается в современной психологии под  такими терминами, как Эго, Супер-Эго, Ид и Супер-Ид. Здесь мы не будем  останавливаться на тех различиях, которые вносили в эти термины  З. Фрейд и К. Юнг: для нас важно, что оба они отмечали в них  некую общность. (За деталями мы рекомендуем  обратиться к учебнику Л. Хьелл и  Д. Зиглер. Теории личности. Основные положения, исследования и применение. - СПб.: Питер, 2001 - 608с., - мы еще вернемся к нему в главе 6.)

  Эго - это то, что, следуя З. Фрейду, можно  назвать внутренним каркасом, сознательной психологической сущностью личности. То есть все то, что описывает  специфические, присущие только этой личности особенности как восприятия Реального  Мира, так и деятельности в нем. Мы здесь игнорируем присущие данному конкретному человеку нормативные блоки, так как они постоянно изменяются под воздействием окружающей Реальности и как раз и не являются общими характеристиками психологического типа; - отметим, что эту особенность З. Фрейд не рассматривал, да и у К. Юнга она также не нашла ясного освещения.

  Таким образом, в рамках теории 2АИА, справедливо  такое заключение:

  Эго (Я) - это тип 2АИА (тип личности, то есть тип управления, реализуемый данным конкретным человеком).

  А теперь рассмотрим кольцо индивидуального  самопрограммирования для какого-либо типа личности. В этом кольце существует единственный тип той же самой  рациональности. Управление, реализуемое  этим типом 2АИА, необходимо для замыкания  кольца индивидуального самопрограммирования, то есть для получения рассматриваемым  типом "ответной реакции" - то есть реакции общества на его деятельность, на проявление его Эго. (Проявление такой обратной связи - обязательное условие для проверки правильности приспособления рассматриваемого типа к Реальности). Этот тип - той же рациональности - единственный, деятельность которого понятна и принимается рассматриваемым  типом. (Напомним, что "рациональный тип иррационального не понимает", и - наоборот!). Таким образом, можно  сказать, этот тип 2АИА формирует  нормативный блок адаптации к  обществу для рассматриваемого нами типа личности.

  В психологии З. Фрейда и К. Юнга такой нормативный  блок информации, выполняющий роль "блока корректировки поведения  личности со стороны общества" (то есть другой тип той же рациональности в кольце индивидуального самопрограммирования в теории 2АИА) в психоанализе и  аналитической психологии называют Супер-Эго (Сверх-Я). 

  Такой тип личности замыкает структуру  кольца дуального самопрограммирования и выражает бессознательные желания, совершенно недостижимые в условиях реальной жизни для конкретного  рассматриваемого нами типа личности (то есть - для конкретного человека). И все же достижение именно этого - очень ожидаемое и очень желаемое! Действительно: этот тип "видит" те компоненты информации, "ради которых" рассматриваемый нами тип и совершает  свою деятельность. Этот тип творит именно то, что является - точнее, должно являться! - "конечной целью" деятельности-творчества рассматриваемого типа.

  Так, если рассматриваемый тип является экстравертом (то есть творит процесс), - то этот тип - интроверт, причем творит состояние  именно по той же компоненте, по которой  рассматриваемый тип творит процесс! Но ведь экстраверт творит процесс  именно для того, чтобы система  пришла в какое-то определенное состояние, именно ради прихода ее в какое-то состояние! То же самое можно сказать и о программных функциях этого и рассматриваемого типов.

  Если  рассматриваемый тип интроверт - картина аналогична (но для него описанный тип - экстраверт).

  Но  именно эти, такие, столь ожидаемые  и желаемые для рассматриваемого типа компоненты информации, - и являются совершенно недостижимыми для него!

  Ид  в психоанализе З. Фрейда характеризуют  как средоточие слепых инстинктов, либо сексуальных, либо агрессивных, стремящихся  к немедленному удовлетворению независимо от отношений субъекта к внешней  реальности. У К. Юнга - характеристика, по сути, та же, - но с отрывом от сексуальной  интерпретации.

  Таким образом:

  Тип личности той же рациональности в кольце индивидуального  самопрограммирования - но уже для  дуала рассматриваемого типа - реализует  управление, которое в психоанализе называют Ид (Оно).

  Весьма  интересным представляется то обстоятельство, что с использованием полученных выше результатов становится более  ясным не только смысл как ряда элементов психоанализа З. Фрейда и  аналитической психологии К. Юнга, но также и причины, способствовавшие их возникновению.

  Действительно, психоанализ З. Фрейда отличается от аналитической психологии К. Юнга всего  лишь тем, что Юнгом введен новый, отсутствующий в психоанализе, комплекс - Супер-Ид. Но мы уже знаем, что Супер-Ид - это просто та информация и та деятельность, которые может дать рассматриваемому типу лишь только его дуал. Иными  словами - в психоанализе З. Фрейда отсутствует  дуализация! И поэтому в его  теории личности вся деятельность рассматриваемого человека оказалась направлена на поиск  дуала! Именно поэтому человек у  З. Фрейда всегда активен: его "слабые стороны" не прикрывает дуал, - поэтому  нужной для оптимальной деятельности информацией он просто не обладает. Если к тому же принять во внимание, что сексуальное поведение - это  также информация, точнее - обмен  информацией (см. главу 14), - то поиск  дуала фактически оказывается совмещенным  с поиском оптимального сексуального партнера (можно даже сказать, что  без дуала полное сексуальное  удовлетворение невозможно), - именно отсюда и исходит вся "сексуальная" интерпретация Фрейдизма6! А как  только рассматриваемый тип - конкретный человек - находит своего дуала - его "поисковая" активность немедленно ослабевает, что в психоанализе интерпретируется как насыщение сексуальной активности человека.

  Известный из психоанализа Фрейда конфликт между  Эго (Я) и Ид (Оно) - также легко  интерпретируется в рамках теории 2АИА  как конфликт между противоположными режимами управления: между созданием (поддержанием) процесса и созданием (поддержанием) состояния по той  же компоненте информации. Но поскольку, как уже было отмечено выше, процесс "делается" для того, чтобы прийти в некое состояние (и наоборот, новое состояние "делается" при  помощи неких процессов), а программная (творческая) функция может быть только или процессом, или состоянием, то человек, осознавая наличие Ид, тем не менее, всегда подавляет весь соответствующий комплекс информации.

  В аналитической  психологии К. Юнга, вследствие наличия  комплекса Супер-Ид. человек оказывается  гораздо более гармонизированным  объектом. Действительно, благодаря  информации, заключенной в этом комплексе - Эго своего дуала - человек получает сведения, необходимые ему для  адекватного управления, то есть для  адекватного приспособления к Реальности, для адекватного реагирования на нее. При этом, одновременно с получением от Супер-Ид - от своего дуала - необходимой  информации, человек одновременно получает и необходимую ему сексуальную  информацию. Поэтому неудивительно, что в аналитической психологии К. Юнга не оказалось необходимости  в таком пристальном, можно даже сказать - болезненно заостренном внимании к сексуальной сфере, как в  психоанализе З. Фрейда!

  Интересно, что этот комплекс информации - Супер-Ид - К. Юнг связывал с так называемыми "архетипами", то есть с той  информацией, которая накапливалась  в социуме многими веками, и  которую данный тип может воспринимать лишь только по нормативному механизму (то есть "заучиванием"), причем точный смысл воспринимаемого остается вне собственного Эго (Я) человека. Последнее - совершенно ясно явствует из теории 2АИА, поскольку смысл, вкладываемый в  вербальные и иные виды представления  информации, рассматриваемый тип  и его дуал воспринимают по-разному, и необходимо наличие определенного  опыта для того, чтобы научиться  переводу "высказываний" своего дуала (то есть - Супер-Ид, а по К. Юнгу - "архетипной" информации) на свой внутренний язык (на язык Эго). Для Юнговских "архетипов" характерно также то, что каждый тип личности "выбирает" из одного и того же материала (то есть - из одной  и той же информации!) что-то "свое", нужное для себя: теперь мы знаем, что  это - информация, характерная для  его дуала! Однако если дуал предоставляет  рассматриваемому типу информацию творчески, то есть оптимально соответствующую  необходимым нуждам типа (и, к тому же при изменении условий ее соответствующим  образом изменяет), то информацию, которую  рассматриваемый тип самостоятельно берет из "архетипов", этот тип рассматривает как некую константу, как "заданную навсегда" - и с очень большой неохотой и очень большими усилиями ее изменяет в процессе своей жизни.

  Таким образом, можно подытожить:

  Психоанализ З. Фрейда описывает в терминах психологии личности некоторые аспекты преобразования информации в кольце индивидуального  самопрограммирования, а также наличие  в кольце самопрограммирования для  своего дуала такого типа, программная  и творческая функции которого противоположны рассматриваемому (то есть этот тип  реализует цели, прямо противоположные  целям рассматриваемого типа!), и  эффекты, связанные с направленной на поиск дуала активностью человека (ошибочно трактуемые только как проявления его сексуальной активности).

Информация о работе Отличия аналитической психологии и психотерапии Юнга от фрейдовского психоанализа