Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 21:58, реферат
Главные отличия аналитической психологии и психотерапии Юнга от фрейдовского психоанализа касаются вопроса о природе либидо. Если основатель психоанализа Зигмунд Фрейд характеризует либидо преимущественно в терминах сексуальной сферы, то для Юнга это жизненная энергия вообще, в которой секс присутствует только как один из компонентов. По Юнгу, базовая жизненная энергия либидо проявляется в росте и размножении, а также в других видах деятельности - в зависимости от того, что в данный момент времени является наиболее важным для конкретного человека.
Отличия аналитической психологии и психотерапии Юнга от фрейдовского психоанализа.
Главные отличия аналитической психологии и психотерапии Юнга от фрейдовского психоанализа касаются вопроса о природе либидо. Если основатель психоанализа Зигмунд Фрейд характеризует либидо преимущественно в терминах сексуальной сферы, то для Юнга это жизненная энергия вообще, в которой секс присутствует только как один из компонентов. По Юнгу, базовая жизненная энергия либидо проявляется в росте и размножении, а также в других видах деятельности - в зависимости от того, что в данный момент времени является наиболее важным для конкретного человека.
Юнг отвергал
фрейдовское понятие эдипова
комплекса. Он объяснял привязанность
ребенка к матери чисто житейскими
потребностями ребенка и
Жизненный
опыт Юнга, несомненно, наложил существенный
отпечаток на его воззрения. Юнг
не использовал в своей концепции
понятие эдипова комплекса
В отличие
от Фрейда, у Юнга не было никаких
проблем, связанных со сферой секса.
Он так же не делал, в отличие от
Фрейда, никаких попыток ограничить
свою половую жизнь. У него были сексуальные
связи с женщинами-пациентками
психотерапии и ученицами, длившиеся
многие годы. «Для Юнга, который совершенно
свободно и весьма активно удовлетворял
свои сексуальные потребности, секс
в целом играл минимальную
роль в понимании человеческой мотивации.
Для Фрейда же, замученного собственными
неосуществленными и
Еще одно существенное различие между позициями Фрейда и Юнга касается представления о направленности сил, определяющих личность человека. С точки зрения Фрейда, человек есть продукт своих детских переживаний. Для Юнга как психолога человек определяется не только прошлым, но в равной мере и своими целями, ожиданиями и надеждами на будущее. По его мнению, формирование личности вовсе не завершается к пяти годам. Человек может меняться, и подчас довольно значительно, на протяжении всей своей жизни.
Третье
различие между позициями Фрейда
и Юнга заключается в том, что
Юнг попытался проникнуть в область
бессознательного глубже, чем это
удалось Фрейду. Он добавил еще
одно измерение в понимание
|
Проведение
выше описание позволяет, как нам
кажется, объяснить как причины
возникновения, так и смысл некоторых
положений психоанализа З. Фрейда и
аналитической психологии К. Юнга. Интересно,
что при этом удалось также
выявить новые, ранее неизвестные
особенности таких
Подчеркнем,
что мы рассматриваем только те аспекты
деятельности человека, которые связаны
с осуществлением им управления. Также
весьма важно отметить, что основной
прогресс в нашем изучении этого
вопроса достигнут благодаря
тому обстоятельству, что мы "разорвали",
"перенесли на других людей" ряд
аспектов этих концепций, которые ранее
рассматривались как
Прежде всего напомним, что именно понимается в современной психологии под такими терминами, как Эго, Супер-Эго, Ид и Супер-Ид. Здесь мы не будем останавливаться на тех различиях, которые вносили в эти термины З. Фрейд и К. Юнг: для нас важно, что оба они отмечали в них некую общность. (За деталями мы рекомендуем обратиться к учебнику Л. Хьелл и Д. Зиглер. Теории личности. Основные положения, исследования и применение. - СПб.: Питер, 2001 - 608с., - мы еще вернемся к нему в главе 6.)
Эго -
это то, что, следуя З. Фрейду, можно
назвать внутренним каркасом, сознательной
психологической сущностью
Таким образом, в рамках теории 2АИА, справедливо такое заключение:
Эго (Я) - это тип 2АИА (тип личности, то есть тип управления, реализуемый данным конкретным человеком).
А теперь
рассмотрим кольцо индивидуального
самопрограммирования для какого-либо
типа личности. В этом кольце существует
единственный тип той же самой
рациональности. Управление, реализуемое
этим типом 2АИА, необходимо для замыкания
кольца индивидуального
В психологии
З. Фрейда и К. Юнга такой нормативный
блок информации, выполняющий роль
"блока корректировки
Такой
тип личности замыкает структуру
кольца дуального самопрограммирования
и выражает бессознательные желания,
совершенно недостижимые в условиях
реальной жизни для конкретного
рассматриваемого нами типа личности
(то есть - для конкретного человека).
И все же достижение именно этого
- очень ожидаемое и очень
Так, если рассматриваемый тип является экстравертом (то есть творит процесс), - то этот тип - интроверт, причем творит состояние именно по той же компоненте, по которой рассматриваемый тип творит процесс! Но ведь экстраверт творит процесс именно для того, чтобы система пришла в какое-то определенное состояние, именно ради прихода ее в какое-то состояние! То же самое можно сказать и о программных функциях этого и рассматриваемого типов.
Если рассматриваемый тип интроверт - картина аналогична (но для него описанный тип - экстраверт).
Но именно эти, такие, столь ожидаемые и желаемые для рассматриваемого типа компоненты информации, - и являются совершенно недостижимыми для него!
Ид в психоанализе З. Фрейда характеризуют как средоточие слепых инстинктов, либо сексуальных, либо агрессивных, стремящихся к немедленному удовлетворению независимо от отношений субъекта к внешней реальности. У К. Юнга - характеристика, по сути, та же, - но с отрывом от сексуальной интерпретации.
Таким образом:
Тип личности той же рациональности в кольце индивидуального самопрограммирования - но уже для дуала рассматриваемого типа - реализует управление, которое в психоанализе называют Ид (Оно).
Весьма интересным представляется то обстоятельство, что с использованием полученных выше результатов становится более ясным не только смысл как ряда элементов психоанализа З. Фрейда и аналитической психологии К. Юнга, но также и причины, способствовавшие их возникновению.
Действительно, психоанализ З. Фрейда отличается от аналитической психологии К. Юнга всего лишь тем, что Юнгом введен новый, отсутствующий в психоанализе, комплекс - Супер-Ид. Но мы уже знаем, что Супер-Ид - это просто та информация и та деятельность, которые может дать рассматриваемому типу лишь только его дуал. Иными словами - в психоанализе З. Фрейда отсутствует дуализация! И поэтому в его теории личности вся деятельность рассматриваемого человека оказалась направлена на поиск дуала! Именно поэтому человек у З. Фрейда всегда активен: его "слабые стороны" не прикрывает дуал, - поэтому нужной для оптимальной деятельности информацией он просто не обладает. Если к тому же принять во внимание, что сексуальное поведение - это также информация, точнее - обмен информацией (см. главу 14), - то поиск дуала фактически оказывается совмещенным с поиском оптимального сексуального партнера (можно даже сказать, что без дуала полное сексуальное удовлетворение невозможно), - именно отсюда и исходит вся "сексуальная" интерпретация Фрейдизма6! А как только рассматриваемый тип - конкретный человек - находит своего дуала - его "поисковая" активность немедленно ослабевает, что в психоанализе интерпретируется как насыщение сексуальной активности человека.
Известный из психоанализа Фрейда конфликт между Эго (Я) и Ид (Оно) - также легко интерпретируется в рамках теории 2АИА как конфликт между противоположными режимами управления: между созданием (поддержанием) процесса и созданием (поддержанием) состояния по той же компоненте информации. Но поскольку, как уже было отмечено выше, процесс "делается" для того, чтобы прийти в некое состояние (и наоборот, новое состояние "делается" при помощи неких процессов), а программная (творческая) функция может быть только или процессом, или состоянием, то человек, осознавая наличие Ид, тем не менее, всегда подавляет весь соответствующий комплекс информации.
В аналитической
психологии К. Юнга, вследствие наличия
комплекса Супер-Ид. человек оказывается
гораздо более
Интересно, что этот комплекс информации - Супер-Ид - К. Юнг связывал с так называемыми "архетипами", то есть с той информацией, которая накапливалась в социуме многими веками, и которую данный тип может воспринимать лишь только по нормативному механизму (то есть "заучиванием"), причем точный смысл воспринимаемого остается вне собственного Эго (Я) человека. Последнее - совершенно ясно явствует из теории 2АИА, поскольку смысл, вкладываемый в вербальные и иные виды представления информации, рассматриваемый тип и его дуал воспринимают по-разному, и необходимо наличие определенного опыта для того, чтобы научиться переводу "высказываний" своего дуала (то есть - Супер-Ид, а по К. Юнгу - "архетипной" информации) на свой внутренний язык (на язык Эго). Для Юнговских "архетипов" характерно также то, что каждый тип личности "выбирает" из одного и того же материала (то есть - из одной и той же информации!) что-то "свое", нужное для себя: теперь мы знаем, что это - информация, характерная для его дуала! Однако если дуал предоставляет рассматриваемому типу информацию творчески, то есть оптимально соответствующую необходимым нуждам типа (и, к тому же при изменении условий ее соответствующим образом изменяет), то информацию, которую рассматриваемый тип самостоятельно берет из "архетипов", этот тип рассматривает как некую константу, как "заданную навсегда" - и с очень большой неохотой и очень большими усилиями ее изменяет в процессе своей жизни.
Таким образом, можно подытожить:
Психоанализ
З. Фрейда описывает в терминах психологии
личности некоторые аспекты