Отклоняющееся девиантное поведение

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 14:02, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования
С большим уважением и тактом к сложному внутреннему миру ребенка нужно относится всегда, но особенная четкость требуется к переходу к подростковой позиции. Увы, именно в это время мы из одной крайности бросаемся в другую: требуем как со взрослого, а прав не даем. Вот тут-то и нужно искать основы постоянных конфликтов.
Переходный период это сложный процесс, который у каждого подростка еще имеет и личностный оттенок. К взрослению каждый идет своим путем, это зависит от уровня развития, испытания отдельного человека, семейной обстановки и окружения, психологический климат в классе, во дворе и т. д.

Файлы: 1 файл

курсовая 2.docx

— 48.83 Кб (Скачать)

2.8. Суицидное поведение

Суицидное поведение может иметь  место у подростков и вне острых аффективных реакций.

Свойственные переходному возрасту фиксации на собственном «я», склонность к самоанализу, переоценка ценностей, увлечение проблемами смысла жизни, поиск своего места в ней вместе с бескомпромиссностью, и сформированностью диалектического мышления, однозначностью оценки вокруг происходящего и большим влиянием эмоций на интеллект по существу делает подростков группой повышенного риска в отношении разрешения трудных, с их точки зрения, ситуаций путем самоубийства.

Суицидная попытка становиться  более вероятной и в связи  с недостаточной способностью подростка  предвидеть возможные последствия  своих действий. Л.К. Личко усматривает определенную связь между типом суицидного поведения и типом акцентуации характера. По его мнению, демонстративные суицидные действия более свойственны истероидным, а истинное суицидное поведение – сенситивным личностям.

Ситуационно-личностные конфликты, могущие  привести подростка к суицидальным мыслям, намерениям и даже покушениям на самоубийство, достаточно многообразно.

Постоянные незаслуженные упреки или унижения со стороны сверстников  или школьных учителей при отсутствии теплого и доброго отношения  и понимания в семье или  обратная ситуация могут выработать у подростка пессимистическое отношение  к миру, чувстве безысходности  и как единственную в его представлении  возможность в разрешении ситуации – самоубийство.

Инвалидизация или косметический дефект, оставляющий подростка вне круга романтических отношений, формирует чувство безнадежности, отвергнутости, приводит к рациональной оценке перспектив и, в силу названных выше психологических особенностей подросткового возраста, делает подобный личностный конфликт весьма суицидоопасным.

Из других опасных в отношении  самоубийства конфликтов у подростков можно назвать несостоятельность в какой либо сфере, в том числе и сексуальные неудачи при неделикатном поведении партнера, падением престижа, изменение привычного стереотипа, ведущее, например, к социальной изоляции, неудовлетворенность поведением и личными качествами значимых других (чаще родителей).

Значение внутриличностных и внешних социальных факторов в возникновении побуждений к суициду, по видимому, носит характер обратно пропорциональной зависимости, то есть, чем труднее и невыносимее ситуация, тем меньше предуготованность (акцентуация – психопатия) личности требуется для суицидного поступка и, наоборот, чем выраженнее личностное своеобразие подростка, тем более нейтральная, с точки зрения постороннего, ситуация, и тем большее число таких ситуаций могут оказаться суицидоопасными.

Независимо от конкретных мотивов  суицида, подростки, готовящиеся к  нему, во многих случаях прямо или  косвенно дают окружающим знать о  своих намерениях. Это может быть стремление к уединению, написание  последних писем за закрытой дверью, какие-то особенные интонации, с  которыми начинают произноситься слова: «До свидания», «Прости». Чаще всего это не поза, а последний призыв о помощи, который в условиях дефицита чуткости редко бывает услышан.

2.9. Ранняя половая жизнь

Ранняя половая жизнь может  рассматриваться в качестве патологической сексуальной девиации, если начинается до наступления половой зрелости. Вследствие акселерации половая  жизнь заметно «помолодела». Это  явление, не будучи патологическим, вызывает тревогу, поскольку, не достигнув социальной зрелости, подростки не учитывают  возможных последствий половой  жизни. У романтичных подростков столкновение с «грубой прозой секса» может вызвать чувство глубокого  разочарования, даже депрессивные реакции. Ранняя половая жизнь наиболее характерна для подростков с гипертимными чертами личности, что связано как с рано пробуждающимся интенсивным половым влечением, так и со свойственным им легкостью в общении.

Заключение

Нельзя быстро и без труда  разрешить все проблемы подросткового  возраста. И взрослые, и подростки  должны набраться терпения и продолжать работать, разговаривать друг с другом, любить друг друга. Полезный опыт появляется тогда, когда человек, полагаясь  на свою мудрость, справляется с  конфликтами и депрессией, берет  на себя ответственность за все происходящее и готов к встрече с новыми жизненными проблемами. Шрамы появляются тогда, когда дух терпит крах. Незаживающая рана свидетельствует о том, что исцеление не наступило, и она не затянулась даже тонкой кожицей. Причиной тому являются тяжелые психологические и социальные условия. Опыт практической работы психологов убеждает, что взрослые стремятся сделать все, чтобы кризис подросткового возраста прошел, не оставив у их ребенка незаживающих следов. Они часто с тревогой ожидают приближения подросткового возраста у своих детей. Волнение вызывают и их собственные воспоминания об отрочестве, и многочисленные страшные истории о подростковом алкоголизме, наркомании, сексуальных извращениях и злостном хулиганстве. Если взрослого во всем ограничивать, то он, как и подросток, будет сильно страдать. (Попытки сексуального контакта подростков вызваны жаждой нежности, тепла и близости, а повышенная агрессивность - результат отчаянного желания не выглядеть слабым и зависимым). Разрешение и серьезных и пустяковых проблем зависит от того, известны ли взрослым подходящие алгоритмы их решений. Если они знают выход из ситуации - половина дела уже сделана. Чтобы снять повышенную тревожность, взрослым стоит понаблюдать за подростком, узнать, какие замечательные дела совершаются руками их детей. Следует обращать внимание на перестройку характера взаимоотношений и общения родителей с юношами и девушками в сторону сотрудничества, реализации стремления стать для юности другом и советчиком.

Библиографический список

1. Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. М., 1991

2. Бахтин М.М. Эстетика словесного  творчества. М., 1979 г

3. Возрастная и педагогическая  психология под ред. Гамезо и др. М., 1984

4. Возрастная психология. Учебник.  М., 1999 г

5. Выготский Л.С. Собр. Соч. Т. 4 .

6. Ковалев С.В. Психология современной  семьи. М., 1988 г

7. Кон И.С. Психология ранней  юности. М., 1991

8. Корниенко Н. А. Типология  личности. Новосибирск 1998 г.

9. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. М., 1983 г

10. Поливанова Л.Б. Психологическое  содержание подросткового возраста// Вопросы психологии N 5 1992 г

11. Психология современного подростка  под ред. Д. И. Фельдштейна М., 1997 г.

12. Рем Шмидт Х. Подростковый  и юношеский возраст// Мир 1994 г.

13. Учителям и родителям о  психологии подростка. Под ред.  Г.Г.Аракелова. М.,1990 г.


Информация о работе Отклоняющееся девиантное поведение